История жизни и образа уникальной Мэрилин Монро

Мария Сергина
Впечатления от книги о Мэрилин Монро И. Беленького (1993г.)
Биография, воспоминания, цитаты, а также мои размышления о творчестве и жизни этой уникальной актрисы, модели, певицы.

О книге.
Книга Игоря Беленького “Мэрилин Монро” 1993 года выпуска ( издание Санкт-Петербург, “Северо-Запад”) попала ко мне в руки почти случайно несколько лет назад. Как-то знакомые предложили забрать ненужные им уже книги, которые возможно будут представлять для меня интерес. Среди них я отобрала и книгу о Мэрилин Монро.
В целом история, биография актрисы очень интересная и не может оставить равнодушным. По поводу того как написана книга... Как я поняла, книгу писал искусствовед. ( Игорь Беленький – искусствовед, литературовед и переводчик, специалист по американскому, французскому и итальянскому кино, автор книг о Франсуа Трюффо и Дастине Хоффмане. )
Вначале книги автор упомянул, что прочитал около 50 - и  книг о Мэрилин, и я даже подумала, что он ее большой поклонник. Безусловно, он ей сочувствовал в трудных ситуациях, но в книге затрагиваются в основном только ее киноработы: пересказывается сюжет фильмов с участием Мэрилин, приводятся цитаты о Мэрилин актеров, снимавшихся вместе с ней, и отрывки из статей журналистов, написанных после премьеры данных фильмов. Конечно, какое-то внимание уделено и биографии актрисы. Но мне лично интереснее читать о, так сказать, психологическом портрете личности, собственные слова, цитаты Мэрилин, истории из жизни.
При всем этом, несмотря на то, что автор заостряет внимание именно на фильмах с Мэрилин, не один из этих фильмов ему почему-то самому сильно не понравился. За исключением “В джазе только девушки” ( перевод оригинального названия этого фильма “Некоторые любят погорячее”. ) Но понятное дело, если бы не понравился и он, это было бы уже странновато. Через всю книгу сквозит мысль, что Норма Джин (настоящее имя актрисы) всегда играла в фильмах только Мэрилин Монро. Но в ней была такая индивидуальность, что это притягивало зрителя.
В тоже время, учитывая то, сколько было написано книг о Мэрилин, то возможно автор хотел как-то отличиться. Надо отдать должное тому, как он беспристрастно и толково рассуждает о работе Мэрилин в качестве фотомодели, ни разу не опустился до каких-то осуждений, освещая какой-либо период жизни актрисы. Одним словом - джентльмен. Также мне понравились и некоторые его рассуждения о возлюбленных актрисы. Он достаточно точно понял их характер и истинную причину расставания, и в этих моментах мое мнение совпало с автором.
В то же время для 1993г. детальное знакомство читателя с фильмами Мэрилин было, безусловно, важно, так как в то время Интернета еще не существовало, а только телевидение и кинотеатр. С информацией о голливудских фильмах было тоже не ахти как, что 50-ых гг., что недавно выпущенных. Так что для русскоязычных поклонников Мэрилин Монро эта информация, конечно, давала и понимание о том, например, какой фильм с Мэрилин стоит поискать.

Вступление.
Я бы хотела поделиться некоторыми интересными моментами из прочитанной мною книги, рассказать историю Мэрилин, при этом выразив также свои мысли о ее биографии и жизни. Те отрывки, которые мне показались интересными в книге, и которыми мне хотелось поделиться, включить в собственное повествование, я соответственно взяла в кавычки.
История эта конечно далеко не всегда радостная, а конец и вовсе трагический. Но не всегда попадаются темы жизнеутверждающие. Когда я решила прочесть эту книгу, чтобы интересно провести свободное время, и заодно лучше понять феномен Мэрилин Монро, узнать хорошо ее историю, я даже не подозревала, насколько эта история местами тяжела. Несмотря на то что я знала о том что хэппи энда не будет. Тем не менее, эта история интересна, поучительна и это искусство, это жизнь. Она произвела на меня впечатление и поэтому я решила написать эту статью и параллельно обзор книги в целом, которая заслуживает внимание.

Ранние годы Нормы Джин Бейкер, будущей Мэрилин Монро: детство и юность.
Вопреки возможным ожиданиям жизнь Нормы Джин Бейкер, рожденной 1 июня 1926г. была достаточно трудна и мало сочетаема с ее плакатным образом сияющей и жизнерадостной дамы, с самого начала, с детства. Трудно сложилась  жизнь и у ее матери, к большому сожалению.
Самая большая проблема в жизни и дочери и матери была в том, что им не везло на мужчин. Мать Нормы Джин, Глэдис Бейкер, была привлекательной, работящей и хозяйственной женщиной, работала монтажницей на “Консолидэйтед филм.” ( Последнее правда никак не помогло Норме Джин в будущем, но по всей видимости повлияло на ее интерес к кино.)
 Глэдис никак не могла найти счастья в семейной жизни, хотя прощала то, что не всякий бы простил. Когда она забеременела, то осталась одна ожидать рождение своей дочери. К сожалению, когда Норме Джин исполнилось 8 лет, ее мать не выдержала навалившегося груза проблем и непрекращающихся неудач в личной жизни, и сильно заболела. Но, тем не менее, она нашла для Нормы приемную семью, попросив позаботиться о дочери одну из своих подруг.   
Немало в последствии Норма поменяла приемных семей и даже в приюте была некоторое время… Нельзя назвать ни одного из ее опекунов благодетелями. Благодетель – это человек, который делает что-то бескорыстно и реально что-то делает. Но на Норму Джин, как и на любого опекаемого человека, страной платились опекунам неплохие деньги на ее содержание. Воспитанием ее сильно не занимались, и при первом удобном случае старались от нее избавиться, будь то приют, будь то ее раннее замужество в 16 лет.
В качестве мужа подыскали парня, живущего по соседству - Джима Дахерти. “ Вот диалог между Нормой Джин и ее опекуншей:
- Что тебе сейчас необходимо, так это замужество.
- Но я еще молода!
- Только годами, лапочка. В сущности же, ты вполне зрелая женщина.
- А… кто женится на мне?
- Джим.
- Джим?!
- Да, Дахерти. Как ты относишься к Джиму?
- Никак не отношусь. То есть…, он, как и все ребята… Только что он старше их, более… высокий и воспитанный…
- Ну вот! Дороже всего в мужьях – воспитанность. “
Они поженились в июне 1942г. К счастью Джим оказался все-таки вполне себе порядочным человеком, и ему не так то и в тягость был этот брак. Он даже гордился своей женой, потому что Норма Джин с раннего возраста отличалась достаточной привлекательностью. Но психологически она естественно была еще не готова к браку и не любила Джима.
В тоже время в Норме Джин был всегда какой-то неиссякаемый источник энергии, позитива, веры в светлое будущее. На фотографиях этого периода, с Джимом Дахерти или без, нет и намека на какую-то ее неустроенность, внутреннюю дисгармонию. Она оставалась, как ни странно, абсолютно жизнерадостным и очень привлекательным, притягательным человеком, несмотря на ее несчастное детство и неопределенное будущее.
    Норма Джин устроилась работать на авиастроительный завод “Локхид”.  Джим же в 1944г. записался в моряки торгового флота, по-видимому, чтобы лучше заработать для семьи.  И, наверное, он хотел оставить Норму на какое-то время одну. Видимо, он чувствовал, что она несчастлива с ним и думал, что, возможно, если он уедет на какое-то время, она соскучится по нему.
   Но Норма Джин приняла неожиданно следующее решение, почувствовав собственные силы. Она попросила у Джима развода, написав, что хочет попытаться сделать кинокарьеру, а там замужних женщин не берут (хотя это конечно лукавство.)
   Как ей пришла в голову эта мысль о кинокарьере? Однажды на завод, где работала Норма Джин, пришел армейский фотограф Дэвид Коновер из специализированного издания. Она как раз в это время покрывала лаком фюзеляж. Он со своей командой попросил ее попозировать с самолетами для них. Норма Джин вначале отказалась, сказав, что здесь есть и другие девушки, которые будут недовольны, если она прекратит работу. Но он попросил разрешения у директора завода. Через несколько недель фотограф принес готовые снимки с ней и сказал, что в “Истмэн Кодак Компани” его расспрашивали, кто же эта модель. И что у нее есть все данные для того чтобы стать фотомоделью. После этой съёмки он также предложил Норме Джин позировать в качестве фотомодели за 5 долларов в час, и она конечно согласилась.
