Главное, чтобы костюмчик

Прибалтиец
        Коричневый в узкую тёмную полоску костюмчик сидел на мне как литой. Хорошо, когда деньги, заработанные непосильным трудом в студенческом стройотряде «Восточный-7» не потрачены на пьянки и гулянки, а воплотились в реальную вещь. Да и материал, не понравившийся двоюродному брату Генке, купленный бабушкой Матрёной на костюм не отправился в чемодан мёртвым грузом, а великолепно смотрелся в обнове.               

        Излишняя скромность и недостаток опыта не позволили убедить профессионального портного с довоенным стажем из ателье близь Финляндского вокзала, что длина брюк не соответствует привычке носить их на бёдрах, но бабушке доказывать ничего не пришлось. Полчаса и всё в полном порядке.               

        — И что мне теперь с ним делать, — некоторые сомнения на лице воплотились в невольную фразу.

        — Ну, вот и на свадьбу есть, что одеть, — подвела итог мама Вера.               

        — Ты стал какой-то на себя не похожий, повзрослел и напоминаешь молодого инженера, — выдала с улыбкой младшая сестрёнка Наталья, недавно работающая в тресте «Эстонсланец» в  машинописном бюро.               

        — Каждый  взрослый  мужчина должен иметь костюм для юбилеев, праздничных мероприятий, получения правительственных наград и грамот. Даже если в театр у себя там, в Ленинграде надумаешь пойти, то нужно прилично выглядеть, — добавил отец, будущий ветеран труда.               

        Наград и грамот за короткую и не яркую трудовую биографию заслужить не удалось, праздничные мероприятия с детства вызывали социальную аллергию, а юбилеев, как и свадьбы в ближайшее время не предвиделось. Недолго раздумывая, через пару дней вернулся в славный город Питер, где в ожидании лучших времён новый костюм был благополучно водворён в шкаф в маленькой комнате на четверых, в студенческой общаге на Лесном проспекте.               

        Прошло две недели, как-то вечером отправился в студенческую столовку перед закрытием, следуя по коридору под музыку БИТЛЗ, раздающуюся из 519 комнаты — Анатолий, по прозвищу «Потёмкин» догуливал последние холостяцкие недели. Неожиданно навстречу попался Лёня Жуков с широкой дружественной улыбкой.               

        — Наверное, опять деньги понадобились, — первая мысль, пришедшая в голову. — Пару раз выручал однокурсника, хотя  друзьями-приятелями не были. Он рабфаковец, в совхозе под Всеволожском на уборке овощей не был, а в стройотрядах оба сезона не наблюдался. Долг возвращал после напоминания, хотя у каждого свои тараканы…               

        — Привет! Слышал, что ты новый костюм справил. Наверное,  жениться собрался? — выдал однокурсник, продолжая улыбаться и как бы, случайно, загораживая проход к лестничной площадке.            

        — Да вот решился на приличный костюм, чтобы деньги на мелочи не разлетелись. А жениться не надумал, да и подходящей кандидатуры не встретил, — ответил и попытался  обойти Леонида, опасаясь не успеть поужинать.               

        — А я к тебе с большой просьбой. Выручай! Послезавтра свадьба, а подходящего костюма нет. Сшить не успеваю, а готовый подобрать — сам знаешь, какая убогость в наших магазинах, — с этими словами  Лёня дружески взяв под локоток, отодвинул меня к стене, меняя улыбку на грустное выражение лица.               

        — Поздравляю, но ничем помочь не могу, комплекция у нас разная, ты и ростом выше и габаритами крупнее. Шил вроде на себя, да и плохая примета, когда в костюме кто-то другой женится. Так что извини, — привёл малоубедительные доводы и попытался в очередной раз обойти жениха.               

        — А мне говорили, что если кто и сможет помочь в этом непростом вопросе, то только Серёга из 516-ой комнаты, — выложил железный аргумент будущий муж.               

        — А если испачкаешь костюм на свадьбе?!  Кто мне чистить его будет? — добавил очередной довод, пытаясь из последних сил отделаться от назойливого просителя.               

