Борьба за жизнь

Николай Кранцевич
        Когда работал лесничим в Березинском заповеднике, то зимой два месяца подряд ездил с лесной охраной в рейды. Объектом внимания было ядро заповедника - небольшой кусок насаждения ели, сосны, березы, возрастом в сорок лет, а также нижний ярус заросли подроста ели, он стоял сплошной щеткой, и все это хозяйство имело форму прямоугольника длиной пол квартала, шириной примерно двести метров. На территории прямоугольника в период наблюдения находились старая опытная свинья с поросятами и секач.
        По периметру зарослей, делая каждую ночь обходы, вела кровавое дежурство семья волков из пяти хищников. Каждый раз приезжая в урочище, я обходил территорию и изучал, что происходило за прошедшую ночь. Свинья со стадом две недели безвылазно находилась внутри зарослей, и только секач временами выходил на кормежку к дубам кормиться желудями. Все его походы на жировку заканчивались побоищами, на снегу были видны кровавые следы борьбы, клочья шерсти, но каждый раз кабан выходил победителем, волки, уцепившись зубами за уши, пытались свалить на бок вепря, но сила мышц, мощные клыки, резвость спасали кабана, и тот на скорости пер на себе нескольких волков.
        На третью ночь свинья вывела семейство на жировку в дубовую рощу и тут же была наказана: зазевавшийся кабан - сеголеток был разорван и съеден голодными волками. Свинья - вожак в панике пропустила вперед себя свой клан, грозно рохая, прикрывая собой семейство, и последней ушла в свое убежище.
        Волки поменяли тактику, они залегли на краю дубовой рощи, ожидая вылазки свиньи. Осторожная свинья повела стадо в другом направлении от засады волков. Волчица сообразила, в чем дело и кинулась в погоню. На следующую ночь беглецы были застигнуты врасплох, волки разорвали и съели двух сеголетков. Потеряв еще двух поросят, свинья была вынуждена вернуться в спасательную рощу. Все это время секач кормился в дубовой роще и дневку устраивал на старом месте. Свинья в ту же ночь завела стадо в дубовую рощу и накормила свое семейство желудями до отвала, потом все они укрылись в густом ельнике. Несколько ночей стадо и секач кормились мирно и спокойно, волки их не беспокоили. За три ночи хищники по большому кругу обошли все свои владения, и пытались отбить у четверки лосей молодого лосенка, но ничего не получилось. Лоси дружно взяли в круг лосенка, отбиваясь копытами от нападения псов, и все уцелели. Один из молодых волков по неопытности попал под удар копыт и, тяжело переваливаясь с ноги на ногу, харкая кровью, замыкал шествие стаи.
        Наступало время волчьих свадеб, и волчица, не дожидаясь вылазки кабанов на жировку, сделала отчаянную попытку скрасть свинью прямо в ее логове. Она пропустила вперед себя матерого супруга, а тот, протискиваясь по узкой тропке внутрь зарослей, напоролся на вепря, который, выждав удобный момент, нанес смертельный удар матерому в бок, распоров ему живот... Кишки вывались на снег. Волки долго не решались подходить к своему погибшему сородичу, но голод победил страх, и труп был съеден собратьями.
        Кровавое место и клочья шерсти поведали о случившемся. У волчицы началась течка, а так как ее супруг погиб, то ей ничего не оставалось, как отправиться на поиски нового ухажера. По этой причине блокада с кабанов была снята, и свинья повела уцелевшее семейство на колхозное поле за двадцать километров, а следом за стадом шел грозный секач, временами останавливаясь, слушая ночную тишину.
        Под самое утро наступила развязка, по следу кабана друг за другом шла стая волков. Хищники были голодные и, подгоняемые голодом и легкой добычей, потеряли бдительность. Лежа в засаде, вепрь унюхал запах волков. Их было много, а он один. Как только перед кабаном появился бок первого волка, он бросился на пса и выпустил ему кишки. Хищники от неожиданности бросились в рассыпную, победитель хладнокровно добил серого хищника и отступил в укромные заросли. Стая, потеряв вожака, не рискнула нападать на вепря, а обошла стороной капкан, приготовленный кабаном, и продолжила преследование остатков стадо свиней. Вепрь по хрустящему насту определил, что хищники уклонились от поединка с ним и уходят за более легкой добычей. Грозно рявкнул на весь лес и мощными прыжками понесся за волками, но волчица, которая приняла на себя функции вожака, оказалась мудрой. Своими действиями она выманила из зарослей мощного вепря, и на чистом боровом лесу волки дружно атаковали свирепого кабана. Секач прямолинейно пытался таранить волков, хищники успевали увернуться от острых клыков и висли со всех сторон на вепре, он резко разворачивался, разбрасывая их по сторонам, и снова шел в атаку. Своей тактикой волки изматывали кабана, и, в конце концов, волчице удалось уцепиться зубами в достоинство кабана и разорвать его. Раздался жуткий вопль кабана, даже волки содрогнулись и кинулись в рассыпную. Сделав свое черное дело, волки собрались в кучу и наблюдали за своей жертвой. Вепрь стал терять силы и понял, что ему осталось жить недолго, пошел в противоположную сторону, спасая стадо, уводя за собой по кровавому следу матерых хищников. Протянув несколько километров от места побоища, вепрь забился в густую чащу ельника, сделал петлю и залег, сбоку наблюдая за своей тропой. Волки, выждав некоторое время, полезли в заросли, и кабан, сумел защелкнуть свои страшные клыки на ноге волчицы и тут же затих. На месте гибели вепря осталась лежать его голова, в клыках которой была защелкнута лапа волчицы.
        Весной у свиньи появилось молодое потомство, и кто знает, что их ждет на жизненном пути.