Джон Гилл. Вечный совет о спасении людей

Инквизитор Эйзенхорн 2
Предварительная версия перевода

ВЕЧНЫЙ СОВЕТ МЕЖДУ ТРЕМЯ ЛИЦАМИ ТРОИЦЫ
 О СПАСЕНИИ ЛЮДЕЙ
Джон Гилл

Рассмотрев внутренние и имманентные акты Божественного разума, которые являются вечными, я должен рассмотреть дело и завет Трех Божественных Лиц, когда до начала мира и всей твари  состоялся совет и завет Бога относительно спасения людей; эти вещи, как правило, смешиваются вместе богословами, и, действительно, трудно рассмотреть их отчетливо и с точностью, но я думаю, что они должны быть почитаемы, и одно должно рассматриваться как ведущее, а другое - как подготовительное и вступительное в нему, хотя и то и другое состоялось в вечности; и так мы начнем с совета Бога, состоявшегося между тремя Божественными Лицами, Отца, Сына и Духа, относительно дела спасения людей, прежде бытия мира. И это будет необходимо узнать нам:
1. Во-первых, в каком смысле это может быть названо советом, и понятия совета и обсуждения могут быть отнесены к Богу, а также к Божественным Лицам.
1а. Это не следует понимать как выражение любого рода стремления к знанию у Бога или хотя бы наименьшей степени невежества у Него, или недостатка Его сущности в формировании схемы спасения, так как он есть Бог ведения, всех знаний, совершенный в познаниях, не стремящийся ни к чему большему, единственный Всемудрый Бог, Чье понимание бесконечно, и доходит до всех вещей, и ничто не может избежать его; у людей возможно желание чему-то научиться, и потому они могут советоваться с другими, но это не так с Богом, а потому,
1b. Он советуется не для того, чтобы получить больше знаний, или получить больше удовлетворения и радости в постижении вещей, ибо Его разумение бесконечно, и к нему нечего добавить, и для Него невозможно возрастание в познании: люди совещаются между собою относительно многих предметов в своих умах, и советуются с другими, чтобы получить большее знание, и если даже они не достигают этого результата, то когда те, о ком они высокого мнения, согласны с ними, это дает им удовлетворение и удовольствие, утверждает их в своих рассуждениях и делает их мысль более легкой, и подтверждает их расположение, и таким образом, в совете и общении многих они находят наслаждение (Притч.11.14, 27.9).
1с. Совет, состоявшийся между тремя Божественными Лицами, не предполагает никакого неравенства между ними, хотя люди в трудный момент обычно совещаются с теми, чьи способности выше их, как Ахитофел и Давид, и израильтяне, совет которых был подобен слову Божию*, но это не так, когда Отец совещается с Сыном и Духом, ибо ни одно Лицо не обладает знанием выше других и  не нуждается в каких-либо сведениях от них, они едины в природе, и равны в знании и понимании; Отец всеведущий, Сын знает все, и Дух проницает глубины Божии, и все же они могут советоваться друг с другом, как также три человека равного знания и суждения могут советоваться друг с другом о важных для них делах, не допуская никакого превосходства и неполноценности в других.
1d. Также совет Божий не продолжается во времени, как это часто бывает с людьми, когда они имеют дело с трудностями и разрешают их не сразу, но это требует времени, часто долгих дней, и рассмотрения всех точек зрения, чтобы принять самое наиболее мудрые и разумные решения и исполнить их на деле; но не так с Богом, ибо Его совет столь же быстр, как Его мысль, ибо это и есть Его мысль, и потому они идут вместе (Пс.33.11).
1d1. Если мы усваиваем Богу совет о спасении человека, то мы имеем в виду, что это бесконечно важная вещь, а не пустяк; ибо люди советуются о важнейших для себя делах; здесь же речь идет не только о людях, их благе и счастье, но о славе Бога, все совершенства Которого так величественно явлены в Нем через Его замысел, столь мудрый для этой цели, а потому вложенный в руки не чьи-нибудь, но в руки Самого Сына Божия (Пс.21.5, Иоан.17.4).
1d2. Мы говорим, таким образом, о том, что Премудрость Божия создала здесь, как плод совета и обсуждения, замысел, вполне ясный и успешный: спасение через Христа, в Котором Бог изобилует всякой премудростью и разумением, и многоразличная мудрость Его  отображается в наибольшей полноте и разнообразии, в которое желают вникнуть даже столь мудрые и знающие существа, как ангелы (Еф.1.7-8, 3.10).
1d3. Следствия этого совета Трех Божественных Лиц показывают их единодушие в нем, поскольку они являются одним по природе, и вполне согласны в этом, как и во всем, что касается спасения людей: Отец постановил, что Его Сын должен быть послан, чтобы быть Спасителем людей, и потому появляется такой вопрос, как в Ис.6.8:  "Кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?"; Сын, зная волю Отца и одобрив ее,, заявил о Своем согласии с ней: "Вот Я, пошли Меня", и Дух утвердил это согласие Отца и Сына о служении Сыновнем: "Господь Бог и Дух Его послал Меня" (Ис. 48.16), и это единодушие придает несказанную радость верующей душе, познающей замысел Божественного совета. Теперь, после этих наблюдений, я постараюсь
2. Во-вторых, дать некоторые доказательства того, что имело место в совете Божественных Лиц о спасении людей.
