Он и Она

Ирина Юлина
                Любовь моя неответная,
Лаура души моей,
Мечта моя чистая, светлая,
Будь   счастлива в жизни своей.
                М. Досаев
                Сознательно не называю их имена и не придумываю других - Он и Она, мужчина и женщина.
      Она пришла  работать   в наше конструкторское бюро,  красивая, расцветшая  после рождения  второго  ребенка. К этому времени  Она была уже известным специалистом в городе. Я подружилась с ней. Проработав  у нас около десяти лет, Она переехала с семьей   в  Подмосковье.

     Вскоре  я  вышла на пенсию. Изредка Она писала мне,  звонила в дни рождения и, приезжая в командировку,  останавливалась у меня, разделяя нашу с котом  Рыжиком   жизнь.
      И вот, как-то весной, телефонный звонок и Ее возбужденный голос: «Люда, мой номер люкс свободен? Кажется, я еду на встречу выпускников - сорок пять лет после  окончания школы. Меня встретит школьный друг и привезет к тебе». 


     Она приехала и вот что рассказала.               
     Он и Она подружились в школе, были с седьмого класса в одной компании. Ходили на школьные вечера, катались на лыжах и коньках, вместе делали уроки. И был  выпускной бал, гуляние у Днепра, новые туфли, которые  портили настроение и возвращение домой босиком.

     После окончания школы их пути разошлись. Он поступил  в артиллеристское  училище в Одессе, Она уехала учиться в Московский ВУЗ. После окончания военного училища, Он приехал в Москву и предложил Ей выйти за него замуж.  Получив отказ,  сказал: «Тебе что звездочек мало?». Она не обиделась, тогда Ее интересовали звездочки  только на небе.

      Он служил, женился, но  вскоре развелся. После нескольких лет службы в армии  был демобилизован по здоровью.

      Она вышла замуж, окончила институт и получила направление на работу  в город детства, где в то время жила Ее мама. Когда Ей предложили на выбор место в заводском техническом отделе или мастером в  литейном цехе, Она решила работать в цехе. Знание реальной жизни пригодились Ей в дальнейшей карьере.

     Он и Она жили каждый своей далекой друг от друга жизнью.  Он женился второй раз, приехал в город детства.  Теперь Они встречались   семьями. Она не смогла подружиться с Его женой.  Он тепло относился к Ее мужу. Когда Ее муж защитил диссертацию, Он тоже поступил в аспирантуру. Не желая  подгонять полученные данные под результаты, нужные для докторской диссертации руководителя, отказался от дальнейшей работы.

     После Ее отъезда в Подмосковье Они не виделись шестнадцать лет. Он овдовел за это время,  но Она не знала об этом. И вот неожиданно раздался звонок. Она узнала Его голос, хотя прошло столько лет. Он приглашал на встречу выпускников.  Говорил, что очень хочет Ее увидеть.

      Он рассказал, что работает на фирме и преуспевает. Его дети - сын и дочь  живут в Германии. Он снова женился. Жена не возражает, чтобы Она погостила у них.
     Она ответила, что обязательно приедет и у нее есть, где остановиться.

     И вот поезд подъезжает к городу детства. Она увидела Его на перроне: высокий, стройный, голова белая как лунь, карие мягкие глаза. Он тоже сразу узнал Ее.

     Когда Они ехали в машине, Он сказал, что никогда не был так свободен материально, как сейчас, и может позволить себе почти все. Она ответила, что   впервые слышит такие слова    за последние годы. Он  предложил после вечера встречи уехать на три дня к морю.

     Он привез Ее ко мне, а сам уехал на фирму - был рабочий день. Я увидела свою подругу: короткие черные волосы, карие глаза, белозубая улыбка, бриджи, пиджачок, спортивная сумка, современные туфли. Мы   обе обрадовались встрече и тут же  разговорились о жизни, о наших проблемах. Стало ясно, что Она  осталась прежней -  интересуется театром, живописью, литературой.  О политике старались не говорить, во всяком случае, тема Крыма нам была противопоказана. Она явно в этом вопросе была сторонницей Лужкова и постаралась сменить тему разговора.
 
      Вспомнив о возможной поездке к морю, Она сказала, что это счастье. Думала уже никогда не увидит море. Это как наваждение, когда показывали море по телевизору,  то чувствовала его запах и вкус соли на губах. 

