Немного об истории казачества на Медведице до 17 в

Валентин Киреев
Еще во времена Золотой орды южные границы России защищали казаки. Их поселения были на пути татар и монголов при походе на Русь. Поэтому казаки первыми вступали в бой с ордами захватчиков.
В 1354 году при митрополите Алексее вся левая сторона Дона с притоками Хопром и Медведицей отошла в состав Рязанской епархии. Правая сторона Дона в состав Сарской (Подонской) епархии.
 В Саратовской духовной консистории хранится несколько антиминсов из церквей, бывших по реке Медведице того времени. Антиминсы эти, освященные еще епископами Сарскими и Подонскими в XIII; XIY; XV веках состоят из небольших кусков самого грубого посконного холста.
Историки считают, что Войско Донское образовалось примерно с начала15 века. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты". И образовывает свою государственность.
Первым официальным письменным источником, об образовании войска Донского, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим".
Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского.
Казаки в 14, 15, 16, да и 17 веке не выращивали хлеб и обеспечивали себя за счет набегов на Волге, на торговые караваны, на своих южных соседей - Крым, Турцию, Персию.

В необжитых краях по Медведице скрывались и беглые, которые сбивались в  разбойничьи шайки. Ещё в 1590 году, из «Степенной книги» известно, что "волжский атаман" Микита Болдырь, по приказанию саратовского воеводы Засекина, поймал на реке Медведице и привел к воеводе разбойника Треню Щеголева с его шайкой.

К концу 16 в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук).
В сообщении тамбовского воеводы И.Нарышкина в 1685 году говорится:
 «Да наперёд же де сего, по реке Хопру и по Медведице отнюдь пашни не пахивали и никакого хлеба не севали, а важивали хлеб из Руских городов и кормилися зверми и рыбою; а ныне де в тех городках они казаки завели пашню; и слыша то, что они, казаки, пашню пашут и хлеб сеют, дворцовые и помещиковы и вотчинниковы и монастырские крестьяне и бобыли* и боярские холопи к ним казакам бегают, и, пришедши из тех казачьих городков, их Тонбовских жителей разоряют».

В 1686 г. воронежский воевода В. Лаговчин, опираясь на то, что ему сообщили «воронежцы, добрые и правдивые люди» писал в Москву: в казачьих городках по Медведице преобладают раскольники «а всех де городков с 17; а укреплены тыном, а иные плетнями».
Во время пребывания в Москве, в 1700 г. казачий атаман Пахом Сергеев сообщал, что «по Хопру и по Медведице и по Бузулуку рекам старожилых их казацких 59 городков, в том числе Хопёрских – 26, Медведицких – 17, Бузулуцких – 16. Поселились тому лет со сто, а иным по семидесяти и по осмидесят; людей в них жилых домами з десять тысяч».
К тому же времени относится и жалоба дворян южнорусских уездов о том, что    
«… от беглых своих людей и крестьян в конец разорилися и людми и лошадми и ружьём и всякими пожитками оскудели, и многие за скудостию от службы отстали, а они де казаки лошадми и ружьем и всякими их пожитки обогатели, и людми по реке Хопру и по Медведице наполнились: в которых городках не в давних летах было человек по двадцати и по пятнадцати, и в тех городках ныне человек по двести и по триста, и женского пола много».
Действительно, свидетельств о большом притоке беглых на Донскую землю в  конце ХУ11 века сохранилось много. Причем, в это время, уже не все пришлые становились казаками, а часто пополняли ряды наёмных работников («бурлаков»).
После церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.) в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на Дон побежали приверженцы старообрядчества.
На Дону они поселялись в верховьях, принимали их потому, что казаки тоже были старообрядцами.
В устье Медведицы, поселился в 1682 году старообрядец Кузьма Косой.
Он говорил казакам, что «в горах на Медведице сидит царь Михаил, имеющий вместе с верными цель очистить вселенную от неверных».
В 1688 году Кузьма Косой привел с собой в Черкасск 600 казаков с Медведицы.
Там его предали домовитые казаки. Связали и отправили в Москву, где он и принял мученическую смерть. В «Заполянском» городке на Медведице, основанном Кузьмой Косым в 2 км ниже по течению Медведицы от городка Малодели было не менее 300 казаков, да 700 женок с детьми в 1689 году.
Само слово городок появилось от слова «городить». Казаки огораживали свои поселения частоколом, плетнями, рвами от дикого зверя и для защиты от набегов. Как указывали беглецы из Заполянского городка: « городок сделан крепко, осыпан землею и около него подле воды поделан шанц; в городе сделан дубовый острог и засыпан землею с обеих сторон, а в нем поделаны частые бойницы; изб в этом городке нет, люди же живут в ямах (землянках)».

