Что такое культура?

Мурали Мохан
Вопрос остается открытым. Существует множество толкований, значений слова КУЛЬТУРА, но нет единого мнения, с которым бы все были согласны. ПОЧЕМУ? Потому что, живя в атеистическом обществе, на самом деле никто не знает, что такое культура. Для пылкого воображения человека и похотливого его ума в этом мире для "культуры" нет точки опоры. Однако, начни говорить о культуре, как твой рейтинг повысится.  Культура - это прекрасная возможность создать имидж культурного, образованного человека.  Вот вся культура!

На самом деле Культура (от лат. Cultura)  - означает почитание, КУЛЬТ поклонения Богу. Это и Ведическая поэзия (мантры и Гимны Вед), прославляющая Господа. Это и театр, как мистерии  жертвоприношений, проводимых жрецами древнего Египта. Это и Сикстинская капелла Рафаэля и фрески Микеланджело, это и музыка Баха, Вагнера и Моцарта. Это и танцы Бхаратанатьям - самый древний исторически задокументированный танец-театр, его возраст более 5000 лет. Слог "бха" означает "бхава" - чувства, эмоции; "ра" - "рага" - мелодия, "та" - "талам" - искусство ритма, "натьям" означает "танец".

Первоначально танец имел исключительно сакральное значение, поэтому различные позы танца высечены на стенах храмов на юге Индии - традиционного центра Бхаратанатьяма. Бхаратанатьяма исполнялся специальными храмовыми танцовщицами - девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы. Наука, религия и политика тоже всегда были связаны с поклонением Богу. Изначально, культура означало поклонение Богу и ничего кроме. И поскольку Бог один или как говорят ЕДИН, и нет Ничего Кроме Бога так естественно значение слово культура было связано с культурой служения Богу. В этом смысле все различные культуры (в том числе: физ.культура, как  есть и спать, культура производства, этики и поведения, культура как раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства (ОНТОЛОГИЯ) и культурология, наука о культуре) - обретали смысл и способствовали осознанию себя в качестве души, преданной Богу.

Живя же в атеистическом обществе среди материалистов  значение слова культура сильно изменилось, давая крен в сторону бескультурья т.е. отчуждения от Бога, с которого все началось  в том числе и наше представление о культуре ( любви к Богу и служении Богу).

Когда душа покидает тело, сознание уходит, и тело становится мертвым. Так и общество, утратившее сознание Бога (Кришны), смердит и разлагаясь, издает дурное запах. Как тело мертвеца сжигают, или закапывают, так и общество, лишенное сознания Кришны пора приготовить к погребению или кремации. Атеизм и вульгарный материализм - это конец, смерть культуры.

 Для современных людей материальное существование - это единственная реальность. Живя в трех мерном пространстве (не считая времени ,а на самом деле существует 64 измерения) они не способны даже  представить себе того, что выходит за рамки общепринятого. Как ночная бабочка, которая  живет в течение ночи и с восходом солнца умирает, не подозревая даже о существовании  дня, так и для современного "философа" не  существует реальности, кроме той с которой он родился и ту, что он способен воспринять своими ограниченными чувствами и умом. Что же говорить о тех, для которых: "Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет"!

КУЛЬТУРА КАК КОНТРОЛЬ УМА

В "Бхагавад-гите" Арджуна обращается к Кришне: "О Кришна, ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, я думаю, что управлять им труднее, чем управлять ветром".

Арджуна использует здесь замечательное сравнение: ни один человек не в силах остановить разбушевавшийся ветер, но еще труднее усмирить необузданный ум. В Ведах материальное тело сравнивается с колесницей, запряженной пятеркой лошадей, представляющих собою чувства (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус). Ум - это поводья, Разум - возница, а душа - пассажир. Таким образом,  "индивидуальная душа едет на колеснице материального тела, которой правит возница-разум (по дороге на кладбище, принимая это за прогресс цивилизации). Ум - это поводья, а чувства - кони. Взаимодействуя  с умом и чувствами, живое существо то наслаждается, то страдает. Так утверждают великие мудрецы" ("Катха Упанишад" 1.3.3-4).

Ум настолько силен, что, порой, берет верх над разумом. Человеку в жизни и без того постоянно приходится преодолевать множество трудностей и проблем; и усугублять свое положение, создавая дополнительные невыносимые условия в жизни  - это самоубийство. Человек может установить на какое-то время искусственное равновесие ума по отношению к друзьям и врагам, но, в конечном счете, это не под силу каждому. Обуздать ум труднее, чем сдержать  ураганный ветер.

КАК ДЕРЖАТЬ УМ ПОД КОНТРОЛЕМ? - объясняется далее:

Шри Кришна сказал: "О сильнорукий сын Кунти, ты прав, обуздать беспокойный ум, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отречения, отказавшись от мирских наслаждений".

Здесь Шри Кришна согласился с Арджуной в том, что обуздать ум чрезвычайно трудно, но вместе с тем Он сказал, что это можно с помощью определенной практики. В чем же заключается эта практика? Существует 64 анги в практике бхакти-йоги, из них Шрила Рупа Госвами и другие вайшнавы-ачарьи выделяют пять основных:

1) Повторение святых имен Господа Кришны.
2) Общение с садху (садху-санга).
3) Слушание "Шримад Бхагаватам".
4) Служение мурти Господа (арчана).
5) Проживание в таких местах, как Вриндаван и Матхура (место игр Господа).

Теперь по порядку рассмотрим каждую ангу, начиная с воспевания святого имени.
Шри Чайтанья Махапрабху, начав движение Санкиртаны (совместное воспевание святых имен: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе), установил юга-дхарму - совершенный метод духовной реализации для современных людей. Общение с садху - это следующий процесс, который предполагает выбор гуру и следование  его наставлениям. Слушание "Шримад Бхагаватам" - наиболее  важно.

Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание "Бхагаватам", это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.
"Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта "Бхагавата-пурана" провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина - реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Tакая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной "Бхагавата-пураны", составленной великим мудрецом Вйасадевой (в пору его духовной зрелости), вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание "Бхагаватам", это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце" (Ш.Б.1.1.2).

Слушание о Кришне - наиболее важный метод, с помощью которого можно очистить ум от всякой материальной скверны. Чем больше человек слышит о Кришне, тем больше он получает знаний и тем быстрее отказывается от всего, что отвлекает его ум от Кришны. Не позволяя уму заниматься деятельностью, не связанной со служением Господу, преданный быстро овладевает наукой отречения, называемой ваирагья. Следуя принципу ваирагьи, человек отказывается от материальной деятельности и занимается духовной.
"Высшим занятием (дхармой) для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным. Вайрагья, отречение, а  также знание приходит тому, кто посвятил себя чистому преданному служению" (Ш.Б.1.2.6).

"Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру" (Ш.Б.1.2.7).

Слушание повествований о Господе Кришне эффективное средство лечения пораженного болезнью ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне - диета, необходимая страждущему пациенту. Занимаясь такого рода преданным служением Господу, человек испытывает трансцендентное удовлетворение и его ум постепенно отстраняется от объектов чувств. Этот процесс напоминает процесс выздоровления больного, который получает квалифицированную медицинскую помощь и соблюдает соответствующую диету. Служение мурти Господа, поможет человеку с материалистическим сознание применить телесную концепцию в служении трансцендентному, и, наконец, проживание в святой дхаме; если нет возможности находиться физически в дхаме, то можно медитировать на нее.

Ваш доброжелатель Мурали Мохан дас