Хроника одного рейса. Барселона

Дмитрий Усов-Дмитриев
      Интересно подходить ночью к новому порту – на рейде появляются сначала вдалеке стоящие суда, потом начинают из воды выплывать скопления огоньков - это уже берег, сам порт. Всё ближе и ближе береговая полоса, в предутреннем тумане мигают маяки, начинают вырисовываться отдельные строения, расположенные поближе к берегу. Но вахта уже кончилась, наступило раннее утро, второму радисту пора идти спать. Сладко спится после ночной вахты! И уже утром к концу сна, сквозь дрёму, слышатся по трансляции команды, сигнализирующие о том, что нас ставят к причалу.

     Вскакиваю, выглядываю в иллюминатор. В первый момент глаза разбегаются – столько здесь интересного. Ведь это же Барселона, легендарный город Испании! Постепенно взгляд останавливается на отдельных деталях, зданиях. Прежде всего бросается в глаза подвесная канатная дорога, проходящая над портом и идущая вдоль к склону горы. Между двумя высокими мощными опорами натянуты стальные тросы, по которым взад – вперёд движутся кабинки с пассажирами. Европа! Даже воздух какой-то особенный – с примесями дыма заводов, фабрик. И не верится, что находишься в Барселоне, в Испании! Пока над городом висит дымка, небо закрыто тучами, но чувствуется каким-то шестым чувством ритм могучего, современного города, его пульс. В порту работают докеры, качаются вверх-вниз, как журавли, большие портовые краны, загружающие и выгружающие грузы в трюма множества судов. По городу скользят автомашины, движутся люди. Центр города довольно хорошо виден с борта нашего судна. Величественно стоит над ним статуя великого Христофора Колумба, который уходил отсюда на своих небольших судёнышках открывать Америку. Статуя вознесена над городом на мощной семидесятиметровой колонне, и с вершины её Колумб указывает рукой на открытые им новые земли нашей планеты.            

     По акватории порта идут с утреннего лова рыбачьи катера, везущие свежую рыбу. На корме рыбаки сортируют улов, выбрасывая мелочь за борт, а над судёнышками вьются стаи белых чаек, с криком подхватывая прямо на лету выбрасываемую рыбу. Тут же улов доставляется на базар, где свежая рыба уже расходится к покупателям. Снуют по порту буксиры, встречающие и провожающие суда, деловито заходят и выходят сухогрузы, медлительно и торжественно идут пассажирские белые лайнеры, совершающие круизы по средиземноморским портам и везущие праздных туристов. А вот и немирное судно – у причала стоит американский военный корабль – фрегат УРО (управляемого ракетного оружия), пришедший с боевой службы в Средиземном море для пополнения своих запасов и топлива.

     Нас с ходу начали выгружать, пока только из одного трюма. По информации портового агента выгружать нас будут дня три, поэтому мы идём к помполиту записываться для увольнения в город. Получаем испанские деньги – кто тысячу, кто две тысячи песет берёт. 1000 песет - это в наших деньгах 8,60 руб.  Я попал в увольнение на следующий день, потому что в этот день в город пошел начальник рации. В этот день вахту на судне нёс я.

     Утром следующего дня, после завтрака, получив у первого помощника паспорта моряка и пропуска, наша группа собралась в увольнение.
На выходе из порта стоит полицейская будка, однако пропуска там не проверяют, и вообще - доступ в порт свободен для всех. Дорога до центра города идёт вокруг порта, на ней расположены ресторанчики, магазины с дешевыми товарами. Здесь, на припортовых улицах, живут те, кто победнее - рабочие заводов, докеры. Характерно, что многие рабочие имеют свои автомашины. Так, к примеру, около небольшого ремонтного заводика около порта стояло штук сорок машин дешевых марок. И поток автомобильный на улицах очень плотен. Однако водители всегда останавливаются, чтобы пропустить через дорогу даже одного пешехода. Это там, где нет светофоров. Там же, где они есть, никто из пешеходов не пойдёт на красный свет, хотя бы и дорога была в обе стороны свободна. И мы тоже невольно начинали стоять у перекрёстка при красном свете, ждать зелёного сигнала.

     Могли мы, конечно, ехать до города в автобусе или такси, но это не интересно, когда надо осмотреть город, пройти по его улицам. Билет в автобусе стоит 9 песет, по нашему это 0,7 копейки, в такси – 100 песет – 80 копеек.

     Вышли мы, наконец, на широкую улицу, ведущую к памятнику Колумбу. Длиной она около километра, с разделёнными полосами движения, и по обе стороны дороги, впритык одна за другой, стоит длинный ряд автомашин – рабочих, докеров, служащих порта, полицейских, такси. Сама дорога усажена большими красивыми развесистыми пальмами. По одну сторону дороги расположен порт, по другую сторону стоит ряд больших старинных красивых домов пышной архитектуры, украшенные различными лепными фигурами.
 
     Колумба мы фотографировали издалека, в ансамбле с прилегающими зданиями. Рядом с колонной, на площади, расположены управление порта, военное заведение и какое то большое, современное, видимо правительственное здание с флагом Испании наверху. От памятника Колумбу и начинается главная улица, жаль, не узнали её название точно, по-моему, улица Санто-Педро или Санто-Паул. Основная часть улицы – это широкая аллея в середине. Для машин отведены лишь узенькие полоски по краям. На этой аллее располагаются книжные и журнальные ларьки, а так же много цветочных ларьков. Цветы все свежие, красивые, всевозможных сортов и расцветок. Особенно мне понравились крупные гвоздики нежно-голубого цвета. И аромат у них удивительный.