2а. Аргумент в пользу этого можно извлечь из цели Бога. Все Его цели названы Его советом, ибо они основаны на высшей мудрости (Ис.25.1). Если же цель Бога в спасении людей является основой и фундаментом Его совета, состоявшегося в отношении их, совета, в котором приняли участие все Три Лица, то вся схема спасения содержит  многообразие мудрости Божьей, в соответствии с целью, которая вечна и которую Он (Бог Отец) " исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф.3.10-11), и Сын был не только причастен к этой цели или совету, и согласился на это, но также Дух, Который "проницает глубины Божии" и утверждает их, ибо они являются не чем иным, как целями и замыслами Его сердца" (1 Кор.2.10).
2b. Совет о спасении людей известен нам из Евангелия, которое являет и провозглашает замысел спасения, названный волей Божией (Деян.20.27) и Его премудростью, тайной, но явленной пред всем миром (1 Кор.2.6), и  для него нет другой действительности, чем замысел, совет и завет благодати, и самая суть этого слова и служение примирения, в том, что по замыслу вечного Бога и Христа Его, как говорит об этом апостол, Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их" (2 Кор 5.19).
2с. Это может быть разумно выведено из совета между Божественными Лицами от сотворении человека, о чем сказано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему», ибо Отец сказал это не ангелам, но Двум Божественным Лицам, Сыну и Духу, и эти слова не следует понимать как сказанные в определенный момент времени или непосредственно перед созданием человека, но они сказаны в вечности, в совете между Божественными Лицами, ибо Бог сказал их, и, действительно, Бог определил это в указе избрания, ибо этим указом Он избрал некоторых из тварных существ к тому, чтобы они были счастливы с Ним для Его собственной славы, и этот указ, как мы уже отметили, означает, что Он решился на создание их; но даже если бы этот совет состоялся  непосредственно перед сотворением человека, то и тогда все Три Лица были бы заинтересованы в его сотворении; и если разумно утверждать, что совет Божественных Лиц о сотворении человека имел место от начала, то гораздо больше это касается искупления и спасения его.
2d. Чтобы поставить этот вопрос вне всякого сомнения, обратим внимание на Зах.6.13, как этот отрывок толкуется рядом ученых мужей: "и будет совет мира". Правда, некоторые толкуют его как единство царского и священнического служения Христа, как сказано прежде: "Он должен быть священником на престоле", но представляется, что это смешение понятий. Другие считают, что Зоровавель и Иисус как Первосвященник были единодушны в строительстве Второго храма, но учитывая духовную природу церкви Божией, кажется, что эти слова относятся только к одной Личности. Скорее, "совет мира", может иметь в виду Евангелие, называемое волей Божией и Евангелием мира, которое должно было быть, и было проповедано среди иудеев и язычников и которое было средством достижения мира и единства между ними, и с этим смыслом слов я уже согласился (1). Но есть и другой смысл, указанный многими учеными, из которых я оказываю наибольшее уважение таким, как Иоганн Хайдеггер (2), де Дье (3), Кокцеюс (4), Виций (5), д-р Оуэн (6) и другие, согласно которым эти слова касаются совета мира и примирения в вечности, между Иеговой и Его народом, заключенный между Отцом и Сыном, Который во времени стал человеком. Мое возражение в этом отношении таково, что этот совет в вечности был между Тремя Ипостасями, а не только двумя, и что он имел место в прошлом, даже если здесь говорится о будущем; но я считаю, что Иегова является единственным Лицом, указанным в тексте, а тогда можно было сказать только так, хотя совет был между Тремя, и также на иврите времена, прошлое и будущее, часто заменяют друг друга, и о том, чему надлежит появиться, может говориться так, как если бы это уже было прежде, и смысл может быть таков, что когда Некто построит храм и явится в величии и воссядет как Священник на престоле Своем, то это должно быть четко представлено через совет мира между двумя Лицами, который есть основание всего этого; и в этом свете данный текст может быть принят именно в таком смысле, что и доказывает рассматриваемую точку зрения. Но даже если не так, тем не менее:
2е. Чтобы рассматривать договоренность между Отцом и Сыном с достаточным основанием как совет мира, нам достаточно иметь в виду 2 Кор.5.19:  "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их". Под миром здесь подразумеваются избранные Божии, которых Он возлюбил настолько, чтобы послать Своего Сына Спасителя, и за жизнь которых Христос отдал Свою плоть (Иоан.3.16, 6.51), чтобы обрести мир и примирение для них и очистить их. Бог во Христе и в совете со Христом замыслил эту схему таким образом, чтобы грехи их приписывались не им, но Христу, Который поэтому и назван Спасителем, и это содержит сумму того, что мы подразумеваем Советом мира. Я продолжу.
3. В-третьих, отметим, почему Три Божественных Лица, Отец, Сын и Дух Святой, участвуют в этом совете.
