Глава 33. Кризисами на Руси никого не запугаешь

Борис Жеглов
Не запугаешь, потому что все мы по жизни не раз пуганые и жизнь продолжается всегда. А дорога длиною в жизнь ведёт нас самыми необычными путями. И самое интересное при этом, что жизнь прекрасна. К середине лета в погоде и на душе потеплело. Помимо встреч со старыми друзьями в Севастополе передо мной забрезжила надежда найти на Украине могилу моего отца. В похоронке, полученной от министерства обороны СССР, было указано, что отец и весь экипаж танка погиб 25 августа 1944 года в селе Вейсово Молдавии. Конечно, много лет назад я поехал в Молдавию и безуспешно искал могилу отца. Несмотря на помощь самых разных людей, села с таким названием в Молдавии не нашли. Обращение в архив МО в очередной раз ничего не прояснило. В этом году бывший рижский нахимовец Саня Погоцкий с помощью членов своей семьи и ветеранов Молдавии нашёл, что село с таким названием находится в Березовском районе Одесской области. В Одессе жил мой друг Илюша и надежды на поиск могилы отца крепко выросли.

Мой добрый ангел Айя с работы моего сына уже давно взяла мне дешёвый билет на самолёт до Симферополя на 14 июня. Оставалось только поучаствовать на торжествах по поводу завершения начального образования моего внука, поздравить его с переходом в 5-й класс и получить его согласие на совместную поездку в Севастополь. Тут меня ждал сюрприз. Молодой мужчина заявил мне, что он не может подвести свою партнёршу по танцам Катю, а они должны готовиться к международным соревнованиям. Я с уважением отнёсся к решению моего внука и сообщил своему другу Роману, что до Севастополя буду добираться самостоятельно. У моего друга, оказывается, давно созрело решение встречать меня в Симферополе, а отказываться от своих решений он не привык. Возможно, под его напором я бы и согласился на его вариант, но возникли новые обстоятельства. Наш латвийский аэрофлот под названием airBaltic (для удобства пассажиров и жителей, как любят говорить руководители разного уровня нашей страны) стал гонять свои Боинги с каждым годом все позже. Мой друг не мог ездить далеко и ночью без своей супруги Эммочки, а я не мог позволить себе заставлять Эммочку мучиться по ночам из-за меня. В конце концов, по компьютеру мы обменялись небольшими колкостями, и последнее сообщение мне гласило, что ключ от моей дачи будет ждать меня под камушком. Не дождался. С помощью любезной знакомой, благодаря моему внуку, по имени Инна я был доставлен до желдорвокзала, где ночью удачно попал на киевский поезд до Севастополя. Рано утром я был в городе-герое. Часок почитал вывески на вокзале, чтобы не беспокоить рано моих друзей, и в 7 часов позвонил Ромику, что он может везти меня к Эмме на завтрак. Больше этим летом в конфликты мы не въезжали, и лето провели замечательно. День-другой я приводил дачу и себя в относительный порядок. Наконец можно было идти отметиться в любимое кафе «Источник» на Большой Морской. Тут-то и началось утром 18 июня самое интересное и знаменательное для меня событие этого лета. Продолжалось оно практически все лето и не заканчивается до сих пор. Я издали заметил в районе памятника адмиралу Флота СССР Н.Г.Кузнецову молодую красивую женщину в широкополой шляпе и длинной юбке до асфальта. Заметно было, что она обращается к многочисленным прохожим, но ответа на свои вопросы не получает. Чем ближе я подходил к ней, тем чаще лезли в голову слова песни «Ах, какая женщина, мне б такую». Правда, тут же в голову приходили более логичные мысли, что из–за разницы в возрасте желание невыполнимо. Но помочь женщине я был обязан и галантно, как учил начальник нахимовского К.А.Безпальчев, спросил: «Чем я могу быть полезен вам, сударыня?». Сударыня посетовала, что у неё сложилось впечатление, что по улицам города ходят одни приезжие и не могут подсказать ей, где находится нужный ей объект. Взгляд светло-серых или светло-зелёных глаз прошёлся по мне как удар шокера, и я сказал, что перед ней коренной севастополец, и он готов с удовольствием показать ей все, что её интересует. Интересовал её Главпочтамт, который находился в сотне метров и был хорошо виден. Она этого ещё не знала, и я охотно вызвался её проводить. Как позже призналась эта женщина, хорошо привыкшая к мужским знакам внимания, на мою седую бороду она не обратила внимания. Очень нужен ей был Главпочтамт, и проводник тоже был нужен. Учитывая все это, у почты я раскланялся и пошёл своей дорогой к «Источнику». Правда, через некоторое время ноги совершенно непроизвольно привели меня обратно на ступеньки почты. По истечении некоторого времени с кучей бумаг появилась моя знакомая и поспешила вниз по лестнице. Пришлось остановить её словами, что так быстро я за ней не поспею, а ей, как мне кажется, нужно показать ещё какой-то объект. Объект оказалось действительно нужен, проводник по логике тоже, и взгляд её меня в этот раз, похоже, сфотографировал, но с очень небольшой выдержкой. Когда моя знакомая отправила свои бумаги в Запорожье, то мне ничего не оставалось, как предложить ей показать ещё один объект в Севастополе, который, на мой взгляд, ей наверняка понравится. До сих пор её проводник справлялся со своими обязанностями, и она согласилась. До кафе «Источник» оставалось совсем немного. Когда мы поднялись на 2-й этаж, девушка за стойкой спросила: «Как всегда?» и, получив утвердительный ответ, предложила сесть за столик. Когда нам принесли 2 бокала полусухого севастопольского шампанского, Наташа (так звали мою незнакомку) окончательно убедилась, что я коренной севастополец. А я узнал, что она учительница из Запорожья и здесь с подругой снимают комнату и работают на бывшего морского офицера, который командует пиратской развлекательной эскадрой катеров, катающих народ по бухтам Севастополя. Работа состояла в должности зазывал на катера и экскурсоводов на этих же катерах. Работа занимала целый день в жару, дождь и прочие погодные прелести. Выходной один день в неделю. Радости большой, как и денег, такая работа для интеллектуала, а Наташа именно таким человеком и была, не доставляла. Но давать уроки летом было некому. Приходилось заниматься и такой работой, причём зазывалам платили больше, чем экскурсоводам. Так решал командующий пиратской эскадры, а ему возражать подчинённые не смели.

