Доброе утро, товарищи!

Алесь Трум
                1959 год. Лето.
 
     - Радио…Нам  проводят  радио…
    Мой  ровесник   Гришка,  сын  наших  соседей  Гуторовичей,  бежал  по  улице  и  под  каждым  двором    сообщал   радостную  весть.
     На улице   уже   собирались  соседи,  обсуждая  новость,  и  высказывая  свою  версию,  как  будет  происходить  это  великое  событие…
    Всё  оказалось  до  будничного  просто.  Вдоль  улицы  ехал  трактор  и  тащил  за  собой  громадный  прицеп  со  специальным  плугом.  На прицепе  стояла  катушка  с  кабелем   и  медленно  вращалась.  Кабель  метр   за  метром  уходил  под  землю,  а  поверху  устанавливались  колышки,  обозначающие  места  врезки  отводов.
  Это  событие  было  приятной  новостью  для  жителей села  Ивница,   поскольку  кроме  нескольких  газет,  выписываемых  в  обязательном  порядке  учителями  и  руководящими   работниками,     да  ещё   ОБС (одна  бабка  сказала) - других  источников  информации  в  селе   практически  не  было.  Если  и  были радиоприёмники,  то  всего  несколько  штук.  А  в  селе   насчитывалось  более  тысячи  дворов,  это  учитывая,  что  прошло  чуть  более  десятка  лет  с  окончания  войны… 
   У  нас  в  доме   тоже   одно  время    служил  первый  на  всю  улицу  ламповый  радиоприемник   «Родина -52»,  подарок  папиной  сестры  Юлии,  муж  которой, полковник,  занимал  хорошую  должность  в  Киеве.  Но  потом  стало  сложно  доставать  батареи, нужно  было  выписывать  с  Москвы   через  «Посылторг».  Это  было  долго  и  накладно  при  отцовской  зарплате  библиотекаря,  и  постепенно  радиоприёмник   перекочевал  в  дальний  угол,  где  его  благополучно  погрызли  мыши, снимая  восковое  покрытие  катушек  и  изоляцию  проводов.
    И  вот  теперь  радио…
   Репродуктор  висел  на  стенке  комнаты, у  окна,  на  самом  почётном  месте.  Каждое  утро я  просыпался  под  гимн  Советского  Союза   и  бодрый  голос  диктора:
    -  Доброе  утро, товарищи!  Говорит  Москва.   Московское  время  шесть  часов  утра… Начинаем  утреннюю  зарядку.
   Летом  в  это  время  в  деревнях  уже  никто  не  спит,  поскольку  нужно  подоить корову  и  выгнать   на   дорогу,   в  общественное  стадо.   А  чтоб  не  проспали, мой  двоюродный  брат  Владик  бежит  по  улице  и  во  весь  молодой  голос  орёт:
-  Выгоняйте  корову!!!
  Ему  уже  16  лет,  и  он  нанялся  пастухом,  зарабатывает   себе  на  одежду.  За  каждую  корову  ему  платили  по  3  рубля   в  месяц,  громадные  деньжищи  по  тем  временам.
    И  мама  выгоняла,  а  нам  с  Леной  приносила  по  кружке  ещё  тёплого  молока,  и  мы    медленно  просыпаясь,   его  смаковали…  Ещё  здорово  хотелось  спать,  но  и  молоко  было  такое  вкусное,  с  пеночкой…
     А  мама  отправлялась  обхаживать  остальное  хозяйство.  Но  это  летом.  А  зимой  - всё  по  другому.  Кажется,  только  глаза  закрыл,  а  радио  уже  орёт:
   - Доброе  утро,  товарищи!
   В  комнатах  холодно.  Дрова  большой  дефицит, несмотря  на  то,  что  жили  возле  самого  леса,  а  угля   в  продаже  практически  не бывает,  а  если  и  удастся  купить,  то  он  так  плохо  горит, что   поутру  из  печки  выгребается  столько  же  золы,  сколько с  вечера  угля  засыпали…
    Пока  мама  растопит  плиту,  пока  согреет  завтрак,  уже  дело   к   восьми  часам,  нужно  бежать   в школу.  А   так  не  хочется  выползать  из   под  теплого  одеяла,  и  шлёпать  по  глинобитному  полу.   Но  деваться  некуда.    Вечером  приготовив  уроки,  садились  поближе  к   репродуктору,  и  слушали  различные  передачи.   
    Кинопередвижку  привозили  в  село  редко,  пьесы  в  клубе  тоже  ставили  два -  три  раза  за  год. 
       Отец последнее  время  стал  работать  завклубом, так  что  я  мог  и  в  кино  сходить  бесплатно,  но  ночью   мне  ходить не  разрешалось,  тем  более   на  фильмы  для  взрослых.  Как – же,  там  иногда  даже  целовались  под  шум  и  крики  в  зале,  а  это  мне  смотреть  запрещалось… 
  Оставалась  одна  радость,  вернее   две :  книги   и  радио.
  Но  отец  в  библиотеке   больше  не  работал,  а  в   школьной,  сколько  раз  заходил,  предлагался  «Кот  в  сапогах»  или « Мальчиш-Кибальчиш».   И  это  мне,   прочитавшему   не  только    «Сказки  народов  мира»,   но    и   Вальтера  Скотта,  и  Джека  Лондона,  и даже  Мопассана, тайком  от родителей.               
     Ну,  я  могу  понять  библиотекаря,  Сергея  Пантелеевича,  он инвалид  войны,  ему  тяжело  ходить  и  выбирать  мне  книги,  а  вот   порядок  такой,  что  я  не  могу  сам  себе   выбрать, что  я  хочу  прочитать  -  мне  не  понятен.  А  дома -  всё  уже   было  читано - перечитано.  Я  даже  стал  в  библиотеку  играть - с  карточками  и  читателями.    Всех  друзей  и  соседей  записал.   
      Только  вот  книги  то    я  раздал,  а  их  почти  никто  и  не  вернул.    Жалко.  Классные  книги  были.   Вот  только   Мопассана   был   всего   один  томик, и  тоже   не  вернули,  раскурили,  наверное.   Хорошо,  что  Шекспира  никому  не  предложил,  так  и  сохранился…
    И  теперь  оставалась  уже   одна  радость -  радио.   Но  оно  стало  говорить  всё  тише  и   тише, с  хрипотцой,  вроде  астмой  заболело.   Нужно  было  очень  близко  садиться,  чтоб  хоть  что-то  разобрать. А  после  полуночи  его  выключали  вообще.
   И  тут  мне  в  руки  случайно попал  ободранный  и  облезлый  журнал «Радио».  Ах  как  там  увлекательно  рассказывалось  про   изобретателя  радио  Попова, и  о  том  как  самому  сделать  простейший  приемник.  Теперь  у  меня  возникла  новая  идея  -  я  сделаю  себе   радиоприёмник,  и  буду  совершенно  независим…  От  всех.
  С  этой  мыслью,  и  журналом  под  подушкой,  я  и  уснул.    Совершенно  счастливый,    с  новыми,  грандиозными  планами…