Гладко было на бумаге 6. Что в лоб, что по лбу

Алексей 37
                Евгеника и генетика
    Евгеника, успешно и  со страшным грохотом рухнувшая под обломками третьего рейха, тем не менее, никуда не исчезла. Она ловко пристроилась к генетике, которая бурно развивается и обещает массовый прорыв во многих областях человеческой деятельности. Однако генетика не спасет евгенические идеи улучшения человеческой породы,как не спасла их негативная евгеника. Что в лоб,что по лбу.

В этом нет ничего удивительного. Многие вчерашние видные деятели  евгеники вплотную занялись изучением генома человека в надежде с помощью изменения генетической наследственности улучшить человеческую породу.

Правда, как и встарь, остается нерешенным вопрос о роли наследственности и внешней среды, воспитания и обучения в развитии человека. Очевидно, и то и другое одинаково важно.
С одной стороны, нарушения генома человека может обрекать организм на порочное существование. С другой стороны, каким совершенным не был бы геном человека, воздействие внешней среды зачастую оказывается решающим в приобретении человеком тех или иных качеств, физических и интеллектуальных. Если посмотреть именно на интеллект человека, то очевидно, что нейроны, в конечном итоге,  кодируются генами, чем вызваны некоторые нарушения психики человека. Но вот нейронные сети мозга вроде бы развиваются под воздействием  обучения, опыта, тренировки умственной деятельности. Простой пример: человек  владеет речью десятки тысяч лет (или сотни тысяч?) но врожденной речи у ребенка так и не возникает. Каждого ребенка приходится учить разговаривать заново. Да и прямохождение приходится воспитывать, иначе ребенок не встал бы с четверенек.  С другой стороны, если мозг получит какое-то повреждение, опять же наступают различные психические расстройства. Физическая травма мозга, всевозможные отравления тому примеры. Отравлений, влияющих на умственную деятельность огромное множество: алкоголь, наркотики, лекарства, химические вещества, применяемые в производстве. На развитие интеллекта влияет еще и несбалансированное питание, отсутствие или недостаток некоторых питательных веществ. Общим местом стали рассуждения о влиянии экологии и урбанизации на здоровье человека и нации.
    Вывод отсюда следует тот, что мечты евгеников улучшить человеческую породу с помощью генетики, все же остаются утопией по многим причинам.

Прежде всего, не вредно бы ответить на вопрос: какого сверхчеловека вы хотите получить в идеале? Разброс мнений по этому вопросу весьма велик. Я уже писал в предыдущей статье, что Ницше определял сверхчеловека, как обладающего «волей к власти», остальное не суть важно. В.Шлахтер призывает считать сверхчеловеком  того, кто умеет лучше всех драться, калечить и убивать. Кто-то даже перечислял аж 60 качеств присущих сверхчеловеку, добрая половина которых весьма сомнительного свойства. Политики и вожди всегда мечтали «иметь» здоровый, сильный, умный  и послушный народ, с песнями и восторгом исполняющий все прихоти власть имущих.
  Ответ на вопрос о пользе и вреде законопослушности индивида и общества остается далеко неоднозначным.

   Однако, определиться с желаемым обликом будущего сверхчеловека только часть дела, причем самая легкая, хотя и непонятно, как достичь согласия всех действующих в обществе значимых группировок.

Гораздо сложнее разобраться с методами получения желаемых качеств.

На фоне эйфории от развития генетики многие ученые, не говоря уже об околонаучных кругах, утверждают, что в генах заложено поведение человека: доброта, злость, агрессивность, жадность, альтруизм и эгоизм.
Такое мнение высказывала Н.П.Бехтерева, директор института мозга. А знаменитый украинский кардиохирург и кибернетик, академик  Н.М.Амосов заявлял, что в будущем генетика позволит искоренить недостатки человеческого поведения: лень, эгоизм, жадность, склонность к преступлениям и пр. Правда, он оговаривал при этом право ученых на ошибку. Дескать, если по ошибке кастрируют у человека что-нибудь не то,
или и то и другое, что совсем нежелательно кастрировать, извиняйте! У науки есть право на ошибку.

Эйфория оказалась совершенно не обоснована. Интеллект, знания и умение  генами не определяются, а развиваются в процессе обучения и воспитания. Особенно в детском возрасте.

Ген кодирует один белок, а не поведенческие реакции или признаки человека. В свою очередь один белок может влиять на целый ряд различных признаков. Может получиться так, что «исправляя» один нежелательный признак, получим в нагрузку изменение ряда других признаков и качеств, изменение которых совсем не прогнозировалось и очень вредно.

Кроме того, многие признаки кодируются не одним, а несколькими белками и подсчитать их число весьма затруднительно.
Еще более важно то, что многие качества и признаки проявляются только при наличии в ДНК двух рецессивных генов. Если в норме действие рецессивного гена компенсировано парным ему доминантным геном и потому никак не проявляется в человеке, то методами запрещения размножения будут уничтожены только особи имеющие парные рецессивные гены, а сами эти рецессивные гены будут продолжать циркулировать в популяции.

