Острова Фиджи

Владимир Бердичевский
Острова Фиджи.
-Ну что тебе сказать про Сахалин
На острове нормальная погода
Прибой мою тельняшку просолил ,
А я живу у самого восхо-о-да.
Эту песню на стихи нашего Михаила Танича слышали все. Но возле самого, “самого восхода” живут на островах Фиджи . Tам начинается новый день на планете,  a не на Сахалине.
 Я узнал об  островах  Фиджи  из монет,  которые  начал   коллекционировать в Одессе .  Заразился я этой “болезнью”, скучно называемой нумизматикой, от  учеников,  в основном, мальчиков, которые приходили ко мне на урок по баяну с полными карманами иностранных монет  и просили меня прочитать название страны, написанное на гурте.   Монеты островов Фиджи были очень красивыми , на них изображена была рыба- тунец, на более крупных монетах –портрет королевы.  В портовой Одессе можно было достать монеты любой страны. К сожалению,  коллекцию я продал перед отъездом в США.
В Сан- Франциско, куда эмигрировала наша семья,  мне повезло, я устроился на работу через 5 месяцев после приезда.  Моими  коллегами оказались индусы с островов Фиджи.
 Индусы попали на острова  во времена британского правления.  Их нанимали в Индии и привозили  для работы  на плантациях сахарного тростника. Хотя завоз рабочей силы быстро прекратился,  в результате высокой рождаемости  численность индусов на Фиджи достигла 43% от всего населения островов. Пока это были сельскохозяйственные рабочие всё было спокойно, но когда образованных и успешных людей среди индусов стало больше, чем среди  коренного населения, зловонный дух дискриминации начал отравлять гражданскую атмосферу . Ручейки эмиграции потекли в Австралию , Новую Зеландию, на Зап. побережье  США.  Сегодня в районе Залива большая колония индийцев Фиджи.  Есть среди них и христиане , и мусульмане,   но все - очень мирные люди.
Как я попал на работу в этот Дом для престарелых американцев?
 В канун Рождества  я позвонил по телефону,  предложил свои услуги как Санта Клаус  с аккордеоном .  Костюм Деда Мороза мне пошила моя жена ещё в Одессе, где я его с успехом использовал. Привёз я его и в Америку.
Меня прослушали и пригласили . Отыграв и получив свой  гонорар, я спросил менеджера –индуса , есть ли постоянная работа для меня . Индус, по имени Кришна, очень красивый молодой человек, сказал мне, что у них  освободилось место хаускипера* и показал список претендентов на это место –там было более десятка имён.
-Я тебе позвоню, – сказал Кришна,  и я ушёл без какой-то либо надежды.
Спустя неделю,  Кришна позвонил и попросил   придти  завтра к 8 утра с документами и начинать работать.  Гринкарты у меня ещё не было, только белая карточка.  Что это такое,  никто в администрации не знал, хотели отправить меня домой,  индусы даже убеждали меня уйти добровольно.  Пришлось звонить моему ведущему в джуйку, которая оперативно выслала факс, и я был принят.
Прошло несколько дней .
Весь хозяйственный департмент состоял из индусов Фиджи,  человек 10. Приняли меня не очень хорошо, потому что я занял место человека с островов.  Но Кришна относился ко мне,  как к отцу, отдавал мне свой oбед,  который ему полагался,  как супервайзеру. Понимал я по -английски плохо , думал, что все получают бесплатный обед , и когда мне его однажды не дали , я очень возмутился и начал что-то доказывать на кухне. Вызвали администратора, который засмеялся и дал распоряжение меня накормить и объяснить, что мне бесплатный обед не полагается.
Скоро я узнал,  почему Кришна предпочёл меня другим претендентам, более достойным этой работы,  чем я.
Оказалось ,что у Кришны, отца троих детей, есть girlfriend, еврейка из Киева,  по имени Ева,  очень красивая,  но  слабо  говорящая по -английски . Кришна хотел иметь переводчика под рукой.  Они любили друг друга.  У Евы было двое детей , муж остался в Киеве. Родилась от Кришны   девочка Мария, тёмненькая, как отец, затем две девочки-близнецы.
