ВДВ в годы маргеловских реформ

Дмитрий Самородов
      

              В годы маргеловских реформ
фрагмент из книги "крылатая гвардия в кошмаре Афганской войны"том 2

Решающий этап реформирования ВДВ, таким образом, совпал
с появлением голубых беретов и тельняшек, которые и должны
были символизировать новый грозный и благородный образ совет-
ского десантника. Конец 60-х  –  начало 70-х  годов ознаменованы
техническим переоснащением наших ВДВ. Действительно, не на
словах, а на деле было сделано очень много. В десантные дивизии
начинают поступать новые модели парашютов  –  Д-1-6. Техниче-
ское новшество этих парашютов было в том, что они имели особую
(красную) стропу, которая приоткрывала  клапан в куполе, что по-
зволяло приземляться на любую поверхность. В начале 70-х де-
сантники получили усовершенствованный автомат с откидываю-
щимся прикладом – АКС – 74 (калибр – 5,45 мм). 
В 1969 г. на вооружение ВДВ начинают поступать БМД-1  –
боевая машина десанта первого поколения. БМД-1 была сконст-
руирована по инициативе самого В.Ф. Маргелова на Волгоградском
военном заводе. «Объект-915» представлял собой легкоброниро-
ванную гусеничную плавающую боевую машину ВДВ для ведения
боевых действий и передвижения личного состава в тылу врага.
БМД-1 рассчитана на авиадесантирование из военно-транспортных
самолетов АН-12, АН-22, а позже – ИЛ-76. «Бээмдешка» при срав-
нительно небольшом весе имела  весьма сильную огневую мощь:
гладкоствольное орудие 2А28 «Гром» (калибр – 73 мм) и три пуле-
мета ПКТ (калибр – 7,62 мм), из них – два курсовых и один спарен-
ный  с орудием пулемет. БМД-1 десантировалась на многокуполь-
ной системе «Кентавр». К середине 70-х гг. Василий Маргелов по-
ставил вопрос перед военными конструкторами о создании новой
системы десантирования бронетехники ВДВ, которая бы позволи-
ла, во-первых,  сократить  время приземления  боевых машин;  во-
вторых, десантироваться экипажу (механику-водителю и наводчи-
ку-оператору) внутри машины. И такая уникальная система была
создана. Она получила кодовое название «Реактавр». Ее особен-
ностью было то, что она состояла из одного огромного купола, что
позволило бронетехнике десантироваться  с воздуха на землю в
несколько раз быстрее. За несколько метров перед земной твердью
срабатывали реактивные тормозные системы, производя микро-
взрыв. Боевые машины таким образом плавно опускались на
платформе на землю. 23 января 1976 г. на полигоне 76-й Псковской
дивизии ВДВ была проведена апробация «Реактавра». В этом зна-
менитом эксперименте участвовали два офицера ВДВ: Леонид
Щербаков и Александр Маргелов, сын Василия Филипповича. Ис-
пытание «Реактавра» в присутствии правительственной комиссии
прошло успешно (хотя эти офицеры-герои получили сотрясение
мозга). 
Конец 60-х и все 70-е годы ХХ века –  это время апофеоза в
развитии наших ВДВ. Слава о советских десантниках гремела по
всему миру. Маргеловские реформы дали должные результаты.
Особенностью развитии ВДВ СССР в указанное время было то, что
десантные дивизии регулярно участвовали в крупных войсковых
учениях, на которых проверялся уровень огневой,  боевой и мо-
ральной подготовки советских десантников. Надо отдать должное
Советскому правительству и Министерству обороны. Денег на про-
ведение военных учений с участием ВДВ не жалели. Витебская
десантная дивизия участвовала в учениях неоднократно. К приме-
ру, в 1967 г. в Белоруссии были проведены крупные масштабные
учения «Днепр», в которых достойно участвовала и 103-я дивизия
ВДВ. Учения продемонстрировали высокий уровень подготовки
воинов Витебской дивизии. Со слов сына В.Ф. Маргелова Алексан-
дра Васильевича, после окончания учений «Днепр» (на которой
помимо командующего ВДВ присутствовали офицеры Министерст-
ва обороны и Генштаба) Василию Филипповичу по правительст-
венной связи позвонил руководитель СССР Леонид Ильич Бреж-
нев. Генсек КПСС поздравил Маргелова с присвоением нового зва-
ния. 25 октября 1967 года постановлением Совета Министров
СССР командующему ВДВ В.Ф. Маргелову было присвоено воин-
ское звание «генерал армии».
