Экзамен

Иван Боярышник
Ну а сегодня мы рассмотрим экзамен в одном из главных инженерных вузов нашей страны. Именно в стенах этого величественного здания времён эпохи брежневской стабильности куются самые крепкие кадры нашей авиационной промышленности и, конечно, особой гордости нашей великой Родины — ракетостроительной отрасли. В современных аудиториях лучшие инженерные умы готовят молодое поколение к будущим научным подвигам. Но далеко не каждый, кому оказана честь учиться в этом передовом вузе, выйдет из его стен с заветным дипломом на прямую дорогу к успеху и признанию. Пять долгих лет учёбы, борьбы, неудач и успехов предшествуют финальному аккорду — защите дипломной работы и выпускным экзаменам. Дипломная работа каждого студента — полноценный научный труд, зачастую достойный встать в один ряд с самыми передовыми работами зарубежных учёных. Даже заглавия этих работ говорят о глубоком погружении будущих инженеров в пучину знаний: чего стоит «Решение проблемы взлёта винтокрылого аппарата в отсутствие винтового оборудования, крыльев и других аппаратных средств»?

Ценой высочайшей планки, поставленной руководством института и нашей страны, стала небывалая сложность выпускных экзаменов. Давайте окинем благодарным взглядом это святое таинство становления отрока учёным мужем, а девушки — учёной девушкой! Вот мы заходим в просторную, светлую аудиторию. Резные парты — настоящий антиквариат — залиты солнцем. Вот и входят студенты. Все они отлично подготовлены, но бессонные ночи и нервные дни дают о себе знать. Не все из них сегодня уйдут из этой аудитории с оценкой.

Раздали билеты. Что же в них? Экзаменационная программа составлена так, чтобы максимально полно испытать студента во всех необходимых областях. При этом она должна быть максимально краткой и ясной. Единственная задача в билете — собрать летательный аппарат из подручных средств. Вот молодой парень, отлично подготовивший свой урок. Он берёт лист бумаги, которые раздают на кафедре, и без единой заминки складывает из него настоящий самолёт. Рука сама тянется вверх, и экзаменатор уже сидит с ним за одной партой. Самолёт взлетает, делает изящную петлю под лампой и изящно приземляется в мусорную корзину у доски. Преподаватель доволен, но оценка огорчает студента: всего лишь «хорошо». Классическая ошибка: студент забыл загнуть крылья книзу, чтобы улучшить стабильность аппарата в воздухе. Что ж, экзамен суров, но это экзамен.

Вот сидит парень постарше, с простым, но благородным чернозёмным лицом. По его хмурому, но мужественному выражению  видно, что студент отслужил в армии и сполна познал жизнь. Из спичек и резинки он смастерил вертолёт и успешно запустил его под потолок. Но вот что-то пошло не так, и вертолёт снесло воздухом из открытого окна. Эх вы, молодой человек! Неужели не знаете, что ветер — главный враг любого летающего аппарата? Это вам не клюкала мастерить! Впрочем, преподаватель видит, что студент старался, и оценка «удовлетворительно» красуется в зачётке.

А вот студент из южных республик. Он не спешит с решением. «Поспешишь — людей насмешишь» — знает мудрый студент. Но хоть экзамен и предполагает достаточно времени на спокойное решение всех задач билета, но рано или поздно приходит пора действовать, и юный мудрец достаёт из кармана брюк противозачаточное средство. Какая находчивость! Он надувает резиновое изделие! Но что это? Почему оно не взлетает? Наверное, какой-то дефект изделия — что ж, резиновая промышленность страны пока что работает ниже заданного руководством уровня! Разве есть в том вина студента? Вот и экзаменатор, оценив старание экзаменуемого, вошёл в его положение: он рисует в зачётке размашистое «хорошо».

Так, один за другим, студенты сдают непростой экзамен. Наконец, остаётся последняя студентка: помимо блестящего ума, у девушки ещё и завидные внешние данные! Так приятно, когда молодые люди развивают ум, но не забывают и о физической стороне прекрасного! Но что же это? Время вышло, но студентка никак не даст решение задачи. Экзаменатор, похоже, устал ждать: в нетерпении он даже притоптывает ногой. Вдруг лицо девушки просветляется: её взгляд поймал председатель экзаменационной комиссии, глава кафедры Богословия отец Иннокентий. Его полное благостью лицо тут же расплывается в доброй улыбке, а студентка находит в себе силы справиться с посланным её Богом испытанием. Она берёт ручку и ведёт её вертикально вверх, будто бы это ракета. Всё идёт отлично: великолепная траектория, ровный ход. Но что это? Ракета вдруг заваливается вправо и… падает под стол! Экзаменатор грустно качает головой и уже готов вернуть зачётку студентке, но вдруг замирает под грозным взором отца Иннокентия.

Пристыженный в своём неверии, экзаменатор задаёт студентке последний наводящий вопрос: «Чем обусловлена неудача запуска вашей ракеты?». Но студентку не испугать этим вопросом, она готовилась по программе и твёрдо знает ответ: «Ракета ударилась о Твердь Небесную. Господь покарал нас за гордыню!» Отец Иннокентий одобрительно кивает, и экзаменатор размашистым красным росчерком выводит в зачётке заветное слово «Отлично».