Неизвестный Израиль. 10. Окончание

Нина Рождественская
ЗАКОН  ВЗАИМНОГО  ПОРУЧИТЕЛЬСТВА
 
1. ТУПИК ЭГОИЗМА
    
В главе «от Авраама до Моисея» я приводила в эпиграфе слова из «Вавилонского талмуда»: «Все евреи ответственны друг за друга». Именно ответственность и поручитель-ство друг за друга спасало еврейский народ от уничтожения в течение тысячелетий. Но как только среди евреев наступал разлад и возникала беспричинная ненависть, так разрушался Храм и евреи оказывались в изгнании.
     Современный Израиль представляет собой в миниатюре как бы весь мир: разные языки, разноголосица мнений, множество партий, различные направления в религиях и прочее, и прочее…
     Можно привести пример с периодом строительства Вавилонской башни, но сейчас мы наблюдаем перевернутую ситуацию. Жители Вавилонии говорили на одном языке, и Творец, чтобы сорвать их замысел «построить башню до небес», спустился на Землю и смешал языки, в результате чего вавилоняне перестали понимать друг друга. В современный Израиль приехали люди из разных стран мира, которые привезли и свои языки из бывшей родины. Но в Израиле существует единый государственный язык – иврит, и если старшее поколение репатриантов еще предпочитает разговаривать на языке страны исхода, то молодежь, а особенно внуки говорят на иврите.
     Вообще Израиль – это своего рода экспериментальная лаборатория для всего человечества, именно здесь должно произойти объединение людей в единый народ, в единую семью. В былые времена у евреев это чувство единения было очень развито, пока человеческое эго его не разрушило.
     Когда-то человеческий эгоизм двигал человечество по пути прогресса: люди открывали новые страны и континенты, разрабатывали полезные ископаемые, строили заводы и фабрики, развивали науку. Сейчас все страны открыты, полезные ископаемые практически использованы, заводы и фабрики все чаще заменяют компьютеры, а человеческое общение – социальные сети. И весь земной шар превратился в одну большую деревню, и нигде не спря-чешься от возможной ядерной или экологической катастрофы. Все, что мог дать человеку эгоизм в его развитии, уже дано. Наступил тупик, и пришло время попробовать что-нибудь «новенькое».
     Этим «новеньким» для человечества является свойство, противоположное эгоизму – альтруизм. Вообще для нормальной человеческой природы альтруизм – явление непонятное. Ученые подсчитали, что на земном шаре живет примерно десять процентов альтруистов. Это люди, для которых делать добро для других и делиться последним также естественно, как дышать. О таком человеке обычно говорят: чудак, конечно, и полный лох, но человек хоро-ший. То есть на подсознательном уровне люди понимают, что делать добро и помогать другим – это хорошо, но, как говорится: своя рубашка ближе к телу. Человеческая природа эгоистична, все наши органы чувств направлены на получение. Мы вдыхаем в себя свежий воздух, а выдыхаем использованный. Чтобы существовать, мы едим продукты и пьем воду. Звуки входят в нас через ушные раковины, а окружающую нас реальность мы воспринимаем через зрительные органы. Вся человеческая природа, направленная на получение, как бы кричит нам: хватай и хапай все, иначе это сделаем другой. Но ведь в окружающей нас природе существует совсем иной принцип: там все гармонично и взаимосвязано. Даже в человеческом организме здоровье и гармония возможны только тогда, когда все органы, полу-чая все необходимое для жизни, не мешают  друг другу, а работают на нужды и благополучие всего организма. Каждая клетка знает свои задачи и выполняет их. Но стоит только одной клетке перестать заботиться о других, как в организме наступает сбой. Так ведут себя раковые клетки, которые начинают размножаться без всякого удержу. Не случайно раковую клетку называют сумасшедшей, ведь она губит не только организм хозяина, но и себя.
     Именно так ведет себя современное человечество. Оно уничтожает леса, загрязняет водоемы с пресной водой, использует полезные ископаемые до их полного исчезновения. Люди ведут себя так, словно после них никого не будет: ни детей, ни внуков. Пусть не обольщаются те, кто надеется обеспечить свое потомство деньгами и прочими благами.  Как правило, дети быстро пускают по ветру то, что они не заработали. Но даже, если они этого не сделают, как жить в мире с отравленными воздухом, водой и пищей, с пустыми земными недрами?..
   Пока люди жили отдельными, замкнутыми поселениями, они не слишком влияли на развитие Земли, но сейчас ситуация изменилась. Целые государства и народы связаны между собой экономическими и политическими связями, а социальные сети позволяют общаться людям, живущим на разных концах земного шара. И изменился мир. Он стал глобальным. Люди пока еще не слишком это осознают. Хотя на экономическом уровне ситуация хорошо просмат-ривается. Скажем, вы купили какой-то товар. Материал, из которого он сделан, был привезен из одной страны, другая страна делала детали из этого материала, а собирали готовую продукцию – в третьей. Так, какая же страна является производителем?
     На политическом уровне положение сложнее. Здесь одни страны могут объединяться против других, что ведет не к объединению, а к разобщению. Если же говорить о со-временных личных отношениях, то они исключительно запутаны. Человеческий эгоизм достиг наивысшего уровня и ни с кем не хочет считаться, что приводит к негативным отношениям и даже преступлениям. Тем не менее, глобальный мир повлиял и на личные отношения. Прежде всего, это относится к социальным сетям. Здесь, конечно, тоже не обошлось без негатива, но много и позитивного. Люди находят друг друга через социальные сети, общаются, объединяются в различные сообщества – одним словом, в той или иной форме, но стремятся к объединению.
     В этом плане интересно познакомиться с общественным движением «Арвут» (поручительство), которое появилось в Израиле несколько лет тому назад.