Конец 70-х гг. характеризовался временем напряженной боевой
и воздушно-десантной подготовки для Витебской дивизии. Это время
совпало с апогеем командования ВДВ генерала армии Василия Фи-
липповича Маргелова. Советский десантник №1 (который был уже в
преклонном возрасте) с удовлетворением наблюдал за результата-
ми своих реформ в «крылатой  гвардии», которые были им иниции-
рованы еще с середины 60-х гг. До его внезапного смещения с поста
командующего ВДВ оставалось совсем немного времени. 
Последнее крупное учение 103-й ВДД, которым руководил
лично В.Ф. Маргелов, состоялось в 1978 г. Ценным историческим
источником об этом необычном, весьма сложном дивизионном ма-
невре являются воспоминания Юрия Ивановича Двугрошева, вы-
сокопоставленного тогда офицера 357-го полка 103-й ВДД, участ-
ника ввода войск в Афганистан (с декабря 1979 по 1981 гг. он будет
первым военным советским комендантом в Кабуле).
Специфика учений Витебской дивизии в 1978 г. заключалась в
том, что по решению Генштаба десантироваться и выполнять зада-
чу гвардейцам предстояло не в лесной зоне западной России, а в
горно-песчаную местность, а именно под город Кировабад  (Гянд-
жа),  что на западе Азербайджана, на военный полигон «Герань».
Витебским десантникам надлежало десантироваться на террито-
рию полигона, который относился к вотчине т.н. «Кировабадской»
(или «горно-копытной»,  по армейскому жаргону) воздушно-
десантной дивизии. Предстояло весьма сложное испытание. Диви-
зия должна была участвовать не только в показном учении, но и в
эксперименте. А поэтому будущему  учению на азербайджанской
земле предшествовала боевая подготовительная работа в полках
Витебской дивизии. Ю.М. Двугрошев вспоминает: «Учения было
решено проводить на незнакомой местности в самых сложных ус-
ловиях, в разгар южного лета. Самые большие и опытные силы для
подготовки к ним и оказания помощи были выделены штабом ВДВ.
Проводились тренировки, учения. Занятия, стрельбы, парашютные
прыжки и ряд других сложных мероприятий, необходимых для ус-
пешного проведения опытных и показных учений… Готовились
очень много, добросовестно, напряженно, с большой ответственно-
стью. Ожидалось присутствие большой группы наблюдателей (кон-
тролеров) Министерства обороны».
Главным куратором предстоящих учений 103-й ВДВ был  за-
меститель министра  обороны,  маршал Советского Союза  Сергей
Леонидович Соколов (Герой Советского Союза. На военной службе с
1932 г. В начале Великой Отечественной войны начальник штаба тан-
кового полка на Западном фронте. С 1944г. командующий бронетанко-
выми и  механическими войсками 32  армии. Окончил Военную академию
бронетанковых и механических войск (1947 г.), а также Высшую акаде-
мию (1951 г). В 1967 – 84гг. 1-й заместитель министра обороны СССР. С
1984 по 1987 гг. – министр обороны СССР). Этот факт настораживал
офицеров-десантников, ибо они знали,  что между командующим
ВДВ В.Ф. Маргеловым и маршалом С.Л. Соколовым существовал
конфликт (которому суждено было все более разгораться и закон-
читься смещением «Бати» со своего законного поста в 1979 г.).
Проницательные люди правильно предполагали, что присутствие
маршала С.Л. Соколова на учениях ничего доброго не сулит витеб-
ским десантникам. Недоброжелательное отношение 1-го заммини-
стра обороны к командующему ВДВ могло отразиться и на оценке
действий этой десантной дивизии на учениях. Оценка эта могла
оказаться необъективной, заниженной. Как показала история, к со-
жалению, опасения подтвердились. 
