Старые рукописи

Сергий Чернец
Изэрге Сиртак.
  (Псевдоним: изи - маленький, с марийского языка, эрге - сын, сиртаки - народный танец греческий. «Маленький сын народа» - в общем значении). Из рукописей по работам в сюрреализме 1976года, без купирования и редактирования.

Парафраз «Мои университеты»
(  по Л. Толстому,
«Детство, Отрочество, Юность»).

Вступление.

«В стакане воды столько чудес!», «И океану не вместить фантазию творческого духа!»
Цитаты от знаменитых.
«Мир переходит границы искусства, сопряжение двух реальностей - рождает новую жизнь».
Из поэтики синкретизма.
Сюрреализм - это уже не новое направление в искусстве. Оно появилось в 19-ом и в начале 20-го века. Но оно проявлялось во все времена в искусствах народов мира. Это искусство расчленять реалии жизни на кусочки и части, и вновь соединять их в необычном неприемлемом виде. Но все-таки это реальность нашего мира, которая существует и\или может существовать. Люди всегда наполняли свой мир сказками и мифами, в причудливой форме представляя себе  действительность.
Отчасти, сюрреализм подобен мифотворчеству: как, например, Змей Горыныч - ящер о трех головах или Кентавр, из греческой мифологии - они явно нереальные, а сотворены людьми искусства, сказочниками. Медуза Горгона - женщина, на голове которой вместо волос - змеи. И она сюрреалистична, как и богиня Кали из Буддизма, многорукая.
Память человеческая избирательна, - что-то запоминается надолго и прочно, а что-то забывается напрочь. Так, например, я запомнил название рассказа сюрреалистического толка: «Из яиц улиток…», а имя автора забыл, запамятовал. В этом «рассказе-сюрр» об улитках речи было немного, как и о яичнице из них. Упомянуто было, вскользь, что улитки - это не насекомые или животные, они моллюски и дана была выдержка из энциклопедии о том: когда они откладывают яйца…. А сам рассказ был совсем не об этом - о мире людей и их отношениях между собой.
О творческом процессе много  сказано и написано, - творчество вообще загадка.
Нет нужды доказывать, что фраза Пушкина: «гений и безумие, две вещи несовместные» - верна с точностью до-наоборот. Классик и Гений сюрреализма Сальвадор Дали не лишен безумия! Невозможно сегодня обвинить в бездарности Ван Гога, хотя он отрезал себе ухо, чтобы написать одну из картин, и он окончил свою жизнь в сумасшедшем доме. Ван Гог сегодня - всеми признанный гений в живописи и его картины оценены в несколько миллионов долларов одна. Также признанный гений - Гоголь, хотя при жизни и его обвиняли в сумасшествии и даже отравили беленой, и он действительно умер, лишившись разума: бегал в нижнем белье на загородном кладбище Рима….
Не секрет, что разные писатели и художники черпали свои темы и сюжеты из жизни, и все по-разному:        1)одни - наблюдали пристально окружающую действительность, природу и фиксировали её в искусстве. Как Пришвин, Паустовский, Тургенев….
2)Другие собирали материал по крохам и выводили общий тип: как  Юлиан Семенов - Штирлиц….
3)Некоторые сами окунались в жизнь и выносили свой опыт пережитого: Достоевский - «Записки из Сумасшедшего дома», М. Горький - «Мои университеты», Чехов о Сахалине….
В мире все быстро меняется: жизнь это движение и, наоборот, - движение это жизнь.
Довольно трудно писателям сегодня поспеть за телевидением и другими средствами массовой информации. И приходится выдумывать, опережая время. Писатели сознательно ищут экстравагантное и необычное, чтобы привлечь внимание читателей. И отсюда возрастает популярность детективов с их тайнами, фантастики с её необычностью, мистики окутанной нереальным миром…. Популярно и сюрреалистическое искусство. Там каждый может найти для себя открытие нового... необычного мира и потом, в обычном мире, переосмыслить реальность. Картины Сальвадора Дали - прекрасны, они завораживают….

        Часть 1 «Детство»
Вступление.
Изначально, Максим, небезызвестный нам Горький, описал свое Российское бытие, давно (в начале 20века)…. Сегодня ретро входит в моду. Является, как будто-бы, составляющим стиля и имиджа человека. Решимся и мы пуститься в подражание великим мастерам - потому и «парафраз». Хотя, великие ли они(?); ибо и мастерство - это понятие относительное. В известном детском мультфильме Кролик говорит в ответ Винни-Пуху: «что значит «я», «я» бывают разные...!». Также и о мастерах и великих можно сказать: что значит «великий» и\или «мастер» - они бывают разные!
Былое приемлемо настолько, - насколько оно затрагивает чаяния, мечты, переживания поколения будущего - внуков и правнуков. И всё понимается и воспринимается современностью по меркам собственного ценза. Оценят ли мои опыты? Может быть! Но главное то, - что всё в этих моих рассказах есть жизнь (из жизни) = всё - правда!!!

«Рождение».