Это был один из решающих моментов в жизни Нормы Джин, будущей Мэрилин Монро. Она переходила к новому этапу своей жизни, оставляя свое прошлое позади… Не потому что ей помогли какие-то связи и знакомства или личные амбиции стать фотомоделью. А потому что кто-то направил ее в то русло, в какое она из природной скромности, наверное, сама бы не пошла. Но, во-первых, эта работа приносила Норме больше денег, которые естественно были ей нужны. Во-вторых, давала почувствовать себя более счастливой и выйти из “образа обиженной судьбой девочки”. В-третьих, она стала хоть как-то индивидуально реализовывать себя.  И ее снимки пользовались очень большой популярностью и спросом, что в будущем помогло Норме в ее, отнюдь не легкой, и далеко не стремительной кинокарьере.
В 40-50гг. фотографии моделей в различных и модных образах имели особое значение. Как своего рода открытки, сувениры. Эти фото коллекционировали, клеили на крышку чемоданов, печатали на календарях, вешали в кафе. Модели на этих снимках отражали веяния эпохи, моду, стиль. Кроме того постепенно общество становилось менее консервативным, особенно после войны. Не значит менее культурным. Люди стали острее нуждаться в красоте, любви, чувственности. Назревала своего рода “сексуальная революция.” Не потому что люди вдруг перестали отделять личное от публичного. Просто само отношение к этим темам, некогда табуированным на экранах, фото, стало меняться. Тем не менее, для 40-50 гг. любые снимки, даже наименее табуированные, отличались вкусом и стилем, хорошей работой фотографа.
Чаще всего снимки симпатичных моделей пользовались популярностью, например, в казарме, на поле военных действий, в сугубо мужском обществе. Когда люди находились далеко от дома и не у всех были жены, возлюбленные, которые им писали. Фотографии были популярны и в обычной среде и у женщин, интересующихся модными веяниями. Своего рода журналы мод.
На самом деле у Мэрилин Монро основная масса совершенно приличных снимков, особенно на раннем этапе ее карьеры фотомодели. За исключением нескольких, которые по сегодняшним меркам вообще до ужаса приличные. Хотя на тот момент, когда они всплыли, это чуть ли не помешало ее кинокарьере, если бы не зрители, которым было уже все равно. Те снимки 1949г. сделал фотограф Том Келли, причем ассистировала ему его жена. Они, скорее ближе к некоторым работам в изобразительном искусстве, нежели к “Playboy”, только что это не картины. Но тогда Мэрилин еще не была так известна. Но вернемся к этой теме чуть позже.

Кинокарьера.
Путь Мэрилин к успешной кинокарьере был достаточно долгий и нелегкий, нередко и полуголодный. Она подписывала контракт с киностудией, как и сотни других начинающих актрис, мечтающих о ролях в хорошем кино. По этому контракту ей выплачивали какие-то деньги, на которые, тем не менее, нельзя было жить абсолютно благоустроенно. Мэрилин годами могла носить одни и те же свитера в обтяжку, как не без зависти вспоминали ее бывшие коллеги ранней поры, перебиваться порой только бутербродами и сосисками. Но, тем не менее, Мэрилин  продолжала работать в качестве фотомодели и посещала различные курсы по подготовке актеров. Когда Норма Джин стала работать на киностудии, к ней и был “прикреплен” псевдоним Мэрилин Монро, сценическое имя, плотно слившееся с ее образом.
Да, конечно нельзя назвать Мэрилин профессиональной актрисой, которая могла воплотить на экране любой образ и это конечно не только мое мнение. Ведь в принципе это врожденный талант. В учебных заведениях его лишь оттачивают. Но фильмы бывают разные. Мэрилин была кинодивой. Зрителю было не важно, что она играет, они просто хотели увидеть ее на экране. Так она очаровывала многих еще во время своей работы фотомоделью. У нее был свой собственный стиль, притягательность, харизма.
Зрителям нравился и не надоедал образ Мэрилин Монро, который играла Норма Джин во всех фильмах. А точнее не играла, она просто была сама собой. И этого было достаточно, чтобы привлечь зрителя к фильму с хорошим сюжетом и игрой других, более профессиональных актеров (пускай и менее ярких по своему образу). Яркий и запоминающийся образ Мэрилин Монро  всегда служил лучшей рекламой любого фильма, даже на первых порах, несмотря на то, что ее роль могла там состоять из двух реплик. Именно ее почему-то всегда печатали на переднем плане рекламного плаката фильма.
Мэрилин была своего рода предвестником развития популярной музыки, а точнее шоу-бизнеса, основанного на талантливой поп-музыке. Роли в фильмах, песни, образы, открытки, пластинки…
      Конечно, мои детские годы не пришлись на расцвет карьеры Мэрилин. Но я естественно видела некоторые фильмы с ней, видела ее фото. В детстве я не много знала о ее биографии, но меня никогда не покидала ощущение, что Мэрилин Монро – это образ. Образ красивый, стильный, но в то же время мне всегда казалось, что сама она не просто какая-то, скажем, поверхностная блондинка с плаката в модном образе. Что в ней есть что-то другое, несколько отличающееся от ее образа Мэрилин Монро. Что в ней скорее доброта, нежели глупость, чувственность, нежели пошлость. Когда я в детстве посмотрела один фильм с ней, я в этом убедилась.
 Мне было, наверное, лет 14-15, когда моя мама как-то поздно вечером собралась смотреть фильм “В джазе только девушки”. Вообще благодаря ей много интересных фильмов посмотрела. Так как она обычно больше следила за программой и включала интересный фильм, а я уже позже могла подтусоваться. Фильм о неподражаемых Дафне и Джозефине (переодетых мужчин в джазовом оркестре, спасающихся от преследования гангстеров) мне конечно очень понравился. И Мэрилин была в нем красавицей, милой, чувствительной и совершенно не высокомерной, холодной или расчетливой. Без нее фильм бы не удался совершенно. Особенно маме понравилась фраза в конце фильма, где влюбленный эксцентричный миллионер Осгуд Филдинг едет в машине с “Дафной” ( по его представлению). И Дафна, перепробовав все попытки от него отделаться во имя его же блага, наконец, признается “Но я мужчина.” На что получает ответ: “У каждого есть свои недостатки.”
Но до того как Мэрилин снялась в этом и других своих знаменитых фильмах, ей предстояло пережить много непростых лет, играя эпизодические роли. Конечно, Мэрилин была не одинока, но никто из ее кавалеров никак не помог ей в осуществлении ее мечты, сыграть хотя бы одну яркую роль, или хоть какую-нибудь. Ее часто использовали просто как красивую игрушку, временное приложение к дому с бассейном, лимузину и статусу.
Но первым человеком, который помог ей, потому что на самом деле ее любил, был Джонни Хайд – влиятельный агент в мире Голливуда. Сам он был выходцем из России, его семья перебралась в Америку из Петербурга, и настоящее его имя было Иван Николаевич Гайдебург. Родители его были цирковые артисты. И он, конечно, проникся симпатией к Мэрилин Монро, ее нелегкой судьбе и его не оставило равнодушным то, как к ней пренебрежительно и предвзято относились студийные боссы. Ведь думаю, он, и его родители артисты сами когда-то сталкивались с подобным.
Вообще в истории Голливуда немало выходцев из России, многие из которых были вынуждены эмигрировать во время войны. Вспомнить даже Грету Гарбо и ее агента Шлее, также бежавшего из России.
Джонни Хайд добился для Мэрилин Монро контракта на 7 лет с кинокомпанией “20th Century Fox”. Но главное что сделал Хайд (у нее уже были контракты, по которым она просто значилась в штате), то, что он нашел для нее роль в фильме. Она была эпизодической, но это был фильм оскароносного режиссера Джозефа Манкиева “Все о Еве” и такая роль, как говорил Хайд, давала гораздо больше на начальном этапе, чем главная, но в посредственном фильме.
Все это Хайд сделал за три недели до своей смерти…
Он хотел жениться на Мэрилин, хотя и был намного старше ее. И пытался сам ее зачем-то заманить богатым наследством. Но Мэрилин отказалась. Да, конечно плохо, что Хайд разрушил свою семью, даже из-за Мэрилин. Но обвинить ее одну, да еще и в корысти, тем не менее, нельзя.