И вот учения начались. Все проходило по утвержденному пла-
ну. К месту учений (под азербайджанский город Кировабад) войска
Витебской дивизии перебрасывались не только по воздуху, но и
железнодорожным коммуникациям. Это объяснялось тем, что для
десантирования одной дивизии ВДВ за один заход необходимо бы-
ло задействовать сразу 350 самолетов военно-транспортной авиа-
ции. На этот момент (почему-то) таких возможностей не оказалось.
Поэтому и пришлось часть войск дивизии доставлять на полигон
«Герань» по «железке».
Юрий Двугрошев вспоминает о начале учений: «Огромная
многотысячная группировка десантников из нескольких сотен са-
молетов поднялась в воздух. Сам командующий уже находился на
командном пункте в районе учений, ожидая появление авиации.
Естественно, находился он в нервном состоянии, беспрерывно ку-
рил одну за другой папиросу своего любимого «Беломора». Мы,
офицеры, входящие в группу обеспечения,  наблюдая за ним, так-
же волновались. Появилась так называемая разведывательная
группа. Все шло по намеченному плану. Десантирование и стрель-
бы прошли успешно, начался «Этап совершения рейда и захвата
объектов». Конечно, сейчас трудно вспомнить и описать все под-
робно о проводимых опытных учениях. Но навсегда в памяти оста-
ются отдельные, очень яркие моменты и особенно в личных дейст-
виях самого командующего. Стояла знойная пора. С самого начала
и до конца учений Василий Филиппович сам руководил и учил всех.
В свои почти 70 лет он был, как говорят, «в ударе» и в своей сти-
хии; на вертолете успевал навещать всех, появлялся неожиданно и
даже по несколько раз. Чувствовалось, что беспокоился за все и за
всех, был в большом напряжении: лично проверял, заслушивал,
требовал и контролировал на всех этапах. Еще раз показал и под-
твердил закрепленное за ним прозвище «Железного человека».
Необычные учения с участием Витебской дивизии продолжа-
лись с неделю. Завершились они успешно, никаких особых ЧП не
произошло. Десантникам был дан приказ возвращаться в Витебск к
месту постоянной дислокации. Всю бронетехнику 103-й ВДД было
решено транспортировать в Витебск по железной дороге. По вос-
поминаниям очевидцев, это было впечатляющее зрелище: «Нача-
ли совершать марш десять колонн. Днем от поднятой пыли стано-
вилось темно». Аж  на более, чем 20 эшелонах бронетехнику (БМД,
БТРД, автомашины и проч.) благополучно перевезли в Витебск.
Строгий командующий ВДВ объективно оценил действия Витебской
дивизии на южных учениях. 103-я дивизия была удостоена оценки
«хорошо».
Наверное, у генерала армии В.Ф. Маргелова в этот момент на
душе было благостно. Ведь он воочию убедился, что его реформы
«крылатой  гвардии»  оказались ненапрасными. Воистину, в конце
70-х гг. ХХ в. развитие наших ВДВ, их уровень боевой подготовки
достигли своей наивысшей точки. Слава о подготовке советских
десантников гремела не только на Родине. О том, кто такие «люди
Маргелова» знали и в Европе, и в США –  главном вероятном (то-
гда) противнике СССР. 
Однако благостное настроение Василия Филипповича было
мимолетное. Судьба готовила командующему ВДВ и самой Витеб-
ской дивизии новое испытание. Сразу после «разбора полетов»
Маргелов, согласно порядку, позвонил  маршалу С.Л. Соколову в
Москву и доложил об успешном выполнении учений, просил раз-
решения вернуться в Москву. Увы, ответ первого заместителя ми-
нистра обороны СССР  (и недруга В.Ф. Маргелова) был недобрый:
«Что, вам там больше нечего делать?» Хотя Маргелов и получил
позволение вылететь в Москву (в Боровухе его ждал самолет), со-
бытия стали развиваться по другому сценарию. 