Оставить свою семью с тремя детьми Кришна не хотел , хотя Ева много раз ему это предлагала, грозилась уйти от него. Так он и разрывался на две семьи. Надо сказать, что дети, все 8, –индусы и евреи общались очень часто и считали себя членами одной семьи, хотя понимали, кто из них индус, а кто еврей. Общались на английском, но дети Евы понимали русскую речь. Было очень интересно наблюдать за их общением и уважением друг к другу.
Индусы Фиджи по ментальности похожи на нас .  По обычаям, абсолютно не похожи . Меня поражало, что кушают они  голыми руками. Но их  ментальность отличается от ментальности уроженцев Индии в лучшую сторону.
 Однажды Кришна нанял на 3 месяца индуса из Калькутты по имени Ша .|Shah|. Поработав месяц, Ша однажды спросил меня, сколько мне платят в час. Это не принято в США , но я  ответил, задав ему тот же вопрос. К моему крайнему удивлению, он ответил, что не помнит.
Я почувствовал себя так, как чувствует себя обворованный.
Прошло 3 месяца, и Ша должен был уйти.  После его ухода администратор при мне сказал со смехом Кришне:
-   Tвой протеже Ша приходил ко мне и доказывал, что он будет лучшим супервайзером,  чем ты,  поэтому мне лучше тебя  уволить,  а его нанять.
Работа    начиналась в 7 часов утра.  Автобус 29 начинал ходить в 6 утра .  До ул. Мишин |mission| он ехал 50 мин.  Дальше нужно было 10 мин бежать вверх, иначе не успеть. Я бежал .  Иногда,  меня подбирали сотрудники Дома.
Мне на всю жизнь запомнились постоянные пассажиры автобуса 29, которые ехали со мной каждый день. Высокая негритянка средних лет каждый день была в новом наряде . Для меня имевшего , как и большинство людей из совка , лишь пару костюмов , это казалось удивительным .  Я всё ждал,  когда наряды начнут повторяться, но не дождался.  Она садилась где-то в середине пути и выходила на остановке БАРТ  в Глен- парке.  Всегда разговаривала с водителем, сидя на первом сидении,  правда, я не понимал о чём,так как она говорила очень быстро и на диалекте южных штатов, вынимала $1, долго его разглаживала и, наконец ,вкладывала в автомат.   Иногда водитель ждал, пока она степенно дойдёт  до дверей автобуса. Мои коллеги предположили ,что она работает в офисе в Даун Тауне , там нужно выглядеть респектабельно.
Ещё один пассажир,  китаец , сидел всегда рядом со мной.  Я однажды его спросил, что он делает на работе. Китаец мне долго и невнятно объяснял,  но я ничего не  понял. Тогда он вынул карандаш и нарисовал на бумажке утюг.  Я понял,  что он –гладит, гладильщик . Платили ему $4-50 в час , рабочий день -10 часов ,6 дней в неделю.
Мне платили больше, но тоже немного, хотя я тогда  так не считал.
Проработал я в Доме чуть больше года, пока нашёл, благодаря Кришне,  более достойную работу, с которой и ушёл на пенсию.
Связь с Домом не теряю,  каждый год они приглашают меня, как Санта Клауса,  на Рождество,  на другие праздники , даже на  день Святого Патрика . Я одеваюсь в зелёное и играю им ирландские мелодии. Плату беру минимальную ,всё-таки родня. Кстати, столица республики Фиджи   город Сува   имеет 70 тысяч жителей,  а столица Еврейской Автономной области,   мой родной  город Биробиджан -  75 тысяч.
 Состав индусов Фиджи в Доме  сильно поменялся со времени моего ухода.  Кришны давно нет,  я о нём ничего не знаю . Из старых коллег остались только  мои друзья – Назрин и Ниша, они до сих пор считают меня русским.   О евреях индусы Фиджи понятия не имеют .
Может это и хорошо.
На снимке: Мои коллеги с островов Фиджи Назрин и Ниша.
Владимир Бердичевский Сан- Франциско .