Мешочек орехов. Золотое кольцо 2009

Владимир Макаров 3
 Одним из съедобных даров наших лесов, кроме грибов и ягод являются лесные орехи – плоды орешника (лещины). К сожалению, в наших северных местах этот кустарник довольно редок - он любит хорошие почвы и теплолюбив. Это чуть южнее, ближе к Москве лещина присутствует в качестве подлеска среди различного вида лесов, а у нас, на 58 широте, она растет только единичными ареалами по южным склонам рек или на плодородных полянах, кроме того, урожай орехов в силу неблагоприятных факторов бывает не каждый год.
 Решив увеличить места произрастания лещины в окрестностях  деревни, где расположена моя дача, я уже давно,  лет десять назад, вырастил на своем огороде в «школке» саженцы лещины и в двухлетнем возрасте высадил их на места лесных вырубок, на поляны, по краям, увы, сейчас зарастающих лесом полей. Кустарники за прошедшие годы выросли и вот два года назад дали мне первый урожай – примерно около 4-х килограммов орехов, которые я собрал в конце августа, часть вновь посадил в «школку», а большую часть очистил и сложил в небольшой мешочек.
 Сами понимаете, осенью дел всегда бывает невпроворот: надо копать картофель, убирать овощи, наводить на огороде порядок, поэтому я забыл про мешочек с орехами, который положил на лавочку на веранде, считая, что орехи никуда не денутся и тем более не испортятся.  Отмечу, что я долгое время осенью живу на даче, и каждый день езжу оттуда в город на работу. А пока еще стоит тепло, то я предпочитаю спать  на веранде – там более свежий воздух, и, кроме того, засыпая, можно слышать стук дождя по крыше, крик ночной птицы, шум ветра, а еще - в большое окно видны такие яркие осенние звезды…
 Ну, а мешочек с орехами как лежал, так и лежит, правда мне иногда казалось, что он стал меньше, но кто же в таком случае взял орехи, если кроме меня в течение недели на даче никого нет. 
 Но вот однажды среди ночи я проснулся от стука падающих на пол орехов.
- Что за чудеса, - подумал я, - ведь мешочек был завязан.
Я встал и, взяв мешочек в руки, обнаружил, что в нем имеется небольшая дыра, а орехов значительно поубавилось – не зря мне казалось, что их стало меньше! Кроме того, в стене веранды было видно небольшое отверстие. Я понял, что к воровству орехов причастны мыши. Но самое интересно то обстоятельство, что они проникли в мешочек через стену веранды, обращенную к дому, обшитую досками, покрытую мягким утеплителем и оклеенную обоями, прогрызя изнутри эти преграды с математической точностью  и выйдя, таким образом, к заветному мешочку с орехами. Других следов проникновения в мешочек не было! Это надо было так мышам почувствовать орехи и рассчитать место прокладки «тоннеля», чтобы точно выйти на запасы орехов! По другому достигнуть орехов мыши не могли, ведь если бы они стали делать дыру с внутренней стороны веранды (от мешочка), то я бы увидал на полу огрызки обоев и утеплителя, – а тут все было чисто!
 Понятно, что мешочек с остатком орехов (мыши унесли около килограмма) я все же увез в город, но потом в течение года моя семья находила  в доме (и до сих пор иногда находим) кладки  орехов, припасенные про запас!