Побеждаемые инженеры и торжествующие менеджеры...

Валери Таразо
Как жили инженеры при социализме инженеры?

Как-то я увидел гордость молодой и глупенькой девчонки, за своего мужа-менеджера. Через пять минут, после разговора, я только успел подумать: «Что же ты делаешь, обходя автобус спереди", как выскочил другой автобус, и коляска с ребенком была сметена летящим автобусом! Этой беды не было бы, если бы были соблюдены женой менеджера правила написанные для всех: и для меня инвалида и для жен менеджеров, поразившей меня избытком гордости за своего мужа, гордостью, затмившей глаза несчастной. Я ругаю себя за то, что видел и не предотвратил событие. Тогда я должен был крикнуть одно слово: «Стой!». Я мог, но не предотвратил весь ужас последовавших событий гибели ребёнка. Я был соучастник увиденного, которое мучило меня бессонными ночами. «Стоящий автобус обходят (тем более с ребёнком в коляске!) сзади! Но, вряд ли она послушала бы какого-то старика – ведь она была женой менеджера, помогающего продавать французские машины «Пежо». Расплата была ужасной – она описана в маленькой повести Валери Таразо – «Предчувствие». Гордости, которая только что царила – как и не бывало, а её место заняло человеческое горе.

Эти люди не понимают того, чтобы стать хорошим инженером не хватит и 10 лет, но чтобы стать хорошим продавцом, т.е. менеджером и одного года много! Девочка гордилась тем, что у её мужа появилась высокооплачиваемая работа! Вот и всё!

Когда-то, до того момента, как я полностью переметнулся в науку, я был знаменитый производственник, который, несмотря на свои юные годы (в 21 год окончил институт, 1960 – 1965 г.г. работал на заводе) и был известен тем, что впервые в СССР получил в производственном масштабе оксид гафния, служащую высокотемпера-турным поглотителем нейтронов. Этот материал мог в секунду остановить ядерную реакцию. За это меня возлюбили директор и главный инженер завода, сделав технологом (техноруком) огромного цеха, который выпускал, конечно, не только оксид гафния (этот материал составлял не более 0,1% от всей продукции цеха), а многое другое, нужное в атомной технике. И за мои заслуги меня назначили технологом всего цеха №2, дававшего 80% всей продукции завода п/я 2822.

Завод п/я 2822 и его структура

Директор
;
Главный инженер
;
Главный технолог
;
Главный бухгалтер и (его отдел)
;
Начальники цехов
;
Технологи цехов
;
Начальники отделений
;
Сменные мастера
;
Аппаратчики во главе с бригадирами

Я написал эту схему, чтобы сказать, что социализм или даже коммунизм здесь непричём. Эта схема, с небольшими изменениями, повторялась на всех заводах и повторяется на тех заводах, которые не погибли.

Все, исключая рабочих и бригадиров, были инженерами, окончившие соответствующие технические, технологически и экономические институты, которые потом стали называться Университетами. Но не в названии дело, а в человеке. В нем долженесть огонь, инициатива и выдумка! И сколько ты не переделывай, названия работников менеджерами или топ менеджерами (на американский лад) всё будет пустой работой.

Ты можешь не заканчивать никаких институтов, но доверить ответственное дело (например, плавку тория) я мог проводить только с бригадиром рабочих (не называю его фамилии), как, впрочем, и сам скрываюсь под псевдонимом.
   
Самостоятельной веткой были: 1) отдел кадров, 2) отдел снабжения, 3) центральная научно-исследовательская лаборатория, 4) централь-ная заводская лаборатория, 5) котельная, 6) механические мастерские, 7) конструкторское бюро.

И везде инженеры, инженеры и инженеры, а не менеджеры. Заведующие соответствующими лабораториями, их заместители, инженеры – исследователи, инженеры – аналитики. Среди этой славной когорты, когда-то работал и я. Работал так, что от меня пар шел.