3а. Это не ангелы, ибо их тогда еще не было; они не были созданы до небес. Но этот совет имел место еще до сотворения неба и земли, а кроме того, ангелы являются творениями Бога, они суть служебные духи, и поэтому Он никогда не будет советоваться с ними; они ничего не знали об этом совете, пока им не было открыто, и когда им было открыто, как думают неккоторые, они были оскорблены, оставили свое обиталище и отпали от Бога, будучи не в состоянии вынести то, что Сын Божий, в человеческой природе, должен быть их Главой, даже если Его природа будет ниже их, как они и восприняли Его в таком случае; что же касается тех, которые сохранили свое достоинство, они были так далеко от оказания помощи в этом совете, что они были совершенно не знакомы с ним, пока им не было дано знать, и когда им все же было дано, то хотя они весьма одобрили это, их знание осталось несовершенным, так как они хотят все более возрастать в нем и даже учиться у Церкви многообразию премудрости Божией во Христе (1 Пет.1.12, Еф.3.10).
3b. Человек не был участником в этом совете:  "Ибо кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?" (Рим.11.34); никто из сынов человеческих, ибо они также не существовали тогда, когда же возникли как тварь, то вскоре стали греховными, чуждыми истинной мудрости и знанию, и непригодными для такого совета, даже если бы он имел место во времени, и если бы Бог призвал всех лиц человеческой природы вместе, и предложил им, что если они смогут найти способ, как они могут быть спасены, в соответствии с Его Божественным совершенством и желанием, то даже после очень долгого совета по этому поводу,  и даже если бы у них была помощь от всех ангелов на небесах, они должны были бы вернуться невеждами в том, что принадлежит Ему. Нет, никого, кроме благословенной Троицы, не было в этом совете, и никто иной не подходит для того, чтобы быть в нем; такого достоин только Бог (nodus Vindice Dignus Deo).
3b1. Иегова Отец, Первое Лицо в порядке природы, хотя и не во времени, есть Тот, Кому разумно приличествовало взять на Себя инициативу в этом деле, и если от Него исходит предложение и совет о сотворении человека к двум другим Лицам, то это может быть с еще большим основанием  усвоено совету об их спасении; ибо Ветхий днями, в Котором вся мудрость, совет и разум, дивный замысел и превосходное исполнение, бесконечно подходит для такого дела по самой Своей природе (Иов 12.12-13, Ис.28.29).
3b2. Иегова Сын имеет ту же мудрость, совет и понимание, что и Отец, как и все, что Его, и поскольку Христос не почитал хищением быть равным с Ним, Он есть сама Мудрость; Он обладает наиболее совершенной мудростью, и в Нем как Посреднике сокрыты все сокровища премудрости и знания, и Он Сам говорит: "Мой совет и разумение" (Притч.1.20, 8.14, Кол.2.3), и Он назван "Чудный, Советник" (Ис.9.6), что не только относится к Его способности дать лучший совет людям, как Он и делает, но и для участия в совете Самого Бога, и именно так переводчики Септуагинты понимали упоминание об "Ангеле Великого Совета", откуда представляется, что тогда евреи имели понятие об этом великом совете и участии Мессии в нем, к чему и относится весь стих; к этому может быть добавлено, что Христос Сын Божий, как пребывающий на груди Отца, был посвящен в весь Его замысел и совет, и единственно достоин того.
3b3. Святой Дух участвует в этом совете и вполне достоин его. Епифаний говорит (7): "Сын есть Ангел Великого Совета, так же как и Святой Дух есть  Дух мудрости, и если Он дает людям   одному слово мудрости, другому слово знания, то Он Сам должен обладать самой совершенной мудростью и знанием (Еф.1.17, 1 Кор.12.8), и Он есть Дух премудрости и разума, а также совета и знания, и потому есть Личность, Которой подобает соучаствовать с Отцом и Сыном в этом великом совете, ибо никогда более не было совета, подобного ему, между сими Лицами, и столь же важного и дивного. Поэтому:
4. Рассмотрим, наконец, все это более конкретно и четко. Совет касался не просто спасения людей, но и того, кто должен быть спасен, ибо лица, которым предназначено наслаждаться спасением, уже были закреплены в указе избрания, который стоит твердо и несомненно на неизменной воле Божией; а также, Кто  должен быть Спасителем, или быть автором этого спасения, и надлежащим лицом для этой работы, ибо для этого никогда не предназначались ни люди, ни ангелы, и это также было делом сего великого совета. Указом об избрании сосуды милосердия были приготовлены к славе, или предопределены к вечной жизни; Бог решил помиловать их и спасти, но Кто должен быть их Спасителем, было решено в этом совете. В самом деле, Он в некотором отношении участвует в цели Отца и включен в нее, в соответствии с избранием, которое предназначает некоторых не ко гневу, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес.5.9), но если это было в целях Отца, было также необходимо, чтобы была выражена воля Сына и Его согласие, для чего и был соделан этот совет.
Дело обстоит таким образом: в замысле Иеговы Отца по спасению людей через Его Сына Он в Своей бесконечной мудрости видел, что Сын есть самая подходящая Личность для этой работы, и по Своему разумению избрал Его к этому, и это означало, что Он сделал Его одним из Своего народа, как Он "нашел Давида, раба Своего, и помазал его Своим святым елеем" (Пс.89.19-20). В вечном завете Он предложил это Своему Сыну, как наиболее целесообразный шаг, который можно было бы предпринять, чтобы осуществить разработанное спасение, и Он с готовностью согласился на это и сказал: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10.7). Согласно Пс.40-7-8 Святой Дух выразил одобрение на то, что Сын должен был стать Спасителем в единстве с Отцом в Своей миссии, как мы показали, и путем формирования Своей человеческой природы во времени, и наполняя ее Своими дарами и благодатью без меры. Радость и удовлетворение всех Трех Божественных Лиц в этом деле совета и одобрения наиболее отчетливо видна в крещении нашего Господа (Мтф.3.16-17).
