Юлия Островская, окончившая с отличием Красногорскую среднюю школу № 7, в настоящее время студентка-дипломница семинара драматургии Литературного института им. А.М. Горького и студентка 3-го курса факультета музыкального театра (мастерская режиссуры) РАТИ (ГИТИС).
- У вас известная фамилия. Это фамилия и драматурга, и прозаика, и композитора. Есть ли родственные связи с кем-нибудь из этих деятелей русской культуры?
- Никак не найду времени, чтобы заняться родословной. Островский – фамилия дедушки. Эта фамилия мне помогает. Часто интересуются: не потомок ли я драматурга?
- Кто или что оказало влияние на выбор профессии?
- Интересно было проверить свой талант: получится ли превратить его в профессию? Тогда я еще не разделяла театр на драматургию и режиссуру, поэтому решила поступать и в РАТИ и в Литературный институт.
- Какая работа была представлена вами на творческий конкурс при поступлении в институт?
- Сдала работы: прозу, поэзию и драматургию. Прошла творческие конкурсы к Анатолию Приставкину – на прозу, к Владимиру Фирсову – на поэзию, к Инне Вишневской – на драматургию. Выбрала драматургию. У нас в институте две специальности - переводчиков и литературных работников, далее идет деление на семинары. Я сдала на конкурс сценарии, написанные в школе для Нового года. На семинаре мы читаем свои пьесы и обсуждаем их. В одном семинаре принимают участие студенты с первого по пятый курс.
- Какие у вас были темы курсовых работ и диплома?
- Первый курс - «Сущность мифологического взгляда на мир», второй курс - «Действующее лицо: Лес (тема леса в творчестве Островского на примере пьес «Снегурочка» и «Лес»), третий курс - «Герой нашего времени - портрет действующего лица современной драмы», четвертый курс - «Лирический герой в стихотворениях о Великой Отечественной войне».
В дипломной работе две пьесы на сюжеты из современной жизни, одна из них про терроризм.
- Кто ваш педагог?
- Мой педагог Инна Люциановна Вишневская, известный литературовед и критик, доктор искусствоведения, профессор. Ее выпускники молодые драматурги Нина Садур, Макс Курочкин, он и теперь иногда появляется на семинаре.
- Драматургия - это наука? Писать пьесы можно научить, как, например, писать живописные картины?
- Да, драматургия - наука. Теоретически можно научить писать драму. Драма это теория плюс «что-то». А «что-то» - талант, наверное. Вот этому «что-то» научить нельзя. Это либо есть, либо - нет. Есть работы, на которых можно научиться. Например, Аристотель, Альбер Камю, Лопе де Вега. У Аристотеля все разложено: в пьесе должно быть действие, должен быть такой-то герой, сюжет должен развиваться по определенному закону. Просто как инструкция. Также можно подражать драматургам. Подражать в хорошем смысле слова. Теории учат в институте. Есть предмет - теория драмы и есть учебники современных авторов.
- Кого из драматургов вы любите?
- У меня нет кумира. Мне нравится что-то у одного, что-то у другого. Люблю Александра Островского. Из зарубежных драматургов - Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» - драма абсурда, Эмиля Верхарна. Да, и, конечно, Виктора Гюго.
- Вы часто бываете в театре? Какой театр вы любите?
-В театре бываю редко. У студентов драматургов и режиссеров свободный вход в театр, но, к сожалению, у меня нет времени. Правда, недавно смотрела пьесу «Бабий дом» однокурсника Саши Демахина. Он выиграл конкурс «Действующие лица». Пьесу поставил театр Школа современной пьесы. Очень хороший спектакль, а пьеса, по-моему, средненькая. Ее обсуждали на семинаре в институте.
- Кто из современных режиссеров вам нравится?
- В современной режиссуре нравятся эксперименты. Мне нравится Театр «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана. Это качество, к которому должен стремиться любой режиссер. Качественный режиссер Роман Виктюк. Совершенно удручающее впечатление произвел на меня спектакль театра Около дома Станиславского. Зачем в спектакле 20 раз петь одну и ту же песню - для меня осталось загадкой. Интересно работает Нина Чусова, у нее свое видение режиссуры, она знает, как сделать хороший спектакль с одной гениальной актрисой и с одним стулом на сцене.
- Кто из современных молодых драматургов вам кажется интересным?
- Интересен Макс Курочкин, но до Театра doc. Театр doc. - это скорее направление. От слова документ. Это странный театр.
Наталья Демчик очень нравится. В основном она пишет комедии, но в каждой есть то, что заставляет задумываться. Наша выпускница - Саша Колесникова. Она печаталась в драматургических журналах, у нее была постановка в Петербурге.
- А вы уже печатались?
