Как поссорились иван иваныч с иваном никифоровичем

Екатерина Волкова 5
   Субъективные заметки.

   Полагаю, многие читали повесть Николая Васильевича Гоголя о двух добрых помещиках-приятелях, рассорившихся из-за совершеннейшей чепухи.  Я не собираюсь производить здесь литературоведческий анализ гротескно-сатирической «Повести…» Хочу напомнить в двух словах её сюжет: два закадычных друга, "два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода" из-за ничтожного повода делаются заклятыми врагами. Доведенная до абсурда ситуация ссоры и тяжбы двух приятелей комична своей серьезностью и серьезна своей комичностью…
   Об этом и поговорим.
   О том, как из пустяков рушатся добрые отношения. Но мне бы хотелось, читатель, не говорить обо всех людях вообще, а о союзах творческих людей в частности.

   С трепетом и нежностью вспоминаю мятущуюся мою юность в редакции газеты «Правда», моих подруг, приятельниц, сослуживцев, тех, с кем вместе начинала как журналист. И особенно их, самых-самых, с которыми проводила не только рабочие, но и свободные часы досуга. С которыми даже личные жизни во многом переплетались. Каждая из нас была по-своему талантлива, по-своему своеобразна. И каждая мечтала о серьёзной карьере, стремилась к успеху. Мы делились своими идеями щедро, обсуждали, стоя в курилке, будущие статьи, строили планы. Мы фонтанировали оригинальными мыслями, речевыми находками.
   Самой талантливой среди всех, по моему мнению, была самая юная из нас. Она и журналист была самобытный, и литератор оригинальный, и поэт, и человек яркий. Быстрее остальных она начала двигаться вперёд, оставляя нас безнадежно позади. И что забавно, никто не завидовал, напротив, все за подругу только радовались! Мы не были знакомы с философией великого американского режиссёра Леммона: «Если ты поднялся вверх, пусти за собой лифт», и потому в голову никому не приходило, что могла бы подружка наша, поднявшись, и нам, грешным, помочь с публикациями. Конфликт произошёл по иной причине: стали мы ловить себя на том, что высказанное вслух НАМИ удачно воплощается в ЕЁ статьях. Да что там! Она попросту воровала наши идеи, мысли, сюжеты! Отправились мы коллективно в кабинет к подруге для серьёзного объяснения. Но ничего не вышло. Она обиженно-скорбно нас выслушала, слезу оскорблённую пустила и отнесла все наши претензии на счёт зависти. И только. Тогда в некогда сплочённом «творческом объединении начинающих» произошёл раскол. Кто-то требовал недостойной соратнице бойкот объявить, кто-то молча устранялся из проблемы, кто-то настаивал, что потеря невелика – воспользовалась девочка нашим материалом – и ладно. Лично я большому таланту могу простить практически всё. Или даже вообще всё. И потому склонна к лояльности. Но неприятно и больно было ужасно. Так или иначе, союз наш распался. Никто, кроме меня, с девушкой той больше не общался и желания к общению не имел особо. Ныне все мы – люди состоявшиеся, успешные, но девчонки до сих пор помнят, «как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем».
   А вот вам историйка посовременнее. Не так давно в одном уважаемом интернет-издании разгорелся спор внутри редакционного совета. Началось с того, что сотрудники начали бесконтрольно ставить материалы, совершенно не согласуя их концепцию (вернее, отсутствие таковой) с концепцией газеты в целом. Кроме того, нарушилась упорядоченность рубрик, их насыщенность. Ещё авторы перестали выверять свои тексты, пропуская «в свет» статьи, изобилующие орфографическими, синтаксическими, лексическими ошибками. Рубрики, закреплённые за кем-то конкретно, подверглись оккупации хозяевами рубрик других. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт», как писал дедушка Крылов. И встало дело. То есть не то чтоб газета выходить перестала, но облик её изменился не в лучшую сторону. Встревоженный главный редактор предложил проблемы обсудить. Обсуждение перетекло во взаимную иронию, обвинения, откровенные издёвки.
   А, собственно говоря, в чём проблема? В том, что люди не могут, не хотят услышать друг друга. Это беда общечеловеческая, конечно, но для людей творческих ещё более серьёзная. Творческий человек легкораним и легко уязвим. Его самолюбие порой не выдерживает, не воспринимает никакой, даже легкой и корректной критики. А если в творческой личности нет к тому же доли самоиронии здоровой, если считает он себя непогрешимым в какой области – всё, пиши пропало, ничего ему не докажешь.
   Ещё момент: производственная этика. Мысли, высказанные не тобой – не твои мысли. Их нельзя использовать без ссылки на источник. Это нужно помнить твёрдо. Так же твёрдо следует помнить об иерархии – главный редактор, ответственный секретарь или любое другое лицо, ответственное за выход печатного или электронного органа СМИ, вправе решать, чему быть, чему нет в номере, потому как на то и поставлены, чтобы отслеживать общую картинку издания.
   И если мы хотим, чтобы литературное объединение, редакционный совет существовали многия лета, нужно эти нехитрые правила соблюдать.
   Тогда творческая история данного конкретного творческого союза не окончится словами Гоголя: «…скучно жить на свете, господа»

Екатерина ВОЛКОВА.