Пятигорск в письмах

Ирина Ионова
Через весь центр города Пятигорска идет красивая каштановая аллея. Она начинается возле Академической галереи, что находится между горой Горячей и Машуком и спускается вниз, далеко в город. Это проспект имени Кирова, но до Октябрьской революции 1917 года здесь была Царская улица.
 
…После обеда я шла гулять по городу. Сначала я поднималась к Академической галереи или как её первоначально называли Елизаветинской в честь жены Александра 1, княжны Елизаветы Алексеевны. Галерея находится в самом начале Кировского проспекта. Именно на этом месте когда-то находился первый источник минеральных вод, именно здесь препроводило свободное время «водяное общество», описанное М. Лермонтовым в произведении «Герой нашего времени».

Академическая галерея была названа в честь двадцатилетия Академии наук России и такое название она носит до сих пор. Она была построена в 1848 – 1850 гг. Полностью изготовлена из машукского камня.

Помню, что когда я приезжала сюда студенткой, в галереи ещё работали два источника минеральной воды, но теперь их уже нет, источник истёк. В одном крыле, на месте первого бювета находится музей насекомых. В другом крыле работает сувенирная лавка. Такие небольшие магазины сувениров есть в каждом городе, но в Пятигорске я впервые увидела сувенирную лавку, где торговали изделиями, как гласила надпись, из натуральной рыбьей кожи.
 
- Что же это за рыба такая? - не раз думала я, встречая такую странную рекламу. Где? В каких озерах водится рыба, из кожи которой производят кошельки, перчатки, футляры для очков и зеркальца? Поинтересовалась у брата, в молодости заядлого рыбака, но и он мне не смог ничего вразумительного ответить по этому поводу.

Если подняться от галереи чуть выше на одну из площадок Машука, то окажешься возле грота Лермонтова. История его такова. «В 1829 году при благоустройстве около Елизаветинского источника в ближайшей скале обнаружили небольшую пещеру. По предложению архитекторов братьев Бернардацци грот немного углубили и высекли  внутри боковой стены уступ для сидения. Около пещеры на каменной подпорной стене устроили площадку и провели дорожку, которая с одной стороны граничила со скалой, а с другой была обсажена ясенем. Из этого грота можно было наблюдать за «водяным обществом» у Елизаветинского источника. Летом 1837 года М. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», на которой был изображен и этот грот». (2 )
Некоторое время грот оставался безымянным, а с 1860 года, его стали называть Лермонтовским…

В 1870 году отставной поручик И.В. Алексеев, помещик Козловского уезда Тамбовской губернии установил в гроте мраморную доску со своей поэмой «Гроту Лермонтова», а в июле 1878 года на свои собственные средства устроил при углубленном гроте массивный каменный портал с железной решёткой. Над аркой была укреплена металлическая лента с надписью «Грот Лермонтова», а над ней понятливая всем эмблема с лирой.
…Уже давно не растут там ясени, но за перилами против грота можно заметить много разнообразной зелени. Это вьющиеся клематисы, вьюн и кизильник,  девичий виноград, колокольчики и ромашки и много ещё других цветов, каждый из которых старается  украсить собой древние скалы Машука.

 Почти над  самым Лермонтовским гротом стоит каменная беседка, называемая Эолова арфа.
Услышав необычные звуки, доносившиеся в парк откуда то сверху, я была удивлена и очарована. Мне казалось, что они были похожи на  пение большого хора. Позже мама мне рассказала об истории создания необычной беседке, называемой Эолова арфа, которая находится на одной из площадок Машука.

«До 1810 года здесь находился военный пост. «В 1829 году генерал Георгий Емануель предложил здесь возвести беседку для любителей обзора. Её назвали именем древнегреческого мифического повелителя ветров Эола оттого, что место это всегда продуваемо ветрами. В 1830 – 31 годами зодчие Бернардацци и военные строители соорудили Греческую беседку Эола из машукского камня в античном стиле. Внутри хотели установить статую Эола, но главный врач Фридрих Конради предложил установить  там оригинальный музыкальный
инструмент – эолову арфу – некогда изобретенную английским монахом и распространенную тогда в Европе. Доктор убеждал, что её «чарующие небесные звуки» будут благотворно влиять на душевное состояние больных посетителей вод…».
«…В 1831 году этот инструмент был доставлен из Петербурга. Он состоял из пары арф, заключенных в общий дощатый корпус – резонатор с особым крылом, который всегда разворачивало в  арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие, через узкие щели арф, вызывали произвольные колебания внутренних жильных струн. В зависимости от силы ветра, звук арф был то сильным, то тихим». (2)Но с таким устройством эолова арфа могла играть только в летние дни.
Каждые двадцать лет проводились ремонты беседки, постепенно изменявшей её внешний облик. В 1972 году на куполе беседки был установлен уникальное электромеханическое устройство, управляемое ветром. Эоловая арфа стала играть беспрерывно ещё двадцать лет.

С площадки, где установлена Эоловая арфа, можно созерцать не только великолепный пейзаж Горячеводского района Пятигорска, парка Цветника, театра оперетты и Сабанеевских ванн, но также можно увидеть в особенно яркий солнечный день весь хребет Кавказского перевала.
(продолжение следует)