Инвалиды

Владимир Бердичевский
«ИНВАЛИДЫ  5-Й  ГРАФЫ»  И  ДРУГИЕ .

Кто такие «инвалиды 5-й графы» ?  Это –   евреи бывшего СССР. Не слепые, не глухие, без физических дефектов, но, тем не менее, лишенные возможностей, данных им природой: поступить в престижный вуз, получить престижную работу, стать офицером, дипломатом, избранником народа, парламентарием. Хотя в нужный момент правительство страны нисходило и до этих «инвалидов», особенно, в критические для режима моменты, такие, как война, послевоенная разруха, необходимость создания новых вооружений и технологий, необходимость зарубежной помощи. Правда, получив эту помощь, евреи –исполнители государственного задания , были уничтожены, как враги народа. Я имею ввиду Михоэлса и его спутников, собравших в США миллионы долларов на борьбу с Гитлером.
Но «Народ Книги» - один на планете. Его представители просачивались через всевозможные барьеры, потому что талант остановить нелегко. Мне, как профессиональному музыканту, это было легко понять. Музыкантом не может стать любой, нужны определенные способности, которых никакая протекция не может дать. Поэтому молодому человеку еврейского происхождения было легче поступить в муз. училище, чем в медицинский вуз, хотя, чтобы стать рядовым врачом, не хочу обижать врачей, требуется лишь одно –учиться, учиться и учиться, а чтобы стать рядовым профессиональным музыкантом требуется учиться, учиться, учиться и, хоть немного музыкального таланта, данного Богом при рождении. И не зря возник анекдот, что если эмигрант, прибывший в Израиль из СССР, сходит по трапу самолета без скрипочки или футляра с кларнетом, значит он – пианист.
Хочу добавить: Я родился и жил в Биробиджане, на Дальнем Востоке СССР, в деревянном, двухэтажном, восьмиквартирном доме, где жило 12 семей.  10  - еврейских. Из этих 10-ти еврейских семей вышло в свет СЕМЬ!  профессиональных музыкантов, а еще двое после окончания муз. школы не захотели продолжать учебу и стали студентами сельскохоз. института, куда принимали без ограничений.
Я работал в одесской музыкальной школе и всегда интересовался, где учились мои коллеги еврейского происхождения. Большинство заканчивали музыкальные учебные заведения вне Одессы: Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов, Кишинев, Слободзея, Новосибирск, Иркутск, даже Степанокерт, где есть муз. училище. В Одесскую консерваторию путь евреям был закрыт, за редким исключением.
Ведь они – «инвалиды 5-го пункта».
Но были и есть сегодня в России и странах бывшего СССР и настоящие инвалиды, которых не видно на улицах и на публичных мероприятиях. Правительство им платит небольшую дань в виде пенсии по инвалидности и считает, что этого достаточно.
Есть  и инвалиды войны, которым под 90 лет. Булганин еще 35 лет назад постановлением правительства СССР обещал дать им всем квартиры.  Президент России Медведев спустя 35 лет не постыдился снова пообещать это же.
               
