Конкордизм

Рита Аксельруд
               

  Теперь и не вспомнить, когда меня впервые посетила мысль о бессмысленности войны.
  Наверное, это произошло, когда я в девятом классе прочла «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. Помню, после этого я сказала папе:
- Наверное, все читали Толстого. Почему же люди всё равно без конца воюют?
Мой папа не понаслышке знал, что такое война. Он с первых дней Великой Отечественной был на Ленинградском фронте, пережил блокаду, работал врачом в госпиталях, видел рядом смерть и страдания, сам еле остался жив.
 О войне он говорить не любил. Поэтому на мой вопрос он многозначительно промолчал.

   С Великой Отечественной войной всё было понятно: враги напали на нашу  Родину, и сражаться с ними – это был долг каждого честного человека.
  Но до этого была кровопролитная гражданская война. О ней я в основном знала из учебника истории. И вот моему сыну-школьнику подарили книгу Алексея Толстого «Хождение по мукам». Я читала её и вновь поражалась тому, как война губила и калечила тысячи людей. За таким ярким словом «революция» стояла война во всех её ужасных проявлениях. Красные, белые и зелёные, махновцы, петлюровцы, анархисты и другие бандиты, самое страшное  - брат шёл на брата, друзья становились врагами.
 
   С шестого класса, с истории средних веков, история всегда была для меня самым нелюбимым предметом в школе. Ведь она состояла только из войн, восстаний и революций. История древнего мира больше походила на сказку.
Поэтому она не казалась такой кровавой и жестокой. Но вражда между людьми началась гораздо раньше, когда первый человек сказал брату: «Это моё!». Зависть и жадность – эти отвратительные человеческие качества заставляют людей воевать, захватывать чужие земли, чужое богатство и приводят к насилию, к войнам, погромам, террору и грабежам.       
 
    Мне вспоминается недавняя война в Ираке.
 Когда президент США объявил, что готовится эта война, я написала своей подруге в Калифорнию: «Как вы, мирные люди, соглашаетесь на войну?!» На это подруга мне ответила, что у них замечательный президент и что он знает, что делает. Прошло десять лет, и все убедились, что война в Ираке имела смысл, наверное, только для тех, кто нажился на продаже оружия.
 
    И совсем недавно мир стоял на грани третьей мировой войны, когда такой справедливый и умный президент США  Барак Обама  готов был 60 дней бомбить несчастную Сирию. Едва-едва удалось удержать  чесавшиеся руки от нового бессмысленного кровопролития.

   Когда же человечество поумнеет и поймёт, как жить без войн и насилия?
Сейчас многие обратились к религии, но всем известные десять заповедей никого не удерживают от их нарушения.
 
 Обычные, простые люди, конечно же, хотят мира и спокойствия. Войны развязывают амбициозные политики, умеющие играть на чувствах людей, разжигающие у толпы алчность, обещающие всем богатство и подстрекающие к террору, резне, насилию во имя сомнительных идей.   
 
   И вот  мне попалась книга Владимира Винниченко «Лепрозорий», написанная ещё до второй мировой войны.
Можно много спорить о личности её автора, но из книги я поняла главное – человечество нуждается в лечении и не сознаёт этого, как не признаётся алкоголик в том, что болен.
  Винниченко предлагает метод лечения – конкордизм.
Конкордизм (от лат. –соглашение) – философское течение созданное Владимиром Винниченко . Основные правила конкордизма:
Во всех сферах жизни освобождайся от гипноза религии и будь просто частицей природы. Живи в согласии с другими, не вредными тебе, живыми существами на земле и, насколько возможно, будь всегда в движении, на воздухе, в ближайшем контакте с солнцем, водой, растениями.

Каждому человеку надо начать с себя, познать себя, научиться жить в согласии со своей совестью.
 
   Построить идеальное общество  без войн, грабежей и насилия, наверное, невозможно (пробовали и не получилось).
Воспитание личности начинается в семье и школе. Если мы сумеем внушить ребёнку главные гуманные понятия, не ожесточая его сердце,  то, может быть, вырастет поколение людей, которые будут действительно счастливы! 
  Горькое послесловие:
 Это эссе было написано летом 2013 года, когда ещё и в мыслях у нас не было о возможности войны в Украине. А потом наступил март 2014 года и зловещее 24 февраля 2022 года, когда ракеты и самолёты с бомбами полетели из России в Украину, оставляя под собой руины и выжженную землю, тысячи убитых мирных людей. И о каком конкордизме может идти  речь сейчас, после чёрной субботы 7 октября 2023 года в Израиле!?