Король нонсенса - мой друг

Людмила Салагаева
На Мальте принято называть частные дома собственным
именем. Здесь можно встретить пристрастия людей всей
Земли. Я обычно ношу с собой на прогулки ручку и блокнот.
Миленький домик , увитый мелкими розами, сообщал, что он -
"Шамбала", а рядом - "Эдвард Лир".

На секунду в голове крутнулся вихрь и Король нонсенса
открылся во всем великолепии моего представления.
Кто такой Эдвард Лир и почему его назвали гением нонсенса?
Вам знаком этот лимерик?

Жил да был старичок в Туапсе.
Ничего он не делал, как все.
Он ужасно чудил,
В туфлях яйца варил,
Возмущая народ Туапсе.

А может, эти строки?

Перезрелая леди, чей нос рос,
пока до земли не дорос,
За пятак и полушку
Нанимала старушку,
Чтоб носить свой немыслимый нос.

Или эти?

Жил на свете старик в бороде.
Говорил он: «Я знал, быть беде.
Две совы, три чижа
И четыре стрижа
Свили гнезда в моей бороде».

И еще:

Долго дети из города Ош
Папу мучили: "Праздник даёшь!"
Папа ныне в печали:
Всё детишки сожрали
И устроили в доме дебош.

Сам себя Эдвард Лир называл «Верховным Перипатетическим Ослом и Главным Белибердяем страны», англичане же считали его наряду с Льюисом Кэроллом гением нонсенса.

Все это  я узнала студенткой и многие годы цитаты из его стихов были для нашей компании самыми любимыми.

...Однажды наш профессор пришел наглаженный и одухотворенный, словно на праздник. Да он так и объявил: вопреки плану мы две недели будем жить в обществе блистательного Короля лимериков Эдварда Лира. Затем выложил из своегo объемного портфеля все, что у него было дома : книжки, рисунки, альбомы с иллюстрациями , репринтные издания. Мы сразу влюбились в веселые и абсурдные стихи поэта, в его героев - чудаков.

В конце курса преподаватель предложил устроить соревнование по
сочинению лимериков. Меня огорчило пятнадцатое место среди двадцати. В знак возникшей любви к Лиру я выучила стих:

Кот и Сова,
Молодая вдова,
Отправились по морю в шлюпке,
Взяв меду в дорогу
И денег немного
(Чтоб за морем делать покупки).
Сова, поглядев на луну,
На волну,
Запела под звон гитары:
"Ах, милый мой Кот, ты хорош
И пригож.
Давай обручимся - нигде не найдешь
Такой восхитительной пары,
Такой, такой,
Такой, такой,
Такой восхитительной пары".
"Голубушка! - Кот
В ответ ей поет. -
Как ваше прекрасно лицо!
На вас, моя птица,
Хочу я жениться,
Но где бы найти нам кольцо?"
И ночи и дни
Скитались они,
Покуда в прибрежном лесу,
У края земли,
Свинью не нашли
С кольцом обручальным в носу,
В носу, в носу,
В носу, в носу,
С кольцом обручальным в носу.
- Продашь ли колечко иль дашь нам без денег?
-Свинья отвечала: - Продам!
-И этим кольцом обручил их священник -
Индюк, оказавшийся там.
В тот день они ели
Бисквит, карамели,
А вечером, счастья полны,
Рука в руке,
На прибрежном песке
Плясали при свете луны,
Луны, луны,
Луны, луны,
Плясали при свете
Луны...

...В музее национального искусства меня ждала знакомая, случайно
посетившая Мальту на круизере. В каждый приезд я там бывала. На этот раз вместе с приятельницей решила посмотреть Сандро Ботичелли.
И все гадала, что сообщала мне фамилия почитаемого поэта.

Долго ждать не пришлось: большое полотно Дж. Тернера не миновать. Но чьи это картинки рядом? Я их некогда не видела.
Присмотревшись, я сильно удивилась: это пейзажи английского художника...Эдварда Лира. Их было девять. Лир назвал их топографическими пейзажами.

Изумительные рисунки передавали во всех тонкостях любимые мной местные виды: каменистые бухточки, форт Анжело, еще совершенно не поддержанный постройками, очаровательную картинку купальщиков на песке, пейзаж с  аккуратными полями, уютной домовой церковью, изумрудных деревьев, растрепанных ветром... Рисовальщик - волшебник сумел воссоздать прозрачность воздуха и перливчатость воды. Пока мои глаза не насладились сполна каждой работой, приятельница в одиночестве путешествовала по залам .

Пейзажи отражали мой личный взгляд на местные, не такие уж яркие, но привлекательные картины очаровательного острова.
Он видел эти особенности, как я. Вот это и было моей радостью,
нечаяным открытием, посланным знаком. Мне казалось - я встретила друга!

Трудно было представить, что этот пересмешник, населивший целый город Лимерик неподражаемыми персонажами , относившийся сам к себе так же иронично, как к своим героям, оказался блистательным художником, дорожившим каждым произведением природы! Подарок поджидал меня там, где все было мне знакомо.
В очередной раз я похвалила себя за веру в тайные послания...