Но не только это было в сем совете; он касался не только Автора спасения, но и каким способом и образом оно должно осуществляться, как для блага людей, так и для отображения славы Божественных совершенств. Теперь следует отметить, что избранные Божии, те, кому надлежит спастись, были рассмотрены в этом совете как падшие существа, ибо спасение их Христом предполагает, что они суть грешники в Адаме, подлежащие осуждению через проклятие праведного закона и Божественной справедливости, которые должны быть компенсированы, чтобы закон был исполнен и справедливость удовлетворена в искуплении;  и это означало, что Спаситель одобрил это, будучи Сам наиболее подходящим для того, что необходимо было сделать, и потому о милостивом Боге сказано: "освободи его от могилы; Я нашел умилостивление" (Иов 33.24). Именно это было найдено бесконечной мудростью в этом совете: выкуп, удовлетворение и искупление должны были совершиться , повинуясь заповеди закона, а также страданием смерти, как наказанием, которого закон требует от нарушителя его: смертью умрешь. А потому, так как было необходимо, чтобы Автор и Глава спасения, приводящего многих сынов в славу, должно был стать совершенным через страдания, и для этого надлежало, что Он должен взять на Себя природу , в которой Он был бы способен подчиняться и страдать, природу того же рода, как тот, что согрешил; это было решено в совете с Сыном Божиим, и Он одобрил это как дело правое и нужное, и сказал: "тело уготовал Мне", целую человеческую природу, и совет Его означал, что Он готов принять ее во времени. Кроме того, было правильным и целесообразным, что эта человеческая природа должна была быть святой и чистой от греха, чтобы она могла быть предложена непорочному Богу,  чтобы уничтожить грех, чего не могло быть, если бы она была греховна. Теперь здесь возникает трудность, как такая природа могла появиться, если вся человеческая природа была осквернена грехом Адама, и кто сможет родиться чистым от нечистого? Эту трудность бесконечная мудрость преодолевает, предложив, что Спаситель родится от Девы, и что Его человеческая природа не будет происходить от Адама по обычному родословию, но будет сформирована особым образом силою Духа Святого; и это было одобрено в совете Сыном, Который принял на Себя эту природу, и Духом, Который ее сформировал. Еще раз отметим, что необходимо, чтобы эта природа вошла в личностный союз с Сыном Божиим, или, что Спаситель должен быть Богом и человеком в одном лице, чтобы как человек Он мог предложить, и тем самым совершить примирение за грехи народа, и что Он должен быть Богом, чтобы придать силу Своим делам и страданиям и сделать их действенными для Своих целей, и так Он есть надлежащий Посредник между Богом и людьми, способный заботиться о достоянии Того и других. Короче говоря, тем, что обсуждалось в Совете Троицы,  был мир и примирение людей, избранных Богом, во Христе, и способ совершить это, и потому, как мы сказали, это соглашение может быть со всем приличием названо советом и заветом мира; советом, ибо в нем был обсужден и принят этот замысел, и заветом, ибо согласно таковому он был устроен, и потому я рассматриваю совет как подготовку и устроение завета. 
 
[1] См. мою Exposition of Zech. vi. 13. See Gill on "Zec 6:13"
[2] Corpus Theolog. loc. 11. s. 12. p. 376.
[3] In loc.
[4] Summa de Foedere, c. 5. s. 88.
[5] Oeconom. Foederum, l. 2. c. 1. s. 7, 8.
[6] In Hebrews, vol. 2. Exercitat. 4. s. 10. p. 54.
[7] In Ancorato, s. 70.

ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ БЛАГОДАТИ
МЕЖДУ ОТЦОМ, СЫНОМ И СВЯТЫМ ДУХОМ

Совет, который мы рассмотрели, является основой и основанием завета благодати, и оба относятся к одним и тем же вещам и в них заинтересованы те же Лица Троицы. В первом случае все было задумано, запланировано и решено, а во втором - зафиксировано и устроено. Завет благодати представляет собой совет или соглашение от вечности среди Божественных Лиц, в особенности между Отцом и Сыном, о спасении избранных. Для лучшего понимания дела этого завета между ними, заключенного еще до сотворения мира, когда еще не было никаких творений, ни ангелов, ни людей, поскольку он лежит в основе всей благодати и славы, утешения и счастья святых во времени и в вечности, надлежит рассмотреть следующее.