Почти неожиданно из Москвы пришло сообщение, что на аэ-
родром в Витебск вылетает литерный самолет с группой офицеров.
С  какой целью высокопоставленные офицеры Министерства обо-
роны направляются в Витебск, никто не знал. О том, что произошло
потом свидетельствует полковник Юрий Двугрошев (заслуженный
фаворит Маргелова). Вот что он пишет: «Так как командир дивизии
(гвардии полковник И.Ф. Рябченко  –  прим. автора) находился в
Боровухе, заместителя МО встретили  на  аэродроме полковник
И.П. Борисов и я. Когда мы прибыли на аэродром,  самолет
С.Л. Соколова уже приземлился. Он прохаживался рядом с само-
летом и был очень взволнован. Мы представились ему и попривет-
ствовали. Руки он нам не подал  (выделено нами – Д.С.), указал в
сторону стоящей группы офицеров и приказал сопроводить их. С
нами в машину сели три полковника, которые попросили подвезти
их в областной военный комиссариат. Проезжая мимо штаба диви-
зии, они решили заехать в штаб для ознакомления. Как только мы
прибыли в штаб 103-й ВДД, один из них вручил нам пакет, где было
краткое задание 357-му парашютно-десантному полку. Полку объ-
являлась полная боевая готовность и приказ выйти в район сосре-
доточения и быть готовым к десантированию. Естественно, полк
после закончившихся дивизионных учений был не готов к десанти-
рованию».
Был ли этот неожиданный и коварный приказ высшего военно-
го руководства СССР здравомыслящим? Вряд ли. Более того, оче-
видно, есть основания считать, что Витебскую дивизию и самого
В.Ф. Маргелова «подставили». Мотивы подвоха, без сомнения,
следует увязывать с амбициями Сергея Леонидовича Соколова,
его неприязнью к «Железному человеку», гордому и независимому
генералу  В.Ф. Маргелову, одному из самых  действительно попу-
лярных генералов Советской Армии. Жертвой интриги должен
стать не только сам Маргелов, но volens – nolens и 103-я ВДД.
Приказ был абсурден по определению. Ибо по военным нор-
мативам полку ВДВ после учений отводилось несколько дней для
достижения полной боевой готовности. Этих нескольких  законных
дней у 103-й ВДД не было. Приказ, инициированный С.Л. Соколо-
вым, требовал 357-у полку выдвигаться к аэродрому для взлета и
последующему десантированию. 
357-й полк получил приказ десантироваться в Узбекистан под
город Чирчик на территорию учебного центра 105-й дивизии ВДВ.
Цель полкового десанта  –  захватить пусковые установки («Пер-
шинг») условного противника. Десантники уложили парашюты пря-
мо на аэродроме. Здесь же к воздушному десантированию была
подготовлена бронетехника. Вскоре прозвучала команда грузиться
на военно-транспортные самолеты. И вот уже личный состав полка
на крылатых машинах взмыл в воздух… К моменту десантирования
на площадке приземления Чирчикского учебного центра уже нахо-
дился маршал С.Л.Соколов со своей штабной свитой. Началось
десантирование. Согласно порядку, сначала на парашютах выбро-
сили боевую технику, а через минуту – парашютный десант. 
Десантирование 357-го полка 103-й ВДД прошло благополуч-
но. Правда, имела место одна драматическая ситуация при выбро-
ске личного состава полка на парашютах. Об этом свидетельствует
полковник Юрий Двугрошев (который находился в этот момент на
площадке приземления среди офицеров из свиты первого замести-
теля Министра обороны): «Через 40-50 секунд пошел парашютный
десант. Из первого самолета сразу у двух десантников произошло
схождение парашютов, в результате один из них погас, а второй
перехлестнуло. Один десантник, поймав другого и удерживая его,
стал приземляться на одном парашюте с полупогасшим куполом на
большой скорости. Наряд, почти весь находившийся вблизи с бре-
зентом-«ловушкой», бросился к месту падения. Когда парашютисты
стали хорошо видны, я увидел, что один из них, который держал
виновника, был офицер. Десантник, влетевший  в купол, пытался
открыть запасной парашют. Высота была очень мала,  и, естест-
венно, запасной только бы запутал остатки спасшего их купола. По
рупору я успокоил их и дал команду никаких попыток не предпри-
нимать. Весь наряд вместе  со мной стал ловить их на брезент.