За шампанским Наташе зазвонил мобильник. На одном из катеров не было достаточно народу и не было экскурсовода. Наташа взволнованно засобиралась. Пришлось объяснить ей, что шампанское надо пить не спеша, а такая работа никуда не убежит. По дороге к её работе научил её, что в Приморском парке ей удалось уговорить на катер целых 5 человек, но 4 отказались, а одного она привела. Когда я шкиперу вручил 50 гривен, катер отчалил, а Наташа начала читать свою лекцию по заранее написанному кем-то шаблону. Читала она хорошо поставленным бодрым голосом педагога, но попутно допускала ошибки, которые резали слух людям, знакомым с морем. После экскурсии мы немного обсудили её лекцию, и к следующему разу с помощью интернета она подготовила свой вариант лекции. С каждым разом её лекции становились все интереснее. Денег эти усилия ей не прибавляли, но она, как очень добросовестный человек, все равно старалась. К очередному её выходному дню я спросил, чем бы я мог её приманить на свою дачу. Она сказала, что очень любит купаться в море и ковыряться в земле. Оба эти удовольствия я мог предоставить ей в полном объёме, тем более что на нашем закрытом пляже Фиолента посетителям предлагалась красивая живописная бухта. Она была окружена высокими обрывистыми скалами, и посреди бухты располагался остров под неофициальным названием Черепаха. На нем утром можно было загорать, пока солнце из-за скал не освещало всю бухту. К тому же в бухте практически постоянно была очень чистая вода, в отличие от городских пляжей. К приходу гостьи я приготовил бутылку сухого красного вина Бастардо Инкерманского завода урожая 2011 года, банку итальянского кофе. С кофе я очень угадал. По утрам Наташа, по давно заведённой у неё традиции, с удовольствием выпивала чашечку кофе. Потом перед работой я готовил нам, по давно заведённой у меня традиции, стандартную овсянку и чай под названием «Табун» из всякой травы, которая росла в саду. А кроме этого из сада подавались персики и замечательная крупная болгарская ежевика. Ежевикой восхищались все коллеги Наташи по работе. Они же азартно и охотно клевали Наташу за то, что молодая, интересная и самостоятельная женщина принимает знаки внимания от какого-то старика. И было за что. Когда Наташа на работу одевала вместо шляпы и длинной юбки белый берет и коротенькое платьице, перед вами стояла симпатичная молоденькая девушка. Чтобы не портить ей имидж я предложил наши тайные свидания проводить на берегу моря по аллее Екатерины. Дух Екатерины помогал хранить тайну наших свиданий. Наташа и сама постепенно становилась конспиратором. Она заявила всем своим дамочкам, что она познакомилась с писателем и историком, который помогает ей в работе по совершенствованию её лекций. Новое звание и должность мне, конечно, льстили, но должен признать, что качество своих лекций повышала сама Наташа с помощью своего ноутбука и своих разносторонних достоинств. И чем больше я узнавал её и её многочисленные достоинства, тем больше она мне нравилась и тем большей любовью я к ней проникался. А влюбился, как простой мальчуган. Хотя медики и учёные этому состоянию чёткого определения ещё не нашли, но от этого оно не теряет своей прелести. В один из выходных лектора я пригласил свою девушку на знаменитую героическую 35 батарею. Сам я посещаю эту батарею ежегодно и всегда с душевным трепетом. Также реагировал прошлым летом и мой внук. Мы посмотрели многочисленные подземелья батареи и одной из паттерн вышли к побережью в том месте, откуда в июле 1942 года удирали представители командования разного уровня, бросив на произвол судьбы тысячи защитников Севастополя. В этом месте рассказ экскурсовода всегда производит почти на всех тяжёлое впечатление. После посещения Пантеона заметно было, что Наташа переживает все это со слезами на глазах. Позже мы вместе с волнением прочитали небольшую повесть севастопольца Виталия Фесенко «Может, свидимся ещё?..» изданную в 2007 году. Правда о трагедии последних защитников Севастополя постепенно начинает появляться в печати. К сожалению очень поздно. Книга издана очень маленьким тиражом.