2. АРВУТ

     Движение «Арвут» возникло в недрах Международной Академии каббалы (МАК), однако создано оно не для каббалистов, а для обычных людей. В него входят представители всего израильского общества: коренные уроженцы страны и репатрианты, светские и религиозные, профессора и студенты, юристы и экономисты, бизнесмены и рабочие, «гуманитарии» и «технари».
     Общественное движение «Арвут» не политическое, не религиозное и не коммерческое. Оно объединяет людей, которые обеспокоены нашим будущим. Уже давно слышны голоса, что мы вступаем в некую новую эпоху, и человечеству суждено измениться. Новое состояние называется: глобальный интегральный мир, и поэтому для возможности существовать в этом интегральном мире необходимо новое мышление.
     Новое социальное мышление заключается в понимании того, что процветание общества возможно лишь на основе принципа взаимного поручительства. Иначе говоря, необходимо осознание того, что благополучие каждого из нас и благополучие общества в целом – это одно и то же:
     - Никто не может быть обделен пищей, жильем, возможностью получить медицинское обслуживание и образование.
     - Изменение системы социальных ценностей возможно лишь на основе воспитательной и разъяснительной работы.
     - Решение социальных проблем должно охватывать интересы всех частей общества (подобно тому, как функционирует единый организм). Мнения всех сторон заслуживают внимания и уважительного отношения.
     Многие из тех, кто знакомится с принципами движения «Арвут», считают, что перед нами очередной коммунистический манифест и речь идет об уравнивании членов общества, как это было в советской России. Этот взгляд в корне не верен. Во-первых, Россия была совершенно не готова к подобным экспериментам. Страна, где только полвека назад, как было отменено крепостное право, где громадное число людей было просто безграмотным, где капиталистический строй только начинал развиваться, а такое понятие, как демократия, было чуждо и непонятно, - такая страна не могла победить в подобном эксперименте. Во-вторых, в советской России никогда не было равноправия. Здесь существовал привилегированный класс государственных и партийных работников, которые имели все, что хотели, в отличие от обычных членов общества. И, самое главное, люди были не готовы к восприятию новых идей. Нельзя искусственно сделать человека альтруистом, а тем более использовать насилие. Человек должен осознанно прийти к пониманию того, что только в результате объединения и учета потребностей каждого и всего общества в целом мы можем остановить надвигающуюся катастрофу.
     Именно поэтому движение «Арвут» уделяет главное внимание интегральному образованию и воспитанию членов общества, причем речь идет не только о детях, но и о взрослых. В настоящее время уже создана разветвленная сеть курсов, на которых готовятся учителя, лекторы и воспитатели. Курсы открыты в 22 городах Израиля. На них прошли обучение уже десятки тысяч человек.
     Движение «Арвут» регулярно выпускает книги, брошюры и методические пособия по интегральному воспитанию для учителей, воспитателей и родителей.
     Достаточным успехом пользуются и «круглые столы» с участием ученых, педагогов, общественных и политических деятелей. «Круглые столы» проводятся совершенно в новой форме: его участники не спорят друг с другом, а дополняют один другого. Высказывая свою точку зрения, они стараются услышать и понять собеседника. Это диалог на совершенно  новом качественном уровне.
     В последнее время все большее распространение получают так называемые «круги», которые проводятся с обычным населением. Существуют определенные законы «Круга»: в Кругу все равны, нет главных и неглавных, никто друг с другом не спорит, все относятся друг к другу с уважением и слушают каждого, не повторяя, а дополняя один другого. Эта атмосфера взаимного доверительства создает в центре Круга как бы особое энергетическое поле, которое Михаэль Лайтман называет «малиновый шарик». Мне кажется, что эта некая точка связи с общим информационным полем, и все участники Круга находятся «на связи» с этим полем.
     Закон взаимного поручительства обязывает каждого поручиться за другого, как за себя. Перефразировав знаменитую фразу Антуана де сент-Экзюпери, можно сказать: «Мы в ответе за всех, за кого поручились».
     Когда-то, много лет тому назад, в России, я познакомилась с Талгатом Акбашевым, физиком-кибернетиком, который придумал «Педагогику жизни», и многое  в его идеях перекликается с принципами движения «Арвут». Так, изучая законы физики, Акбашев пришел к выводу, что «все, что сотворено в мире, сотворено притяжением: атом к атому, молекула к молекуле, клетка к клетке, человек к человеку. Закон притяжения есть закон творения мира. Все, чему нужно учить ребенка, - это принципу притяжения или любви. Любви к себе, другому человеку, другому народу, Земле, Вселенной».
     И вот так мы приходим к пониманию, что закон взаимного поручительства – это закон ЛЮБВИ, но любви не эгоистической (люблю, потому что мне это приятно и хорошо), а любви альтруистической: люблю, потому что хочу, чтобы другому было хорошо, потому что готов отдать ему все, только бы он был счастлив. И когда каждый так будет думать о другом, так заботиться о другом и делать все для другого, тогда откуда взяться страданиям, войнам и катастрофам?..
     Потому что весь мир в нас самих, и какими будем мы, таким будет и окружающий мир.