Рабочая программа КСЕ для религиоведов

Майоров Дмитрий Николаевич
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения


                УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________
«___» __________ 2010.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплина Концепции современного естествознания
специальность 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6лет) / заочно-сокращенное (3 года 9 мес.)
курс 1 / 1 / 1
семестр 1-2/1-2 /1-2
лекции 70 / 20 / 20
практические занятия 35 / 12 / 12
Самостоятельная работа          95 час
Зачет
Экзамен   1 / 1 / 1
 2 / 2 / 2
к/работа      2 / 1 / 0





Тюмень 2010 г
 
Выписка из ГОС. При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».

ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания
Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; антропосоциогенез и генетика человека; физиология, здоровье, эмоции, работоспособность; самоорганизация в живой и неживой природе; принцип универсального эволюционизма.    200
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1                «10» сентября 2008 г.
Заведующий кафедрой религиоведения              ______________   Г.П.Худякова





Рабочую программу разработал:
Преподаватель кафедры «Религиоведения»  Д.Н.. Майоров, ст. преп.
E-mail: religion@tgngu.tyumen.ru, dmitriy1967@hotbox.ru
 
1. Цели и задачи дисциплины
Знание естествознания для современных ученых гуманитариев необходимо не просто как образованным специалистам, но
1.1. Цель дисциплины: на базе сведений, полученных при изучении курсов естествознания (физика, химия, биология, анатомия, астрономия, математика, геометрия, география, экология и т.д.) в рамках общеобразовательной школьной программы сформировать  у  студентов общие представления о концепциях современного естествознания
1.2 Задачи дисциплины:
Получить представление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятиях состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- о иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры
1.3. Результаты обучения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать историю развития философских представлений о религии, основные современные философские концепции религии, направления религиозной философии и религиозно-философской антропологии, понимать сущность религии, специфику религиозной метафизики, онтологии и гносеологии;
- иметь целостное представление о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии, их предмете, содержании базисных теоретических принципах, истории развития; об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о ее месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, в жизнедеятельности личности;
- понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки;
- уметь постигать устройство окружающего мира,
- прогнозировать основные перспективные направления дальнейшего развития естественных наук и представлять их место в современной системе общечеловеческих ценностей,
- ориентироваться  в возможностях практического применения естественных наук.
Системообразующим элементом подготовки религиоведа в отношении содержания и результата образования является компетентностная модель выпускника, разработанная в нашем университете. Религиовед как специалист, конечно, должен быть компетентен в области естествознания как современный образованный человек. Но так как успехи естественных наук повлияли на все сферы человеческого бытия, то, конечно, и религия оказалась в сфере этого воздействия, особенно в области взаимодействия ее с научным мировоззрением. При этом оказались затронуты и основы вероучительных систем, касающихся переосмысления идеи творения мира, возникновения жизни и человека, действия Бога в мире (промысел) и т.д. Эти вопросы рассматриваются в учебной дисциплине «Наука и религия», однако КСЕ является первой составляющей при изучении взаимодействия научного и религиозного мировоззрений.
2.Место дисциплины в учебном процессе.
В данном курсе излагаются современные естественнонаучные представления об окружающем мироздании, необходимые не только студентам – естественникам, но и гуманитариям. Это базовая дисциплина для дальнейших курсов, в которых излагаются научные данные с точки зрения представителей религиозных конфессий – «Наука и религия», «Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений», «Религиозная феноменология» и др.
3.Содержание дисциплины
В содержание дисциплины, кроме специальных вопросов,  вводится воспитательный аспект обучения, заключающийся в изучении ответственности ученого-естествоиспытателя за свои изобретения, что близко соприкасается с религиозными императивами  и древним врачебным принципом «не навреди».
Криологический аспект обучения в ТюмГНГУ, связан, как известно,  с изучением промышленной разработки полезных ископаемых Севера Тюменской области и разрушения при этом хрупкой  криосферы – слоя вечной мерзлоты. Необходим комплексный подход к изучению криосферы Земли как целостного объекта исследования, включающего все криогенные процессы в различных геосферах (литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере). Криосфера Земли рассматривается при этом не как зона освоения, а как область жизнедеятельности. С точки зрения учения Вернадского В.И., изучаемого в курсе КСЕ, существует еще и ноосфера Земли. От разумной деятельности людей во многом зависти их среда обитания.
Инновационный аспект  преподавания КСЕ ; в изучении именно современных концепций науки. А это предполагает не только изложение «сводок с переднего фронта» науки, но и их систематизацию.
Информационный аспект  преподавания состоит в широком привлечении технических средств обучения –электронному тестированию, использованию в ходе бучения передовых интернет-технологий, при написании рефератов, курсовых работ широко привлекаются электорнные СМИ, базы данных и полнотекстовые электронные библиотеки, научные и научно-популярные  сайты и порталы. Для преподавния КСЕ специально разработана «Электронная хрестоматия».