Как правильно написал автор, несмотря на высокие гонорары, которые появились у Мэрилин гораздо позже, она никогда не была материалисткой. Деньги для нее означали возможность заниматься любимым делом, но она не занималась им ради большого количества денег. Да и Мэрилин была настолько бесхитростной, что даже не замечала как окружающие, ее так называемые друзья, просто используют ее с выгодой для себя. Их привлекала в Мэрилин слава, ее возможности, но никак ни она сама как человек. И когда ей стало трудно, рядом не оказалось никого.
Мэрилин практически всю свою жизнь снималась в фильмах студии “20 век Фокс” и исполнительный директор этой киностудии Занук относился к ней довольно предвзято. Он считал, что в ней нет ничего выдающегося, отличающего ее от других актрис. Если бы не Джонни Хайд, не требования зрителей снять фильм с популярной фотомоделью, которая значилась в их штате, и нового закона, по которому кинотеатры стали независимыми от кинокомпаний и могли показывать те фильмы, какие хотели, неизвестно что могло бы стать с талантом и кинокарьерой Мэрилин…
Занук до последнего не хотел признавать свою ошибку в отношении “окончательного вердикта” для Мэрилин и постоянно пытался засчет нее зажечь других звезд своей киностудии или подогреть к ним интерес, при этом подбирая ей совершенно однообразные роли. Но вопреки его ожиданиям Мэрилин становилась все только популярнее и на фильмах с ее участием держалась вся компания, без приуменьшения.
“Конечно, ей надоело вечное аутсайдерство, зануковское высокомерие, отношение к ней как к “глупенькой блондинке” – и как к актрисе на роли (это было бы еще пол беды) и как к человеку. Предубеждения студийного начальства, естественно, заимствуют и сошки помельче, и режиссеры, и многие из коллег-актеров. При всем ее звездном статусе она для режиссеров не творческий сотрудник, а исполнительница, в том числе и распоряжений. С ней не считают нужным советоваться, а просто приказывают – взять ли в работу тот или иной сценарий, играть под руководством такого-то режиссера, исполнять роль так, а не иначе. Никому и дела нет, нравится ей этот сценарий или не нравится, приятно ей работать с этим режиссером, или не приятно, согласна ли она с предложенной трактовкой роли или не согласна. При малейшем возражении следовала ссылка на контракт.” “По-видимому, ни об одной другой актрисе не говорилось такого количества гадостей, как о Мэрилин. Или остальные были ангелами? История голливудских скандалов показывает, что это далеко не так. Между тем ни коллеги-актеры, ни режиссеры (что же спрашивать с журналистов?) не считали нужным стеснять себя в словах или выражениях. И выпады эти почти всегда оставались без ответа. В чем тут дело? Может быть, в незлобивом характере и все в той же неуверенности в себе?”
Я думаю что именно эта ситуация была причиной того, что Мэрилин на съемки нередко приводила своего личного репетитора, наверное, чтобы не чувствовать себя совершенно одной и чтобы немного усмирить некоторых “воспитанных” коллег и прочих. Конечно, репетитор на съемках только мешал и многих раздражал, но видимо и польза все-таки от него была какая-то для Мэрилин.
     Автор книги о Мэрилин, нередко ругает сюжеты фильмов с ней. Но я считаю, что нужно учитывать и специфику того времени. Фильмы тогда нередко держались именно на кинодивах. И их было не так уж и много. Когда человек хотел серьезное действо, он смотрел драматическое кино, или шел в театр.
Кинотеатр и фильмы не были легкодоступными, как, например, телевидение сейчас. Люди ходили туда развлечься семьями, с любимыми. Образы киноактрис нередко диктовали моду. Любой фильм можно посмотреть хотя бы один раз, что нередко и происходило в кинотеатре. По большому счету для своего жанра, в сравнении с некоторыми сегодняшними фильмами, по образам, по сюжету, тщательной работе над ними, фильмы с Мэрилин (даже ранние), не так уж и плохи. А уж если экранизировать подлинную жизнь Мэрилин, драматизма будет хоть отбавляй. Я не утверждаю что лучше тот или иной жанр кино. Просто у человека может быть разное настроение. Иногда его тянет на глубокие фильмы, а иногда просто хочется красивой сказки. Иногда хочется философствования, а иногда жизненных историй. Главное чтобы это не граничило с пошлостью и отсутствием таланта.
Кроме того в фильмах Мэрилин нередко исполняла песенные номера, которые потом выходили на пластинках и пользовались не меньшей популярностью.
Но до этого Мэрилин годами ждала своей более-менее значимой роли, играя в фильмах только в маленьких эпизодах, которые, тем не менее, больше всего почему-то запоминались зрителю. Например, роль в комедии братьев Маркс “В любви счастлив”.
“ К частному детективу, нанятому для поимки банды контрабандистов, приходит девушка (Мэрилин) и, озабоченно, оглядываясь, говорит:
- Меня преследует какой-то человек!
- Как! Только один? – восклицает детектив. Не дождавшись ничего большего, девушка уходит, и камера, словно вторя взгляду детектива, следит за ее покачивающимися бедрами.”
Этот эпизод длился от силы пару минут, но, например, на рекламных афишах этого фильма фото Мэрилин было на переднем плане. Также, когда Мэрилин помогала рекламировать этот фильм в разных городах (что было прописано в условиях ее контракта), на рекламных фото была именно ее фотография с тремя пачками мороженого и подписями: “Мэрилин Монро – звезда нового фильма братьев Маркс.” Хотя в фильме были куда более значительные, длинные роли, сыгранные другими актерами.
А теперь вернусь к теме “обнаженных календарей” с Мэрилин Монро. Цитирую отрывок из книги: ”Cнял их Том Келли в 1949г. Тогда же он их и продал, не без труда. Но вспомнили о них только через три года, когда кинокарьера Мэрилин набирала обороты и она уже была звездой.  Скандал этот разразился в марте 1952г. Началось все с того, что продюсер нового фильма с Мэрилин, имел по телефону разговор с вымогателем. Некто, понятно, не назвавшийся, утверждал, что обладает доказательствами, что Мэрилин позировала обнаженной и что ее изображения висят в кое-каких барах и прочих специфически мужских заведениях. Он обещал молчать, но за свое молчание просил не слишком много – какие-нибудь десять тысяч долларов. В случае неполучения означенной суммы блюститель нравственности обязался незамедлительно оповестить о своем открытии максимально возможное для него число газетных редакций. Вначале в студии запаниковали, и первая реакция была: все отрицать, ни в чем не признаваться, никогда и ни для кого не позировала, а сходство ошибочно. Но более трезвые головы предложили ничего не скрывать, и рассказать все как было. К тому же в самом позировании для таких календарей не было ничего противозаконного. Ведь прежде чем быть вывешенными во всевозможных барах, календари, как и любые изображения, проходили так сказать местную цензуру снабженческих фирм, поставляющих в бары продукты и детали оформления. Правда, в какой-то мере студийные страхи были естественными. Не надо забывать, что все-таки шли пятидесятые годы, и что под кроватями искали не только коммунистов, но и каждого, кто, с точки зрения специальной комиссии “позорил страну.” 
“По словам Мэрилин почти каждый фотограф, с которым она работала на начальном этапе, предлагал ей сделать такие снимки, но она отказывалась. Почему в тот раз согласилась? Мэрилин объяснила это вполне понятно: “У меня оставалась неделя, чтобы уплатить за комнату, и я должна была достать эти деньги. Фотограф Том Келли предлагал мне позировать и раньше, но я не соглашалась. В тот раз я сама позвонила ему и сказала, что хотела бы сделать это как можно скорее. Там же находилась и его жена. И оба они были очень милы… Том не рассчитывал, что кто-нибудь узнает меня. У меня тогда были длинные волосы. Но когда фотографию опубликовали, меня узнали решительно все. Если бы я знала, что все это случится со мной так скоро, я бы никогда ее не сделала.” Позднее она добавит: “Прежде чем новости о моем “обнаженном” календаре стали сенсацией, меня трясло целую неделю. Я уже решила, что славе моей пришел конец, что меня уволят со студии. Спустя несколько недель после того, как всю эту историю придали гласности, я поняла, что вместо того чтобы повредить, она мне помогла. Публику не только тронуло подтверждение моей совсем недавней честной бедности – людям понравился сам календарь, а их были миллионы.”
