Мир молодого художника

Ирина Юлина
     Терентьев Константин  Леонидович родился в 1979 году в Москве.   С детства увлекался рисованием и обучался в детской художественной школе №3. Занимался в мастерской художников Б. Малинковского и  С. Петропавловской.

      В 1994 году поступил в Московское государственное академическое училище Памяти 1905 года. Обучался на факультете промышленной графики. По окончании получил диплом с отличием и поступил в Московский Государственный академический  художественный институт им.     В.И. Сурикова. Сейчас он студент пятого курса факультета графики, учится  в мастерской искусства плаката под руководством профессоров  О. Савостюка и М. Лукьянова.

         В июне 2004 года К.Л. Терентьев и Д.В. Рахимов  создали в интернете галерею «Art-Rus», которая является их личным проектом (www. art-rus.ru).

       Летом 2004 года в КЦ  «Красногорье»  прошла персональная выставка   молодого художника К. Терентьева,  члена творческого объединения «Лик».

       На выставке меня поразила мрачность взгляда на мир этого человека. Был ли это   черно-белый взгляд  художника-графика и  отсюда  тяжелое  пасмурное настроение  даже в пейзажах?  Да и  тематика офортов, например, «Разруха»? Откуда пессимизм у молодого человека? Конечно, наша сегодняшняя действительность мало располагает к оптимизму. 
 
      Мне захотелось познакомиться с  художником. Не скрою, представляла его   букой, флегматичным  и угрюмым.

      Каково же было удивление, когда передо мной предстал лучезарный голубоглазый блондин с обаятельной улыбкой.

-  Кто в семье оказывал на Вас большее влияние:  мама - педагог-философ или папа - психолог?
-  Меня воспитывали оба родителя, много занимались, общались постоянно. Похож больше на папу и внешне, и по характеру.   

- Что доставляет вам радость в жизни?
- Обычные радости, что у большинства людей. Но выделил бы встречи с друзьями. Близких друзей у меня не очень много, с остальными   поддерживаю хорошие отношения.  И, несомненно, люблю рисовать, писать -  сам творческий процесс. Результат меня не всегда устраивает. Особенно, спустя какое-то время, работа не кажется такой удачной, как сразу после завершения. Доставляет удовольствие оценка работ со стороны.

- Почему такое мрачное настроение в   полотнах, даже в пейзажах?
- У графиков, по сравнению с живописцами, более сдержанный подход к цвету.  Нас интересует больше пластика, сочетание форм, линий, пятен, а  не игра света и красок. 
 
- Вы смотрите свысока на наш несовершенный мир или вам хочется изнутри понять, что происходит?
- Мне хочется обратить внимание зрителя на   недостатки окружающего нас мира. 
   
- Офорты серии «Разруха»: «Комната», «Крест», «Коридор», сделанные Вами в 2001 и  2002 годах, вызывают, мягко говоря, грустное настроение. Как они появились?
- Обратил внимание, что в центре Москвы фасады домов отреставрированы, но заходишь внутрь, а там… Мне стала интересна   обратная сторона Москвы. Разруха, как внутреннее состояние города. Серия предполагалась большая. Меня привлек некий эстетизм вещей, который, как правило, не вызывает интереса, например, кирпичные развалины. Эта серия еще не закончена. Тему Москвы я не до конца раскрыл, остановился на «смаковании» форм и фактур. Привлекла внимание красивая фактура: облупившаяся штукатурка стены, разрушенная кирпичная кладка. Если обратили внимание, в офорте «Изборск. Старая крепость» мне тоже захотелось показать  фактуру    каменной кладки.
 
- Меня тронула Ваша «Бабка» (гравюра по воску, 2002).   На фоне храма, который виден через арку,   старушка со сложенными на груди руками.  Глаза на  морщинистом лице,   устремлены на нас. Крепко сжаты губы.  Много перенесла на своем веку  эта женщина. Что  Вы хотели выразить?
- Это об одиночестве. То, что хорошо в жизни – само собой разумеющееся. Хочется обратить внимание на то, что плохо.

-  Частью темперы «Красный натюрморт» (2003) является маленькая фотография буденовца, героя Гражданской войны в углу громадной рамы.  Кроме того,  труба на столе, фон  картины - красное полотно. Какая идея  работы?
- Память об ушедших временах.

- Вы считаете, эта память должна жить в народе?
- Несомненно, должна.  Последнее время стало модно ругать прежний строй. Я не придерживаюсь тех политических взглядов, но память должна быть не только о плохом, но и о хорошем, что было.

- А что, Вы считаете,   было хорошо?
- Я в то время не жил. Но думаю, что в самом начале  прежнего  строя было   единение, гигантские стройки.   Хотя и использовался труд заключенных, но был и порыв, молодежь принимала участие в жизни страны, в этих стройках.  Сейчас каждый стал  жить  сам по себе. Замыкаются, борются со своими проблемами в одиночку. Вот и  я сам по себе.
      
- Что может повлиять на ход истории в нашей стране?
- Может повлиять сильная личность.

- А сегодня есть такая личность?
-  Не вижу, хотя я не очень интересуюсь политикой. 