- Я еще не печаталась. Когда работаю над пьесой, мне все время кажется, что еще надо поработать, а потом уже отдавать в печать. У меня есть готовые вещи, но нужно найти режиссера. Думаю, что закончу все институты и займусь пиаром. Хочется уже увидеть что-то свое на сцене.
- Как вы относитесь к творчеству Е. Гришковца?
- Гришковец – безусловно, явление. То, что делает Гришковец, не делает никто. Мне интересен Гришковец-драматург, и в том, что он сам ставит и играет, тоже определенная позиция. В таком случае, он может что-то не дописать в пьесе.
- Я посмотрела его фантастическую комедию «Зима». Мне, воспитанной на классике, не понравился сленгово-птичий язык пьесы. Вы видели его моноспектакли «Как я съел собаку» и «ОдноврЕменЕнно» или «Записки русского путешественника»?
- Я читала много его пьес. Вообще, драматурги больше читают, чем смотрят спектакли. В театральной постановке уже не понятно, кто что сделал, что - режиссер, а что - драматург.
- Как вы думаете, в чем сегодня успех этого автора?
- Он популярен, потому что он такой один. Пишет корявым, неудобным языком, которым говорит большинство людей, просто фиксирует разговорную речь. Зрители, пришедшие в его театр, слышат себя. Это драматургия для людей, которые хотят отдохнуть.
- Олег Меньшиков был режиссером пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» и пьесы Максима Курочкина «Кухня». Вам интересен этот молодой драматург? Чем вы объясните его успех?
- Это хороший драматург. Но не надо забывать о режиссере пьесы «Кухня» и о его значении в успехе пьесы. Успех его еще и в том, что он стал делать качественную драматургию после тишины: до него не было молодежи.
- Как вы отнеслись к постановке «Чайки» Б. Акунина на сцене театра «Школа современной пьесы»? Эта версия трагедии в доме Сорина имеет место быть?
- Почему нет? Он так это представил. Другое дело, Чехов вряд ли оправдал бы то, что сделано с его пьесой. Драматург Б. Акунин сделал свою трактовку произведения Чехова, как это сделал бы режиссер.
- Как вы относитесь к «осовремениванию» классиков, например, к постановке Кириллом Серебренниковым пьесы «Лес» во МХАТе?
- Кирилл Серебренников - специфический режиссер. Для меня он стал известен с постановки пьесы «Пластилин». Уже материал, который он взял, характеризует его как режиссера. Таким и остался. Он кассовый, на него идут. Роман Виктюк чистый и безгрешный по сравнению с Кириллом Серебренниковым. Людям интереснее посмотреть на то, о чем сами стараются не говорить. Он же напоминает, что в искусстве нет аморальных тем. Я так его понимаю. Если позиция режиссера не будет принята, значит, это был эксперимент в творчестве. Я принимаю все, что есть. Другое дело, какой вносится вклад в режиссуру, культуру? Что это дает зрителю, читателю? Актерам, мне кажется, Серебренников дает много. Хорошая актерская школа.
- В каком направлении вам хотелось бы работать?
- Я стараюсь не замыкаться на чем-то одном. Конечно, хотела бы писать о современности, событиях и атмосфере современности. Может быть, потому что я современность знаю лучше, чем что-то другое, здесь много сюжетов и характеров. Только бери и пиши. Мне хотелось бы научиться у Александра Островского, если возможно этому научится, тому, как он четко выстраивает происходящее, несмотря на то, что он никогда не пишет прямо. Интересно, когда герой говорит одно, подразумевает другое и делает третье.
- Имеется ли у вас опыт режиссерской работы?
- Я работала в качестве режиссера с композитором Р. Игнатьевым над мюзиклом «Нежная королева», поставленном в городе Сергеев-Посаде. Сейчас мы с ним работаем над новым мюзиклом для актрисы театра Оперетты Н. Сидорцовой. В прошлом году в театре «Город» (г. Долгопрудный) к 60-летию Победы поставила музыкальный спектакль «Цвела земляника» по одноименному рассказу Н. Чуковского.
- Для какого театра вы хотели бы написать пьесу? Для какого актера или актрисы?
- Театр – это режиссер. Хотела бы написать для театра Виктюка, но это очень сложно. Если говорить об актерах, то для Александра Домогарова, Чулпан Хаматовой. В «Голой пионерке» Чулпан Хаматовой нет, там только сценический характер, созданный ею. Для меня главное в актерской профессии, чтобы не было актера, а был его герой. Очень сильная актриса. Сегодня много хороших актеров. Очень хороший актер Федор Бандарчук.
Мне остается пожелать Юлии Островской творческих успехов в дальнейшем. Надеюсь, что скоро мы будем читать ее драмы и комедии, станем свидетелями аншлагов на ее спектаклях и аплодировать на постановках в театре.
17.03.2006