1. Этимологию и значению слов, используемых для обозначения завета в писаниях Ветхого и Нового Завета, где они появляются, и уместность использования их для описания того, что мы здесь называем заветом. На классическом иврите слово брит (завет) в разных случаях  является производным от различных корней. В последнее время появились люди (так называемые хатчинсонисты), которые выводят это слово от корня барар (очистить, отрезать), причем они утверждают, что Тот, Кто это делает, есть Господь Иисус Христос. Хотя иногда возможно упоминание Христа как  Того, Кто переплавляет и очищает (Мал.3.3), данное слово или понятие не обязательно происходит от этого корня;  маловероятно также, что "очиститель" или " Тот, Который очищает ", должно быть выражено существительным женского рода (брит), а не мужского от того же корня, и хотя такое прочтение может сносно объяснить один или два отрывка, есть много мест, которые при таком прочтении не имели бы никакого смысла; так, если это буквосочетание обозначает чистоту, при наличии других огласовок его можно перевести и как "мыло" (Иер.2.22, Мал.3.2), явно очищающее по своей природе. Если это слово все же используется для обозначения завета,  то оно может обозначать чистоту намерений и искренность сердца, которые должны быть у всех людей, которые вступают в завет друг с другом, и которые обладают самой высшей истинной чистотой и святостью у Божественных Лиц в их обязательствах завета. Но слово "брит" может быть выведено, и это чаще всего так и бывает, из слова бара, которое в изначальном смысле означает "создавать". Завет был заключен с человеком, как только он был создан, хотя он почти сразу же преступил этот завет (Ос.6.7),  но завет благодати был заключен еще до сотворения человека, хотя он был впервые явлен сразу после его падения, которое совершилось вскоре после его создания, и самая суть его заключается в словах: "семя жены будет поражать змея в голову» (Быт. 3.15). Во вторичном смысле это слово может означать "упорядочивать вещи" или "распоряжаться", как и в творении вещи были расположены в определенном порядке, и с этим согласны и используемые в Новом Завете слова diathemai и diatheke, означающие введение в завет. Другие отмечают, что то же самое еврейское слово означает разрезать на куски или рассечь, и думают, что понятие завета имеет свое название отсюда, потому что при заключении заветов было обычным делом жертвовать животное и рассекать его на части, полагаемые друг на друга, и заключающие завет должны были пройти между ними, что составляло главную часть обряда (Быт.15.9-17, Иер.34.18, намек на эту жертву есть и в Пс.50.5 KJV). Или же это слово имеет происхождение от другого, буквально означающего "съесть"; необходимо отметить, что обычно, когда завет заключался и был подтвержден, заключающие отмечали это совместной трапезой, как Авимелех и Исаак или Иаков и Лаван (Быт.26.30, 31.46); и можно отметить также, что праздник Вечери Господней есть ознаменование введения в действие завета благодати, ради крови Христа, и при этом пробуждается вера народа Божия и подтверждается его интерес к ней. Но, в конце концов, возможно, будет наилучшим произвести это слово от другого корня, означающего "выбирать", и это хорошо согласуется с устроением завета, в который входят Божественные Лица по Его воле, связывая себя условиями, с которыми они согласны и на которых они входят в завет, называемый заветом благодати, о котором мы и скажем.
Слово, обозначающее завет в Новом Завете - это diatheke, которым переводчики Септуагинты почти везде переводят еврейское ветхозаветное понятие брит, и происходит от слова, которое означает "распоряжаться". В Лк.22.29 сказано, что Отец назначил по завету Царство Сыну, и также в некоторых местах с использованием того же слова (Деян. 9.25) говорится, что Царство назначено по завету Его народу; иногда это слово означает также завещание или последнюю волю (Евр.9.16-17),  и мы увидим использование слова в этом смысле далее, как это может быть применимо к завету благодати, ибо оно означает как завет, так и завещание; в этом смысле различные устроения завета благодати во времени также называются первым и вторым или же Ветхим и Новым заветами, и так различаются и книги Писания, написанные при этих различных устроениях (Евр.8.1-13, 2 Кор.3.6,14). Теперь мы можем также сказать:
2. В каком смысле слово "завет" используется в Писании так, чтобы это проясняло его природу.
2а. Это слово иногда используется в значении "закон, правило" или "повеление"; так, повеление о возношении сынам Аарона названо заветом вечным (Чис.18.19), закон об освобождении раба после шести лет назван заветом (Иер.34.13-14), и это может быть причиной, по которой Десять заповедей названы заветом (Втор.4.13), ибо все, что   Бог предписывает  людям, они обязаны соблюдать, и они не имеют права отказать в повиновении; и если Адаму был дан завет дел, он имел ту же природу, только у него была воля и согласие подчиняться, пока он не отверг волю Божию и не лишился сил ее исполнять.
2b. Завет, усваиваемый Богу, иногда есть нечто не большее, чем просто обещание: "Сей есть завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе" (Ис.59.21); следовательно, мы читаем о завете обетования или соглашения (Еф.2.12) и, действительно, завет благодати, по отношению к избранным, есть не что иное, как свободное обещание вечной жизни и спасения через Иисуса Христа, которое включает в себя все другие благословения благодати в Нем: "Это обещание, которое Он обещал нам", великое всеобъемлющее обетование, "есть жизнь вечная" (1 Иоан. 2.25 ), которое является абсолютным и безусловным по отношению к нам, и все условия в этом завете возложены  только на Христа; Он и Его дела являются единственным условием его.
2с. Мы часто читаем о заветах Бога только с одной стороны; именно таким является завет дня и ночи (Иер.33.20), который не является не чем иным, как обещанием, что то и другое всегда должно продолжаться, не требуя каких-либо условий со стороны твари (Быт.8.22); и завет был заключен с Ноем и его потомками и со всякою душою живою, причем со стороны последней не может быть никакой отмены его (Быт.9.9-17), и если для людей Он обещал заключить завет со зверями полевыми, он не может быть ничем иным, чем просто обещанием безопасности от вреда их (Ос.2.18).
