Архетип Матка

Павел Гурачов
Автор в художественном произведении как правило работает с образами, характерными типажами. Самые простые типажи отражены в более ранних произведениях и в сказках. Сложные же боле современные творения завязаны на сложных характерах, сочетающих разные, порой противоположные черты. Сравнить для примера трех мушкетеров с Д,Артаньяном, где все четыре персонажа отражают самые простые, базовые и общие характеры (деятельный и активный экстраверт Д.Артаньян – холерик, флегматичный и рассудительный интроверт Атос, телесный и простой сангвиник Портос, и мечтательный интуитив, склонный к меланхолии интроверт Арамис) с каким-нибудь романтическими противоречивыми героями (взять того же Печорина, Раскольникова, Д.Грея или Фауста). Есть типичные варианты парных героев – мечтатель Дон Кихот плюс приземленный практичный Санчо Панса; далекий от сантиментов рассудительный интеллектуал Шерлок Холмс и эмоциональный Ватсон. В наших мультиках подобные типажи выражены гораздо ярче, очевиднее, но и примитивнее (Вини Пух и Пятачок, Гена и Чебурашка). Есть сложные комбинации со всеми переходами между крайностями (Незнайка и Знайка). Примеров можно назвать массу.
Однако в основе всех известных типажей можно обнаружить еще более глубокие слои, имеющие мифологическую и даже биологическую природу. Появление подобных образов в литературе знаменует переход от индивидуализма к модерну и постмодерну. От человека к функциям. Сложный и противоречивый характер героя распадается на ряд элементарных архетипов, характеризующихся примитивными, иррациональными, даже физиологическими чертами. Полагаю, можно выделить один из таких архетипов, которое я называю «Матка». Это женский архетип, и здесь мы попробуем рассмотреть основные его черты. Поскольку само понятие архетипа имеет универсальный характер, мы отойдем чисто от литературных персонажей и возьмем образ в целостности.
Матка имеет несколько значений. Во-первых это орган женской половой системы, предназначенный для созревания и вынашивания плода. Во-вторых маткой принято называть яйцекладущих самок (цариц или королев) у муравьев и пчел. Характерной чертой таких маток является сильное развитие половой системы и некоторое исключительное положение в социальной структуре насекомых. Все остальное население как бы постоянно работает на матку, обеспечивая ее и потомство всем необходимым. При спаривании матка сама выбирает партнера, а у других видов насекомых она даже пожирает самца после акта оплодотворения. Матка это силовой, энергетический узел или материальный сгусток активно работающих тканей и желез, постоянно требующий обмена и притока вещества и энергии. Клетки и все структуры матки нежны, но в то же время обладают жадной алчной страстью к жизнедеятельности. Дай волю, устрани внешние негативные воздействия и матка способна расти бесконечно, поглощая и перерабатывая всю остальную материю. Она слепа и бездушна. Все окружающее матка рассматривает как ресурс. Жалость, совестливость и заботу матка проявляет только по отношению к самой себе. Она жестоко довлеет над миром, считая его пока не завоеванной собственностью. Гротескная формула: вселенная – матка в перспективе.
Отсюда вся фундаментальная суть матки заключается в поглощении, которое в итоге необходимо для дальнейшей жизни ее и ее потомства. Итак, матка всасывает, втягивает, забирает, поглощает, впитывает, охватывает, влияет, объемлет, удерживает, владеет, распоряжается, главенствует. Все окружающее население, приближенные - суть ресурс для обеспечения безопасности, сытости и здоровья матки. Никаких принципов, ответственности и чувство долга здесь быть не может. Закон один – матка должна чувствовать себя хорошо.
До зрелого маточного состояния ювенильная матка должна принимать самые соблазнительные формы, чтобы покорить для себя ресурс – здорового, бесстрашного и желательно тупого и послушного самца. Зачаточная матка заставляет самцов бороться за нее, а выбрав наилучшего начинает поглощать его с каждым днем все больше и больше. Это в метафорическом смысле, а не в предметно-материальном. В человеческом сообществе типичное состояние матки – захват послушного мужа-подкаблучника, который скоро надоедает матке своим безволием (соки уже все высосаны, а надо еще), и матка пускается на поиски новых ресурсов. Когда «новые ресурсы» не реагируют на матку как на объект вожделения (из-за возраста), энергия матки переключается на следующее поколение (в семье – это проблема тещи и зятя, в социуме – женщина руководитель). Идеальное состояние матки описано, например, у В. Сорокина в «Дне опричника» и «Сахарном кремле» - это государыня Российская, полностью свободная от любых государственных обязанностей и прожигающая жизнь на всю катушку. Она как бы вне страны и ее общества, однако второе постоянно питает ее, ослепленное иллюзиями о великом государственном деле и особой миссии народа россейскаго. Каждую ночь матка устраивает блудливые празднества и забавы, кобели-гвардейцы, придворные вояки, вино и… при этом постоянная скука. Т.е. ненасыщаемость матки. Ей необходимо больше роскоши, больше мужской силы, больше изысканных яств, больше забав, больше дворцов и пр. и пр….Очевидно что этот гротескный образ царицы был срисован с наших государынь-матушек - Елизаветы, Анны Иоанновны и Екатерины II с их фаворитизмом и многотысячными балами при общей нищете в стране.