Я попытаюсь правдиво рассказать о том, что было действительно. Также и рождение мое, хотя и со слов отца….
В далекой Туркмении, в бараке многосемейном русских поселенцев, на окраине города Мары, моя мать кричала в муках рождения. Конечно не своего, но моего появления на свет желала она. На беду, - врача позвать было трудно-долго. И я появился в руки соседки украинки. Которая подставила пухлые белые свои руки, когда я был «выплюнут» чревом, из лона матери.
и тут, как рассказывают, вбежал запыхавшийся отец с врачом, который потребовал с порога: «чтобы всё было стерильно! воду теплую, тазик…!». крик врача заглушил всех и еще больше увеличил галдеж в комнатке, наполненной соседками и детьми соседей - пронырливыми, как все дети, и любопытными. хохлячка держала меня не шевелясь уже с минуту и сказала: «он уже вылез…». а отец, (испугавшийся что-ли предупреждения врача о стерильности, или по другим соображениям потеряв рассудок), вдруг прорычал полушепотом в ухо украинки-соседки: «ты чего…,дурра, запихай его обратно - видишь врач пришел!!». и выхватил меня из рук хохлячки и действительно запихнул меня в роженицу….
когда врач подошел к роженице-матери и засунул руку куда следует, - он не обнаружил младенца, вернее наоборот: не обнаружив младенца, он засунул руку куда нужно. но и там врач ничего не обнаружил: удивившись. врач всунул руку чуть не по локоть и шарил там по сторонам, - как шарят в ящике стола, не удосуживаясь заглянуть внутрь. врач искал меня, как некую завалявшуюся вещицу в лоне моей матери. а мать моя орала «на всех и на вся» и выражала такие литературные изыски и выражения, которые маститым филологам и докторам наук не сочинить.
Оказалось, что отец, в пылу безумия, - запихнул меня не в то отверстие…, я родился очень маленький 1кг. 900г. итак…. я родился на свет дважды: второй раз врач извлек меня из анального отверстия всего в кале… и обмытый наспех в тазике, тут же, ударенный по попе я вздохнул и закричал, как все младенцы… а они, верно, кричат и плачут при рождении заранее проклиная этот мир ужаса.
Говорят, как пословицу - тем, кому часто «фартит», кому везет и кому улыбается удача: «наверное, в детстве ты ел гомно!» - такая примета ходит в народе. Так вот! Я же, вообще, родился из ж…ы и весь в гомне: отсюда и - сколько невероятно-везучей должна была быть моя жизнь!?!   Такого начала жизни, уверен, не имел еще ни один из маститых знаменитостей. Мне, наверное, предстояло стать, - ну, по крайней мере, счастливчиком»!

Однако, «всё гениальное - просто!» - прав был классик! Простой была и моя жизнь: как и всякого ребенка, меня, также, кормила мать молоком своей груди. Также, меня учили ходить, роняли с кровати, возили в коляске летом, а зимой на саночках. И еще много-много ненужного делали со мной взрослые. Как и я, со своей стороны, вытворял глупости, стараясь им всем навредить, в отместку: я обсикался на руках у родственников, обкакивался лежа в постели, уползал под кровать и застревал там плача до вечера, до прихода с работы отца. Еще же и грыз игрушки и ломал их, рвал книжки и тому подобное.
__________________________________
Обычное детство, обычные дала и события. Было одно обстоятельство, - что могло отличать меня от других: это необычное восприятие мира, ранняя мудрость, немладенческое глубокомыслие и память.
Сейчас уже доказано психоаналитиками, что характер и привычки формируются у человека до 7-ми лет, а основные черты характера устанавливаются еще раньше - до 4-хлет. Подтверждается теория швейцарского ученого-психолога Пиаже. Но я не вписывался ни в какие теории. Вот тут то, развитие мое - резко отличалось от обычного. Я помню себя в возрасте 6-ти месяцев и вижу и не отрывочно, а досконально: все события происходившие со мною и вокруг меня. И хорошо помню и все мысли мои и рассуждения, так как говорить я еще не умел и не пытался, но ясно оценивал происходящее.
(Таких детей с недавнего времени стало больше, и их называют - «индиго», когда они быстро взрослеют и в малом возрасте интеллектуально выше развитием).
Я помню то, как я, младенец 7-ми, 8-ми месяцев размышлял о природе, видя птичек или жуков, бабочек. Оценивал я и действия отца и матери - осуждая их ссоры и ругань. Я многое понимал, вполне адекватно взрослым уже тогда, в том малом возрасте: понимал юмор и мог отличить хорошее от плохого, знал стыд и скромность и тому подобное.
Феноменальность состоит не в самой даже памяти о тех младенческих годах моей жизни. Можно помнить, можно и переживать. И я несу эти переживания, пережитые тогда, через всю свою жизнь. И мне часто очень помогают пережитые до 4-х-летнего возраста и усвоенные понятия. Все оценки мира и вещей и поступков оказываются просты и верны. Я до сих пор пользуюсь своей детской непосредственностью, прямотой, - той самой «немладенческой» младенческой мудростью, как интуицией. И всегда она, эта мудрость, спасает меня из всех и многих жизненных передряг, указывая верное решение, которое бывает необходимо принять. Например, если человек тихий и спокойный говорит со мной, то я знаю, что это «затишье перед бурей», что этот человек не очень хороший: в душе у него может быть целый вулкан страстей, и наоборот, - если человек кажется резким, быстрым и даже злым, он может быть в душе романтиком…. А ведь так рассуждал и угадывал маленький детеныш в 8 месяцев, в 1год, и угадывал верно, точно….
Великая сила Слова Божиего проявилась: «будьте как дети» - говорил Иисус Христос. И народ это знал и выразил в пословицах: «устами младенца глаголет истина» - говорит одна из них.
«Дети, они как цветы: все ими любуются и все их топчут, проходя по лугу жизни» - таков мой любимый афоризм. Ибо никто не задумывается, из молодых родителей, над тем, как воспринимают младенцы поведение взрослых, их дела и поступки. В младенцах не видят понимающего, и при младенцах творят многое и многое, чего бы ни сделали при взрослом наблюдателе.
А мне, тогда в моем 8-ми месячном возрасте, все мудро понимающему, было очень поучительно видеть разные скрытые стороны человеческой натуры.
_________________________________