Урочище кремневого водопоя

Николай Кранцевич
   Тропинка извивалась между кустов лозы, продолжаясь по березовой роще, небольшим болотным прогалинам и выводила на водопой небольшой студеной речушки. Вода чистая как кристалл, дно выстлано желтым песком и галечником, ширина речушки около двух метров, глубина - 10-15 сантиметров.
   О чистоте воды говорит факт обитания здесь форели. В жаркое лето рано утром и поздно вечером на водопой шли звери, прилетали птицы, с удовольствием пили воду и часами купались.
   Вечером в свободное от работы время я часами любовался необычным водопоем. Протяженность реки два километра, но по непонятным причинам обитатели леса пили воду именно в одном месте. Эта загадка и послужила причиной моего частого посещения водопоя. Вечер шел на закат, комары с остервенением кусали все части тела, отмахиваясь от комаров и натянув капюшон на голову, услышал плеск воды и поднял глаза. На водопое пил жадно воду зверек с окрасом обгоревшего меха. Это был заяц-беляк в летней шубе, утолив жажду, он передними лапами помолотил воду до пены. От холодного восторга что-то прокричав по-детски, он выскочил на другой берег, отряхнулся и побежал по тропинке в глубь леса.
   Не успел скрыться заяц, как на купание прилетела семья птиц. У берега на отмели пили воду, весело перекликаясь и, распустив перья, купались красногрудые снегири. Неожиданно их купание было прервано, на стайку птичек с верхушки ольхи шлепнулся серый комок, брызги воды разлетелись в стороны. В панике половина снегирей шарахнулась в чащу леса, а два красных комочка, преследуемые соколом, залетели в капюшон моей куртки. Хищник нагло ринулся в лицо, удар пришелся в вытянутую руку, полоснув когтями по пальцам, нанес мне травму. Сокол, не понимая в чем дело, кувыркнулся в кустах и, вырулив из зарослей, пошел вновь в атаку. На этот раз я рукой легко отбил нападение пернатого хищника, и лишь когда тот улетел, осторожно расстегнул куртку и выпустил на волю красногрудых птичек. Снегири юркнули в густую щетку ельника, и на купальне-водопое восстановилась вечерняя тишина.
   Совсем маленькая информация: соколы, в наших лесах и на полях, практически исчезли, а все потому, что химикаты ДДТ, которыми в свое время обильно поливали наши поля, да и лесам доставалось, практически уничтожили всех мышей. А те, что попадали в пищу к птице были пропитаны этой химией, сокол поедал их, и наносил вред не только себе, но и будущему потомству, потому что у яиц птиц, шкорлупа становилась толще, и птенцы не могли вылупиться. У этой птицы самец помельче, а самочка - крупнее. После развала Союза, химии стало меньше, и птица стала восстанавливаться, особенно в наших лесах.
   Поздней ненастной осенью во время охоты по привычке пошел посмотреть водопой-купальню. На краю болотной прогалины среди серой природы, перелетая с ветки на ветку, в нескольких шагах от меня ярко горели три комочка красногрудых снегирей. От неожиданности и волнения остановился и залюбовался птицами, но вот незадача - вновь вылетел ястреб. Гоняясь среди веток и кустов, он ловил птичек, два снегиря незаметно юркнули в густой ельник, но одна птичка замешкалась, я подбежал к кусту, размахивая руками и отгоняя хищника. Перепуганная птичка, долго не думая, порхнула мне под ноги и залетела под телогрейку. Ястреб в порыве погони ударился крыльями о сапог, шарахнулся в сторону и пропал из вида. Когда распахнул телогрейку, красный комочек вылетел прямо из-под рук и скрылся в лесной чаще.
   -Второй раз, и по одной схеме,-подумал я, и продолжил движение.
   На закрытие охоты в конце января в урочище водопоя опять встретил стайку снегирей, сидящих на снегу, увидев меня, они с шумом залетели на рябину и, перелетая с ветки на ветку, дружно срывали мерзлые плоды. Основная часть ягод падала мне под ноги, и мне казалось, что таким образом снегири благодарили меня за их спасение.
   Только через год удалось узнать секрет водопоя. В двадцати метрах выше по ручью, на повороте, на дне речушки лежат черные кремневые камни, и все основные переходы и лазы зверя проходят именно в районе кремневого ручья.