Усиленное перемешивание рас и народов в результате развития средств передвижения и взаимного проникновения, кроме всего прочего, ведет еще и к учащению гетерозиготности, маскирующей рецессивные гены. Это приводит к увеличению числа рецессивных генов во всей человеческой популяции.

Кроме того, многие возбудители болезней, особенно вирусы, настолько быстро приспосабливаются к созданному успехами медицины иммунитету, что это напоминает вечную борьбу меча и щита. Всем давно известна выработанная невосприимчивость возбудителей к антибиотикам. Есть микробы, которые питаются пенициллином. Чтобы справиться с ними, нужно просто перестать их подкармливать пенициллином!

Существует еще огромное количество факторов, препятствующих улучшению человеческой породы методами генетики. Один из примеров: высокоинтеллектуальный гениальный ученый, всецело увлеченный наукой – плохой производитель. Некогда ему заниматься деторождением. Скорее всего, семья такого сверхчеловека будет иметь одного ребенка. А если его жена из таких же увлеченных наукой гениев, то может предпочесть вообще не беременеть или сделать аборт. Оставим за кадром вопрос - передается ли гениальность или высокоразвитый интеллект по наследству. Ясно лишь, что даже если передаются, то будет произведен лишь один потомок, который еще должен дожить до возраста производителя. К тому же этот потомок, обычно обделенный родительским воспитанием, должен еще уберечь свои мозги от наркоты, алкоголя, нюханья ацетона и клея. В то же время, самец совсем не блещущий интеллектом, но при том имеющий высокий уровень половых гормонов, передаст свои гены многим детям. Коллекционирование самок часто главный смысл его жизни и предмет гордости.

Генетика, как и евгеника не сможет повысить интеллектуальный уровень популяции, они могут лишь помешать засорению популяции генетическим мусором и то  в некоторой мере.
Самое смешное, что умники евгеники-генетики решили создать банк спермы выдающихся людей, для оплодотворения женщин, мечтающих о супердетях. Учитывая все вышесказанное, не нужно даже подробно останавливаться на критике этой бредовой идеи.
Другая приближающаяся к черному юмору идея – клонирование. Конечно, научную пользу от клонирования овечки Долли никто не отрицает. Но клонировать гениальных людей в надежде на улучшение человеческой популяции - полная нелепость. Чтобы стать копией или, хотя бы, подобием оригинала, клон должен прожить его жизнь!
Какие – то придурки предлагали клонировать Гитлера, чтобы его судить и повесить за преступления нацизма.
Генетические исследования и успехи сулят большие перспективы в лечении некоторых генетически обусловленных заболеваний у конкретного человека. Но не видно никаких способов улучшения человеческой породы с помощью применения генетических методов. Да и многие заболевания с так называемой генетической предрасположенностью, возникают лишь при определенных внешних условиях.
  Например, сахарный диабет 1 типа, груз которого в здоровье человека и нации все возрастает, имеет генетическую предрасположенность. Но возникает  диабет под влиянием некоторых вирусных заболеваниях, вызывающих развитие иммунитета к собственным клеткам поджелудочной железы, вырабатывающим инсулин. Отмечена гибель вырабатывающих инсулин клеток под влиянием различных токсинов.
 
Сейчас принято считать, что наследственную предрасположенность имеет большое количество заболеваний, причем весьма распространенных среди «цивилизованных» народов. Сюда относят  кроме диабета 1 типа гипертоническую болезнь, ожирение, инфаркты и многие другие болезни цивилизации.
Истинных заболеваний вызванных нарушениями  определенных генов совсем немного. Если даже успешно определять на ранних стадиях и своевременно убирать из популяции эти эмбрионы, то это никак не повлияет на здоровье популяции. Число таких детей составит единицы на несколько тысяч и даже на сотни тысяч родившихся. Только Дауны встречаются в единицах на сотни родившихся.

Безусловно, есть смысл развивать брачные консультации и планирование семьи. Это поможет отсеять на ранних стадиях беременности  совсем уж нежизнеспособных эмбрионов. Если, конечно, будущие родители прислушаются к советам медиков консультантов. Однако, влияние церкви, нарастающий ханжеский гуманизм в обществе
заставляют медиков выхаживать, а родителей ухаживать и за самыми обреченными детьми. К тому же, на сегодня методы определения «ценности» пары будущих родителей для производства здорового (тем более умного) ребенка весьма слабо развиты и не дают уверенных результатов.

Все это означает что обещания генетиков - евгеников по улучшению человеческой популяции практически являются недобросовестной рекламой. Что не сделаешь для получения грандов и субсидий!

Не лучше ли просто озаботиться прекращением разрушения здоровья и дебилизации своего народа? Ведь пока генетика научится исправлять недостатки человека, политика разрушения здоровья, развращения и дебилизации человека доведет его до точки невозврата к нормальному состоянию, не говоря уже о создании сверхчеловека.