        — Да мне только на регистрацию и сфотографироваться  с молодой женой, с родственниками и друзьями, — полностью мягко подавил моё словесное сопротивление Лёня.   

        — Ну, хорошо. Если подойдёт по размеру, согласен, но только на регистрацию, — почти окончательно сдался со слабой надеждой, что костюмчик будет жениху маловат. 

        Вместо желанного ужина отправились на примерку в 516-ую комнату, куда пришлось недавно перебраться к приятелю и одногрупнику  Борису Карпову. Странно, но костюм для первого семьянина с нашего курса оказался впору, если пару верхних пуговиц не застёгивать. Незаметно наступила пора свадеб в нашем выпуске…               

        — Значит, договорились: завтра вечером заскочу за ним, а после регистрации верну в целости и сохранности, и с меня бутылка коньяка, — обрадованный студент-жених пожал руку и быстро выскользнул за дверь, вдруг в последний момент владелец нужного костюма передумает.               
 
        — Не нужна мне твоя бутылка, — крикнул вдогонку будущему молодожёну. — Новый костюм при стипендии в сорок рублей в ближайшее время мне не потянуть, а пара сотен рубликов на дороге не валяются, — пробормотал, чертыхаясь в сердцах и сожалея, что ужин пришлось отменить, и отправился на кухню ставить чайник…               

        Спустя три дня костюмчик без видимых изменений благополучно вернулся на законное место в шкафу, а в придачу бутылка водки — со слов молодого мужа: коньяк быстро закончился. Вроде пронесло.               

        Рано обрадовался. Наверное, костюму понравилось бывать на чужих свадьбах без меня. В течение года он ещё дважды или трижды, точно не припомнить, побывал в импровизированном прокате. А когда последний раз  изрядно помятый костюмчик вернулся, но пришлось больше часа гладить и отпаривать бывшую обнову, то возникло бесповоротное решение — прокат окончен.               

        И уже вместе со мной коричневый в тёмную полоску костюм побывал на нескольких свадьбах друзей и более двадцати раз посетил театры Ленинграда, в основном с приятелем однокурсником Славой Поповым, по прозвищу «профессор». Спектакли со временем забылись, а возвращение в зрительный зал после перерыва и посещения буфета с третьим звонком,  запомнилось навсегда. Вячеслав и экзамены умудрялся неспешно сдавать от сессии до сессии, тогда в тридцать лет стипендиату от предприятия было позволено многое…    

        Однако и железные решения иногда приходилось отменять. Подошло время жениться одногрупнику и студенческому приятелю Борису, естественно костюма для свадьбы не оказалось — пришлось выручать в последний момент. На регистрацию друга не присутствовал, так как ничего приличного из одежды не нашлось. На свадебное застолье Боря выдал пуловер, а старые брюки и рубашка без галстука одел свои — со стороны жениха получился бедный родственник, которого девушки со стороны невесты вниманием «не баловали»…               

        Даже парочку из обещанных свадебных фотографий так и не дождался. Мелочи жизни и не главное. Приятельские отношения продлились более сорока лет, а такое не каждому выпадает и в нынешние времена.               

        С момента обретения костюма пролетели два года, наполненные яркими впечатлениями и запоминающимися событиями. Наконец, и костюмчик, и владелец успешно добрались до моей свадьбы. Плохие приметы не реализовались, хотя семейная жизнь не всегда была гладкой, но проблемы как-то преодолевались или рассасывались. 

        Через несколько лет после окончания института костюмчик стал маловат и был успешно перешит бабушкой Матрёной старшему сыну. Затем перешёл по наследству второму сыну, а когда тот подрос — отдали кому-то из детей знакомых. Вот такая насыщенная и удачная судьба оказалась у коричневого в узкую тёмную полоску костюма. Удачную материю подобрала бабушка —  ровесница века, а родившийся до революции портной, кроме мастерства добавил капельку от своей души…               

        Думая о собственном благополучии не трудно помнить о тех, кто рядом — лишь иногда нужна им капелька души, наверное...               

        PRIBALTIEZ

        P.S. Рассказ опубликован в сборнике "Мои университеты", проект Народная книга, 2017 год, стр. 158-163. Тираж 5000 экз.