     По пути, ради интереса, зашли посмотреть на продуктовый базар. Он сильно отличается от нашего и тем более от арабского. Продавцы стоят за фирменными шикарными стойками, все товары разложены на прилавках и нет ни гнилья, ни старых продуктов. Всё самое свежее. Персики, помидоры - один к одному, рыбные продукты – только что из моря. Нет ни крика, ни шума. Сам базарчик  находится не на открытом воздухе, а внутри большого здания, и там нет комнат, а один большой просторный зал, в котором и расположены  ларьки. Зал ярко залит светом, все продавцы – в основном женщины – работают в белых халатах, приветливы и вежливы с покупателями.
   
      Поинтересовались насчёт цен. Килограмм отборных персиков стоит, в пересчёте на наши деньги, около 70 копеек, килограмм колбасы – от 1,20 до 1,60 руб. в зависимости от вида. Мясо по рублю за килограмм. Грязи нет, всё чисто и аккуратно. Целью нашего похода, в смысле материальном, был магазин обуви, где мы хотели приобрести хорошие туфли, и притом не очень дорого. Например, мои туфли стоили 495 песет – 4 рубля 30 копеек наших денег.

     В магазине работают четыре женщины, слаженно обслуживают людей, ждать приходится очень мало; если туфли малы или велики, то тут же приносят новые, более подходящего размера. Обувь на любой вкус.

     Кроме туфель, взяли себе ещё подкладки, с которыми ноги не потеют. Тут  помогла реклама – накануне вечером мы смотрели телевизор в курительном салоне, и там как раз рекламировали эти подкладки с наполнителем из водорослей хлореллы. Это нам и пригодилось.
   
     Закончив покупки, уже свободные от материального гнёта, мы пошли получать моральное наслаждение – бродили по улицам, глазели на людей, на дома, памятники, смотрели книги. Кстати, у них в книжных  ларьках продаются и произведения наших писателей на испанском языке: «Война и мир» Льва Толстого, Достоевский и некоторые другие. Но вместе с этим рядом лежат биографии Гитлера, Муссолини, фашистская литература. Тут же труды Маркса, Ленина. Пёстрые, конечно, наборы.

     Понемногу стали собираться обратно. Той же улицей, не спеша, идём к памятнику Колумбу. Но сейчас выглянуло солнце и мы засняли памятник во всей красе, со многих положений. Правда, эту плёнку ещё не проявляли, и что вышло - неизвестно. Пришли на судно, сразу пошли на ужин.
   
     Во время ужина от пассажирского причала отходил красавец-лайнер, один из самых больших и комфортабельных судов в мире «Куин Элизабет 2», принадлежащий компании «Кунард лайн». Судно поражает своими размерами.  Длиной раза в полтора-два больше нашего судна – хотя и наше не из маленьких, с чёрным корпусом и белой надстройкой, стройное, красивое судно выглядит величавым, гордым творением человеческих рук. Правда, на его борту, когда он проходил мимо нас, мы заметили не так уж много пассажиров. Большинство из них, насколько было видно в бинокль – пожилые люди, на старости лет решившие, видимо, посмотреть мир. Так прошел этот насыщенный событиями день.
    
     Однако новости на этом не кончились. Уже вечером, на судне, я узнал, что принята радиограмма о том, что наш второй помощник капитана Василий Иванович Балатюк Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом «Знак Почёта». Этой награды он удостоен за успешную обработку грузов, которые судно возило в Ирак. Так как второй помощник является  грузовым, то на нём и лежит вся ответственность за погрузку, доставку и выгрузку грузов. И Василий Иванович в сложных условиях справлялся с этим отлично. Награда дана ему по праву.
 
     На этом, в принципе, и закончилась наша стоянка в Барселоне.
 
     На следующий день судно снялось для продолжения выгрузки во французском порту Сет. До Сета переход - 10 часов - и вечером того же дня наш якорь уже гремел на рейде Сета, но и на рейде мы стояли  недолго и скоро отшвартовались у причала. Сразу же началась выгрузка. Чтобы хоть некоторое количество членов экипажа сходили в город, увольнение начали производить тут же вечером. В это число попал и я.

     До ворот порта надо кружить довольно долго, а в ворота, как и в Барселоне, вход и выход свободный. Перешли через мостик, площадь – и мы уже в самом городе.

     Городок небольшой, уютный. Дома в большинстве одно-двухэтажные. Очень много рекламы на улицах. Люди все чисто, аккуратно и очень модно одеты. Поток машин тоже сильный, а вот большинство девушек ездят на мопедах.      

     Магазины шикарные, и цены в них тоже. Так как вышли мы уже вечером, то большинство магазинов закрывались, и мы глазели просто через витрины. Но запомнилась свободная продажа оружия. Винтовки, пистолеты, даже автоматы и гранаты – всё лежит на витрине по довольно умеренной цене. Особо в памяти город не запечатлелся, и после него осталось только впечатление беззаботной лёгкой жизни.
   
     Вот и Сет позади. Теперь четыре дня в море – и Триест. Так как на судне мало специальной литературы, то ни историю, ни экономику городов я здесь не описываю, хотя это и очень интересно. Описываю только свои впечатления. Переход между портами тоже, если нет из ряда вон выходящих случаев, интереса не представляет, так как дни обычно похожи друг на друга. Поэтому в большинстве пишу сразу о стоянках в портах, не останавливаясь на промежуточных деталях.