3.1. Содержание лекционных занятий

№ недели Наименование тем и их содержание Количество часов Методы преподавания
1,2 1. Введение в предмет КСЕ. Роль естествознания в истории человечества 2/1/3 Вводная лекция
3, 4 2. Основы религиозного подхода к научному познанию окружающего мира 4/1/3 Лекция-информация
5, 6 3. Принцип системности в познании окружающего мира 4/1/3 Лекция-информация
7, 8 4. Универсальные законы Вселенной 4/1/3 Лекция-информация
9,10 5. История познания человеком окружающего мира 6/2/3 Лекция-информация
11, 12 6. Тенденции развития естествознания 4/1/3 Лекция-информация
13, 14 7. Научный метод. 4/1/3 Лекция-информация
15, 16, 17 8. Основы научных представлений макроуровня организации материи 8/3/3 Лекция-информация
19, 20, 21 9. Некоторые особенности биологических систем 8/2/3 Лекция-информация
22, 23 10. Микромир: некоторые концепции современной физики 8/2/3 Лекция-информация
24, 25 11. Происхождение человека и вселенной 6/1/2 Проблемная лекция
26, 27 12. Сравнение теорий сотворения и эволюции 6/1/2 Проблемная лекция
28, 29 13. Основания для доверия теории сотворения 2/1/2 Метод конкретных ситуаций
30, 31 14. О значении нашего мировоззрения 2/1/2 Лекция-информация
32 15. Заключение 2/1/2 Лекция-информация
Всего часов: 70/20/40