Помимо переживаний от посещения 35-ой батареи, много волнений нам доставляли и военные действия в Сирии. Мы хорошо помнили войну 1941 – 1945 года и не могли не сопереживать сирийцам. Американцам, которые организуют войну в Сирии, как и многие другие войны по всему миру, удалось заручиться поддержкой суннитских арабских союзников (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар) и натравить их на преимущественно шиитский Иран верный союзник Сирии. Религиозные распри всегда носят кровавый характер, а США при этом преследуют свои корыстные цели. Им хочется организовать поставку нефти и газа в Европу не через Суэцкий канал, а напрямую трубопроводами через территорию Сирии. И утереть при этом нос России, которая использует для своих нужд сирийский порт в Тартусе. Для этого им надо убрать неудобного им правителя Сирии, как они убрали Каддафи в Ливии, и поставить своего человека. Большинству стран арабских союзников США это тоже выгодно экономически. За экономическими и политическими выгодами американцы быстро забывают свои проблемы 11 сентября 2001 года. А большая часть арабских союзников США являются на сегодня основным источником финансирования суннитских террористических организаций по всему миру. Восток – дело тонкое, как говаривал красноармеец Сухов. Ну и если не война, то боевые действия различных партий Украины в борьбе за Киев тоже не могли нас не огорчать. Хотя мы и старались не обращать на это никакого внимания.

Друзьям моим Роману и Володе Наташа была представлена не очень официально по ходу дела. Роман сам, как бы случайно, зашёл к нам на дачу дать мне инструктаж, как поливать цветы и растения и охотно поговорил с Наташей. В гости к Ромику за лето мы с Наташей ни разу приглашены не были, но Эммочка как-то посоветовала мне забирать её с собой в Ригу. Советы Эммы всегда несли в себе много разного смысла, и я всегда относился к ним с должным вниманием. К Володе я неоднократно обращался с просьбой помочь доставить Наташу на нашу дачу, когда её начальник нагло заставлял её работать допоздна. Ей в конце работы ещё надо было ехать от Графской пристани до конечной остановки автобуса «троечки», которая называлась ЦУМ, но висело и старое название «50 лет СССР». Последний автобус к нам уходил в 21 час. Начальник нутром, несмотря на наши конспирации, чувствовал, что ценный работник и красивая женщина от него уплывает, и старался под разными предлогами задержать её на работе. При таком раскладе ей оставалось только поздно ехать маршруткой со своей подругой на квартиру, которую им за деньги выделил этот начальник. Не учёл только этот начальник, что его ценного работника и после 21 часа на ЦУМе ожидала Володина «Волга» с московскими номерами. Так мы и жили, а некоторые ещё и работали. Через пару дней знакомства с моими друзьями Наташа каждому дала довольно полную характеристику. К моему удивлению, а я с этими друзьями знаком больше 50 лет, наблюдения и оценки Наташи в большинстве случаев попадали в точку. Знание людей у неё были достаточно полными. Как выяснилось позже, с личным составом ей приходилось работать, и это было заметно. Работать с людьми, а особенно командовать ими, занятие тяжёлое. В конце появляется жизненный опыт, а у некоторых со временем и житейская мудрость. Человек этот знал себе цену и в большинстве случаев знал, что ему нужно. Настоящая запорожская казачка. Характер крепкий и временами даже строптивый. Однако, как тонкий психолог, часто на мои предложения отвечала: «Как скажешь, дорогой». Конечно, я не тешил себя иллюзиями, что все мои пожелания будут выполнены, но слышать это было приятно. И все это мне очень даже нравилось. От деда мне на генном уровне передался его кураж. Если я по жизни оказывался на коне (состояние мужчины «на коне» часто создают близкие женщины), то мне всегда хотелось покрасоваться перед любимой женщиной. Перед Наташей, отправляясь в поход, я с удовольствием готов был выпить «стременную» чарку, а вот «забугорную» с другой дамой я никогда уже не мог себе позволить, да и Наташа это вряд ли бы одобрила. Мой собственный жизненный опыт говорил, что наладить хорошие отношения с женщиной довольно сложно, а испортить просто. Со временем выяснилось, что портить наши отношения мы оба не собирались никаким образом.