      Она готовилась к встрече со  школьными друзьями.   
      Около школы собрались постаревшие девчонки и мальчишки, забывшие на время о своих неприятностях и болезнях.  Они были молоды, не было ни морщин, ни седин, оживленно вспоминали детские годы. Они снова были детьми. Детьми, пережившими войну, разруху, голод, строившими свои жизни, а затем и перестраивающими их во что-то, так и не понявшими во что, но сегодня они  школьники.

      Он приготовил ей сюрприз - стихи, написанные для нее. Она показала мне стихи, когда пришла домой. Это была поэзия, полная лирики и любви к ней - девочке и к ней - сегодняшней, с   морщинками у губ и лучиками у глаз.
 
      Он и Она танцевали весь вечер, у них опять был выпускной бал. После ресторана они вышли компанией, и Она захотела подойти к дому, в котором когда-то жила. Теперь  эта квартира  чужих людей, окна были освещены, на балконе висели детские вещицы, как когда-то  сохли вещи сестренки, а потом и дочки. Жизнь в доме продолжалась.  Навернулись слезы. Он держал Ее за руку, вернее, за безымянный палец, а Она, как когда-то в юности, боялась пошевелиться.

       Мальчишкой Он приходил к Ней в этот дом.  Стеснялся Ее мамы: красивой, властной, шумной, с гордой осанкой и косой,  уложенной  в тугой пучок на затылке.  Он все помнил -  и двор, и дом, и  подъезд.
 
      Когда вечер встречи закончился, Она счастливая пришла ко мне, оживленно, с юмором и смехом, рассказала о своих переживаниях. Я чувствовала, что-то недосказанное стоит за всем этим. Что? 
               
      На следующий день   Они   уезжали на машине к морю. Ей предстояло знакомство с Его женой. Около машины стояла миловидная женщина со спокойными серыми  глазами. Она села с ней на заднее сидение машины. Он видел их обеих в зеркале заднего вида. Две женщины - одна не целованная им девочка, другая, сливающаяся с ним в страсти, моложе Его на семь лет. Они разные - русая и брюнетка. Им, едва познакомившимся, предстояло провести вместе три дня.

      Она откровенно рассказала, как уже на пенсии пришлось поработать и в частной лавке продавцом, и, после окончания   курсов, бухгалтером в фирме, и даже агентом по недвижимости. Последние три года растила внучку.

      Дорога к морю была длинной. Он, увлекающийся  новомодными направлениями в медицине, рассказывал о голодании, очищении организма, уринотерапии, раздельном питании, о своих победах над организмом. Она   посмеивалась над ним, ленивая сама, не могла понять Его.

      Она не отрывала глаз от  окна машины. Промелькнул город детства - родной и не узнаваемый,  а затем и лесопосадки вдоль шоссе, где Она вместе с мамой, путешествуя на машине, собирала шелковицу и абрикосы-дички. Город воспоминаний, дорога воспоминаний... 
               
      Впереди три дня отдыха, солнца, моря, милого безделья. Сняли две комнаты. Женская и мужская половины объединены верандой, на которой они проводили вечера, а за ними следили луна и звезды. Вспомнили строки: “Серп луны молодой, с лучезарной звездой, в голубой тишине, сказкой чудится мне”. Для нее это была сказка.

      Она давно не была на море. Раскаленность солнца и песка, море с грязной, как после стирки водой, но такой ласковой и нежной - все вызывало у Нее ликование. Жена   плескалась у берега, а  Они уплывали далеко  в море, как в юности. Она хорошо плавала,   смеясь, говорила, что у нее стиль  «гибрид  кроля с брассом». Он  любовался Ею.
 
     Его жена читала детектив Марининой.  Иногда отвлекалась на милую женскую болтовню,  в какой-то момент заинтересовалась перстнем с большим фиолетовым камнем на  Ее руке.  Она ответила, что это подарок мужа.  Камень чароит,  названный по реке Чара, где было найдено это месторождение, чуть не единственное в мире.

      Рядом с ними на пляже  лежало семейство - мама, папа и дочурка. Они были необъятных размеров и пережевывали  все, что носили торговцы  - вяленую рыбу, мороженное, креветки, пирожки. Посмотрев на их тюленеобразные тела, Он бросился на  песок качать пресс. Такой фигуре, как у Него, мог позавидовать и молодой человек. Молоденькие девочки заглядывались на Него.