                ГЛАЗАМИ «СОВКА».
И вот я живу в США. Работаю в госпитале, конечно не по специальности. Всё мне в новинку, все – интересно: новые люди, иные порядки, другие отношения между работником и супервайзером, большая вероятность мгновенного увольнения за совершенную ошибку.
Стою в вестибюле госпиталя. Вижу через стеклянную дверь подьехавший вэн. Из него выкатилась небольшая машинка, за рулем – женщина средних лет. Я открыл ей дверь, она вьехала в фойе и исчезла в длинном коридоре. Через пару часов я увидел, как эта же машинка выеxала из дверей госпиталя, дверь вэна открылась, машинка встроилась вместо переднего сидения, женщина оказалась за рулем и вэн укатил к выездным воротам.
  Маленькие машинки для инвалидов можно увидеть на улицах, они вьезжают в автобус, который обязательно снабжен специальным оборудованием для подьема и спуска такой моторизованной инвалидной коляски. За 20 лет жизни в США я ни разу не слышал нареканий по поводу задержки автобуса из-за посадки или высадки инвалида. Пассажиры терпеливо ждут, сочуствуя инвалиду.
Еще один поразивший меня случай:
Я стоял на тротуаре возле аптеки на 20-й авеню. Оттуда вышла очень старая женщина с палочкой, с выражением страдания на лице. Подошла к бордюру и долго старалась его переступить. Я даже собрался ей помочь, но она уже ступила на проезжую часть. Подошла к машине, с трудом села в нее и повернула ключ зажигания. В этот момент я оказался на дороге и встретился с ней глазами. На меня смотрела совершенно другая женщина. Молодой, любопытный взгляд, уверенность и достоинство, готовность к дружескому общению, никакого страдания во взоре. Мотор взревел, и через секунду машина исчезла, оставив меня в недоумении - было это, или не было?
 В Сан Франциско заканчивается работа по выполнению специальных сьездов с пешеходной  части дороги и обратно на пешеходную часть для инвалидов –колясочников.
Инвалида на «машинке» можно увидеть везде: на тротуаре для пешеходов с небольшим флажком , развевающимся на ветру сзади пассажира, на общественных мероприятиях, в парках и на пляжах, на круизных теплоходах. Они- как все.Вы можете увидеть инвалида на коляске в магазине, в очереди, окруженным вниманием покупателей и продавца, который сопровождает инвалида на коляске, обвешенной сумками с купленными продуктами, к выходу из магазина.
Важнейшая вещь для инвалида на коляске, которой нет и долго не будет в странах бывшего Союза, где «забота о людях» декларировалась лишь на словах: почти все туалеты в публичных заведениях городов США приспособлены для посещения инвалидoм .
Тема общественных туалетов в Союзе всегда была закрытой.
Не секрет, что примерно 40% населения России, Украины, Белоруссии, не говоря уже о других странах, входящих в СНГ, не имеют канализации в своих жилищах. И это в суровых климатических условиях Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Чукотки, многочисленных островов и полуостровов, типа Курильских, Командорских, Кольского полуострова. В этих отдаленных от цивилизации местах люди часто не видели никогда туалетной бумаги, а если ее случайно :забрасывали», то использовалась она часто не по назначению. А как выживать пожилым людям, не говоря уже о инвалидах, которые с наступлением определенного возраста нуждаются в частом посещении туалета?
Был я в Канаде, на Аляске – нет там «туалетных» проблем.
Давно известно, что состояние общественных туалетов и их наличие –это цивилизованность города и, даже, страны. Отношение государства и его граждан к инвалидам – это моральный уровень страны, состояние общественного строя. Культ туалета в Японии (музыка, анализы, приспособления, исключающие необходимость использования туалетной бумаги) – свидетельство высокой культуры и морали ее жителей. И не количество медалей на параолимпиадах определяет уровень заботы об инвалидах в стране, хотя это –тоже один из показателей, а количество инвалидов на улицах городов, в транспорте,  в парках, кинотеатрах, стадионах, ресторанах и др. общественных местах,  количество посильных рабочих мест в магазинах, кафе. Известно, что хозяин заведения, взявший на работу инвалида, получает от властей некоторые привилегии. Это – у нас, в Америке. В Нью- Йорке расположен центр «Братствo инвалидов», организации для помощи русскоязычным инвалидам. «Братство» помогает инвалидам получить работу, помогает с оформлением документов, с переводчиками , если инвалид не владеет английским.
Президент «Братства» - Михаил Кремеров, тел. 347-374-6840. Только в Нью Йорке зарегистрировано 7000 членов этой организации инвалидов. Пожелаем же успеха всем благородным людям, идущим навстречу инвалидам, организациям и государствам, помогающим жить полноценной жизнью инвалидам, членам нашего общества.

          НЕ ОБМАНИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО
 
Журналисты Второго канала израильского ТВ решили повторить социальный эксперимент,(ссылка открывается)
проведенный их австралийскими коллегами.
 
Итак, в Австралии актер, изображающий слепого, попросил разменять
5 долларов, но протянул пятидесятидолларовую купюру.
Первый же из особо отзывчивых граждан попросту экспроприировал
ее и удалился. Кто-то разменял ее честно, а кто-то — неравноценно.

В Тель-Авиве "слепой" протянул стошекелевую купюру (а позже и новенькую двухсотшекелевую),
попросив разменять двадцатку.
И никто из прохожих не обманул его. Простые израильтяне —
молодые и пожилые, светские и религиозные, прилично одетые
и явно не самые богатые, — указывали ему на ошибку, а кое-кто
даже добавил свои деньги. А еще спрашивали, не нужна ли ему
какая-то помощь.
Мы часто ворчим, что в Израиле обман ближнего своего — чуть ли
не национальный вид спорта. И в самом деле, "кто-то кое-где у нас порой"…
И эти паршивые овцы, коих, увы, не так уж мало, ох как
портят все честное стадо! Но, как видим, сострадание к ближнему своему
не позволяет даже на мгновение усомниться в том,
как следует себя вести. И по этому поводу мы готовы вновь
произнести сакраментальное: "Это Израиль, детка!"