Не вечный ад, а вечная любовь

Просто Валерия
 
             Останавливаясь у скульптур Огюста Родена, мало кто обращает внимание на табличку, поясняющую, что «Поцелуй» и «Вечная весна» предназначались для грандиозной композиции «Врата ада». Скульптор не просто изобразил влюблённых, а воплотил  вполне конкретные образы: это Паоло и Франческа из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Персонажи не вымышленные, Данте узнал их историю от своего друга, племянника Франчески, и, как подобает поэту, убрал из неё бытовые подробности, приукрасил недосказанностью – и получилась та легенда, которая всем известна и которая с трудом  ассоциируется со скульптурами Родена.

              И всё же, по первоначальному замыслу, это были именно Паоло и Франческа.  Это их  первый поцелуй. Он же - последний. Он же – запретный. Не пройдёт и нескольких секунд, как влюблённые погибнут и, не разжав объятий, будут унесены адским вихрем. По крайней мере, так представляли себе их судьбу современники, а, вслед за ними, многие и многие художники, скульпторы, композиторы.

              Это случилось в конце ХIII века, то есть, так давно, что уже трудно отделить реальное от вымышленного. Однако кое-какие документы сохранились, и по ним можно, более или менее достоверно, восстановить события. Всё началось с обмана. Чудовищного, но вполне соответствующего обычаям того времени. Ради союза двух враждовавших итальянских городов было решено заключить брак между Франческой, дочерью властителя Равенны, и Джанчотто, по прозвищу Хромой, сыном владетельного князя Римини. Жених был не просто некрасив, а безобразен, и, к тому же, имел свирепый характер, то есть, обладал полным комплектом качеств, которые должны были привести юную невесту в ужас. И тогда пошли на хитрость: свататься к Франческе приехал младший брат жениха Паоло, обаятельный красавец, представлявший интересы брата «по доверенности». О своей истинной миссии Паоло умолчал, Франческа влюбилась в него, и брак был заключён. Только приехав в Римини, она узнала правду. Джанчотто получил от брата  свою законную жену, а Паоло благополучно вернулся к своей 15-летней супруге Беатриче и маленькому сыну.

             Нам не узнать, что испытывал Паоло, расставаясь с обманутой Франческой,  страдал ли он от угрызений совести, но только через некоторое время, когда у Франчески и Джанчотто уже родилась дочь, Паоло стал наведываться к жене брата. На первый взгляд, их времяпрепровождение было вполне безобидным: уединяясь в библиотеке, они читали вслух романы. Заподозрив неладное, ревнивый муж установил за ними слежку. И вот в один прекрасный день произошло то, что и должно было случиться: читая о запретной любви рыцаря Ланселота к королеве Джиневре, Паоло и Франческа  не смогли сдержать свою страсть. Их поцелуй длился всего несколько секунд, в комнату тут же  ворвался разъярённый Джанчотто и пронзил обоих мечом.

            В известном нам Уголовном кодексе такое преступление называется двойным убийством. Видимо, пару столетий назад в Италии были другие законы. «Недоразумение» разрешилось без расследования, по-семейному. Да и какие могут быть счёты между родственниками? Пустяки, дело житейское. Тем более что суд всё равно оправдал бы Джанчотто: инвалид детства, известный политик, герой войны, находившийся, к тому же, в состоянии аффекта. Огласка только испортила бы с таким трудом налаженные политические и экономические  отношения между городами Равенной и Римини. Проще было тихо похоронить внезапно скончавшихся Паоло и Франческу и пресечь попытки горожан обсуждать эту тему.

           Любил ли Джанчотто Франческу? Вряд ли. Скорее, им двигало чувство сохранения собственности и оскорблённого достоинства. Вскоре после трагедии он определил совсем маленькую дочку Конкордию в монастырь, где она и провела всю сознательную жизнь, не помня своих родителей. Быстро утешившись, Джанчотто женился, обзавёлся законным сыном Рамберто, а заодно и парой побочных сыновей.

          История умалчивает о судьбе Маргареты, дочери Паоло, и его вдовы Беатриче. Известно только, что через несколько лет сын Паоло Умберто, обещавший отомстить за отца, стал жертвой заговора организованного Рамберто, сыном Джанчотто. Сам Рамберто  на месте преступления не появлялся, жертву, по его заказу,  закололи кинжалами незаконнорождённые сыновья Джанчотто, за что, разумеется,  никто не понёс наказания.
               
            Описывая историю Паоло и Франчески, Данте не вдавался в такие подробности, а Роден отошёл от первоначальной версии ещё дальше. Изображение влюблённых обнажёнными вполне соответствует его стилю, но явно противоречит легенде. Не могли они сбросить с себя одежды. Даже если бы хотели, не могли: у них не было на это времени, да и Джанчотто не допустил бы такого «безобразия» в своей библиотеке. Значит, скульптор задумал раскрыть сюжет по-своему. К тому же, Франческа Родена очень похожа на его возлюбленную Камиллу Клодель. Так в процессе творчества менялся замысел автора, и, в конце концов, ему стало ясно, что влюблённым не место в аду. Для «Врат ада» он создал другие фигуры, а  эти назвал «Поцелуй» и «Вечная весна». И, глядя на них, уже не думаешь об ужасных последствиях этого поцелуя. Будут убийства, искалеченные судьбы, постоянный страх Паоло и Франчески потерять друг друга в вечной круговерти ада. Но это будет потом. А пока…Остановись, мгновение! Останься в мраморе и бронзе! Пусть будет вечная весна и вечная любовь!