2d. Однако завет между человеком и человеком содержит условия, на которых делаются взаимные обещания, и эти условия люди должны выполнять, чтобы сохранить дружбу между собой, укрепляться против взаимного врага или оказывать служение друг другу и своему потомству; таким был завет Авраама в Мамре, союз Авимелеха и Исаака или Давида и Ионафана (Быт.14.13, 26.28, 1 Цар.20.15-16, 42, 23.18).
2е.   Такой завет, собственно говоря, не может быть заключен между Богом и человеком, ибо что человек может сделать Богу, что не находится в Его власти, или дать Ему того, что не было бы Его достоянием? Бог действительно снизошел до обетования человеку, которое Он не был обязан давать, и Он может потребовать от человека того, от чего тот не вправе отказаться, и Бог имеет право дать обещание именно таким образом; и поэтому, собственно говоря, все это не может формально определять завет, который не обязательно должен вводиться через свободный выбор обоих сторон, и особенно такой договор не может иметь место в падшем человеке, который не имеет ни склонности воли, чтобы оказать необходимое послушание, ни власти, чтобы исполнить его.
2f. Завет благодати между Богом и Христом, и с избранным в Нем, как их Главе и Представителе, является заветом в полном смысле, включающем условие и принятие. Бог Отец предлагает в нем Своему Сыну совершить определенное дело, на условиях которого Он обещает Ему почесть от избранных Его, а Христос, Сын Божий, принимает это условие и соглашается с тем, чтобы сделать все, что предлагается и предписано, и согласно этому ожидает исполнения обетований и подтверждения их; в этом завете есть взаимные обязательства каждой из сторон, которые предусматривают подтверждение их, и это придает ему надлежащую форму завета (Ис.49.1-6, 53.10-12, Пс.40.6-8, Иоан.17.4-5). Ниже мы опишем это более полно.
3. Имена и эпитеты, данные этому завету благодати между Отцом и Сыном в Священном Писании, возможно, заслуживают некоторого рассмотрения, так как они могут помочь дать лучшее и четкое представление об этом завете.
3а. Его еще называют "завет жизни" (Мал. 2.5), ибо хотя это сказано Левию, таковой есть прообраз Христа, и если завет с Левием может быть так назван, то тем более завет со Христом. Некоторые богословы называют завет дел, заключенный с Адамом, заветом жизни, и это в принципе возможно, но только если учесть, что Адам тогда жил естественной блаженной жизнью, и в завете содержалось обещание продолжения ее и утверждения в ней, так что для этого  он должен был выдержать испытание его послушания, но не обещание вечной жизни и счастья, каковыми святые наслаждаются на небесах ибо такая жизнь не могла прийти через завет дел, и они никогда не был предназначена для этого (Гал.3.21). Но завет благодати содержит такие обетования, что были даны Богом, Который не может лгать, еще до сотворения мира, то есть обетования, данные Христу, в завете благодати, от вечности, Который затем существовал как Глава Своего народа в завете, и поскольку это обетование дано Ему и вложено в Его руки, ибо Он просил у Отца жизни для Своего народа в этом завете, и было дано Ему потомство долговечное, то следовательно, именно этот завет может с большим основанием называться заветом жизни (Тит 1.2, 2 Тим.1.1, Пс.21.4).
3b. Он называется также заветом мира (Мал.2.5, Ис.54.10), так как это совет Вечной Троицы, в котором был дан замысел и способ установления мира и примирения избранных Божиих, и потому он может быть назван также советом мира, ибо то, что было согласовано в совете мира в отношении их, было установлено и определено в завете, а именно: что Сын Божий, в человеческой природе должен был стать Примирителем и принести мир через пролитие Своей крови, и, следовательно, в полноту времени, Он был послан, чтобы стать человеком, по обетованию и пророчествам, основанным на этом завете (Мих.5.2), и наказание мира было на Нем, то есть, Его постигло наказание за грехи избранных, в результате чего были достигнуты их мир и примирение (Ис.53.6), и все это произошло с Его собственного согласия и в силу завета, заключенного между Ним и Отцом Его, и поэтому этот завет по праву называется заветом мира.
3с. Этот завет называется также завет благодати, и достаточно правильно, так как он полностью вытекает из благодати Божией и только в ней имеет свое основание: именно благодаря вечной любви и свободному благоволению Бога Отца Он предложил завет такого рода Своему Сыну, и именно благодаря благодати Сына Он свободно и добровольно вступил в этот союз с Отцом; дело, сумма и содержание этого завета есть благодать, свободно уделяемая как благословение избранным во Христе, и конечная цель и замысел его есть слава Божией благодати. 