Таким образом, матка бесконечно жадна и не насыщаема. Еще раз повторюсь – это уже не орган, а именно базовый образ – архетип, который включает в себя и орган половой системы самки, и насекомых, и принцип государственного устройства и поведение многих женщин, особенно тех кому за. Ну как тут не вспомнить всех этих «сильных» женщин типа А.Пугачевой, Л.Гузеевой, И.Аллегровой, М.Арбатовой и даже пока еще молодой К.Собчак. Если из «сильных» Вы назовете М. Тэтчер, то мы возразим. Она обладает слабым маточным архетипом, несмотря на то, что за ней закрепился статус «железной леди». Дело в том, что матка – женский архетип, а М.Тэтчер по факту мужчина в юбке. Ей вряд ли свойственна тяга к материальным благам и роскоши, подавление мужиков и безмерная плодовитость (вспомним недавнюю историю с Пугачевой). Тэтчер – это закон, порядок, долг, короче логос (логос - мужской принцип, и тут же, в связи Тэтчер, на ум приходит образ английской королевы - типичная историко-культурная матка). Да и вообще эпитет «железный» никакого отношения к матке не имеет. Матка – сплошная вязкая влажная органика, постоянно растущая и развивающаяся, а железо нужно, чтобы ее защищать от воли других маток.
Матка властна, самоуверенна и бескомпромиссна. Во всех своих проявлениях ее воля звучит так: «я так хочу», «я знаю как надо», и этим принципам в жертву приносятся не только воли других, но даже и другая жизнь. Социо-культурная эволюция матки сквозь века проносится от известных ожиревших палеолитических "Венер" к современным феминистическим проектам. Матка главенствует в образах состоятельных властных барынь у классиков (Епанчина в «Идиоте» и Лидия Ивановна в «Анне Карениной», у Пушкина в образе старухи из сказки о золотой рыбке) и у постмодернистских авангардистов (Лагорда у Кастанеды, великая мышь у Пелевина, да и Царица Небесная у Ерофеева – примерно тоже самое). Примеров можно приводить сколько угодно. Каждый вспомнит что-то свое.
Любопытно, что в естественнонаучной среде материалистов матка принимает особую форму. Это черная дыра. Абстрагируясь от непосредственной жизни, физики ищут смысл бытия в элементарных частицах их переходах и превращениях. При этом постоянно находятся самые маленькие частицы (вспомним эволюцию поиска от атома Демокрита до бозона Хиггса) с помощью которых физики пытаются объяснить происхождение миллиардов галактик, где воображение граничит с безумием. Неужели не очевидно, что этот процесс бесконечен как и сама вселенная? (это эмоция от меня). Суть в том, что матка, как базовый архетип не оставляет самых отвлеченных исследователей и тут. Световой луч (мужское начало) пронизывая космос притягивается к всезасасывающей черной дыре (матке). Что тут скажешь? Ничего.
Что это за дыра, что за сингулярность, где меняются и искажаются все априорные классические выкладки Канта (пространство и время) никто понять не может. Сами физики говорят, что это нельзя понять, надо принять. Приняли – ну и где тут наука? Без понимания то?...
Не ребят, жись берет свое. От матки никуда не деться.
В заключение скажу, что мне, например, матки постоянно попадаются в поездах. Обязательно напротив поселяется толстая женщина с одним или двумя ребенками (часто второго ребенка заменяет тощий пропитый мужик). Она короткострижена, ручки торчат как у пингвина в стороны, ночью храпит и пукает. Матка любит краситься и есть. Как садится в поезд – сразу стол завален курями, яйцами, помидорами, огурцами, пирожными, лимонадами и пр. и пр. И каждый раз, наблюдая матку, я не могу поверить, что когда-то это была стройная, хрупкая и соблазнительная девушка. Маша, Ирина, Ксения, Юлия. Катюша, Марина и пр. и пр….

Наш спонсор дезодоранты «Axe»