Тематика лекционных занятий
ВВЕДЕНИЕ. Введение в предмет КСЕ. Роль естествознания в истории человечества
1. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПОДХОДА К НАУЧНОМУ ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Введение.
Роль человека в мироздании и в познании окружающего мира.
Представление о системе научной деятельности.
Религиозный взгляд на значимость человека.
Место естествознания в системе культуры человечества.
2. ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Особенности религиозного представления о системном методе
Структурные уровни мироздания: макромир, микромир, мегамир
Исторические тенденции классификации в естествознании
3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ
Закон всеобщей целесообразности
Закон познаваемости мироздания
Закон сохранения и превращения энергии
Закон всеобщей зависимости от источника энергии
Закон причины и следствия
4. ИСТОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Предпосылки появления естествознания
Натурфилософия – первая попытка людей обобщить знания об окружающем мире
Характеристика отдельных этапов развития натурфилософии
Особенности развития познания с появлением христианства
Появление современной науки
Предпосылки появления современной науки
Этапы развития науки
Особенности первого этапа развития науки
5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Утверждение понятия поля в естествознании
Расширение представлений об элементах материальных систем
Трансформация представлений о материи, энергии, пространстве
Развитие представлений о взаимопревращениях энергии и диалектизация современного естествознания
6. НАУЧНЫЙ МЕТОД.
Классификация методов научного познания.
Общенаучные методы.
Эмпирического познания.  Наблюдение.  Эксперимент.  Измерение. Общенаучные методы теоретического познания. Абстракция. Идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Индукция и дедукция. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ в синтез. Аналогия и моделирование. Гипотетико-дедуктивная модель познания. Этапы познания. Характеристика научного знания. Границы научного метода
7. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАКРОУРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
Основы механистического естествознания
Классическая концепция Ньютона
Понятие энергии в механике
Ограниченность представлений о материи в рамках механических моделей
Основы представлений о тепловой энергии
Понятия тепла и температуры
Законы термодинамики
Развитие представлений о теплоте и температуре
Основы представлений о химической форме движения материи
Характеристика основных элементов химических систем и их взаимодействия
Энергия связи в химических соединениях
Некоторые особенности энергетики химических превращений.
8. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Структурные уровни живого
Клетка как первокирпичик живого
Генетический механизм управления биологическими системами
Особенности современных научных знаний о мире, ограниченном для непосредственного наблюдения человеком
9. МИКРОМИР: НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
Развитие представлений о строения атома
Квантовая модель строения атома
Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи
Мегамир: Современные астрофизические и космологические концепции
Системы мегамира
Форма существования
материи в энергии в мегамире
Теории происхождения
Солнечной системы и вселенной
Пространство и время в свете современных научных представлений
Понятия пространства и времени
Современная физическая теория пространства и времени
Свойства пространства и времени
10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ВСЕЛЕННОЙ
Сравнение теорий сотворения и эволюции
Основные положения теории эволюции
Недостающие звенья теории эволюции
11. СРАВНЕНИЕ ТЕОРИЙ СОТВОРЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ
Совершенный дизайн не может быть продуктом случая
Свидетельства молодого возраста земли
12. Основания для доверия теории сотворения
13. О значении нашего мировоззрения
14. Заключение
3.2. Содержание практических занятий
Тематика практических занятий разработана в соответствии с лекционным курсом и требованиями государственного образовательного стандарта. Подготовка к практическим занятиям включает проработку лекционного материала, а также самостоятельное изучение отдельных вопросов по заданным темам.
№ п/п
Наименование тем и их содержание Количество часов Методы преподавания
1, 2 1. Основы религиозного подхода к научному познанию окружающего мира 1/1/2 Обучающий контроль
3, 4 2. Принцип системности в познании окружающего мира 2/1/2 Обучающий контроль
5, 6 3. Универсальные законы Вселенной 2/1/2 Работа с печатными источниками
7,8,9 4. История познания человеком окружающего мира 2/1/3 Работа с печатными источниками
11,12,13 5. Тенденции развития естествознания 2/1/2 Обучающий контроль
14,15,16 6. Научный метод. 2/-/2 Обучающий контроль
17,18,19 7. Основы научных представлений макроуровня организации материи 4/1/3 Ситуационный  метод
21,22,23 8. Некоторые особенности биологических систем 4/1/2 Обучающий контроль
24,25,26 9. Микромир: некоторые концепции современной физики 4/1/2 Обучающий контроль
27,28 10. Происхождение человека и вселенной 4/1/2 Проблемный семинар
29,30 11. Сравнение теорий сотворения и эволюции 4/1/2 Проблемный семинар
31 12. Основания для доверия теории сотворения 2/1/2 Обучающий контроль
32 13. О значении нашего мировоззрения 2/1/2 Ситуационный  метод
Всего часов: 35/12/28

3.4.  ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Темы для самостоятельной работы и конспектирования в I-й семестр обучения:
Первое задание на самостоятельную подготовку:
1. Основы религиозного подхода к научному познанию окружающего мира
2. Принцип системности в познании окружающего мира
3. Универсальные законы Вселенной
4. История познания человеком окружающего мира
5. Тенденции развития естествознания
6. Научный метод.
7. Основы научных представлений макроуровня организации материи
Второе задание: Письменно ответить на вопросы 1-32, вопросы к зачету (пункт 3.6 настоящей программы)
Третье задание: Прорешать по первые две задачи из каждого раздела книги: Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М., изд. «Высшая школа», 2002 г

