Три пластиковых кита

Юрий Комболин
Петербургские фирмы, разрабатывающие  и производящие современные, пользующиеся устойчивым спросом в России и за рубежом пластиковые суда для спортивных и производственных целей, а главное, для активного отдыха, появились на рынке 10-14 лет назад. Именно в это время наш дешёвый пластик перестал быть только строголимитированным стратегическим сырьём и вышел на доступный потребительский рынок, что позволило широко использовать его в производстве товаров, в том числе и спортивных, для населения.

И начинали все они примерно одинаково. Одна фирма, например, с того, что десять лет назад разработала в СКБ "Океан" небольшую лодочку для любителей водных прогулок, рыбалки и охоты, имеющих автомобиль. А всё потому, что эта пластиковая новинка свободно помещалась на багажнике и доставлялась к нужному водоёму  на автомашине. Лёгкая, удобная, а главное, дешёвая из-за недорогого, по сравнению с зарубежным, отечественного пластика, она быстро завоевала симпатии любителей активного отдыха в России и странах Европы, особенно в Финляндии, где раскупалась основная часть продукции питерской фирмы.
Двенадцать лет назад и тоже с простенькой вёсельно-гребной лодки, перевозимой на багажнике легкового автомобиля, начала свою деятельность вторая фирма. Первоначально она возникла на петербургском заводе спортивного судостроения как экспериментальное подразделение по разработке новых видов судов. Затем эти экспериментальные модели стали внедрять в производство и передавать технологию в регионы. И теперь суда для активного отдыха, созданные питерскими разработчиками, кроме Санкт-Петербурга, производятся полудюжиной фирм Москвы, Поволжья, Урала.
И, наконец, третья фирма, производящая пластиковые лодки и катера вот уже четырнадцать лет. Ассортимент её продукции - от вёртких каноэ до четырнадцатиметровых круизных яхт и штучных VIP-судов с таким уровнем комфортности, который может родить фантазия разве что восточного шейха.
Однако, основу производства этой фирмы составляют недорогие пластиковые катера размерами от 2,8 до 6,4 метра, которые формируют нишу индивидуальных моторных судов выходного дня. Популярность этих судов у клиентов такова, что они даже на склад не попадают, а расходятся практически на заказ. Кстати, и не только на этой фирме. Ну, разве что зимой, в самое несезонье пара-тройка катеров задержится, а так все разбираются ещё до готовности.
Модельный ряд судов выходного дня открывает катер, получивший за свою вёрткость, скорость и маневренность название "Крези", что в переводе с немецкого означает "сумасшедший". Всё дело в том, что в некоторых странах популярность водных мотоциклов пошла вниз после того, как на них ввели некоторые ограничения. И "Крези" был разработан немецкими дизайнерами и судовыми конструкторами как альтернатива аквабайкам - надо же было на чём-то сжигать адреналин любителям острых ощущений на воде. Питерцы приобрели у немцев производство этого катера в 2,8 метра, рассчитанного на двух человек. Это как маленький гоночный автомобиль. Он с 30-сильным мотором развивает скорость более 80 километров в час. Причём, его конструкция позволяет ходить и по большой волне, в том числе и по заливу, не снижая скорости. При весе в 65 килограммов он легко перевозится на багажнике автомашины. Его стоимость для частных лиц 1625 долларов США (цена здесь и далее указана на апрель 2001 года).
Четырёхметровая лодка Флинт-400 - это  незаменимая рабочая "лошадка". Посудите сами: с разработанным ещё в советские времена пятнадцатисильным "Ветерком" она выходит на глиссирование и развивает скорость в 38 километров в час при 3-4 пассажирах. Хорошо идёт и под вёслами, в том числе и в море. Ладожские рыбаки говорят, что легко выходят на ней в шторм снимать сети. Залитый внутрь пенопласт делает её непотопляемой,  а её отличная остойчивость позволяет человеку стоять в ней в полный рост, что очень важно при рыбалке и охоте. При весе в 120 килограммов её вдвоём можно поставить на любой прицеп. Её стоимость - $ 1875.
Флинт-420 рассчитан под наш отечественный "Вихрь", но позволяет устанавливать подвесной мотор и более мощный - до 50 сил. С таким двигателем лодка в 4,1 метра идёт более 60 километров в час. И это при четырёх пассажирах. Катер оборудован рулевым стационарным устройством и ходовым огнём. Его стоимость $ 3125.
