Исчезнувший плащ

Прибалтиец
       Череповец, автобус —  Вологда, пригородный поезд — посёлок Кадниковский.  Маршрут определён. Мы двое студентов политеха после студенческой практики в средине семидесятых годов прошлого века решили съездить в посёлок лесорубов, на родину Володи, друга юности. Практика прошла успешно, подзаработали деньжат на Меткомбинате.               
      Ну, а я умудрился подать заявление в ЗАГС со своей будущей спутницей по жизни и договориться о приглашении на работу после окончания института на двух  заводах, на всякий случай.
      Впереди нас ожидали пару недель заслуженного отдыха, желательно, в «культурной»  атмосфере. Выехали с утра, а добрались к вечеру, а всего четыреста километров.  В наше время это расстояние Владимир, не  напрягаясь, преодолевает на своей ласточке за три часа.               
 
      Леспромхозовский посёлок встретил  достопримечательностями: клуб, баня и магазин и хорошей погодой, пока двигались по главной улице. Не густо, но впереди предстояли выходные, а значит — вечером  на  танцы.               
      Добрались, радостная  встреча  матери с сыном, сдержанные объятия, представление гостя и всё лучшее на стол: соленья, варенья и что прихватили в Вологде.   Дружно отказались от дефицитных консервированных цыплят, «Made in Polska», купленных по случаю любящей матерью для сына.               
       Однако весьма развеселились, когда заботливая мать похвасталась махровыми полотенцами для будущих внуков, хотя невеста ещё не просматривалась….  Слегка отметили и вырубились, усталость взяла своё.               

       С утра затоварились в магазине несколькими бутылками водки и двумя трёхлитровыми банками томатного сока.   Пока было в наличии — следовало брать, не угадаешь, что будет завтра. Под сериал  «Таинственный остров»  Жюля Верна и  коктейль «Кровавая Мери» по-советски,  чаще не смешивая, два дня продержались.               

      В субботу после бани,  «приняли на грудь» для настроения и отправились на долгожданные танцы. Было прохладно — осень не за горами.               
      На коричневый  в тёмную узкую полоску костюм, успевший побывать не только на мне на двух регистрациях  брака и трёх свадьбах,  накинул польский  плащ молочного оттенка, удачно приобретённый ещё весной.
Вовка тоже в сером костюме и удобной болоньевой  куртке. 
      В общем, двое  молодых и прилично одетых парней, потенциальных женихов по поселковым меркам, отправились «на других посмотреть  и себя показать» или наоборот.               

      Перед входом в клуб полчаса потоптались  с местными аборигенами, последовали короткие знакомства, примечали меня,  и я тоже старался запомнить новых знакомых. Мимо пробегали парочками и стайками местные красавицы, но пока было не до них.
      Обстановка слегка накалена.   Двое местных батыров с угрюмыми физиономиями явно пришли не на танцы, а подраться. Указал на них новому знакомому Валентину, тот порекомендовал малознакомому здоровяку «не держать кулаки в кармане».   Верзила достал руки из карманов пальто и предъявил их раскрытыми ладонями кверху. Всеобщий хохот разрядил мрачноватую обстановку, атмосфера вечера наладилась  окончательно….               

      Зашли в храм культуры и центр развлечений, оставив верхнюю одежду в гардеробе и получив номерки. Представление началось и мы тоже немного участники, но больше наблюдатели. 
      Интерес вологодских красавиц к нам почему-то быстро улетучивался, как только дамы узнавали, что мы всего лишь студенты пятого курса, будущие инженеры-экономисты. Наполовину не местные, и даже не завербованные на работу в леспромхоз. Прямо дискриминация местечковая, сплошная меркантильность и никакой романтики.
      Вечер пролетел незаметно в разговорах между собой. Немного потанцевали с не красавицами,  не отказывая на белый танец. Иногда ненадолго подходил возбуждённый Валентин, вставлял пару фраз в нашу беседу и отправлялся на поиски очередной пассии.               