Темы для самостоятельной работы и конспектирования во II-й семестр обучения:
Четвертое задание на самостоятельную подготовку:
8. Некоторые особенности биологических систем
9. Микромир: некоторые концепции современной физики
10. Происхождение человека и вселенной
11. Сравнение теорий сотворения и эволюции
12. Основания для доверия теории сотворения
13. О значении нашего мировоззрения
Пятое задание: Письменно ответить на вопросы 33-67, вопросы к зачету (пункт 3.6 настоящей программы)

3.5. ТЕМЫ  ДОКЛАДОВ (РЕФЕРАТОВ)
3. Написание реферата — творческий процесс, предполагающий самостоятельность мышления и требующий определенных навыков. Рекомендуется следующий порядок работы над рефератом:
3.5.1. выбрать тему и подобрать литературу, получив консультацию у преподавателя, либо самостоятельно
3.5.2. начать с изучения первоисточников, их конспектирования в соответствии с интересующей студента темой: стремиться логически анализировать содержание, при пересказе правильно формулировать и - раскрывать теоретические положения.
3.5.3. использовать статьи и монографии отечественных и зарубежных авторов,
3.5.4. кореллировать теоретические положения с фактическим и иллюстративным материалом, реальной практикой научного познания и общественной жизни,
3.5.5. сформулировать, свое отношение к рассматриваемым вопросам и позициям авторов использованных статей и монографий, что во многом повысит самостоятельность и ценность работы,
3.5.6. правильно оформить реферат
Требования к оформлению реферата
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ содержит: название института, название кафедры, по которой выполнена работа, название работы, фамилию, имя, отчество студента, фамилию, инициалы преподавателя, дату написания.
ОГЛАВЛЕНИЕ включает в себя содержание реферата с указанием страниц.
ВВЕДЕНИЕ содержит изложение задач реферата,
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ должен быть разбит на пункты или параграфы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержит основные выводы и итоги проделанного исследования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (с указанием точных библиографических данных, соответствующих данным каталога в библиотеке) Неверное оформление списка литературы - наиболее распространенная и грубая ошибка, снижающая впечатление от работы в целом
Темы №1-23 даны по книге «Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания». Серия «Банк рефератов».Отв.редактор проф. Самыгин С.И. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г. Темы №24-28 предложены по книге Морозова Е.Г. Введение в естествознание – М., 2001 г.
Тема для реферата может быть другой: выбрана или самим студентом, или предложена преподавателем. И в том, и в другом случае необходимо согласование с преподавателем по объему сочинения и количеству привлекаемых источников.
Тема №1 «Функции современного естествознания»
Тема №2: «Парадигмы современного естествознания»
Тема №3: «Методология и методы естественно-научного познания»
Тема №4: «Натурфилософские представления и научные знания античности и средневековья»
Тема №5: «Научные революции эпохи Возрождения и Нового времени»
Тема №6: «Естественно-научная и научно-техническая революции XX в. и смена типов миропонимания»
Тема №7: «Панорама естествознания XX в.»
Тема №8: «Пространство и время»
Тема №9: «Элементы квантовой физики»
Тема №10: «На пути построения единой теории поля»
Тема №11: «Современные представления о Вселенной» ....
Тема №12: «Своеобразие планетарной эволюции»
Тема №13: «Специфика химии, ее место в естествознании»
Тема №14: «Химия и научная картина природы»
Тема №15: «Химия в логике развития научного знания»..
Тема №16: «Концепция универсального эволюционизма»..
Тема №17: «Развитие идей об эволюции жизни»
Тема №18: «Характеристика биологического уровня организации материи»
Тема №18: «Опасно ли клонирование?»
Тема №19: «Биологическое и социальное в развитии личности»
Тема №20: «Человек как носитель физических полей»
Тема №21: «Информация и информационные взаимодействия как основа развития
естествознания в начале XXI в.»
Тема №22: «Проблемность ноосферы»
Тема №23: «Поиск внеземных цивилизаций»
Тема №24: «Мегамир: Современные астрофизические и космологические концепции»
Тема №25: «Теории происхождения Солнечной системы и Вселенной»
Тема №26: «Сравнение теорий сотворения и эволюции»
Тема №27: «Свидетельства молодого возраста Земли»
Тема №28: «Свидетельства молодого возраста земли»
Тема №29: «Основания для доверия теории сотворения»
Тема №30: «Совершенный дизайн не может быть продуктом случая».