Но, несмотря на свою популярность, постоянную работу, роли в кино, Мэрилин была одинока. Она согласилась выйти замуж за Роберта Слэтцера – журналиста, автора документальных фильмов. Но Зануку, директору Фокса, видите ли, не понравилось это решение. Он сказал, что данное замужество помешает ее кинокарьере. Но он лукавил. Он просто боялся, что раскрутить эту историю в качестве рекламы в прессе особо не получится (позднее он не воспротивился браку Мэрилин со знаменитым бейсболистом Джо Ди Маджо). И что из-за этого замужества больше не получится понукать Мэрилин себе во благо. Ведь рядом с ней появился бы человек, который мог понимать в кино и ухищрениях Занука довольно немало.
Так и пожертвовала Мэрилин своим счастьем, а в итоге и жизнью, отдавая, но не получая взамен того, что ей было нужно. От того и роли в кино ее такие яркие, в любом сюжете. Тем не менее Роберт Слэтцер и будущий муж Джо Ди Маджо были единственными людьми кто на самом деле болел за нее душой, в отличие от остальных “возлюбленных”, которые только ее иcпользовали.
Роберт Слэтцер опубликовал в 1974г. книгу “Жизнь и странная смерть Мэрилин Монро.” И она была написана из гораздо более искренних побуждений, нежели другие книги. Слэтцер всегда был предан Мэрилин и не хотел знакомить посторонних даже с тем ужасным эпизодом в их жизни, из-за которого они развелись. Он отшучивался: “ Наш брак – это было нечто вроде шутки. Мы поженились за пять дней в Мехико в августе 1952 года. Остановились в гостинице “Розарита”. Нашего свидетеля звали Ноубл Чиссел. А по возвращению мы это свидетельство спокойненько порвали – замужество не входило в ее планы.”
Хорошо высказался И. Беленький в своей книге о Мэрилин: “ Страшнее всего – психология крепостной зависимости. Занук не хотел, чтобы брак продолжался (он, оказывается, мог этого не хотеть.) Когда через два года Мэрилин выйдет замуж за Джо Ди Маджо, его это не встревожит. Умея Мэрилин просчитывать свою жизнь, и следи она за положением дел в кинобизнесе, судьба ее, наверное, могла бы сложиться по-другому. Во-первых, в 1952г. Мэрилин уже получила такую известность, причем независимо от Занука, что никакой Занук уже сделать с ней ничего не мог. Даже если бы и захотел. Во-вторых,  к 1952 году он и хотеть этого уже не мог, потому что положение дел в кинопромышленности резко ухудшились, и звезды, подобные Мэрилин, для крупных кинокорпораций значили очень много, фактически держали их на плаву.”
В итоге стали зарождаться первые признаки депрессии Мэрилин. Она стала опаздывать на съемки, капризничать и нередко ее жизнь напоминала какой-то хаос. Она тщетно пыталась из него выбраться, но одной ей было тяжело это сделать. А рядом не было нужных людей, кого бы она на самом деле любила, и кто бы мог ее понять. Вообще тяжело все это было читать. Очень жаль, что у такой красивой женщины, с такой нелегкой судьбой, которая казалось бы уже заслужила все самое лучшее, отнимали последнее счастье ради того чтобы кто-то не сомневался, что он не лишится своей прибыли.
При всем этом Занук не хотел воспринимать Мэрилин всерьез, несмотря на то, что она была главной звездой Фокса. Нередко он подбирал ей прямо-таки карикатурные роли. Например, Лорелея из фильма “Джентельмены предпочитают блондинок.”  “ Лорелея – доступная блондинка с широко (наивно) раскрытыми глазами, полуоткрытым чувственным ртом, одержимая идеей выйти замуж за миллионера. Доступность, безалаберность и целеустремленность – вот составные части комедийного характера Лорелеи. И не характера даже – куклы, или, если хотите, героини комикса – настолько она не жива и карикатурна. И целью подобного шаржа сценарист выбрал природную беспечность Мэрилин, естественную, ничем (или почти ничем) не сдерживаемую игру в ней многообразных сил и импульсов. Двадцать лет назад писательница Джоан Миллер также была неприятно поражена грубыми и топорными приемами, с помощью которых сценарист мотивировал поведение главной героини. Несколько фраз из фильма “Я хочу выйти за вашего сына не из-за его денег, а из-за ваших.” Если здесь был расчет на комический эффект, то он груб и неуклюж. Или “Мужчине следует быть богатым, так же, как девушке необходимо быть прелестной”, “Если понадобиться, я могу быть и сообразительной, но многие мужчины этого не любят.”
Конечно, Мэрилин была привлекательной, стильной женщиной. Но она никогда не была корыстной, расчетливой, а тем более глупой. Я просто поражаюсь ее терпению, что она сумела отнестись к этому как к очередной роли, работе. Хотя однажды настал момент, когда все эти предложения дурацких ролей и пренебрежительное к ней отношение ей уже порядком надоели, и она разорвала контракт с Фоксом. И вернулась на студию, только когда они естественно предложили ей новые условия контракта, в соответствии с ее пожеланиями.
После брака Мэрилин с бейсболистом Джо Ди Маджо Занук казалось совсем потерял над собой контроль. “Когда Мэрилин и Джо были в свадебном путешествии на Дальнем Востоке, на Фоксе было объявлено, что Мэрилин утверждена на главную роль в фильме “Хеллер в розовых колготках.” ( В ту пору были вообще в ходу подобные темы и названия. Например: “Мать носит платья в обтяжку ”, “Три девочки в голубом”, “Пушистый розовый ночной халат.”)
“ Еще год назад Мэрилин бы принялась послушно заучивать собственные реплики. Но теперь она была миссис Джо Ди Маджо, жена недавнего кумира американских болельщиков, также на горизонте появился фотограф Милтон Грин с идеей о независимой компании. И Мэрилин потребовала сценарий.”
Вот что она сама говорила об этом: “Когда я попросила сценарий фильма, в котором, как было объявлено, мне предстояло играть главную роль, мне сообщили, что, как считает мистер Занук, нет никакой необходимости знакомиться со сценарием. Придет время, и мне дадут текст роли для заучивания. Фильм назывался “Девушка в розовых колготках.” Это был ремейк старого сюжета с Бетти Грэйбл. Название действовало на нервы. Я изо всех сил стремилась стать актрисой, а студия только и думала, как бы нажиться, показав меня в розовых колготках да еще в топорном фильме, - я чувствовала это и мне это не подходило. Я известила студию, что не могу согласиться играть, пока не прочту сценарий и, главное, не одобрю его. А потом я отправилась в Сан-Франциско, где жил Джо.
Первый шаг студии: я временно отстранена от съемок и мне прекращены выплаты. Не обращаю внимания. Второй шаг: я восстановлена на работе и мне снова выплачивают зарплату. Это тоже оставляю без внимания. Затем получаю экземпляр сценария, читаю его. Он гораздо хуже, чем я предполагала. Сюжет вял до невероятия. Он глуп даже для фильма о девяностых годах прошлого века…Тоскливое ходячее клише, одетое в розовые колготки, - такие дешевки мне еще не приходилось читать. Зачем быть звездой, если это требует исполнения таких ролей, которых потом будешь стыдиться? Я подумала о Джо и о его друзьях, которые увидят меня на экране в роли до безумия добродетельной учительницы, которая решает стать танцовщицей в пивнушке, и покраснела – у меня, наверное, даже ноги покраснели.”
Чуть позже Мэрилин снялась в мюзикле “Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес.” Это была стихия Мэрилин. У нее великолепно получались роли неординарных певиц в каких-либо кафе, ресторанах, где закручивалась любовь. Песни, исполненные ею, также пользовались большой популярность. Мэрилин исполнила четыре хита Ирвинга Берлина 20-ых гг. Сам композитор был в восторге, услышав и увидев свои творения в исполнении Мэрилин. Только так это и надо исполнять”, - сказал он о песне “Получив то, что вы хотели.” Если бы ее так исполнили  в 1920г., когда я ее написал, она могла бы стать настоящим хитом.”

