Становление драматурга

Ирина Юлина
            Юлия  Островская, окончившая с отличием   Красногорскую среднюю школу  № 7, в настоящее время   студентка-дипломница семинара драматургии   Литературного института им. А.М. Горького и  студентка  3-го курса  факультета музыкального театра (мастерская режиссуры)    РАТИ  (ГИТИС).

- У вас известная фамилия. Это фамилия  и драматурга, и прозаика, и композитора. Есть ли родственные связи с кем-нибудь из этих деятелей русской культуры?
- Никак не найду времени, чтобы заняться родословной. Островский –  фамилия дедушки.  Эта фамилия мне помогает. Часто интересуются: не потомок ли я  драматурга?

- Кто или что оказало влияние на выбор профессии?
- Интересно было проверить свой талант: получится ли превратить его в профессию? Тогда я еще не разделяла театр на драматургию и режиссуру, поэтому решила поступать и в РАТИ и в Литературный институт.

- Какая работа была представлена вами на творческий конкурс при  поступлении в институт?
- Сдала работы: прозу, поэзию и драматургию.  Прошла творческие конкурсы к Анатолию Приставкину – на прозу,  к  Владимиру Фирсову – на поэзию, к  Инне Вишневской – на драматургию. Выбрала драматургию.  У нас в институте две специальности - переводчиков и литературных работников, далее идет деление на семинары. Я сдала на конкурс сценарии, написанные в школе для Нового года. На семинаре мы читаем свои пьесы и обсуждаем их. В одном семинаре принимают участие  студенты с первого по пятый курс.
 
- Какие  у вас были темы курсовых работ и  диплома?
- Первый курс -  «Сущность мифологического взгляда на мир», второй  курс - «Действующее лицо: Лес (тема леса в творчестве Островского на примере пьес «Снегурочка» и «Лес»),  третий  курс -  «Герой нашего времени - портрет  действующего лица современной драмы»,  четвертый  курс - «Лирический герой в стихотворениях о Великой Отечественной войне».   
  В дипломной работе   две пьесы на сюжеты из современной жизни, одна из них про  терроризм.   
 
- Кто ваш педагог?
- Мой педагог  Инна  Люциановна  Вишневская, известный литературовед и критик, доктор искусствоведения, профессор. Ее выпускники молодые драматурги Нина Садур,  Макс Курочкин, он и теперь иногда появляется на семинаре.

- Драматургия  - это наука? Писать пьесы можно научить, как, например, писать живописные картины?
- Да,  драматургия - наука. Теоретически можно научить писать драму. Драма это теория плюс «что-то». А «что-то» - талант, наверное. Вот этому «что-то» научить нельзя. Это либо есть, либо - нет. Есть работы, на которых можно научиться. Например, Аристотель,  Альбер Камю, Лопе де Вега. У Аристотеля все разложено: в пьесе должно быть действие, должен быть такой-то герой,  сюжет должен развиваться по определенному закону. Просто как инструкция.  Также можно подражать драматургам. Подражать в хорошем смысле слова. Теории учат в институте. Есть предмет - теория драмы и есть учебники современных авторов.
   
- Кого из драматургов вы любите?
- У меня нет кумира. Мне нравится что-то у одного, что-то у другого. Люблю Александра Островского.  Из зарубежных драматургов - Сэмюэла  Беккета «В ожидании Годо» -  драма абсурда,  Эмиля Верхарна. Да, и, конечно, Виктора Гюго. 

- Вы часто бываете в театре? Какой театр вы любите?
-В  театре бываю редко. У студентов драматургов и режиссеров свободный вход в театр, но, к сожалению, у меня нет времени. Правда, недавно смотрела пьесу «Бабий дом» однокурсника Саши Демахина.  Он выиграл конкурс «Действующие лица». Пьесу поставил театр Школа современной пьесы. Очень хороший спектакль, а пьеса, по-моему, средненькая. Ее обсуждали на семинаре в  институте.

- Кто из современных режиссеров вам нравится?
- В современной режиссуре нравятся эксперименты. Мне нравится Театр «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана. Это качество, к которому должен стремиться любой режиссер. Качественный режиссер Роман Виктюк.   Совершенно удручающее впечатление произвел на меня  спектакль театра  Около дома Станиславского. Зачем в спектакле 20 раз петь одну и ту же песню - для меня осталось загадкой. Интересно работает  Нина Чусова, у нее свое видение режиссуры, она знает, как сделать  хороший спектакль с одной гениальной актрисой и  с одним стулом на сцене.

- Кто из современных молодых  драматургов вам кажется интересным?
- Интересен Макс Курочкин,   но до Театра doc.  Театр doc. - это скорее направление. От слова  документ. Это странный театр.   
      Наталья Демчик   очень   нравится.  В основном она  пишет комедии, но в каждой есть то, что заставляет  задумываться. Наша выпускница - Саша Колесникова. Она печаталась в драматургических журналах, у нее была постановка в Петербурге.