3.6. Перечень курсовых работ

3.7. Задания к  контрольным  мероприятиям (примерные тесты, вопросы и т.д.)

3.6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ
1. Основы религиозного подхода к научному познанию окружающего мира.
2. Роль человека в мироздании и в познании окружающего мира.
3. Представление о системе научной деятельности.
4. Религиозный взгляд на значимость человека.
5. Место естествознания в системе культуры человечества.
6. Принцип системности в познании окружающего мира.
7. Особенности религиозного представления о системном методе.
8. Структурные уровни мироздания: макромир, микромир, мегамир.
9. Исторические тенденции классификации в естествознании.
10. Универсальные законы вселенной: закон всеобщей целесообразности, закон познаваемости мироздания, закон сохранения и превращения энергии, закон всеобщей зависимости от источника энергии, закон причины и следствия.
11. История познания человеком окружающего мира.
12. Предпосылки появления естествознания.
13. Натурфилософия – первая попытка людей обобщить знания об окружающем мире.
14. Характеристика отдельных этапов развития натурфилософии.
15. Особенности развития познания с появлением христианства.
16. Появление современной науки.
17. Предпосылки появления современной науки.
18. Этапы развития науки.
19. Особенности первого этапа развития науки.
20. Тенденции развития естествознания
21. Утверждение понятия поля в естествознании.
22. Расширение представлений об элементах материальных систем.
23. трансформация представлений о материи, энергии, пространстве.
24. Развитие представлений о взаимопревращениях энергии и диалектизация современного естествознания.
25. Научный метод.
26. Классификация методов научного познания.
27. Общенаучные методы. Эмпирического познания.  Наблюдение.  Эксперимент.  Измерение.
28. Общенаучные методы теоретического познания. Абстракция. Идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Индукция и дедукция.
29. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ в синтез. Аналогия и моделирование. Гипотетико-дедуктивная модель познания.
30. Этапы познания. Характеристика научного знания. Границы научного метода.
31. Основы научных представлений макроуровня организации материи.
32. Основы механистического естествознания
33. Классическая концепция Ньютона.
34. Понятие энергии в механике.
35. Ограниченность представлений о материи в рамках механических моделей.
36. Основы представлений о тепловой энергии.
37. Понятия тепла и температуры.
38. Законы термодинамики.
39. Развитие представлений о теплоте и температуре.
40. основы представлений о химической форме движения материи.
41. Характеристика основных элементов химических систем и их взаимодействия.
42. Энергия связи в химических соединениях.
43. Некоторые особенности энергетики химических превращений.
44. Некоторые особенности биологических систем.
45. Структурные уровни живого.
46. Клетка как первокирпичик живого.
47. Генетический механизм управления биологическими системами.
48. Особенности современных научных знаний о мире, ограниченном для непосредственного наблюдения человеком.
49. Микромир: некоторые концепции современной физики.
50. Развитие представлений о строения атома.
51. Квантовая модель строения атома.
52. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи.
53. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции системы мегамира, форма существования материи в энергии в мегамире.
54. Теории происхождения Солнечной системы и вселенной
55. Пространство и время в свете современных научных представлений.
56. Понятия пространства и времени.
57. Современная физическая теория пространства и времени.
58. Свойства пространства и времени.
59. Происхождение человека и вселенной.
60. Сравнение теорий сотворения и эволюции.
61. Основные положения теории эволюции.
62. Недостающие звенья теории эволюции.
63. Сравнение теорий сотворения и эволюции.
64. совершенный дизайн не может быть продуктом случая.
65. Свидетельства молодого возраста Земли.
66. Основания для доверия теории сотворения.
67. О значении нашего мировоззрения.
3.8. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Рейтинговая система оценки по курсу «Концепции современного естествознания» для студентов 1/1 курса специальности «Религиоведение» на 1-2/1-2 семестры