      Вспомнился когда-то родной  ДК в шахтёрском посёлке на северо-востоке Эстонии, где прожил более десяти лет перед службой в армии — всё почти один к одному….               
      К гардеробу подошли одними  из «последних».  Странно, но своего плаща на вешалке не увидел, да и гардеробщица не смогла найти. Исчез бесследно, номерок на всякий случай не вернул, а на разборы с заведующей клубом было предложено прийти назавтра с утра.   

      — Хрен с ним, с плащом, да и не новый был, за полцены не продать, —  подумал и высказал вслух, что не велика потеря и переживу.

      Однако мой приятель был другого мнения и  по приходу домой рассказал своей матери о мелком происшествии. Через пять минут ранее спокойную и умиротворённую женщину стало не узнать, её возмущению не было предела: к сыну приехал в гости приятель, а него украли плащ. 
      Такого не случалось уже года три, чтобы из гардероба ДК  вещи пропадали.  Да она полпосёлка знает и всех «на уши поставит».  Ещё через пять минут была подключена соседка по дому, работающая в кассе железнодорожной станции.               
      Та сразу категорична заявила: — Пусть только заведующая клубом не заплатит, если плащ не найдётся. Без  билетов на юг оставлю, она как раз в сентябре любит отдыхать. Будет ей  бархатный сезон в этом году.               

      В общем,  колесо понятийного правосудия  «по-кадниковски» закрутилось, а мне стало понятно, что с такими женщинами, пусть и без отца, Володька всегда был  под надёжной защитой и серьёзным присмотром.               
      На следующий день  плащ не нашёлся, заведующая безропотно согласилась возместить его стоимость, если милиция не найдёт, а пока послала, к участковому.  Участковый попросил   два  дня заявление  не подавать, вдруг пропажа сама найдётся.   Короче — застопорилось.
      Махнув на всё рукой,  мы продолжили наш активный отдых, определившись с днём отъезда.  Пусть всё идёт своим чередом.  Вечером опять сходили на танцы, а на следующий день хорошо прогулялись по местным «природным красотам».               

      Только стоимость возмещения за плащ в моём сознании начала незаметно подрастать по рекомендациям различных добровольных консультантов, знакомых и малознакомых моему другу.  Да и мать с соседкой не успокоились и продолжали давить на местную власть и элиту своими рычагами.               
      За день до отъезда заявление о пропаже плаща было принято участковым.  Заведующей ДК отдано другое заявление о возмещении ущёрба, вот только сумма в сравнении с покупной  ценой выросла в полтора раза — доброжелатели  посоветовали. Получился перебор.               

      Провидение или какие-то неведомые силы этого не выдержали:  брат  гардеробщицы утром вернул плащ. Официальная версия: пришёл пьяным на танцы без плаща, ушёл в чужом, у него такой же.   
      А могла получиться весьма удачная сделка. Не получилась, да и гардеробщица не виновата, что у неё такой непутёвый родственник.  Возмещать клубу ущерб из своей зарплаты ей  пришлось бы в любом случае, вот брат,  узнав о последствиях, вовремя и позаботился. 
      Совестливым  оказался  гадёныш…. Всё хорошо, когда хорошо кончается. Ночью и без потерь, не считая моральных,  отправились в культурную столицу на блатных местах в купейном вагоне — соседка постаралась.

      Перед зарабатыванием денег грузчиками на ткацко-прядильном комбинате Красный Маяк в Питере: мне на предстоящую свадьбу, а Володьке на достойную студенческую жизнь, решили совместно посетить Эстонию, благополучный по советским меркам уголок необъятной страны.
      На северо-востоке самой маленькой республики Советского Союза в маленьком городке Йыхви проживали мои родители, там мы запланировали продолжить отдых после отдыха. Но это уже другая история.               

      Январь  2013 года.               

      PRIBALTIEZ