Флинт-440 отличается от своих собратьев не только более внушительными размерами (4,4 метра) и вместимостью (до 5 человек), но, прежде всего, расположением рулевого поста, устроенного в задней части катера. Это очень удобно во всех отношениях: и при работе с сетями, и при буксировке водных лыжников, и при использовании катера аквалангистами. Лодка трёхсекционная, залита пенопластом, поэтому непотопляема, и на ней совершенно безопасно можно выходить в прибрежную морскую зону, что и делают не только у нас, но и в Финляндии, откуда, собственно, и взят этот тип катера. Его розничная цена - $ 4375.
Флинт-520 в 5,2 метра длиной может идти под двигателем до 90 сил (любители ставят и 115 сил, развивая скорость более 120 километров в час). Очень поворотлив. При этом его не сносит - полный разворот совершает за две длины корпуса. У него, как и у предыдущей модели, кормовое расположение рулевого поста, а это избавляет водителя от жёстких ударов волны по корпусу, позволяет равномернее распределять груз, поэтому его помещается больше. Из трюмного пространства вода отливается электронасосом. Берёт на борт до шести человек. Розничная цена катера - $ 5625. Имеется ещё модификация Флинт-520 люкс при тех же размерах и весе (430 килограммов) катер сделан более комфортабельным, и его стоимость $ 6500.
Флинт-640 при длине 6,4 метра являет собой настоящее морское судно, способное идти под двигателем в 170 сил и брать на борт до 7 и более человек. Его отличает от всех предыдущих катеров то, что "640-й" имеет рубку-убежище. А если поставить тент, то получается большая, удобная рубка. На таком катере можно проводить отпуск и большой компанией. Тем более, что в его носу имеются два дивана, а оставшееся пространство позволяет дополнительно установить плиту, обогреватель и даже химический гальюн. Стоит такой катер в базовой комплектации - $ 11875.
Фирма производит и моторные лодки "Мини" (1,8 метра длиной, вес 25 кг, рассчитана на двух человек, цена - $ 312, можно перевозить на крыше автомашины) и "Кери" (2,65 метра длиной, вес 35 килограммов, на двух человек, цена $ 400); два вида лодок-финок рассчитанных на трёх человек в $ 600 и 675; каяк и три вида каноэ. Кроме того, с её стапелей сходят серийные яхты четырёх типов от 4,5 до 6,5 метров длиной от 5625 до $ 13125 стоимостью.
При производстве всей этой продукции, которая сертифицирована, используются материалы и комплектующие импортные, вплоть до пенопласта-заполнителя. За год специалисты "Флинта" производят примерно сто катеров различных модификаций, которые распространяются практически по всей России через дилеров в Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Москве, Ярославле и, конечно же, в Санкт-Петербурге.
Две другие фирмы, названные нами выше, каждая производит примерно по столько же пластиковых катеров в год. Но, разумеется, свои типы и модели. Мы расскажем о некоторых из них.
Каютный катер с надувным бортом "Кальмар" длиной 7,1 метра грузоподъёмностью 1200 килограммов рассчитан на подвесной двигатель до 250 сил. Его стоимость 13990 условных единиц.
Прогулочный катер "Омега" имеет длину 5,4 метра и рассчитан на 6 человек. При мощности подвесного двигателя в 50 сил катер развивает скорость в 55 километров в час. Можно ставить мотор до 70 сил. Стоимость катера в базовой комплектации 4960 у. е. Дополнительно могут быть установлены: бортовые релинги, комплект диванов, тентовое устройство с дугой, дополнительный топливный бак, кресло для пассажира, столик раскладной со стойками, спальный диван, кран-душ с помпой, стеклоочиститель, газовая плита и другое необходимое оборудование.
Лодка "Лагуна", рассчитанная на подвесной мотор до пяти сил, имеет длину 3,5 метра, вес 55 килограммов и берёт на борт трёх человек. Её стоимость в стандартной комплектации 15500 рублей. Может перевозиться на багажнике автомашины.
Открытая моторная лодка "Майами-15" имеет длину 4,7 метра, рассчитана на компанию из пяти человек и может идти под двигателем до 50 сил. Её стоимость $ 4200. "Стингер-480" всего лишь на десять сантиметров длиннее предыдущей модели, но подвесной мотор может быть использован уже 60-сильный, и стоит эта лодка $ 5400. "Срингер-510" в ряду открытых лодок выходного дня, хотя и рассчитана также на пять человек, но длина её превышает пять метров, а подвесной мотор может быть 70-сильным и цена - $ 6500. И замыкает этот ряд прогулочная микролодка "Стрингет-350" в 3,5 метра для трёх человек и двигателем в 40 сил, стоимостью $ 2925. Прогулочная моторная лодка "Стрингер-510р" отличается от своих сестёр тем, что имеет рубку-убежище, рассчитана на 6 человек, а рекомендуемый мотор имеет 115 сил, и лодка стоит $ 9100.
Недаром Санкт-Петербург называют Северной Венецией - город стоит более чем на ста островах, между крупнейшим озером Европы и морским заливом, которые связаны Невой. Какое раздолье для владельца комфортабельного быстроходного катера!

Журнал "Скорость", №5 (21), 2001.