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
2 Письменная домашняя работа 5
3 Активное участие в дискуссии 7
4 Контрольная работа 0-10
5 Написание реферата / создание проекта 5-12
6 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
7 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
8 Текущая проверочная работа 5
9 Активное участие в дискуссии 7
10 Контрольная работа, тест 0-25
11 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В настоящем курсе не ставится задача систематического описания окружающего мира с точки зрения современного естествознания, что, очевидно, невозможно в рамках двухсеместрового курса, и  весьма проблематично для естественнонаучных факультетов университетов. По убеждению автора в курсе “Современные концепции естествознания” для студентов специальности «религиоведение» основное внимание необходимо уделять следующим аспектам:

1. Объективно существуют законы природы, не зависящие от определяемых мировоззрением исследователя его желаний, которые часто не вписываются в ранее общепринятые теоретические концепции.
2. И все же мировоззрение во многом определяет направление и интенсивность научного поиска, и является решающим в формировании ответственности ученого за результаты своего труда.
3. Изучение истории естествознания позволяет сделать вывод о том, что разумное устроение Вселенной, убеждало исследователей с религиозным мировоззрением делать вывод о существовании Сверхразумного Творца. И это убеждение уже не является предметом научного исследования, ибо оно лежит в другой сфере духовной культуры человека – религиозной. Соотношение науки и религии составляет предмет особых дисциплин специальности «религиоведение» и подробно в данном курсе КСЕ не рассматривается.

4. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
  Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиографии рабочих про-грамм)