3d. Некоторые богословы называют это заветом искупления, и очень верно, потому что искупление избранных Божиих является основной частью его: Отец предложил Сыну, что Он должен избавить Израиль, то есть избранных, Сын согласился на это, и следовательно, был возвещен, обещан и ожидался как Искупитель, задолго до того, как Он пришел в этот мир, чтобы исполнить это; Иов знал его как своего Искупителя и все святые Ветхого Завета ждали Его как такового, имея обетование Его, которое было основано на этом завете соглашения, ибо, как Ему было предложено, и он согласился на это, чтобы быть Спасителем, так было обещано Ему, что когда Он отдаст Себя как искупление и выкуп за избранных, они должны освободиться от всех своих грехов и последствий их, и избавлены из рук всех врагов своих (Ис.49.5, 59.20, Иов 33.24).
3е. Но тогда этот завет является тем же самым, что и завет благодати, хотя некоторые богословы, действительно, делают их различными заветами; завет искупления, говорят они, был заключен со Христом в вечности, завет же благодати - с избранными или верующими во времени. Но это неправильно, ибо есть лишь один завет благодати, и не два, в котором Глава и члены, Искупитель и Его люди заинтересованы в искуплении Христом избранных, в котором Он является Главой и Представителем их, и  действует для них, и от их имени. То, что называется заветом искупления, является заветом благодати, вытекающим из благодати Отца, Который предложил Сына Своего как Спасителя, и от благодати Сына, Который согласился быть таковым, и в этом завете Сыну была предложена честь ради избранных, и сама суть вечного завета со Христом - это спасение и вечное счастье  избранных, ибо все благословения и дары благодати на них закреплены в этом вечном завете,  ибо они были благословлены всяким духовным благословением в Нем, и имели благодать, данную им в Нем еще до сотворения мира,  а потому не может быть никаких оснований для такого различия между заветом. искупления в вечности, и заветом благодати во времени.
4. Рассмотрим же стороны этого завета более конкретно и четко. Этот завет обычно представлен так, как будто он был только между Отцом и Сыном, но я не вижу, почему Святой Дух должен быть исключен из него, так как Он, конечно же, обещан в нем конкретно и четко как на Главе, так и на членах, а в силу этого Он посылается в сердца святых Божиих в завете, чтобы применить к ним благословения, обетования и благодать этого завета, и совершить в них работу благодати,  и все, что по этому соглашению, должно быть и с Его согласия, и я думаю, что есть некоторые следы, и некоторые шаги всех трех Лиц в качестве заинтересованных в нем, в устроении и проявлении этого завета для народа Израиля (Агг. 2.4,5). Тем не менее, как и во всех заветах, их стороны отличаются друг от друга.
4а. Они отличаются друг от друга, ибо сторона не одна, а несколько; никто не заключает завет сам с собой, по крайней мере, не в собственном смысле понимает завет Иов, который "заключил завет с глазами своими" (Иов 31.1), ибо это было ни чем иным, как требованием от себя сдерживать свой взор, а не использовать его на грех. Божественные Лица Святой Троицы являются отдельными Личностями, как мы уже показали, и именно в качестве таковых они заключают завет друг с другом. Тот, Кто призвал Своего Сына к служению и направил Его совершить определенное дело, а именно "поднять колена Иакова и восстановить остаток Израиля" (Ис.49.3-6), должен  отличаться от Того, Кому Он предложил все это, и Тот, Кто в соответствии с ним сказал: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже мой!" (Пс.40.7-8, Евр.10.7), должен отличаться от воли Того, Кто повелел Ему так поступить, и Кого Он  называет своим Господом и Богом, каковым Он является в силу завета по отношению к Нему; и Дух, Который опочил на Них Обоих, в силу соглашения и завета, и потому есть Утешитель завета на Них, должен отличаться также.
4b. Поскольку Они суть отдельные Личности, Они имеют различные акты воли, ибо, хотя Их природа и сущность только одна, и все же существуют различные акты этой воли, принадлежащие и свойственные каждому отдельному Лицу, и таким образом, Их природа такая же, Их понимание должно быть таким же, и все же существуют различные акты Божественного понимания, свойственные каждому отдельному Лицу. Отец знает Сына, и Сын знает Отца, и у Них есть различное знание и понимание друг друга, и Дух знает Их обоих, и Они знают Его. И хотя их природа и сущность, а потому и привязанности одни и те же, все же существуют различные акты их, свойственные каждой Личности; Отец любит Сына и все покорил в его руки; Сын любит Отца, и во всем оказывает послушание Ему; Дух любит Отца и Сына, и Они оба любят Его; и так в их воле, хотя она та же самая, есть различные акты, свойственные каждому Лицу, которые и проявляются в их завете друг с другом. Есть четкое выделенная воля Отца в завете, ибо согласно этой воле и желанию Его Сын должен стать Спасителем избранных, и есть столь же четко выделенная воля Сына стать Спасителем, ибо в том же завете Он предлагает Себя к этому и называет Себя готовым к тому, чтобы стать их Спасителем; таковы различные акты этой Божественной воли. Таким образом, можно сказать, что это соглашение обладает всеми чертами завета, и как Святой Дух распределяет свои дары и благодать и благословения, как Ему угодно (1 Кор.12.11), это происходит в соответствии с соглашением и волей Его также в этом завете.