- А вы уже печатались?
- Я еще не печаталась. Когда работаю над пьесой, мне все время кажется, что еще надо поработать, а потом уже отдавать  в печать. У меня есть готовые вещи, но нужно найти режиссера. Думаю, что закончу все институты и займусь пиаром.  Хочется уже увидеть что-то  свое на сцене.

- Как вы относитесь к творчеству Е. Гришковца?
- Гришковец – безусловно, явление. То, что делает Гришковец,  не делает никто. Мне интересен  Гришковец-драматург, и в том, что он сам ставит и играет, тоже определенная позиция. В таком случае, он может что-то не дописать в пьесе.

- Я посмотрела его фантастическую комедию «Зима». Мне, воспитанной на классике, не понравился сленгово-птичий язык пьесы. Вы видели его моноспектакли «Как я съел собаку» и «ОдноврЕменЕнно» или  «Записки русского путешественника»?
- Я читала много его пьес. Вообще, драматурги больше читают, чем смотрят спектакли. В театральной постановке уже не понятно, кто что сделал, что -  режиссер,  а что -  драматург.

- Как вы думаете, в чем  сегодня успех этого автора?
- Он популярен, потому что он такой один.   Пишет корявым, неудобным языком, которым говорит большинство людей, просто фиксирует  разговорную речь.  Зрители, пришедшие в его театр, слышат себя. Это драматургия для людей, которые хотят отдохнуть.

- Олег Меньшиков был режиссером пьесы А. Грибоедова  «Горе от ума» и   пьесы Максима Курочкина «Кухня». Вам интересен этот молодой драматург? Чем вы объясните его успех?

- Это хороший драматург. Но не надо забывать о режиссере пьесы «Кухня» и о его значении в успехе пьесы.   Успех его еще и в том, что он стал делать качественную драматургию  после   тишины: до него  не было молодежи.

- Как вы отнеслись к постановке  «Чайки» Б. Акунина на сцене  театра «Школа современной пьесы»? Эта версия трагедии в доме Сорина имеет место быть? 
- Почему нет? Он так это представил. Другое дело, Чехов вряд ли оправдал  бы то, что сделано с его пьесой. Драматург Б. Акунин сделал свою трактовку произведения Чехова, как это сделал бы  режиссер.

- Как вы относитесь к «осовремениванию» классиков, например,  к постановке Кириллом Серебренниковым  пьесы «Лес» во  МХАТе?
- Кирилл Серебренников  - специфический режиссер. Для меня он стал известен с  постановки пьесы «Пластилин». Уже   материал, который он  взял, характеризует его как режиссера. Таким и остался. Он кассовый, на него идут. Роман Виктюк чистый и безгрешный по сравнению с Кириллом Серебренниковым. Людям интереснее посмотреть на то, о  чем сами стараются не говорить. Он же напоминает, что в искусстве нет аморальных тем.    Я  так его понимаю. Если   позиция  режиссера  не будет принята,  значит,  это был  эксперимент в творчестве. Я принимаю все, что есть. Другое дело, какой вносится вклад в режиссуру, культуру? Что это дает зрителю, читателю? Актерам, мне кажется, Серебренников  дает много. Хорошая актерская школа.

- В каком направлении вам хотелось бы работать? 
- Я стараюсь не замыкаться на чем-то одном.   Конечно, хотела бы писать о современности, событиях и атмосфере современности. Может быть, потому что я  современность знаю лучше, чем что-то другое, здесь много сюжетов и характеров.  Только бери и пиши. Мне хотелось бы научиться у  Александра Островского, если возможно этому научится, тому, как он четко выстраивает происходящее, несмотря на то, что он никогда не пишет прямо. Интересно, когда герой говорит одно, подразумевает другое и делает третье.

- Имеется ли у вас опыт режиссерской работы?
- Я работала в качестве режиссера с композитором Р. Игнатьевым над мюзиклом «Нежная королева», поставленном в  городе Сергеев-Посаде. Сейчас мы с ним работаем над новым мюзиклом для актрисы театра Оперетты  Н. Сидорцовой. В прошлом году в театре «Город» (г. Долгопрудный) к  60-летию Победы поставила музыкальный спектакль «Цвела земляника» по одноименному рассказу Н. Чуковского.

- Для какого театра вы хотели бы написать пьесу? Для какого актера или актрисы?
- Театр – это режиссер. Хотела бы написать для театра Виктюка, но это очень сложно. Если говорить об актерах, то  для  Александра Домогарова,  Чулпан  Хаматовой. В «Голой пионерке» Чулпан  Хаматовой нет, там только сценический характер, созданный ею. Для меня главное в актерской профессии, чтобы не было актера, а был его  герой. Очень сильная актриса.  Сегодня  много хороших актеров. Очень хороший актер  Федор Бандарчук.

      Мне остается пожелать Юлии Островской творческих успехов в дальнейшем.  Надеюсь, что скоро мы будем читать ее драмы и комедии, станем свидетелями аншлагов на ее спектаклях и аплодировать на постановках в театре.

                17.03.2006