без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой


1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 70
35 85,5 3,8 5,7
9,5 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-2 Тема 1. Введение 5 4 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.5-13
3-4 Тема 2. О научном познании окружающего мира 5 4 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.13-15
5-6 Тема 3. Принцип системности в познании окружающего мира 5 5 1,3 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.21-31
7-8 Тема 4.. Универсальные законы Вселенной. 10 9 1 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.31-35
9-10 Тема 5. История познания человеком окружающего мира 10 11 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.39-78
11 Тема 6. Тенденции развития естествознания. 10 8 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.78-96
12 Тема 7. Научный метод. 10 8 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.107-144
13 Тема 8 Основы научных представлений макроуровня организации материи 10 4 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.145-189
14 Тема 9. Некоторые особенности биологических систем. 10 8 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.185-189
15 Тема 10. Микромир: некоторые концепции современной физики. 10 7 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.197-244
16 Тема 11. Происхождение человека и вселенной. 3 5 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.232-252
17 Тема 12. Сравнение теорий сотворения и эволюции. 4 8 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.257-262
18 Тема 13. Заключение 3 4,5 1,4 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.262-267
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. Основная литература:
1. Морозова Е.Г. Введение в естествознание – М., 2001 г
2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М., «Маркетинг», 2001 г.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – г. М., «Владос», 2003 г.
4. Карпенков С.Х.. Концепции современного естествознания. Практикум. – М., изд. «Высшая школа», 2002 г.
5. Самыгин С.И., проф. отв. редактор. «Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания». Серия «Банк рефератов».– Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.
6. В. П., Ратников В. П., Голубь В. Ф. и др. Концепции современного естествознания. — М., 1997.
7. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. М., 1997
8. Линдсей Д. Г. Противоречие происхождения: сотворение или случайность. Серия «Мироздание». — Минск, 1997, т. 8.
9. Самыгин С. И. Концепции современного естествознания.— «Феникс», 1997.
10. Марцинковский В. Смысл жизни.— Новосибирск, 1996, 272 с.
11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.—М., 1981.
12. Азернчков В. 3. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых.— М., 1972, с. 14—15.
13. Stanley D. Beck. Natural Science and Creationist Theology// Bioscience 32. October 1982, 739c.
14. Шеффер Ф. Как же нам теперь жить? — Чикаго, 1990.
15. Кун Т. Структура научных революций . — М., Прогресс, 1975, с.
16. Бернал Дж. Наука в истории общества. — М., 1956
17. Кузнецов Б. Т. От Галилея до Эйнштейна.— М., Наука, 1966, с. 38.
18. Эйнштейн А. И., Инфельд Л. Эволюция физики. — М., 1965.
19. Седов Л. И. Галилей и основы механики. — М., 1964.
20. Холличиер В. Природа в научной картине мира. — М., 1966, с. 109.
21. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. — М., 1982.
22. Келигов М. Ю. Идеи развития в естествознании. — Ростов-на-Дону, 1988.
23. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. — М. 1961.
24. Парное Е. И. На перекрестке бесконечностей. — М., 1967.
25. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.
26. Ульман Крис. Библейское учение о сотворении мира. — М., 1992.
27. Назаров И. В. Методология геологического исследования.— Новосибирск, 1982.
28. Байбаков С. П., Мартынов А. И. С орбиты спутника — в глаз тайфуна. — М.. 1986.
29. Гейзенберг В. Теория, критика и философия. Успехи физических наук.— 1970, т. 102, вып. 2, с. 303.
30. Губарев В. Вихри в океане // Правда, 1984, 26 сентября, с. 6.
31. Павлов И. П. Поли. собр. соч. — М-Л., 1951, т. II, кн. 2.
32. Карцев В. П. Эксперимент и практика. — М., 1974.
33. Орнатский П. П. Те с физики. — Л-М., 1933, т. 1.
34. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
35. Васильев С. А. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности // Логика и методология науки. — М., 1967. с. 133.
36. Ракитов А. И. Соотношение точности и адекватности в формализованных языках
37. Логика и методология науки. — М., 1967, с. 115. Ъ2.МостепаненкоМ. В. Философия и методы научного познания. —Л., 1972, с. 134.
38. Новик И. В.. Уемов А. И. Моделирование и аналогия// Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М., 1968, с. 290.