Мэрилин Монро и легендарный американский бейсболист Джо Ди Маджо.
Но вернемся к браку Мэрилин с Джо Ди Маджо. Как Мэрилин познакомилась с этим известным американским бейсболистом? У Джо был приятель, бизнесмен Дэйвид Марч, который был знаком с Мэрилин. Цитирую отрывок из книги: “Дэйвид Марч взял на себя хлопотные обязанности свахи и, выполняя поручение Ди Маджо, принялся названивать Мэрилин. По-видимому, общение со спортивной звездой переполняло Марча восторгом, потому что обхаживал он Мэрилин будто для себя – весьма настойчиво (хотя и бесплатно):
- Есть один отличный парень.
- А что, такие еще остались?
- Встреться с ним, и ты убедишься.
- И как его зовут?
- Ди Маджо. Джо Ди Маджо.
- А кто он?
- Господи, Мэрилин, ты хочешь сказать, что никогда о нем не слышала?
- Он не то бейсболист, не то футболист, что-то вроде этого.
- Он самый великий бейсболист со времен Бэйба Рута.
-      А кто такой Бэйб Рут?
-      Самый великий бейсболист, до того как появился Ди Маджо.
-      О!... Ну не знаю…
-      Так в чем же дело? Ты же не захочешь его упустить.
    В итоге Мэрилин таки вышла замуж за Ди Маджо, через два года настойчивых ухаживаний… Их брак продлился только около года, к большому сожалению.
    Как хорошо сказано в книге о Мэрилин: “некоторые коллекционируют свои связи с кинозвездами, для них это средство самоутверждения.” Конечно, Ди Маджо привлекала красота Мэрилин, но он был далек от голливудского мира и его правил. К тому же сам был звездой, а точнее живой легендой спортивного мира.
    Джо Ди Маджо даже упомянул писатель Эрнест Хэмингуэй в своей повести “Старик и море”, которая вышла в печать в 1952г. Я читала эту повесть. Она довольно философская. О бедном рыбаке, который не хотел упускать крупный улов в море, в результате чего чуть не поплатился жизнью – настолько далеко заплыл на своей лодке. Его выносливость и стойкость помогла ему все-таки вернуться обратно, доплыть до берега. Но от его крупной добычи, пока он плыл, в итоге практически ничего не осталось….
   Не удивительно, что Хэмингуэй упомянул в диалоге мальчика и старика - Ди Маджо. Писатель работал в жанре реализма, нередко отражал какие-то бытовые, житейские события из жизни американцев и не только. Нередко реализм очень хорошо подчеркивает отвратительность материализма. Дает повод поразмыслить. Так что реализм и материализм это далеко не одно и то же.
     “ Джо Ди Маждо в повести Хэмингуэя был упомянут следующим образом:
- Расскажи мне про бейсбол, - попросил его мальчик.
- В Американской Лиге выигрывают “Янки”, как я и говорил, - с довольным видом начал Старик.
- Да, но сегодня их побили.
- Это ничего. Зато великий Ди Маджо опять в форме.
- Он не один в команде.
- Верно. Но все дело в нем… Вот взять бы с собой в море великого Ди Маджо, - сказал Старик. – Говорят, отец у него был рыбаком. Кто его знает, может и сам он когда-то был беден, как мы, и не погнушался бы.”
     Родители Ди Маджо на самом деле были итальянскими иммигрантами, которые после его рождения перебрались из Сицилии в США. Ди Маджо был восьмым ребенком в их многодетной семье.
    Проблема была в том, что Ди Маджо думал, что Мэрилин Монро только на экране Мэрилин, такая у нее работа. А в жизни она сможет стать для него просто хорошей женой и домохозяйкой. Хорошей женой вполне возможно. Хотя даже касательно дома, он у Мэрилин появился только незадолго до ее смерти, что меня поражает, конечно. Ладно, она в силу жизненных обстоятельств воспитывалась Голливудом (кто улицей, кто далеким от традиционных семейных понятий, Голливудом.) Но почему о собственном гнездышке не задумывались ее мужья, для меня загадка.
   Да, Мэрилин, безусловно, была влюбчивой и порой даже чересчур. Но я думаю это связано не с ее непостоянностью, а с тем, что она не получала от своих возлюбленных того, чего ей не доставало: душевного тепла и понимания, доверия, заботы и поддержки. Поэтому через определенное время наплевательское к ней отношение начинало вгонять ее в депрессию, и она пыталась искать то, что ей было нужно в ком-то еще и, к сожалению, напрасно. Да, она была доверчива, плохо разбиралась в людях. Но можно ли ее в этом обвинять? Вокруг нее не было практически ни одного бескорыстного человека. Тем более родственников. А ее мужья даже не смогли уберечь ее душевное равновесие, и только подливали масла в огонь. Они были слишком заняты собой или своими творческими амбициями, банально не понимали ее и не хотели.
   Конечно, Ди Маждо любил Мэрилин по-своему, но он ее не понимал. Они были слишком разные. А понятное дело для брака второе тоже имеет немаловажное значение. Здесь я солидарна с автором книги о Мэрилин: “ Важнее другое – отсутствие духовной основы. Иные удивятся: у Мэрилин? Для разговора с которой даже дети додумывались спрашивать разрешение у священника? У Ди Маджо? Отставного бейсболиста, все свое время тратившего на телевизор и на приятелей в ресторане? Что ж, духовная основа нужна всем, в том числе и актрисам, и бейсболистам. Тем более что и Джо и Мэрилин вовсе не были одинаковыми людьми, по крайней мере, людьми, чувствующими одинаково и сходно. Мэрилин признавалась, что конечно у них с Ди Маждо были волшебные моменты. Но вот они начинали разговаривать, и этого у них совершенно не получалось, не было общих тем. Она покупала ему книги, он их не читал. Она старалась познакомить его с поэзией. Он сказал, что поэзию не понимает. Конечно, и Мэрилин не была исключительно возвышенной натурой, но довольствуйся, она, как и он, обычной жизнью, их брак бы не распался.” Одним словом хоть они и оба были звездами, но по складу характера и идеалам были слишком разными людьми.

    Мэрилин Монро и роль драматурга Артура Миллера в ее жизни.
    В 1954г., после съемок в очередном фильме Мэрилин решается на кардинальные перемены. Она хотела развиваться, но Фокс не хотел давать ей никаких других ролей, кроме избитых и повторяющихся, популярных клише. Она временно прекратила сотрудничество с кинокомпанией, хотя это и требовало от нее большого мужества. И уехала на время в Нью-Йорк. Там она и познакомилась с Артуром Миллером, который позже станет ее мужем.
   “Артур Миллер был типичным выходцем из типичной американской семьи (он сын портного, разорившегося в годы Депрессии.) За два года достиг известности. Правда известность эта была, скорее, “салонного” типа, ограниченная театральной интеллигенцией и также политизированным леворадикальным обществом. Спустя шесть лет эти связи, участие в международных молодежных фестивалях, стоили Миллеру неприятных объяснений с пресловутой Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Далее, именно связь с Мэрилин сделала его звездой национального маштаба, выведя из леворадикального “салона” на всеамериканские просторы, да и помогла смягчить нелегкие схватки все с той же Комиссией. Именно Мэрилин способствовала тому, чтобы сбить накал политических претензий к Миллеру, представив его людям, читающим газеты и уткнувшимся в телеэкран не как левого коммуниста, недружественного свидетеля, но как человека, покорившего невесту Америки, Богиню любви. Помогла она Миллеру и деньгами, оплачивая просто-таки устрашающие штрафы, наложенные Комиссией.”
   Если бы Миллер не познакомился тогда с Мэрилин Монро, вопрос о его дальнейшей судьбе был достаточно… не определен и шаток. Вначале, судя по рассказам в книге, Артур Миллер произвел на меня положительное впечатление. Но, к сожалению, он оказался очень самовлюбленным человеком. А для Мэрилин он, по сути, был не более понимающим и подходящим человеком, чем Джо Ди Маджо.