- А что Вы читаете?
- Много   читаю.  Люблю  романы братьев Стругацких, практически все перечитал.  Любовь началась   после фильма «Сталкер». Люблю все фильмы Тарковского. Он работал как художник. У него в фильмах каждый кадр проработан как живописное полотно.
  Из прочитанного в последнее время -  Гюстав Майринг «Голем». Мне его посоветовал приятель-книжник.  Это австрийский писатель, его можно отнести к  субъективистам типа Сартра.

- А   Виктор Пелевин нравится?
-  Пожалуй, нет.  Он не захватил. Это в виде забавы, чтобы было о чем поговорить с друзьями.  Да, совсем забыл сказать, мне нравился Кафка.

-  Нравился?  В каком  же возрасте?
- Я прочитал «Превращение», когда мне было   лет тринадцать.   Запомнил этот  страшный рассказ.  Потом меня захватила экранизация «Замка» (фильм Балабанова), затем   уже взрослым стал читать   Кафку.

- Кто из художников Вам нравится?
- В  современных авторах я не очень разбираюсь. Из ныне живущих авторитетов мало. Да много кто нравится, например, Врубель всегда нравился.

- Чем нравился?
- И живописной техникой, и некой   таинственностью, сказочностью, но не как у Билибина. Врубель - один из лучших символистов. Кроме того, Врубель был человек   скрытный и недостаточно понят современниками.
 Мне нравятся наши импрессионисты: Борисов-Мусатов,  Коровин. Из более поздних художников нравился  конструктивист Родченко, кстати,  и плакаты его тоже интересны. К теме конструктивизма сейчас интерес возрастает, в рекламе применяются такие же ходы, компоновки, шрифты.
 Из прошлых  художников – Питер Брейгель, Босх, Альбрехт  Дюрер.

-  «Веселенькая» компания любимых художников. Вы почему-то  только Гойю не назвали  для полноты картины «страшилок»?
- Нет, Гойю я не люблю. Даже роман Фейхтвангера о нем не сумел дочитать.

- Почему  Вы выбрали   специальность - искусство плаката?
- Оканчивая училище по специальности графический дизайн, хотел поступить в Суриковский институт и получить еще одну специальность,  несколько изменив направление. При этом не хотел окончательно отрываться от уже выбранной специальности. Дизайном я зарабатываю, дизайн очень динамично развивается.   Кроме того, рисую так же  не коммерческие вещи.

- Как изменилось   отношение к  изготовлению современного  плаката по сравнению с плакатами   «ОКОН РОСТА», в  которых использовались традиционно лубок и раёшник? Со времени, например, всем известных плакатов   В. Маяковского,  М.Черемных и др.
- Во-первых, хороший плакат встречается сейчас достаточно редко. Они яркие, бросающиеся в глаза, но  по графике и по содержанию как произведения искусства – банальные. Сегодня больше работают психологи над тем, как бы человека заставить купить товар.

- Но в  «ОКНАХ РОСТА», в том числе, была и реклама товаров.
- Но там был больше художественный подход. Рекламу делали либо с юмором, либо художник обращал внимание покупателя чисто изобразительными средствами. Сейчас же работает психолог, художник уже просто компоновщик. Например, вот этот ребенок хорошо запоминается, вот кто-то уже слоган написал.   Реклама – уже не творческий процесс, а работа корпорации, компании.

- Где Вы занимаетесь дизайном? Вы работаете?
- Я работаю в Центре исследования статистики науки при Министерстве образования в  издательском отделе, в котором   подготавливают к печати литературу  по аналитике и  статистике. Занимаюсь оформлением книг, рекламных листов и т.д.  Кроме того, у меня есть индивидуальные   заказы.

- Кто из художников оказывает на Вас сегодня   творческое влияние?
- Сегодня смотрю на педагогов, как на людей, перед которыми должен отчитываться о сделанной работе. Мне нравилось, как Мирон Владимирович Лукьянов критикует мои плакаты,  его критика всегда полезна.
   Большое влияние  на меня оказывают  друзья-сокурсники. Наблюдаю   за их   находками. Иногда хочется попробовать что-нибудь подобное. 
    Могу назвать Алексея  Попова, он - офортист. Еще есть офортист - Суворов, он тоже мне нравится. В школе  акварели Сергея Андрияки сделали хорошую офортную мастерскую. Там у Алексея Попова учатся дети и взрослые.  Я тоже хожу  к нему заниматься офортом. Он    мне помогает, говорит мнение о моих работах, спрашивает мое мнение о своих работах.
    Поскольку все рухнуло, стало тяжело заниматься офортом. Негде печатать, негде взять медь или цинк. Ведь лист металла  должен быть полированным. Раньше все это производили. Сейчас даже из-за границы не привозят.                Тем не менее, думаю, что    дипломная работа у меня будет в технике офорта.  Это одна из наиболее творческих техник.

- Для чего Вы с Д. Рахимовым создали галерею во всемирной паутине?
- Для поддержки и развития художников. Художники, желающие сотрудничать с галереей, не ограничены ни техникой, ни жанром, ни направлением искусства, в  котором автор выражает свой талант.

- Успешна ли Ваша затея?
- Галерея, по интернет меркам, достаточно успешна по посещаемости. По продажам пока галерея безуспешна. Держимся на энтузиазме. Уже есть более 20 художников и  еще несколько человек ждут, когда у нас появится время  разместить их работы. Ведь мы это делаем в свободное от учебы и работы время. 

    Несомненен творческий потенциал Константина Леонидовича Терентьева и большое творческое будущее художника.


                05.09.2004