39. Гельмгольц Г. О сохранении сил. — М., 1922, с. 15.
40. Смородчнскчй Я. А. Температура. — М., 1987.
41. Пекле Э. О теплоте и ее применении в искусстве и ремеслах. 1830 // Дорфман Я. Г. Всемирная история физики. — М.. 1979, с. 74.
42. Фен Дж. Машины. Энергия. Энтропия. — М., 1986.
43. Карно С. Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу. — М-СПб., 1923.
44. Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. — М., 1998.
45. Лоренс Кроф. Миф о химической эволюции // Крымское общество креациониой науки. Буклет № 33, 1997.
46. Йохансен Э. Кэррон Т. У. Инстинкты и творение. — Христианский научно-апологетический центр. Буклет № 31, 1997.
47. Линдсей Д. Г. Основы мироздания. — Даллас, 1993, г. 1.
48. Линдсей Д. Г. Основы мироздания. Противоречие происхождения: сотворение или случайность. — Даллас, 1991, т. 1.
49. Головин С. Л. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность? — Симферополь, 1994.
50. Оакланд Р. Очевидность сотворения мира. — М., 1993.
51. Leslie. Orgel. Darwinism at the very beginning of life//New Scientist, April 1982, p. 151.
52. Richard E. Dickerson. Chemical evolution and the origin of life // Scientific American, vol. 239 (3), September 1978, pp. 77-78.
53. Pierre — Paul Grasse. Evolution of Living Organisms, Academic Press, New York, 1977, p. 107.
54. Arthur Kocstler in Janus: Л Summing UP. — Random Mouse, New York, 197S, pp. 184-185,
55. Др. Колин Паттсрсон. Интервью о кладистике для Би-Би-Си, 4 марта 1982. Steven М. Stanley. A theory of evolution above the species level II Proceedings of the National Academy of Science USA, vol. 72 (2). February 1975, p. 646.
56. Генри Морис. Сотворение мира: научный подход // Институт креационных исследований • — Сан-Диего, 1981.
57. .Hugh Ross. The Creator and the Cosmos. — Navpress, Colorado, 1995.
58. Сб. Естественно-научные представления Древней Руси. - М., Наука, 1988.
59. Хью Росс. Астрономические доказательства существования библейского Бога. 1993.
60. Дэвид Роузвер. Паука о сотворении мира.— Крымское общество креацнонной пауки. Симферополь, 1995.
61. Hamilton, Donald. The Special Evolution of Galaxies. 1. An Observational Approach // Astrophisical Journal, 297 (19S5), pp. 371-389.
62.  Hawking, Stefen and Penrose Roger. The Singularities of Gravitational Collapse and Cosmology // Proceedings of the Royal Society of London. Series A, 314 (1970), pp. 529-548.
63. Hawking, Stefen W. and Ellis. George F. R. The Cosmic Black Body Radiation and the Existing of Singularities in our Universe II Astrophysical Journal, 152, (1968) pp. 25-36.
64. ПрентисДэвид. Теория эволюции и сотворения. Обзор фактов // Крымское общество креационной науки. Буклет № 26.
65. Лестер Лейн. П. История жизни// Крымское общество креационной науки. Буклет № 28.
66. Frederic В. Jueneman. Secular catastrohism // Research and Development, June 1982, p. 21.
67. Hubble Edvin. A Relation Between Distance and Radial Velocity Among Extra- Galactic Nebulae // Proceedings of the National Academy of Sciences, 15, 1929, pp. 168-173.
68. William D. Stansfield // The Science of Evolution. — Macmillan, New York, pp. 82, 84.
69. Сб. Наука, философия, религия. —Дубна, 1997.
70. Кокин А. В. Концепции современного естествознания. -- М., 1998.
71. . Девис П. Случайная вселенная.? М., 1985, с. 141.
72.  Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии. Космология. Теория и наблюдение. — М, 1978, с. 369 380.
73. Флоровский Г. В. Восточные отцы V -VIII веков. Париж, 1933.
74. . Роуз С. Православный взгляд на эволюцию. — М.,1997.
75. . Батюшкова И. В., Бляхер Л. Я., Быков Г. В. Развитие естествознания в России. — М., 1977.
76.  Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М., 1996.
77.  Архимандрит Платон. О бытии человека //Сб. Православие и экология. — М., Московский патриархат, 1999, 439 с.
78.  Русские философы (конец XIX- начало XX века). Антология, вып. 2. — М., 1994, 424 с.
79.  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, г. 9, кн. 2 — СПб., 1903.
5.2. Дополнительная литература:
80. И.Р. Пригожин "От существующего к возникающему", М., 1994.
81. Ю.Л.Ермолаев, А.Л.Сание "Электронная синергетика", ЛГУ, 1989.
82. Ю.Л.Климонтович "Турбулентное движение и структура хаоса", Наука,1990.
83. А.П.Пурмаль "Как превращаются вещества", Наука,1989.
84. М.Д.Франк-Каменецкий "Самая главная молекула", Наука, 1989.
85. М.Б.Веркимблит "Электричество в живых организмах", Н.,1989.
86. И.Д.Новиков “Как взорвалась Вселенная”, Н.,1990.
87. К.Ю.Богданов “Физик в гостях у биолога”. Н., 1990.
88. А.В. Бялко “Наша планета Земля”. Н. 1990.
ДП.4.2.3-09-2008


Лист регистрации изменений


изм. Номера листов (страниц)
Всего
листов в
документе

доку-мента Вход.

сопров.
док.
и дата

Подпись

Дата

изме-ненных
заме-ненных
новых аннули-рован-ных