   Миллера просто привлекала такая известная и красивая женщина, как Мэрилин Монро, но в итоге он палец о палец не ударил, чтобы сделать ее по-настоящему счастливой. Его всецело интересовала только его неординарная персона. Хотелось бы привести хорошую цитату из книги по этому поводу: “ Золотов (еще один автор книги о Мэрилин) писал, что как-то раз, он спросил у Мэрилин, как бы она определила любовь. Она ответила, что любовь – это доверие; если ты кого-то любишь, то полностью ему доверяешь… И Мэрилин доверяла Миллеру. Она уважала в нем силу, спокойное отношение к деньгам, простоту жизненного поведения, выработанную в себе привычку трудиться. ” Далее комментарии самого И. Беленького: “ Я так и вижу Мэрилин, доверчиво смотрящую и слушающую выдающегося драматурга Америки – со своими пьесами, статьями, выступлениями перед Комиссией по расследованию он казался ей мессией истины и благородства, который не только сам владеет секретом справедливости и уверенности в правильно выбранном пути, но и в состоянии научить, открыть этот секрет всякому, кто, как и она, готов этого мессию слушать… Чем сильнее надежды, тем острее разочарование. Это естественно. Хорошо знавший Мэрилин журналист Руперт Ален отмечает: “ Светом в окне для нее Миллер был лишь до тех пор, пока она не вышла за него замуж… Через год после свадьбы она сказала, что ее использовали и брак разваливается… Но в то время ей льстило, что серьезный драматург, Пулитцеровский лауреат обратил на нее внимание, захотел на ней жениться. Предложение его она приняла, но была потрясена этим до глубины души. “
     “ Серьезный удар по надеждам Мэрилин обрести в новом браке внутренний мир и счастье был нанесен в Лондоне во время съемок фильма “Принц и хористка.” Миллер, сопровождающий Мэрилин в этой поездке, случайно оставил на столе в доме, где они жили, свою записную книжку, где вел нечто вроде дневника. Как в дурной пьесе, эта книжка попалась под руку Мэрилин, которой пришлось спустя несколько недель после свадьбы прочесть о себе следующее: “ Я полагал что ты - ангел, но Мэри (первая жена) – святая по сравнению с тобой. Оливье прав! Ты просто занудная… Любовь?! Все, что тебе требовалось, - это чтобы тебе угождали. Тебе мил лишь тот, кто день и ночь крутится вокруг тебя, рассыпается в любезностях, только чтобы ты лучше себя чувствовала и проснулась бы, наконец, от ступора после таблеток. Ну так я для того не гожусь. Не гожусь! Я тебе не слуга. И выю свою больше сгибать не намерен. Никогда! Ты превращаешь любовь в каторгу.” Подлинность процитированной записи подтверждается тем, что в пьесе Миллера “После грехопадения” (название уже говорит о многом – прим. автора) где он воспроизводит финал – Мэгги в отчаянии и ярости напоминает Квентину-Миллеру его же слова. “
    Много информации об этой записи Миллера есть в разных источниках, хотя приведенный  текст и отличается. Но смысл примерно общий.
   Спрашивается, зачем тогда было связывать свою судьбу с Мэрилин? Все мы люди, у каждого могут быть счастливые периоды и не очень. На то ты и близкий человек, чтобы поддерживать свою половинку в любой ситуации. Наверное, Миллер привык только получать, но не отдавать. Возможно, он этого и не умел.
    Цитирую книгу далее: “ Мэрилин “cела” на таблетки. Печальная новость, хотя в Голливуде тех лет (да только ли тех?) – обыденное явление. (По словам Э. Саммерса, в те годы руководство студий обязывало врачей прописывать снотворные, транквилизаторы, дабы стимулировать их работу. Доктор Ли Сигел (лечивший и Джуди Гарланд, как известно погубившую себя алкоголем и наркотиками) говорит: “ В те дни пилюли расценивались, как очередное средство заставить звезд работать. Врачи оказались в ловушке. Если кто-то из них не пропишет, всегда найдется другой, кто сделает это. Когда в начале пятидесятых я впервые взялся за Мэрилин, пилюлями пользовались все.” “ Но раз так, то не знать об этом Миллер не мог и, женившись на Мэрилин, брал, таким образом, на себя ответственность за ее здоровье. Или он рассчитывал, что в состоянии остаться в стороне? Из пьесы Миллера. Квентин: Ты хочешь, чтобы именно я был в ответе за все? Я беру таблетки, потом мы ругаемся, потом я тебе их отдаю, и ты принимаешь смерть из моих рук. Ты добиваешься, чтобы меня считали твоим убийцей… Но я ухожу, больше я не палач, а ты не жертва. Все в твоих собственных руках.” Другими словами, помощь утопающих, дело рук самих утопающих. Оригинальная концепция любви и заботы.”
    Безусловно, я считаю, что бывает такая зависимость, в том числе и алкогольная, что помочь человеку действительно сложно, если он сам этого не захочет. Но в данном случае ситуация совершенно иная. Не думаю, что Мэрилин прямо подсела на таблетки. Думаю, что не особо бы она тогда адекватно себя вела. А касательно пьесы Миллера, прототипа… когда человек не палач, ему незачем оправдываться. Миллер сам, по всей видимости, нередко был причиной того, что Мэрилин плохо себя чувствовала и за неимением ничего другого и нормального человека рядом, к снотворным и прибегала.
   Наверное, женившись на Мэрилин, Миллер ожидал, что попадет в сказку, рай и для этого ничего особо делать не нужно. И он бы был, если бы он тоже для этого прилагал какие-то усилия. Счастье там, где счастливы двое. А живя лишь для себя, рая не создашь. Да и для того, кто любит, быть рядом с объектом своей любви, уже рай сам по себе. А Миллеру в этом плане очень повезло быть рядом с Мэрилин.
   За четыре года брака с Мэрилин он не посвятил ей ни одного произведения. Он сделал о ней пару записей, но их скорее можно было бы назвать антипосвящением. Они разошлись после их первого совместного фильма с ее участием, по его сценарию. Он не написал в нем хорошую роль для Мэрилин, потому что не любил ее на самом деле. Кроме того личная драма, связанная с желанием Мэрилин стать матерью… Но вот что сама Мэрилин говорила о их фильме с Миллером: “Этот фильм должен был стать нашим…, но все что, что Миллеру требовалось, так это с моей помощью заработать себе престиж. Этого я ему никогда не прощу. Никогда… Артур изменил сценарий. Она (Розлин) вовсе не похожа на меня. Его интересовали мужские роли… А она почти эпизодическая роль в сюжете…”
    Кроме того Мэрилин сильно потрясло то, что один из актеров, игравших с ней в фильме, Кларк Гейбл умер за несколько дней до окончания работы над фильмом. К тому же к Кларку Гейблу Мэрилин относилась по-особому, можно сказать, как к отцу. Она, к сожалению, никогда не встречалась со своим отцом, не видела его. Но помнила один момент, как мать показала однажды ей фотографию коммивояжера “RKO Pictures” Чарльза Стэнли Гиффорда , и сказала, что ее отец на самом деле – он. И что он очень был похож на актера Кларка Гейбла. И когда она немного подросла, то любила фантазировать, что Гейбл, ее отец. Поэтому случившееся, конечно, потрясло Мэрилин вдвойне…
       Затем случился развод с Артуром Миллером, очередное сильное разочарование в жизни   
 Мэрилин  и это подкосило ее окончательно. Угасло в ней ее жизнелюбие, вера в светлое будущее. В последнем недоснятом  и неизданном фильме “Так больше нельзя”, фотосессиях она выглядит очень несчастной и потерянной, несмотря на  ее красоту.
   Может Миллер и был великим интеллектуалом, однако это не всегда граничит с какими-то моральными нормами. Иначе бы он не использовал Мэрилин как красивую игрушку, а попытался бы сделать ее счастливой и своей музой. Ведь он был инициатором их романа. Он мог остаться в прежней семье, но ведь там, в отличие от Мэрилин он не мог удовлетворить свои творческие амбиции. Но за четыре года брака с Мэрилин он не написал ни одной пьесы. Такая вот это была любовь, такая была Мэрилин муза для него. Учитывая то, что он не был занят покупкой дома для них с Мэрилин или помощью ей в ее кинокарьере, это довольно странно для драматурга. Я, конечно, хорошо понимаю, что творческое вдохновение прагматизму не поддается. Но факт то, что он никогда и ничего такого хорошего ни во время их отношений с Мэрилин, ни после них, не написал. Возможно, конечно, что его вообще не особо вдохновляла любовь.
    Приведу отрывок из биографии Мэрилин, написанной Норманом Мэйлером: “Конечно, никогда уже Мэрилин не будет так сильно зависеть от снотворного, как в годы, прожитые с Миллером, и понять, почему они физически отдалились друг от друга можно из слов Миллера о том, что однажды он обнаружил, что небо Мэрилин усыпано ранками. Он обследовал ее аптечку и сделал еще одно тягостное открытие: оказалось, она пользовалась дюжиной самых разных транквилизаторов. Содержимое этой тщательно припрятанной аптечки он показал фармацевту, и тот сообщил, что сочетание некоторых из хранившихся лекарств, в буквальном смысле давало яд. Ей еще сильно повезло, ибо дело ограничилось только ранками во рту. Бедняжка – она травила себя лекарствами! Разумеется, ее аптечка была приведена в порядок, и Миллеру удалось сосредоточить ее на нескольких сочетаемых барбитуратах, но… Но что же это за несчастный брак, если ОН “вдруг” обнаруживает у НЕЕ во рту нарывы! Или они не целовались неделями? Месяцами?” “Этот, казалось бы, мелкий и чисто семейный инцидент для Мэрилин характерен – в нем вся ее бесприютная, бессемейная жизнь, когда до Нормы Джин никому и никогда не было дела. Такой – бесприютной и беспризорной – она останется до конца.”
   Если Миллер считал себя и Мэрилин такими уж разными, ставил себя выше ее, зачем же жил тогда с ней четыре года? Ведь уже через две недели после свадьбы он вдруг понял, что просто в раю пожить не получиться, и Мэрилин вполне себе земная женщина с какими-то проблемами, как и у всех. Почему-то Артур Миллер вызывает у меня стойкую ассоциацию с персонажем из романа Эмили Бронте “Грозовой перевал” – Хитклиффом.
    На съемках фильма “Неприкаянные” с Мэрилин, Миллер познакомится со студийным фотографом Индж Морат, на которой чуть позднее жениться. Интересно, стала ли она, наконец, тем ангелом, которого искал Миллер, в отличие от его первой жены и второй, знаменитой Мэрилин. Впрочем, это уже совсем другая история.
   А тем временем 31 декабря 1955г. Мэрилин подписала новый, 85-страничный контракт с Фоксом. “ По сегодняшним меркам цифры, обозначенные в контракте, звучат, наверное, скромно. Но в 1956г. и сто тысяч, надо думать, были немалой суммой. Именно столько Мэрилин должны были выплачивать за участие в каждом из четырех фильмов, съемки в которых предусматривались новым контрактом в течении семи лет (срок его действия). Плюс 500 долларов в неделю на расходы, непосредственно с фильмопроизводством не связанные (шоферы, врачи и пр.) Что не менее важно, по контракту Мэрилин получала право и на утверждение не только сценариев, но и кандидатур режиссеров, операторов и гримеров.” На Фоксе также сменилось руководство.
   Кроме того, Мэрилин при помощи своего хорошего друга фотографа Милтона Грина, и созданной ими независимой компании “Мэрилин Монро продакшнз” (хотя просуществовавшей, к сожалению, не долго), сняла один независимый от Фокса фильм. Это был фильм “Принц и хористка” по пьесе английского драматурга Теренеса Рэттигана “Спящий принц”. Его должен был ставить  Лоренс Оливье – крупнейший и известнейший британский актер классического репертуара, режиссер и продюсер. Фильм по сюжету, на мой взгляд,  достаточно интересный:
   “ Однажды принц-регент Чарлз, по-видимому, большой любитель легких зрелищ и легкомысленных женщин, осчастливил своим визитом кабаре “Коконатс”. Он пришел за кулисы, и для встречи с высоким гостем собрался весь исполнительский состав ревю. Последней в длинном ряду актеров и актрис оказалась белокурая хористка Элси Мэрина (Мэрилин Монро.) Она опоздала и встала в общий ряд, когда знакомство принца с актерами уже началось, и ею оно и закончилось. Принц был так потрясен, что пригласил Элси на обед в посольство Карпатии. Однако какой бы желанной гостьей она не была в посольстве, ей всячески дается понять, кто она такая и куда ей выпало счастье попасть. Впрочем, ее это с толку не сбивает, и Элси легко ускользает от ухаживаний высокородного любителя женщин. Тогда Чарлз пользуется испытанным средством – старается ее напоить. Это ему удается, но эффект неожидан – Элси крепко засыпает, и ее приходится перенести в спальню. Принц раздражен тем, что теперь все происходит на глазах у сотрудников посольства и слуг, и на утро стремится избавиться от своей гостьи. Но, проснувшись, Элси понимает, что влюбилась в него.  В посольство прибывает бабка короля, королева Даугер; ей нравится Элси, и она приглашает девушку на коронацию, предварительно надев на нее всевозможные колье, браслеты и броши. Чарлзу не остается ничего другого, как согласиться. Вернувшись после коронации в посольство, Элси становится уже необходимой правящему в Карпатии семейству, ибо изо всех сил старается помирить отца и сына. В итоге Чарлз также влюбляется в нее…”
   И. Беленький сравнивает этот сюжет с творениями Бернарда Шоу и Оскара Уайльда. Он действительно немного похож на сказку в несколько современной трактовке. А мне как раз очень нравятся произведения Оскара Уайльда, хотя он писал и не только в подобном жанре.   
   Сам фильм костюмированный, с прекрасными декорациями, но по стилю ближе к театральной постановке. В общем, это первый фильм, где Мэрилин Монро предстала пускай и в привычном образе очаровательной и красивой, производящей невероятное впечатление женщины, но в достаточно хорошем, интересном и не унижающем сюжете. Сюжете о том, что и Золушка может стать принцессой.
    И конечно немаловажную роль в согласии на это предприятие, думаю, сыграло и то, что Мэрилин хотела как-то утвердиться в глазах Миллера, который, по всей видимости, в силу своих высоких моральных убеждений продолжал пренебрежительно к ней относиться. И возможно та его запись в дневнике была вызвана желанием самоутвердиться. Миллеру видимо не нравилось, что женщина и вроде не столь эрудированная как он (хотя это еще не означает ум), выходит на передний план и гораздо популярнее его. Хотя он должен был ей гордиться и всячески помогать, как муж. И как выясняется их личных слов Оливье в его автобиографии, он, конечно, смотрел на Мэрилин без розовых очков, но относился к ней не так плохо и невоспитанно, как то написал Миллер. Конечно, существуют разные жанры кино, но и Мэрилин могла прекрасно вписаться в классический репертуар, главное было правильно подобрать произведение и роль. Например, я прекрасно представляю Мэрилин в экранизации “Трех мушкетеров” или в роли Анжелики по знаменитым романам Анн и Серж Голон, в экранизации каких-нибудь классических сюжетов об индейцах и колонизации в духе произведений Жозе де Аленкара. ( Другое дело, что это более европейская тема, нежели американская.)
   Все расходы, связанные с созданием этого общего творческого предприятия, нового независимого от Фокса фильма, были взяты на себя новоявленной компанией Мэрилин.  Лоренс Оливье же был популярен в основном только в Европе, и Мэрилин давала ему возможность заявить о себе и в США. А Миллер получал возможность познакомиться с интересными коллегами. И за все это Мэрилин заслужила такую вот запись в Дневнике.
   
   ************

   Что же привело эту уникальную актрису и человека к гибели? Смотря фильмы с ней, поражаешься ее красоте, элегантности, чувственности, и самое главное искренности. Вот эту то искренность и доброту души, люди вроде главы кинокомпании Фокс Занука и многие другие коллеги Мэрилин, почему-то оценить не могли. Занук просто никогда не встречал таких женщин и судил о Мэрилин по своим меркам, со своей колокольни. Ведь самое главное для Мэрилин в жизни было стать счастливой, найти по-настоящему понимающего и любящего ее человека. Не только Мэрилин Монро, но и Норму Джин. Не только обычную девушку со своими проблемами, но и ее желание самореализовываться.
    Меня удивил момент в биографии Мэрилин, что она обращалась к врачу Ральфу Гринсону, он занимался ее лечением, и при этом она почему-то покончила жизнь самоубийством. Первая моя мысль была, что это за врач то такой.