4с. Эти договаривающиеся стороны заключили завет свободно и добровольно, по Своему выбору, как и все заключающие завет, поэтому на иврите слово завет, как уже отмечалось, происходит от корня, означающего "выбор", ибо люди выбирают свои условия, на которых они договариваются вступить в завет друг с другом, не будучи вынуждены к тому против их воли. Поскольку в этом вечном завете стороны были свободны войти в него или не войти, ибо как Отец ни при каких условиях не обязан спасать людей, и Он мог в соответствии со Своей справедливостью, другим совершенством Его природы, уничтожить все человечество, как и согрешивших ангелов,  Он не был обязан заключить завет с Сыном Его, чтобы спасти их, и это был только Его собственный выбор сделать это, ибо кого Он помилует, того помилует; также Сын не был вынужден вступить в этот завет, но, зная волю Отца, и согласившись на это, добровольно принял ее, и сказал: "вот, иду исполнить волю Твою", и как Дух свободно дарует Свою благодать, и дары его во времени, поэтому Он свободно предусмотрел это в завете в вечности.
4d. То, на что Они согласились в завете, было тем, что Они в силах исполнить; если один человек вступает в завет с другим, и соглашается сделать то, что не в его власти, если он знает это, когда вступает в завет, то это обман, и такой завет признается недействительным. Но стороны в завете благодати в состоянии выполнить то, ради чего вступили в завет; Отец в состоянии исполнить все блага, что Он обещал в нем Своему Сыну и избранным в Нем, и Сын способен исполнить дело, которое намеревался исполнить, вводя человеческую природу в союз со Своей Божественной Личностью, и отдавая Свою жизнь в этой природе, и, имея такую власть над Своей собственной жизнью, и возможность распоряжаться ею по Своему желанию, чего никогда не имел ни один человек, и так будучи Богом, а также человеком, Он смог совершить спасение Своего народа, которое Он предпринял; Отец знал, что Сын был в состоянии спасти Своих людей, и потому возложил эту задачу на Него и призвал Его к этой работе, ибо Ему надлежало совершить ее; и Дух Святой есть Дух силы и могущества, и потому Он в состоянии исполнить то, что Он взял на Себя в этом завете.
4е. Во всех заветах, вступающие в них лица  могут быть равны в других отношениях, но в порядке заключения завета существует неравенство и подчинение, особенно в заветах, в которых имеет место дело, которое предстоит сделать, и награда, положенная за него, и такова же природа завета благодати и искупления; и, хотя договаривающиеся стороны в нем равны по природе, совершенству и славе, но в отношениях завета они добровольно вступили в соглашение подчинения, и поэтому Отец есть первая Личность в Завете, и Сын называет Его Господом и Богом Своим, что всегда выражает отношения завета (Пс.16.2, 22.1, 40.8, 45.7, Иоан.20.17), и Сын, Второе Лицо и Сторона завета назван Отцом Рабом Его: "Ты раб Мой" (Ис.49.3), и следовательно, об Отце Он говорит, что Он "более Меня" (Иоан.14.28), не только в связи со Своей человеческой природой, признать которую не составляет никаких трудностей, но по отношению к Отцу в завете и по служению, которое Сын принял и поддерживает ради Него; и Дух как Третье Лицо и сторона завета, послан, как сказано, от Отца и Сына, чтобы исполнить ту часть, которую Он взял на Себя, и это домостроительство завета, таким образом, предполагает в себе подчиненность ради согласия, и это совершается в великой красе и мудрости, подобающей естественным отношениям равных Божественных Лиц друг к другу. Но Тот, Кто предлагает завет, направляет его и осуществляет своего рода власть как Первая Личность в порядке природы, стоит в отношении Отца ко Второму Лицу, и так как речь идет о совершении спасения избранных, и низшей человеческой природе надлежит участвовать в этом деле, оказывая послушание воле Божией, то кому подобает принять ее, как не Второму Лицу, Которое стоит в отношении Сына к Первому? И разве всему этому не соответствует Третье Лицо, Святой Дух, посланный, чтобы возвестить и передать благодать, Который исходит от Их обоих?
4f. Как и во всех заветах,  так и в этом некоторые преимущества предлагаются и ожидаются всеми заинтересованными сторонами, и если цель Божия во всех вещах, в природе, провидении и благодати есть Его собственная слава, так в этом завете это   слава Отца, Сына и Духа; и это должно быть понято не как некое возрастание их существенной славы или дополнение к ней, но новое проявление ее, как Христос говорит Отцу, что Бог прославится через Него.  Если поручительство и обязательства присутствуют в завете, то это не означает присоединения какой-либо новой славы и счастья, которых Бог не имел прежде, но реальную пользу и преимущества  «святым, которые на земле", и в этом дивное восхищение их (Пс.16.2-3). Что же касается славы, обещанной Христу, которую Он ожидает и признает завершением Своего дела (Иоан.17.4-5), это является либо проявлением славы Его Божественной Личности, сокрытой в состоянии уничижения, либо Его славы как Посредника, ибо слава и царство обещаны предназначены Ему по исполнении Его обязательств (Лк.22.29, 1 Пет.1.21, Евр.2.9) ради избранных Божиих, их спасения и счастья (Иоан.17.22-24), и это великая цель и дело завета и "спасения Моего" (2 Цар.23.5). Поэтому завет благодати есть не что иное как сумма Евангелия, и спасение потерянных грешников во Христе является поэтому результатом его, и потому также Христос носит имя Иисус, ибо Он обязался и пришел спасти и спас Свой народ от грехов его вследствие обязательств этого завета.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn