Осенний вечер, Худяков и Аркадий Райкин

Тимур Тамирхан
   Мой отец умел отлично выбирать себе друзей. Одним из лучших таковых был у него Худяков, человек-фамилия - по имени его называли, кажется, только, когда к нему обращались. Что это за был человек - об этом надо или книгу отдельную писать или вообще не говорить ничего: необычный человек, необычная судьба, странный образ жизни. И философского склада ум.
   Худяков... Сколько у меня с ним связано воспоминаний...
   Помню один холодный осенний вечер. Я, пацаном лет 12-ти, заигрался допоздна во дворе с друзьями. Двор уже давно погрузился в осеннюю темень, сверху на нас потихоньку накрапывал дождь. Неожиданно дождь полил сильнее, и нам, детворе, пришлось разойтись по домам. Дома меня, как оказалось, ждал приятный сюрприз: в гостях у нас был Худяков.
   Наша теплая, уютная квартира, дом, где я родился, вырос и жил, зал, большие кресла, журнальный столик, папа с Худяковым пьют чай. Как хорошо. В комнате только включено бра и включен телевизор. Я, поздоровавшись, тоже быстро сбегал на кухню, налил себе чай и уселся за стол ко взрослым. Я обожал присутствовать при разговорах папы и его друзей, а Худякова особенно. Я их общением упивался, мне было до жути интересно то, о чем они говорят. А сейчас я сидел и жалел - жалел, что прозанимался с какими-то детьми под дождём столько времени ерундой и часть чего-то настоящего упустил.
   По телевизору шел концерт Аркадия Райкина. "Умный еврей" - кивнул головой в сторону экрана Худяков, как бы меня спрашивая. "Умный" - добавил, как бы на свой же вопрос отвечая. "Но жить ему тяжело". "Почему?" - не понял я. "Ну тяжело, тяжело, его не понимает никто. Когда человек умный, его не понимают, он кому-то что-то своё хочет сказать, а люди не понимают" - это уже взялся разъяснять столь непонятные для ребенка вещи отец.
   Прошли годы. Тот уютный осенний вечер, словно сказка из детства, остался где-то позади далеко-далеко...
   Я шел по жизни дальше и "умным быть трудно" слышал, конечно, и "видел" много раз. Но примечательно, что тогда я эту истину впервые узнал в родном доме, от близких мне людей, в атмосфере любви и тепла. В дальнейшем же жизнь преподносила мне эту истину более жестоким образом. Но "мне" - отнюдь не значит, что в отношении меня... много в жизни я видел и знал знал таких, кто "хотят что-то своё сказать, а их не понимают"...

   Ещё я заметил, умные люди делятся на две категории: на тех, кто умеет мимикрировать ("умение слиться с толпой", как говорит моя Наташа) и на тех, кто этого делать либо не умеют, либо считают подобную мимикрию ниже своего достоинства. Первых количественно намного больше и живётся им значительно легче. Но среди них очень много сволочей.