   Посмотрев несколько документальных фильмов об актрисе (хотя стиль их постановки оставляет желать лучшего…) выяснилось, что врач Мэрилин был психоаналитиком. В то время в Голливуде психоанализ был в моде. (Основоположником его был Зигмунд Фрейд, известные ученики и дальнейшие разработчики этой теории Карл Юнг и Эрих Фромм.) Психоанализ - это всего лишь одна из ветвей так сказать философского учения в психологии. Далеко не каждый согласиться с его идеями. Хотя он интересен с точки зрения анализа сновидений, но это звучит уж точно не особо приемлемо к официальной медицине. Хотя сновидения – это довольно интересная тема.
   Этот врач ничем не мог помочь Мэрилин и думаю, понимал это, но не хотел терять клиента. Он фактически был психологом, и польза психоанализа совершенно научно не доказана. Чем конкретно может помочь человеку, который не спит и плохо ест, психоанализ и самокопание? Причем когда человек находится в таком состоянии не как-то периодически, а неделями, а то и месяцами, как Мэрилин. От того что она поймет что она разочарована, особенно после того как ее предал муж, ей от этого что ли легче станет?
   Вся проблема в том, что, не смотря на замужество за интеллектуалом Артуром Миллером, несмотря на славу и всеобщее обожание, Мэрилин на самом деле была очень одинока, и некому было ей подсказать что-то и помочь. А сама она видимо была уже не в состоянии что-то решать.
   Конечно, ей не понравилась клиника и как она сама писала “врачи идиоты.” В клинику Мэрилин направил врач, предшествующая психоаналитику, после того как она чуть была не выбросилась из окна. Но вовремя остановилась, так как увидела проходящую внизу знакомую женщину. Просто Мэрилин хотела остановиться.
   Но у Мэрилин было достаточно денег, чтобы нанять на работу человека или людей, которые бы помогли ей гораздо больше, чем та клиника и психоаналитик. Если бы в тот момент хоть кто-то бы подумал о ней, а не о том, как набить себе карман, она бы не погибла. И порадовала бы своих поклонников еще большим количеством ролей и не сомневаюсь, когда-нибудь встретила бы того человека, который бы ее ценил. Неужели люди не замечали в каком она состоянии была несмотря на беседы с психоаналитиком… Позвонила ночью фотографу, чтобы он ее сфотографировал при свете фар. Дело не в фото, а в желании сделать это внезапно и ночью, видимо не весело ей было тогда совсем. Сорвалась со съемок фильма, сюжет которого ее пугал, чтобы спеть на Дне Рождения президента Кеннеди.
     После развода с Миллером, Мэрилин должна была сняться в телепостановке по рассказу Сомерсета Моэма “Дождь”. Это был проект Ли Страсберга. Но из-за неразберихи в жизни Мэрилин на тот момент контракт не был подписан. Зато сюжет следующего фильма “Так больше нельзя” кинокомпании Фокс, где Мэрилин должна была играть по контракту, приснится, наверное, только в страшном сне: “Некая Эллен, женщина, которую считали умершей (ее то и играет Мэрилин), возвращается домой спустя семь лет и именно в тот день, когда ее муж женился на другой женщине. Эллен не узнают дети, и муж старается спрятать ее, чтобы она не попалась на глаза новой жене.”
   “ В итоге Мэрилин стала снова опаздывать на съемки, пропускать их. Затем у нее поднялась температура, и она уже пропускала съемки день за днем. Но все-таки полетела для выступления на Дне Рождения Кеннеди. ( Наверное, хотела, чтобы это Миллер увидел – прим. автора.) Затем на свое День Рождение она поехала на благотворительный концерт на лос-анджелеский стадион и после него слегла. На Фоксе, наконец, почувствовали, что Мэрилин не хочет сниматься в новом фильме. И тогда глава производства кинокомпании уволил ее из штата. И заявил на пресс-конференции, что не может тратить миллионы на звезду, которой компания не доверяет.”
   Что я считаю, могло хоть немного помочь Мэрилин, хотя я не врач и не специалист в этой области. Я думаю, что, во-первых, отпуск. Во-вторых, временная смена места жительства: поехать в гости…, родственников нет, тогда к каким-то хорошим знакомым. Может быть просто какое-то путешествие, новые впечатления. В третьих, затем какая-то смена амплуа, какая-то дополнительная новая творческая работа. Например, дизайнер-модельер в сотрудничестве с каким-либо модным домом, открытие салона красоты, естественно с каким-то наемным директором-специалистом. В конце концов, открыть приют для бездомных животных.
   По поводу того, что же на самом деле произошло с Мэрилин…  У многих вызывала недоумение официальная версия, что она покончила жизнь самоубийством. Что якобы она выпила целый флакон таблеток. При этом в комнате Мэрилин не было ни какого намека на ее тяжелое состояние, того что она не ждала следующего дня. Даже пустой флакон из под лекарств был аккуратно завинчен.
   Но думаю, чтобы не проснуться, выпить 50 таблеток вовсе необязательно, как заявлялось в официальной и скорополительной версии. Та же трагедия могла произойти, если до этого Мэрилин укололи какое-то успокоительное (есть версии этого случая), а она потом еще и приняла обычную дозу этого снотворного или чуть больше обычной. Этот бесконтрольный прием лекарств, и врачи не по специальности стали причиной гибели, как хорошо известно, Майкла Джексона, Элвиса Пресли, Курта Кобейна, Хита Леджера, Уитни Хьюстон…      
    Естественно в итоге в гибели Мэрилин Монро был виноват все равно ее врач. Он сам признался, что выписал ей то лекарство, флакон из под которого был пуст. Даже если бы это был вдруг суицид, кто же выписывает пациенту, который чуть недавно не выпрыгнул из окна, снотворные. Но это ее попытка не подтверждает того, что она сама отравилась этими таблетками. Потому что есть реальный суицид, а есть, что называется, чтобы попугать. ( Есть еще “Эффект Вертера”, но это уже другая и тоже довольно мрачная тема.) Но Мэрилин не пугала, конечно, просто она пыталась сказать, что нуждается в помощи. Ведь, несмотря на то, что у нее были такие мысли, она ведь этого не сделала.
    Хочется отметить только, что самым порядочным человек из всех, кто когда-либо окружал Мэрилин, оказался все-таки Джо Ди Маджо. Когда Мэрилин обратилась за помощью, чтобы ей помогли побыстрее выписаться из реабилитационной клиники, Джо оказался единственным, кто откликнулся на ее просьбу, несмотря на то, что они уже шесть лет не общались.
    Когда Мэрилин умерла, Джо взял на себя все обязанности, чтобы достойно проводить свою бывшую жену в последний путь. Причем не был допущен никто из мира кино, а также и ее последний психотерапевт. Как хорошо написал И. Беленький он был “единственным мужчиной, кто искренне любил Мэрилин и остался ей верен до конца жизни, ни только ее, но и своей.”
   Но, несмотря на этот грустный конец без happy end, трагическое завершение ее жизни я бы все-таки не хотела уподобляться тем документальным фильмам, которые всю биографию Мэрилин рассказывают под траурную музыку. Думаю, ей самой бы это не понравилось. Не для того Норма Джин стала Мэрилин Монро, Богиней Любви, символом красоты и чувственности. Ведь как бы не была трагична ее судьба, ее имя осталось в истории, ее образ был на самом деле настолько индивидуален, что его помнят до сих пор. И не только помнят, но и нередко воспроизводят другие звезды. Ее фото по-прежнему печатают в календарях (лично видела недавно), и вспоминают о ней, как о исключительной личности в истории кинематографа.
   Хотелось бы, чтобы люди больше любили и заботились о своих близких, относились к другим так, как бы хотели, чтобы относились к ним. И никогда не теряли надежды и веры в светлое будущее. Звезда Мэрилин еще могла бы долго греть своим светом окружающих и поклонников, но она улетела на небеса слишком рано. Тем не менее, звезда Мэрилин, которая уже не погаснет, продолжает согревать нас своей красотой, искренностью, добротой и тем, что “звезды иногда падают и на землю”, чтобы своим примером научить нас тому или дать нам то, чего порой не хватает в нашем мире.
Официальный сайт, посвященный Мэрилин Монро http://marilynmonroe.com/
© Copyright: Мария Сергина, 2013
http://sergina.wordpress.com
http://proza.ru/avtor/mariasergina
E-mail:allan9@bk.ru