Завод охранялся автоматчиками и, чтобы войти в него или выйти не-обходимо был получить или, наоборот, сдать пропуск, код которого необходимо было помнить. Мне часто снился один и тот же страшный сон: я забыл свой код или потерял расписку, которую отдавал при получении портфеля с документами и печатью, которая использовалась при опечатывании портфеля. Этот сон вызывал нервный шок, при котором волосы на голове вставали дыбом.
 
Мне часто снился другой  сон: я не помню, куда я подевал расписку, дающую возможность пользоваться секретными документами! Сны такого содержания были ночными кошмарами!

Нам уже были известны все часовые, и они знали нас, особенно быстро запоминали близких к ним по возрасту. А я недалеко убежал от них, и, быть может, поэтому они ни разу не засекли меня под «мухой» перед уходом домой (пили казённый спирт), которого я получал 70 литров в месяц для протирки внутренних поверхностей электродуговых печей ЦЭП – 368. Спиться можно было легко, но Бог миловал.

Иногда часовой обращался к лицу, которому предельно доверял: «Саша, не найдется ли 250 мл спирта?». Это было редко, но было! Часовые все знали меня, поскольку я часто не выходил из лаборатории – так и спал на диване зав. лабораторией, а под голову клал телогрейку. Когда через день я выходил всё же, часовой легко журил меня. Он знал, что я наверняка работаю, и обязательно сбегаю в буфет за пирожками, а молоко давали каждый день по бутылке...

Теперь завод резко изменился, многие корпуса уничтожены, он приобрёл открытое название: «Завод ТВЭЛ», т.е.  «Завод тепловыде-ляющих элементов атомных реакторов».

Теперь уже бабушки на вопрос, как пройти на п/я 2822, хитро улыбаясь, в ответ на заданный вопрос не скажут ахинею: «Ты, милок, говоришь о заводе, где бомбу делают?». А наши «друзья-американцы» не будут хвастать картой, на которой до метра обозначены все объекты завода «ТВЭЛ». Они эту карту имели уже 30 лет назад.
 
Теперь вместо инженеров появились менеджеры, только, когда производство приказало долго жить, благодаря товарам, нахлынувшим с Запада и Востока. Этой конкуренции мы выдержать не смогли, и инженер стал не нужен! Но Университеты клепают и клепают «инженеров», которые не похожи ни на «инженера», ни на «ме-неджера».

Как живут менеджеры?
 
Скажем сразу – прекрасно! И хотя они могут быть букашками, но гонора им не занимать. Они наняты каким-то владельцем и, он платит так, чтобы они было довольны работой, порой однообразной и не требующих знаний, полученных ими в Университетах   

Далее идет не мой материал – он полностью (но с исправлениями!) взят из Интернета. А поэтому он заключен в кавычки.
 
«Я бы разделил менеджеров на "обычных менеджеров" и "топ менеджеров". Обычные менеджеры бывают трех основных видов
- офис менеджеры;
- менеджеры по продажам (ещё его называют сейлсом, от английского слова to sail  продавать);
- менеджеры по персоналу.

Как я вижу, часто под должностью менеджера маскируют должность обычного офисного клерка или на жаргоне - "офисного планктона". Такие менеджеры — это люди просиживающие штаны в офисе и выполняющие тупую однообразную рутинную работу: этакие биороботы, которых  возможно, при желании, заменить автоматизированными компьютерными системами.

"Топ менеджеры" — люди, которые управляют предприятиями, например генеральный директор, коммерческий директор, финансовый директор.

