Выставка Эль Лисицкого и Ильи Кабакова

Вячеслав Суханов
Вячеслав СУХАНОВ:
Эль и Иль. Мне понравилось

Мне показалось, что осенняя выставка авангардистов Эль Лисицкого и Ильи Кабакова в
Мультимедиа арт музее на Остоженке – это как раз то место, где можно отвести душу
после просмотра, наверное, великих, но, по-моему, весьма занудных картин мастеров
эпохи Возрождения Музея изобразительных искусств им. Пушкина, большинство из
которых написано на библейские сюжеты. Благо, оба музея находятся поблизости. Нам,
родившимся в атеистическую советскую эпоху, Библию не читали (к сожалению), и
поэтому понять, что там изображено, довольно затруднительно. Да, написано хорошо. Но
скучно.

А у Эль Лисицкого, например, все понятно, все живо. Как мне показалось, художник и
архитектор, творивший в первой половине XX века и умерший в 1941 году, сумел
совместить авангард с имперской начинкой сталинской эпохи. В его прямоугольной
архитектуре видна мощь Империи, а в его оформлении обложек тогдашних советских
журналов заметен ПИАРный пафос советской пропаганды. При этом он успел и
бесстрашно поизгаляться над эпохой. Чего только стоит заголовок на одной из его
картин, написанный официальным шрифтом того времени: «СОВпадения» (выделено
мной — прим. авт.) – вникните: падение чего?! СОВетской власти?!
А многочисленные изображения мух наряду с проектированием помпезных сталинских
павильонов?! Приколистом был советский Эль…
 
В отличие от давно умершего коллеги Илья Кабаков – наш современник, к тому же
постоянно живущий на Западе. И, может быть, поэтому в его творениях мне
почувствовалась ностальгия по советскому быту, по обычной жизни в коммуналках с их
вечными интеллигентскими спорами на кухнях. Его картины и инсталляции спокойны,
умиротворительны и заставляют зрителя скорее сопереживать автору, искать в его
произведениях что-то свое, близкое, чем ругаться, спорить или что-то отрицать, пусть
даже и в искусстве. В них нет эпатажа.Есть в творениях Кабакова и какой-то
кавээновский юношеский задор, как, например, в инсталляции «Мусор», когда в зале
натянуто множество нитей с привязанными к ним предметами, изъятыми, по-видимому,
из мусорного ведра обычной советской семьи. Под каждым предметом - будь то
использованная батарейка или скомканная бумажка – бирка, напоминающая записку с
сочным текстом типа: «Сережа, ты что, с ума сошел?».
Мы с коллегами прошли все залы на семи этажах (кстати, начинать осмотр рекомендую с
верхнего этажа, куда легко забраться на лифте) и не остались разочарованными ни на
одном из них. Надо заметить, что размещение произведений художников, компоновка и
оформление залов – все выполнено на высочайшем уровне. И вообще - все вокруг
современно, стильно, удобно…

Я специально не читал никаких биографий и искусствоведческих очерков, потому что
хотел составить свое собственное мнение от увиденного. Мой критерий прост: «нравится
– НЕ нравится».
Мне понравилось…