Связь рационального и поэтического на примере К. К

Валерий Белов
К. КЕДРОВ КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ

 Небо - это ширина взгляда
 взгляд - это глубина неба
 боль - это прикосновенье Бога
 Бог - это прикосновенье боли
 сон - это ширина души
 душа - это глубина сна
 выдох - это высота вдоха
 свет - это голос тишины
 тишина - это голос света
 тьма - это крик сияния
 сияние - это тишина тьмы
 радуга - это радость света
 мысль - это немота души
 душа — это нагота мысли
 нагота - это мысль души
 свет — это глубина знания
 знание - это высота света... и т.д. http://www.stihi.ru/2010/01/31/293



 Мостик между рациональным и поэтическим мышлением (на примере метаметафоризма К.Кедрова)

 МЕТАМЕТАФОРИЗМ - направление отечественной поэзии. Так назвал его Кедров, главный теоретик метаметафоры, небольшая поэма которого «Компьютер любви» может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущенной, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой.

 Метаметафорическая поэтика К. Кедрова имеет все основания, чтобы считаться «заумной» в том смысле, что она непонятна обыденному мышлению. Так ли это на самом деле? Поэтика сама по себе представляет особую форму передачи информации в широком её понимании, включающим все оттенки ощущений и смысловые нюансы.
 К.Кедров неслучайно отказался от законченных предложений и знаков препинания. При мышлении образами метаметафорического содержания логическая форма представления сути сказанного уже становится излишней, даже более того – она противоречит самому принципу метаморфизма.
 Тем не менее, присутствует связь между мышлением образами (как застывшими мыслеформами) и привычным рациональным мышлением, предполагающим переход от причины к следствию. Обнаружить эту связь порой нелегко, она может быть косвенной, опосредованной или неоднозначной. Ещё труднее обнаружить эту связь уже в двух строках поэмы К.Кедрова, но по тому, как они представлены стоящими рядом без знаков препинания, можно предположить, что она эта связь существует хотя бы на ассоциативном уровне.

 Обратимся непосредственно к строкам из поэмы Д.Кедрова КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ.
 Вот две строки, построенные в соответствии с принципом метаморфизма:

 Небо - это ширина взгляда
 взгляд - это глубина неба

 Первая строка: «Небо - это ширина взгляда». В чём метафоричность данной строки? Она - в ширине, которая свойственна небу (по определению) и взгляду (по представлению автора). Аллегоричность строки в том, что в ней художественное обособление ширины человеческого взгляда выполнено путём сравнения с небом. Таким образом, строка вне обыденного представления (небо и взгляд – представители различных смысловых рядов) приобретает объяснение, достаточное для поэтического образа. Но здесь ещё содержится и метаморфизм особого рода, когда не взгляд широкий как небо, а небо – атрибут человеческого восприятия, представляющий собой широкий взгляд на мир.
 Вторая строка: «взгляд - это глубина неба» уже не несёт в себе подобного столь очевидного рационального объяснения в рамках теории поэтики. Но тут прослеживается ассоциативная связь с первой строкой (ширина – глубина). Метаморфическая её сущность обнаруживает себя тем, кому близок стиль мышления автора… увы, но я себя к ним не отношу.

 Следующие две строки

 боль - это прикосновенье Бога
 Бог - это прикосновенье боли

 Если подходить с позиции обыденного представления о боли и Боге, то строка противоречит сущности Бога, приносящего человеку облегчение. Но понятие боль в строке К.Кедрова может трактоваться как больная совесть, когда человек переживает за других также болезненно, как за себя самого или своих близких. В таком случае этот человек ближе к Богу вплоть до того, что можно говорить о прикосновении Бога.
 Вторая строка мне представляется отступлением от возможного смыслового содержания ради формы, которую определил для стихотворения автор.

 сон - это ширина души
 душа - это глубина сна

 То, чем для всех представляется ширина души, понятно и без объяснений. Но только во сне мы можем быть именно такими душевно широкими, в жизни мы другие. Так можно объяснить первую строчку. Вторая строка построена на ассоциации (ширина – глубина) и с логическим продолжением сказанного, предполагающего смысл, что чем мы дальше от реальности, тем становимся душевней.

 свет - это голос тишины
 тишина - это голос света

 Прозрение наступает на свету, понимание (сродни прозрению) требует сосредоточенности, которая без тишины недостижима. А если есть что-то желаемое, но недостижимое, то кричать хочется… Это одна из возможных логических цепочек, имплицитно содержащихся в первой строке. Вторая строка – как зеркальное отражение первой, если развивать мысль в обратном порядке.

 тьма - это крик сияния
 сияние - это тишина тьмы

 Крик сияния от отчаяния (наличие тьмы) – первая строчка, но стоит тьме замолчать – появляется свет (смысл второй строки).

 Подобным образом можно дать объяснение практически любым строкам поэмы К.Кедрова. В континууме образов автор оставил огромное поле для наполнения читателем собственными мыслями, из которых вырисовывается метаметафорический взгляд самого автора. Как он сам говорит «привыкайте к метаметафорическому зрению, и глаз ваш увидит в тысячу раз больше, чем видел раньше».
 Не знаю, насколько мои мысли соответствуют действительному пониманию метаметафоризма К.Кедрова, но назвать его поэтику заумью у меня нет никаких оснований.