Айда в кино

Владимир Федоров 4
    
… Все выгорело начисто.
Милиции полно.
Все кончено!
Все – начато!
Айда в кино!
            Андрей Вознесенский.

 Сейчас трудно представить такое яркое событие, которое тогда называлось  - сходить в кино.
 Это был праздник, счастье, с удивлением на короткий полуторачасовой  миг, ожидание встреч с новыми светлыми или негодующим чувствами, с песнями,  наконец.
 У каждого зрителя было свое ожидание,  броской фразы,  редкого увиденного действия или чарующей игры твоей любимой актрисы или просто волшебной встречи с другим миром.
 Во времена середины прошлого века, кинотеатр был единственным  массовым местом,  дающим игровое  представление, интересный сюжет или рассказ о чужой жизни.
 Были еще радиоспектакли и конечно театры,  но по силе миллионного воздействия, они не шли, не в какое сравнение с динамичным кинодейством.
   Как же там промывались мозги  юным зрителям,   мы ненавидели идиотского немецкого солдата из целлулоидной пленки, азиатского басмача, кулака и это чувство пронесли через всю жизнь. Мы обожали,Тимура с его командой,  голого Тарзана и во всем пытались быть на него похожими.  В картине «Падение Берлина» с детским восторгом видели только Сталина,  а ведь победителем был простой народ.
    Какие были киногерои, Чапаев, Чкалов   люди без страха и упрека, хотя в их обычной жизни было в сто раз сложнее и запутаннее.
    Когда сегодняшние телевизионные мастера,  штампуют идеологические фокусы, мы уже понимаем, что за этим стоит чей-то интерес, не обязательно совпадающий  с твоим .
   Необыкновенный ажиотаж кино поддерживался его труднодоступностью,  кинотеатров всегда не хватало. Около их крошечных касс, похожих на окошечки бойниц, всегда толкался народ. Когда же появлялся новый фильм, толпа штурмом наседала на кассу, требуя своего счастливого билета. От него многое зависело и желанная встреча с девушкой, и возможность угодить друзьям или рассчитаться,  за чью то услугу.
  Билеты в кино, были валютой, открывающей двери и склады магазинов, окошки железнодорожных касс, места в креслах стоматологов. Директор кинотеатра считался номенклатурным работником. Иметь в приятелях киномеханика было все равно,  что дружить с мясником или продавцом
комиссионного магазина.
     Те первые фильмы, которые посмотрели  в детстве, остались на всю жизнь, нет смысла их перечислять, но уверен, что у каждого следующего поколения, до прихода тотального телевидения, имеются свои незабываемые ленты,  которые человек готов посмотреть всегда. До сих пор вижу, свой первый  фильм «Трансвааль в огне», которого никто кроме меня не вспоминает.
  Какие же фильмы в моем детстве, имели самый большой ажиотаж,  боюсь, кого ни будь обидеть, но  вспоминаю - трофейные фильмы – «Тарзан», «Девушка моей мечты», отечественные - «Подвиг разведчика» «Кубанские казаки» и думаю, что ветераны назовут многие другие.
  Я знал своих ровесников, которые ходили ежедневно на любимую картину, пока она не сходила с экрана. Чего она им стоила -  несъеденных завтраков или обедов, невероятных хитростей, чтобы добыть билеты и потом перепродать, за большую сумму, для возможности последующих походов.   
    Мой восьмилетний брат, влюбился в графиню Стасси из фильма-оперетты «Сильва». Пойдя с родителями, в Летний кинотеатр парка, остался в нем, вовремя перерывов  скрывался  под стульями в зале, вылезая из - под них, три сеанса подряд, ожидая появления графини,  пока его ополоумевшего от любви не вытащили  оттуда родители. Когда я спросил его,
- не боялся ли он наказания, ответ был настоящего поклонника,
-она такая красивая, так хорошо пела песни, что я не думал о ремне.               
              Влюбленные девочки имели наборы фотографий киноактеров, их чмокающая привязанность кочевала по фотоотпечаткам от нового фильма до другого.
  В Останкино, где я проживал, мы знали все кинотеатры в районе трамвайной  доступности. Через них, знакомились  с Москвой, это были наши маршруты покорения города. До сих помню дальние походы, выезжая на трамвае   №39 почти до садового кольца, мы пешком спешили  до кинотеатров  - ФОРУМ, УРАН, ПЕРЕКОП.