Удар пришелся почти на середину брезента, и его вырвало у мно-
гих  из рук. Тем не менее все кончилось благополучно. Когда де-
сантники встали, то один из них, который держал, как потом выяс-
нилось, солдата, оказался сам командир полка майор Редкобород
(выделено нами – Д.С.). Удар у него при приземлении пришелся на
предплечье, от чего оторвался погон и лопнул комбинезон. Естест-
венно, оба были в шоковом состоянии. Пока я успокаивал и осмат-
ривал командира полка, солдат-десантник, расстегнув подвесную
систему, сбежал в наступающую цепь. Командир полка на ближай-
шей БМД быстро поехал на командный пункт, чтобы доложить Со-
колову о десантировании полка и получить задачу. Заместитель
Министра обороны поздравил его с успешным десантированием и
вручил в подарок часы. Полк успешно выполнил задачу».
Уже после окончания учений на разборе архистрогий куратор
ВДВ маршал С.Л. Соколов невысоко, к сожалению, оценил подготов-
ку личного состава 357-го полка, поставив ему оценку «удовлетвори-
тельно». Досталось и командиру 103-й дивизии гвардии полковнику
Ивану Федоровичу Рябченко. Резюмируя разбор основных показате-
лей подготовки Витебской дивизии, советский маршал даже пригро-
зил комдиву: «Боевая подготовка в дивизии хорошая, а воинская
дисциплина слабая, и, если в 1979 году у Вас, товарищ полковник, с
дисциплиной не улучшится, Вы будете сняты с дивизии». 
Сегодня можно долго дискуссировать о том, насколько был
объективен маршал Сергей Леонидович Соколов, поставив Витеб-
ской дивизии неадекватную оценку за проведение двух сложный
перманентных учений. Без сомнения, солдаты, офицеры, комдив
103-й ВДД, да и сам «Батя», генерал армии Василий Филиппович
Маргелов, были не согласны с вердиктом, вынесенным первым
замминистра обороны. Ведь в тот момент в конце 70-х годов ХХ
века наши ВДВ были как никогда хорошо подготовлены и техниче-
ски оснащены. Однако пройдет один  год с небольшим, и сама ис-
тория ввергнет 103-ю дивизию в пучину «необъявленной» войны в
Афганистане, и эта необычная и свирепая война станет грозной
проверкой на фактическую боеспособность и моральную стойкость
воинов этого соединения советских ВДВ. И Витебская дивизия дос-
тойно пройдет девятилетнее испытание, сохранив реноме авангар-
да Советской Армии, приумножив славные традиции русского воз-
душного десанта. 
Уже скоро, с самого начала войны в Афганистане, судьбе бу-
дет угодно снова свести маршала С.Л. Соколова и 103-ю ВДД. Пер-
вый заместитель министра обороны будет руководителем Опера-
тивной группы Министерства обороны и  станет  курировать 40-ю
армию в Афганистане, ему предстоит не один раз побывать в этой
горной стране, где будет суждено не раз встретиться с витебскими
десантниками, которым изначально предначертано стать костяком
нашего ограниченного контингента. К моменту начала Афганской
войны генерал В.Ф. Маргелов уже не будет являться командующим
ВДВ. Но «Батя», пониженный до должности инспектора ВДВ, будет
до самого конца войны внимательно наблюдать за тем, как воюют в
афганском боевом котле его крылатые гвардейцы, воины трех вы-
пестованных им соединений и частей ВДВ – 103-й Витебской гвар-
дейской воздушно-десантной дивизии, 345-го отдельного Ферган-
ского гвардейского парашютно-десантного полка и 56-ой отдельной
десантно-штурмовой бригады.