Моразм десятый. Геометрия жизни

Алексей Яблок
               
                Фигура тут, фигура там,

      C чем только не сравнивается наша жизнь? Учёные и философы, поэты и прозаики, таланты и поклонники буквально сбиваются с ног в поисках внутреннего смысла жизни или в изучении её бессмысленных проявлений.
Жизнь в их разночтениях – это и полёт и медный грош, жестянка и ослепительный миг, муки и радости.  Наука также заформулизировала жизнь: по мнению естественных наук жизнь – это суть биологические процессы; химия полагает, что жизнь – это анализ и синтез, сплошные химические реакции; религия убеждает, что житие – это бытие духа в бренном теле; астрология увязывает всё с небесными телами, с космосом...
      И лишь математика, наука наук, обделена своим мнением о состоянии , в котором пребывают все её пользователи (кто поменьше времени, кто подольше) от диких племён в амазонской сельве, пересчитывающих свои копья и дротики, до гениальных учёных-математиков, открывающих законы мироздания, где местами и гнездится эта самая жизнь.
Не претендуя на исчерпывающее исследование с математической точки зрения, попробую совершить лишь краткий экскурс в этот до краёв наполненный философским буреломом дремучий лес знаний с одной только целью – привлечь внимание любителей потрепаться ни о чём к этой животрепещущей теме.

                Итак, математика и жизнь.
     Обладающий гуманитарным образованием автор, конечно же, не замахнётся на глубинное осознание этой проблемы, но ограничится математическими знаниями, извлеченными из самой средней советской школы.
Начнём с самого простого, скажем так, с одноклеточной математической отрасли – арифметики. Для этого вспомним старый анекдот о прапорщике, размышлявшем в свободное на работе время о том, почему всё-таки дважды два –четыре и два плюс два тоже четыре... А вот, трижды три и три плюс три дают разные числа!
Заставший его за разгадкой этой головоломки капитан резонно замечает:
    -  Ты чего это прибавляешь и умножаешь? Ты здесь приставлен отнимать и делить!
И ведь точно – что жизнь каждого индивидуума, что жизнь большого государства (например, сегодняшней России), как это ни обидно, но сводится к философскому принципу, высказанному мудрым капитаном.
Но признаемся себе, что это весьма примитивная, вульгарная трактовка жизненного принципа.

     Ещё более аморальную трактовку жизненных ценностей предлагает нам алгебра. Здесь ко всем недостаткам примитивной арифметики прибавляется скрытность и непрозрачность действий, когда вместо откровенных цифр предлагается ханжески вуалирующие свою номинальную стоимость латинские буквы, да ещё с какими-то квадратами, кубами и степенями, стремящиеся только запутать ситуацию.
Алгебра к тому ещё грешит корыстолюбием и мздоимством, ибо со всего стремиться извлечь корень...

И лишь геометрия – строгая и чопорная, с ровными линиями убеждений,разнообразными углами мнения, перпендикулярами мировоззрений, биссектрисами  искренних чувств – лишь одна она объективно и полно отражает внешние и даже скрытые формы проявления такой субстанции, как жизнь.
Все геометрические фигуры жизни распластаны, откровенны, и строго очерчены, вследствие чего их никогда нельзя назвать фигурами умолчания. Каждая из этих фигур – это личность, характер, судьба.

Квадрат – самая откровенная, прямая искренняя и чистосердечная фигура. Да, он не всегда умён, не обязательно красив, простоват (все стороны равны, все углы прямые), временами прямолинеен и противоречив.  Всё это так. Но он безусловно честен, правдив, надёжен, служит опорой в любой жизненной коллизии. Кого привлекут или оттолкнут видимые невооруженным глазом плюсы и минусы этой фигуры – дело вкуса...

Гораздо более неоднозначна другая фигура, вернее одновременно две – круг и окружность. Рассматривать вместе их нужно, потому как каждая из них в отдельности несостоятельна. Для упрощения придумаем их общее название – Круговая Окружность- так нам будет лучше выражать их консолидированные достоинства.
     Действительно, окружность – это линия без начала и без конца, а, следовательно, без всякого смысла – можно гонять всю жизнь по окружности, так и не поняв в итоге, зачем ты жил (вспомним хотя бы белку в колесе).
Круг сам по себе тоже не стоит ломаного шиша, так как его площадь состоит из миллионов радиусов, которые от центральной точки упираются в окружность. Если на секунду убрать окружность, они тут же рассыпятся и от круга останется та самая точка, которая всегда обозначает конец...
Применительно к теме нашего исследования Круговая Окружность всегда удобна,обтекаема, кажется светлой и тёплой, так как имитирует главные источники света и тепла (днём – солнце, ночью – луну)..
Вместе с тем, следует признать, что у Круговой Окружности нет надёжности и открытости Квадрата; она непостоянна в своём мнении – все её радиусы расположены в диапазоне 360градусов и подчас направлены в противоположные стороны. В такой ситуации трудно рассчитывать на сохранение верности долгу и любимому...