 Самым посещаемым для нас был рабоче-крестьянский - ДИСК, на Ярославском шоссе, недалеко от завода Калибр.
  Стоящий среди фабричных корпусов, неприметный, с одним кассовым окошечком в  междверном помещении, он был местом паломничества и назначаемых встреч. Перед  входом в зал ожидания велись  петушиные бои за обладание билетами. Вот здесь подтверждался мужской авторитет, которого ты мог легко лишиться.  Чтобы избежать гладиаторской схватки, билеты следовало доставать заранее,  или выкупать у бойких пацанов, но если  ты сам сумел вырвать из предкассовой  кучи малы пару голубых билетов, получив в придачу и пару синяков, твой авторитет у бойкой подружки возрастал. Ты мог ее обнять и даже поцеловать, тебе многое разрешалось…
 Сбор гостей происходил за час до начала сеанса. Буфет угощал, но на что мы тогда могли рассчитывать, на стакан воды крем-сода или на  целую бутылку, если уж позволялось пирожное,  то это считалось шиком.
 Первоклассными слыли кинотеатры, имеющие концертный зал ожидания, с небольшой программой    выступлений артистов перед началом показа кинофильма.
 В нашем бараке, жила на первом этаже певица, уходящая под вечер, для работы в таком зале ожидания кинотеатра - УДАРНИК. Репертуар ее хорошо был  нам знаком, по обыкновению состоял из песен Советских кинофильмов.
 Открывающим концерт была - Широка страна моя родная, шлягером-Каким ты был, таким остался. Лирическим - Над городом Горьким, где ясные зорьки, гудками кого-то зовет пароход…
 Эти песни,  иногда она распевала, вовремя репетиторства, с учениками.
Для нас  это была  тихая, скромная женщина, грустная тетя Маша, жарившая почти ежедневно душистую печенку,  для своего, родившегося во время войны, болезненного анемичного сына. Она была столь неприметна, в своем старом халате, замкнутая и согнувшаяся над керосинкой в общем коридоре, что когда я ее увидал  в кинотеатре, на сцене, в зеленом до пола, шелковом платье, красивую, с открытыми плечами и камеей на груди, то не мог поверить своим глазам.
 Было объявлено - выступает артистка Московской Филармонии, лауреат молодежной  премии - Мария Стацкая. Когда она запела, только тогда, по голосу, я осознал, что это тетя Маша из нашего барака. Она преобразившаяся,  чудесно пела, глаза  были живыми и смеющимися. В зале у нее были поклонники, зрители шумели, не отпуская ее, требуя исполнить - Голубку, Мишку,… в конце администратору пришлось, ее прервать, дав звонок на начало сеанса.
 Это было еще одно потрясение, связанное с кино, я переменил к  тете Маше отношение,  впервые осознав, что внешность обманчива, поняв, что люди могут иметь два, три лица.
 Позднее, встречаясь, с одной из ее бывших учениц, узнал ее историю. До войны, она училась в консерватории по классу фортепьяно, ушла добровольцем на фронт, имела ранения, работая в госпитале, забеременела,  вернулась в Москву с маленьким ребенком. Через несколько лет, пройдя круги лишений, покинула наш барак, выйдя замуж за своего фронтового друга, отца мальчика. В общем, достаточно киношная судьба со счастливым концом.
 И еще одна история, про моего товарища Валерия Сименихина, большого поклонника кино, о ком я упоминал вначале. Это был медалист нашего класса, шутя, разбиравшийся в сложностях физики и математики.  При отсутствии какой либо театральной подготовки, не имея никаких внешних данных, кроме обаяния чудака, он пошел самоуверенно сдавать экзамены на актерский факультет ВГИКа. Полагаясь только на свои школьные способности, смело бросился на амбразуру, вступительного экзамена и был сражен на втором этапе. Ничего не оставалось, как пойти учиться в МИФИ, где он преуспел в кружке С.П. Капицы.
  В дальнейшем, став доктором физико-математических наук, он считал, что работает не по специальности и театральный мир его не оценил. И это было еще одно чудо кино, имеющих своих верных солдатов в самых неожиданных сферах.
   Сегодня, авторитет, кинотеатров поубавился,  восторг любви к ним поиссяк,  кино пытается понравиться пресыщенному зрителю, оно желает
 очаровать новыми нарядами -3D, 4D,  виртуальными сценами, но той всепоглощающей первой любви, сметающей все кассы и рейтинги, вряд ли уже завоюешь.