Семейная история про грамотея и покойника

Арсений Меркушев
Небольшая семейная история, рассказанная моей бабушкой.

Ее отец, т.е. мой прадед, был призван в армию незадолго  до первой мировой.

В части же, где  служил, какое то время спустя,  случилась беда: от угарного газа угорел солдат.

Усопшего положили в гроб и оставили до погребения в пристройке рядом с церковью.

Ну а моего прадеда, как умеющего читать, отправили читать Псалтирь  над  усопшим.

И вот значит картина: прохладная весна, холодное помещение, сквознячок, и мой прадед сидящий рядом с гробом и увлекшийся чтением (вслух). А покойник оказывается не совсем покойником, и от свежего воздуха и холода приходит в себя, садится в гробу и быстро вникает в ситуацию. Если он что-то скажет, то солдатик или его контузит со страху Пластырем (а книга тяжелая), или сам помрет.

Так они и сидят около минуты: прадедед читает Псалтырь по «покойнику», а «покойник», сидя в гробу, и опершись локтем о стенку гроба, над чем то старательно думает.

Идиллию нарушил дикий крик и грохот. Оказалось, что начальство вспомнило, что солдатик уже третий час отчитывает покойника в холодном помещении..и послало бабу-повариху с подносом еды подкрепить силы чтеца.

Зашедшая баба видит, как один читает, а второй – «покойник» - внимательно его слушает – визжит и падает в обморок.

Повернувшись на грохот, мой прадед видит бабу на полу (мертвую?!).

А что ее испугало? – Поворачивается и видит «покойника» виновато улыбающегося в гробу.

Выходил мой прадед из того помещения очень быстро и через окно.

p/s/ А через месяц началась война, и его отправили служить к Черному Морю (лафа – не стреляют и тепло).

Но он имел глупость попасться на том, что умеет писать. И как грамотный, был отправлен в школу младшего офицерского состава, а оттуда в окопы Галиции.

Там он заработал два Георгия. Могли дать и третий, но не успели, т.к. попал в плен.

Но это уже совсем другая история.