Возлюби врага... Или не искушай ученика?

Морова Алена
                Сильные с врагами великодушничают,
                Глупые борются с ними,
                Трусливые боятся их,
                Гордые – презирают,
                Верующие покорно мирятся с их существованием,
                Мудрые предают забвению память о них,
                Великие уважают,
                И только истинно любящие их не имеют.

       Ночь. Тоскливая, одинокая, пустая. Обычная похожая на все остальные, те, в которые я не сплю. Она не угнетает, нет, и я не мучаюсь отчаяньем как в детстве, я принимаю её как данность. Что бы не происходило днём, какие бы иллюзии не будоражили голову, какими бы многообещающими не были встречи, я знаю, ночь, великая очищающая расставит всё на свои места и рассвет принесёт радость. Радость одиночества. Одиночества вдвоём на этот раз.
       Мы гуляем по осеннему парку вместе с тобой, учитель. Полный впечатлений от прошедшего дня, (я вижу, что не самого удачного для тебя), ты молчишь о том, что тебя предал тот из твоих учеников, которому ты больше всего верил. Да мне и не нужно ничего говорить, я знаю. Я читаю отражение твоих духовных мук в грязной воде осенней лужи, которая сейчас при ночном освещении выглядит загадочной красавицей, нарядной усыпанной желтой листвой. Но суть то всех луж неизменна, редко какая из них попадется с чистой водой. Ты молчишь… Я думаю об абстрактном. Ты прерываешь мои мысли вопросом.
       -Сказано: «возлюби врага своего». Скажи мне как ты понимаешь смысл.
       -Врага, учитель. Не ученика. Ученик – отражение Вас самих. Что-то не то в Вас, наставник.
       -Я знаю.
       -Я думаю, что потребность любить так же как и боязнь одиночества заставляет людей заводить себе друзей, потребность страдать так же как и неудовлетворенное чувство собственной важности – выдумывать врагов. Неспособность ни к тому ни к другому позволяет видеть в них противоположности. Истинная любовь подразумевает свободу, истинные страдания подразумевают смирение. Нет вернее способа заставить возненавидеть, чем пытаться полюбить. С позиции разума пытаться любить своих врагов противоестественно, потому что разум не способен любить, он способен извлекать выгоду.
       Смысл изречения «возлюбите врагов ваших…всей силою души своей!» принадлежит духовной области и только в ней может быть понят до конца. Инволюция духа в материю подразумевает перенесение законов духовного мира в мир материальный без потери изначального смысла, но как при этом не допустить их неизбежное искажение разумом остается непонятным для меня.
       Я делаю паузу между словами, робко поглядываю на его сжатые в тонкую складку губы, выдающую нервное напряжение, замечаю сложенные впереди в "замок" руки с белыми при тусклом освещении костяшками пальцев и на свой страх и риск, до конца не уверенная что не обижу его излишней откровенностью, заканчиваю монолог:
      -Около высокоразвитой духовной личности всегда собирается определённое количество людей, моральный облик которых далёк от совершенства. Отчасти это объясняется элементарным законом сохранения энергии в следствии действия которого противоположности уравновешивают друг-друга. Но с другой стороны, расставляя приоритеты в подобной ситуации всегда нужно учитывать что такая личность сама провоцирует негативное развитие событий в пределах сферы своего влияния, потому что духовный рост идёт через страдания и одна только потребность жертвовать уже формирует вокруг себя атмосферу предательства.
       -Спасибо. Это именно то, что я хотел услышать от тебя. Я виноват. Я искушал его излишней добротой.
       Ты говоришь мне «спасибо», учитель. А ведь я только повторила тебе твои же слова, сказанные мне несколько лет назад при аналогичной ситуации.