      Теперь очередь за самой интересной фигурой – Треугольником. Вот уж кто полностью свободен в своём волеизъявлении и формах его проявления. В отличие от своих фигурных собратьев, о коих речь велась ранее, которые только то и могут – быть больше – меньше (Квадрат), уже и шире (Круг), Треугольнику дано приобретать бесконечно разнообразные формы. Выражаясь современным языком, его харизма намного выше, чем у графической родни.
В отличие от Квадрата он не ограничен размером и равенством сторон и углов, что представляет ему поле для бесконечных импровизаций.
Отличаясь от Круговой Окружности, он не зависит от какой-то точки в центре, а также от множества радиусов, толпящихся со всех сторон. Три его угла всегда вправе иметь каждый свою точку зрения, при этом Треугольник совершенно уверен, что суммарный вектор их общего мнения не зашкалит за 180 градусов.

     Всё сказанное не означает, что Треугольник идеален и лишен всяческих недостатков. Как всё живое, он также соткан из позитива и негатива, но, в отличие от других форм геометрической жизни, он их честно и добросовестно демонстрирует.
Взять хотя бы прямоугольный Треугольник.: хоть он честен и прям, налицо ограниченность и простоватость. Не случайно, если сложить два таких треугольника, выйдет ближайший родственник Квадрата  неуклюжий Прямоугольник.
Или, к примеру, равнобедренный Треугольник. Вроде правильная во всём фигура, но вот это желание быть на равных и с теми, кто слева, и с теми, кто справа, настораживает.
Весьма подозрителен всегда равносторонний Треугольник. Эта способность угождать везде и во всём может кому-то и нравится, но у приличного человека не может не вызывать отторжения...
       Всем хорош обычный, несимметричный Треугольник – он, как и все мы, простые смертные, полон достоинств и недостатков и не особенно их педалирует или скрывает. Мне он нравится даже тогда, когда один его угол тупой. Не всем же в жизни быть умниками!

      Автор назвал Треугольник самой интересной геометрической фигурой, но это ещё не факт, что он самый главный. А вот главнее его является никто другой, как... сам Угол! Он хоть и не геометрическая, но самая важная фигура в исследуемом нами явлении.
И то верно – все перечисленные выше персонажи образованы именно Углом: от его наклона и градусности зависят твёрдость Квадрата, гибкость Круговой Окружности и даже разносторонность и харизма Треугольника! Если кто-нибудь засомневается в значении Угла для Круга, то должен напомнить, что самодовольный круг существует именно благодаря множеству Углов, разметающих от центра его Радиусы...
      Угол, как никто другой отражает состояние Человека в разных жизненных коллизиях: и в плохих, когда Он (Человек) оказывается зажатым обстоятельствами в Углу или когда ему в отчаянии надо искать пятый Угол; и в хороших, когда Он благополучен, то есть имеет собственный Угол, или когда в чувственном порыве напевает – «Наш Уголок нам никогда не тесен...»
Угол, как никто другой, характеризует способность к здравому мышлению, то бишь иметь свой Угол зрения; и к высшему проявлению интеллекта – умению рассмотреть происходящее под критическим Углом.
Но во всех случаях Угол неистребимый оптимист, ибо он всегда и основательно утверждает, что случающийся в жизни Угол падения всегда равняется Углу отражения!!

    Здесь мы подходим к завершающей части нашего экскурса в мир псевдоинтеллектуального бормотания о жизненной геометрии. Тех, кто успел влюбиться в Угол по предыдущей сентенции, должен разочаровать. Он, Угол, конечно, главный, но, увы, не самый главный. А самой-самой главной, царицей всей геометрии является Прямая линия.
     Смерть распрямляет все геометрические фигуры, углы и окружности, превращая их в Прямую линию. Именно эта линия и является высшей справедливостью, демонстрирующей конечное равенство всех фигур.

     И еще кое-что о жизни в связи с геометрией. Послушаем умного и доброго человека. Булат Окуджава поёт:
                «Давайте будем жить, друг другу потакая,
                Тем более что жизнь короткая такая...»
Оно, конечно, можно предположить, что «жизнь короткая» - это поэтическая метафора, если бы не строгое математическое доказательство истинности этого утверждения.
И заключается оно в том, что жизнь коротка, ибо наша Прямая линия – это самое короткое расстояние между двумя точками «А» (рождением) и «В» (уходом).
       «Аксиома» называется...