А теперь, внимание! - расшифровка:
- офис менеджер - это секретарь
- менеджер по персоналу - это кадровик
- менеджер по продажам - это продавец
- топ менеджер - директор (зам. директора)
- менеджер по хозяйственному обеспечению - завхоз
- менеджер по состоянию помещений – уборщица»

Или вот ещё:

«"Менеджер", "Менеджмент", равно как и "Сервис"  и т.п. - это яркий пример бездарного применения иностранных слов и словечек "продвинутых" американофилами. В результате сплошь и рядом читаем такие перлы: "Организация менеджмента", "Сервисное обслуживание" и т.д., и. т.п. Неужели поддерживающие такую те-рминологию не замечают тавтологии слов в выражениях! (ВТ.) Добавлю от себя «Плохая экология» (ВТ). Так, может быть, и «Плохая математика»? Это термин используется даже дикторами телевидения, которые стремятся сказать много, но непонятно (ВТ). Вы посмотрите, какой «птичий базар» стоит при каждой передачи Андрея Малахова. И все стремятся из «речевого пулемета» выпустить как можно больше «пуль», а, в результате, никого не слышно и ничего не понятно. Бедный Андрей, мне так жалко Ваш речевой аппарат!   

«Предлагаю использовать слова из русского языка, а не придумывать определения беспричинно, без всякой необходимости, заимствовать слова с английским и с американским происхождением. Во Франции, между прочим, действует закон, предусматривающий ответственность, вплоть до уголовной, за использование иностранных слов, имеющих эквивалент во французском языке».

Бравирующая речь или сленг

Надо отличать нарочитую игровую речь, называемую сленгами, от явной безграмотности, которую мы уже продемонстрировали в предыдущем параграфе. В отличие от сленгов, например, студенческого сленга, когда человек знает, что он говорит неграмотно, но знает и как говорить грамотно, имеется неисправимая неграмотность, которая используют, даже не зная, что говорят неграмотно. Итак, мы выступаем против такого словотворчества. А сленги нас только смешат.

Посмотрите, разве не смешны следующие выражения?   

Я буду говорить о языке студентов, а Вы попытайтесь отгадать, что человек хотел сказать своему коллеге: «Я не напрасно спешил и вот результат, я фёрстый». Только знающий английский язык может догадаться, что фёрстый – первый. Это обрусевшее слово фёрст – first, к которому добавлено русское окончание «ый». Это могло бы быть окончание «ая», и слово начало изменяться на русский манер по падежам, родам и числам – фёстая, т.е. первая и т.д. и т.п.

Ещё пример студенческого сленга, т.е. слов, образованных от английских слов. Студент как бы бравирует знанием английского языка.

«Примем за основу английское слово teacher – учитель. Тут же возникают тичер или тичка. И строится такое предложение: “Вон ваш тичер идёт. – У нас не тичер, а тичка”».

Да и от русских слов студенческий сленг почерпнул много. Мне особенно нравится: как нас, т.е. родителей называют наши детки. Для них мы (т.е. родители) - предметы археологии - черепа.
- Как поживают твои черепа?  Передавай им мой привет – и грустно и смешно!

Очень смешное сленговое определение всех маленьких животных – хвостики, а таинственное слово поцеловаться – это – чвакнуться...

Что с нами происходит?

Наша страна быстро изменяется, причем в худшую сторону. Мы  стано-вимся страной даже не второго, а третьего мира. Что мы умеем, в чем мы сильны? Гонка вооружений может помочь нам выползти из глубокой ямы, в которой мы оказались благодаря бездарным (нет - предателям) руководителям. Среди них особенно выделяются Горбачев и Ельцин. Два десятка лет их правления, отличающееся полной капитуляцией, а также изнурительными гражданскими воинами, которые довели страну до полного позора и гражданской нищеты на фоне быстрого роста числа миллиардеров. Эти миллиардеры вывозят наворованные капиталы за рубеж.

Они не НАШИ. Они враги нашего народа, не старающиеся консолидировать общество. Мы быстро катимся вниз, а ИМ на это наплевать. Все попытки Путина вытащить страну из названной ямы будут безуспешны, ибо коррупция разъела все общество. Мы неуклонно идём к гражданским воинам и к подготовке развала России по об-разцу бывшей Югославии. Я предельно рад тому, что мне не придется видеть агонию славной страны. Она слишком велика, а центробежные силы непреодолимы...

Есть только один путь – бросить все силы на развитие науки и военной техники. При этом народу придется на ближайшие 10 лет затянуть пояса.    

ВТ.