Селились казаки в глухих местах и на притоках Медведицы, чтобы царские слуги не смогли сыскать их.
Моя родина - Волгоградская область, Фроловский район, станица Малодельская. На реке Медведице. Север Казачьего края.
В детстве, летом в лесу, думал о первых казаках, основавших нашу Малодель. Фантазировал.
Сколько веков назад? С юга ли? С севера? Пришли смелые казаки. С топорами да ножами за поясами. В буреломном лесу перекрестье звериных троп.  Медведи, кабаны, волки отродясь тут людей не видали. Идут, продираются вдоль берега лесной речушки. Примечают клубничные полянки с хлопотливо взлетающими стаями перепелок, озерца с  оглашенно крякающими утками, срывающимися в лёт несметными стаями. С усмешкой смотрят в след бешено чертящему траву по елани зайцу. К полудню добрались до устья, где лесную дочку ласково прижимает к себе стремительная, полноводная, величавая красавица река.
А на том-то берегу! Привела поить медвежат бурая медведица. Пока малыши шалят, да брызгаются на песчаной косе, настороженно вытянула шею, глядит через реку.
Там высокие звери поднялись  на дыбки,  вытянули  по передней лапе в её сторону. Зарычала, приказала детишкам попрятаться в лес и сама затрусила сзади.
- Ну, дела! – восхитился высоченный Михей.
- Давай тут пристанище делать. Реку, так и звать «Медведица».
- Тада, ту у какой шли Березовкой, там рощ березовых много – согласился плотный, коренастый Евсей.
- У воды полно еды – поддакнул Еремей.
- Да и в лесу зверья полно, грибов по осени насушим. Не пропадем - подвел черту Ермил. 

Краевед Лощилин считает, что название Малодель произошло оттого, что при дележе участков леса казакам досталось  мало делей (диких ульев).
Перечитывая недавно «Тихий Дон» Шолохова, наткнулся на выражение «сетная дель».
В древности слово «дель» означало рыболовную сеть размером ячеи в два перста и
в словарях Даля и Ефремова синоним слова «дель» -  слово «двуперстник».
А "двуперстник" в словаре Даля - это "старообрядец".
Старообрядцев  называют «Двуперстники», так как крестятся двумя перстами.
С середины 17 века основные события в городках на Медведице были связаны с поисками сбежавших с Руси старообрядцев. Они бежали и селились на Медведице.
Её так тогда  и называли «Раскольничья речка».
Цари посылали сюда войска для поиска беглых, составления списков старых казаков и вновь пришлых людей. Разоряли, жгли городки после бунтов Кузьмы Косого -1688 г и Кондратия Булавина 1708 г.
Поэтому казаки в нашем городке обычно отвечали, как всегда уклончиво, что у нас мало Делей (мало –старообрядцев ).
Отсюда моя новая версия названия станицы – Малодель. Видимо там жило мало «старообрядцев».
Исследователь А. Н. Минх в книге «Воровские городки» за 1688 год пишет:
«По грамотам Казанского дворца саратовскому воеводе Максиму Кологривову велено было посылать с Саратова служилых людей для, проведывания и осторожности от воров и раскольников донских казаков", чтобы они с реки Медведицы не пошли на р. Волгу, почему Кологривов посылает стрелецкого пятидесятника Евсейку Наумова с саратовскими конными стрельцами на р. Медведицу, где им, ворам и раскольщикам, бывает ход с Медведицы на Волгу.»               
Уже тогда на Медведице жили тысячи казаков.
В 1691 году казаки сообщали в Москву, что калмыки
«непрестанно войною в вашу, великих государей, отчину приходят и вашу государьскую старовечную отчину разорили без остатку; и такова разорения на ваших великих государей отчину искони… не бывала: казаков порубили и в полон с жёнами и з детми побрали многое число; конные и животинные стада все отогнали, а по запольным речкам по Хопру, и по Медведице, и по Бузулуку зделали пусто».
А осенью 1707 г. калмыки «… по городкам по Дону и по Донцу, по Хопру, по Бузулуку и по Медведице и по новым местам многия городки разорили и конныя табуны и скотинныя стада отогнали и казаков мужеска и женска полу многих в смерть побили и покололи и городки многия запустошил».

Принимали в казаки и беглых людей, доказавших свою смелость в бою, согласных подчиняться казачьим законам.  Все жили  как вольные люди и составляли одно большое войско. А с Дона выдачи беглых людей не было. Важные вопросы принимались на казачьем кругу. Казаки собирались на майдане (площадь в центре станицы) и криками «Любо» выбирали атамана, старшин, есаулов, войскового писаря. Если решали делать набег на восточные ханства, то выбирали походного атамана. Там добывали в бою пленников, коней, дорогую одежду. Добытое дуванили (делили поровну). Ездили торговать на Русь, лошадьми, рыбой, медом, персидскими и турецкими тканями, пленниками (ясырем). Взамен брали порох, свинец, железо, соль, муку. Совместно владели землей, лесом, реками, озерами.
Казаки отстояли юг России, покорили Сибирь. На покоренных и отнятых у татар и турок  землях они утвердились на Дону, Тереке, Урале, Кубани, Иртышу, Амуру и даже Камчатке.
18 апреля 1688 года было послано тысячное войско для приведения к присяге всех казаков по верхнему Дону и его притокам.
Казачьи старообрядческие городки по Медведице  были разорены.
Казаки с Медведицы поддержали в 1707 году бунт Булавина.
Царь Петр Первый пишет  командующему карательными войсками, брату убитого Юрия Долгорукова, Василию Долгорукому:
 «Все казачьи городки по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку, Иловле сжечь и разорить до основания. Людей рубить, а заводчиков сажать на кол и четвертовать».
 В отместку за бунт Булавина царскими войсками были сожжено на реках Хопре, Бузулуке, Медведице  32 казачьих городка. На Медведице были разорены и сожжены городки Тетерев (ст. Етеревская), Заполянский (ст. Заполянская),  Березов Муравский, и другие. Видимо сожгли и Малодельскую, ведь она была в 2 верстах от Заполянской. Может посчитали их за один городок.
Соратник Булавина, атаман ст. Есауловской Игнат Некрасов ушел с частью повстанцев на Кубань, потом в Румынию, Турцию и основал там старообрядческие общины «некрасовцы».