      Он  рано утром уходил к морю делать пробежку и зарядку на пустом еще пляже.. Ей тоже хотелось пойти, но Она боялась обидеть этим Его жену. Женщины по утрам готовили нехитрые завтраки. Жена рассказала, что  два месяца  прожила в Германии, помогая Его дочке. Когда вернулась, доброжелатели рассказали, что Он  завел роман с молодой женщиной, которая писала музыку на его стихи.  Страдания Его жены были Ей понятны, эта   тихая милая женщина нравилась Ей. 
               
      Услышав этот рассказ, я сказала о жене: «Серая курочка рядом  с красавцем-павлином».  «Нет, Люда, думаю, ты ошибаешься. Эта курочка, как ты говоришь, ездила по контракту работать в Америку, ночами дежурила у больных стариков. Курочки, в моем представлении, на такое  не способны», - сказала мне  Она.   
               
      После завтрака шли к морю. Крутой спуск, лохань моря с серо-голубой водой, ни облачка на небе. Он, укутав  шею полотенцем, наподобие шарфа, сказал: «Я как Бальмонт».  Она ответила: «Да, почти. Помните, у Бальмонта есть цикл стихов «Будем как солнце?»:
                Я в этот мир пришел,  чтоб видеть море,
                И пышный цвет долин. 
                Я заключил миры в едином взоре.
                Я властелин.
     Все переплелось - твое полотенце, шарф Бальмонта, его стихи и наша сегодняшняя дорога к морю».

     Он смотрел на Нее, как прежде, влюбленными глазами.               
     Дни промелькнули, я дождалась Ее возвращения. Она привезла бутылочку морской воды, радость и возбуждение. На следующий день, провожая Ее, я,   вдруг, подумала, что мы больше не увидимся.

      Вскоре я получила от Нее письмо, в котором Она благодарила за прием и  писала: «Люда, дорогая, мне захотелось   рассказать тебе о своей студенческой жизни: когда я приехала в Москву учиться  семнадцатилетней девчонкой, мне было страшно и одиноко в большом городе. В студенческой группе был мальчик-москвич, немного постарше остальных, который ухаживал за мной, мы ходили в музеи, в театры, на выставки. Я стала своим человеком в его маленькой семье.

      Три года он не отходил от меня ни на шаг, дружба переросла в близость. Мы даже планировали пожениться  после окончания института. Так случилось, что я  решила порвать с ним. Он стоял на коленях, плакал, но мне было уже все равно, хоть и жалко его.   Мы расстались.

      У меня никого не было, когда Он приехал в Москву и сделал мне предложение, Я была одна, но сказала, что собираюсь замуж. Люда, понимаешь, не могла я ему сказать, что я была неверна ему эти годы. Я знала из писем, что Он  верит в преданность нашей дружбе, испугалась, что  Он   будет упрекать меня.
   
      С будущим мужем я познакомилась в том же году в новогоднюю ночь, а осенью у нас была свадьба.  До свадьбы я рассказала ему, что у меня до него был мужчина.  Да что там говорить, все равно по молодости нет-нет да вспоминал о моей первой связи. Ну, а дальше вся моя жизнь прошла на твоих глазах.   У меня счастливая дружная семья».
 
     Только теперь я поняла недостающее звено Их отношений. Он и Она.  Мужчина и женщина. Были ли Они созданы друг для друга? Или это просто школьная дружба и привязанность через всю жизнь?

      Это последнее Ее письмо. Вот уже несколько лет мне о Ней ничего не известно. Она перестала писать, телефон не отвечает. Позвонив Ему, узнала,  что такой здесь не проживает.   Вспомнила, что Он с женой собирался переехать жить к детям в Германию.
      Где Она? Что с Ней случилось? Почему замолкла?
 
      Когда-то Она говорила: «Я никогда не смогла бы уехать из страны». 
      Как свет звезд долетает до нас, когда они уже переместились в пространстве и во времени, так и этот   рассказ о людях, которые переместились, и моя связь с ними потеряна.      
      Я вспомнила слова из Его стихотворения,  посвященного Ей:
                «Жизнь оставляет отметины,
                Морщиня наше чело,
                Но ты в моей памяти прежняя,
                Я счастлив, что мне повезло».*
* Использовано стихотворение  М. Досаева.