Подходил большой для меня и моих друзей праздник День Военно-Морского Флота. Друзья мои по разным причинам в гости ко мне на этот праздник прийти не могли. Наташе, я допускал, по долгу службы придётся праздновать его на своей флотилии. По заведённой у меня давней традиции я развесил флаги расцвечивая, накрыл праздничный стол и приготовился встречать праздник в одиночестве. Каково же было моё удивление, когда рядом появилась Наташа, очень душевно поздравила меня с праздником и поднесла мне необычный оригинальный подарок с дарственной надписью. На небольшой акварели была изображена душевная парочка. Кот и симпатичная рыжая кошечка сидели в обнимку на фоне памятника Погибшим Кораблям. Наташа продекламировала стихи к этой картинке: «Яка гарна парочка, Тарас та Одарочка». Мне оставалось поправить совсем немного – Борис та Наталочка. Картина эта заняла своё достойное место рядом с моим рабочим столом в Риге.

В один из дней мы пригласили к себе в гости Володю с Ларисой. Роман с Эммой отказались, т.к. внезапно заболела мама Эммы. На костре я приготовил на решётке куски курицы с веточками розмарина. Это блюдо всегда всем нравилось. Наташа красиво накрыла стол, и гости вскоре прибыли. Дамы пили вино и пели песни. Мы с Володей умеренно кушали водочку, когда вдруг Володю понесло. Начал он с обычных для него оскорблений Ларисы, а потом решил было приняться и за Наташу. Оскорблять свою любимую женщину я никогда не позволял даже своим старым друзьям. Пришлось это объяснить Володе, и хороший вечер был испорчен. С остальными соседями мы жили дружно. В садовом кооперативе охотно использовались мои способности и возможности проводить разные высотные работы на крышах. Нахимовская практика на шхуне «Лавена» давала свои плоды. У Романа я подлатал крышу. Сосед Анатолий попросил очистить и покрасить его металлическую крышу. Высокую и крутую. Когда с работы вернулась Наташа, в гости к нам прибыл Анатолий с дарами своего огорода, пластом криворожского сала, бутылкой горилки и ароматным букетом клематиса. Наташа быстро накрыла остальную еду, которая с её появлением у нас не переводилась, и пригласила всех к столу. К водке она относилась отрицательно, но рюмочку за компанию пригубила. Беседа в такой компании шла плавно и приятно. Анатолий немного похвастался, что его жена Люда моложе его на 12 лет. Наташа в своей манере с присущим ей юмором заметила, что Боре в этом плане тоже малёхо повезло. Наутро Толин букет я посадил около крыльца, и он сразу прижился. Также хорошо прижился у крыльца и камыш. Многие говорят, что рука у меня на этот счёт лёгкая. Сам я считаю, что растения, как и люди, отвечают взаимностью, когда за ними ухаживаешь с душой и любовью. Наташа с этим согласна и цветы для неё на нашей горе это тоже подтверждают. Особенно постарался выращенной мною из веточки куст гибискуса сирийского. С отъездом Наташи он расцвёл красивыми яркими цветами, которые ей очень нравились. Мыльница моя в конце концов окончательно вышла из строя, и цветущий куст я фотографировал подаренной мне Наташей очень крутой цифровой техникой. Другие мои соседи Юра и Серёжа этим летом приболели и работы на своём участке не вели. Нам не удалось даже поправить поломанный штормом Юрин забор. Правда на полив они приезжали, и если Наташа была на работе, то они везли меня в свой любимый шалманчик на лёгкую пьянку. Позже в городе я встречал Наташу, и мы ехали к нам на Фиолент. Конспирацией Наташе приходилось заниматься не только перед сотрудниками на работе, но и перед своими ближайшими родственниками.

И тут к ней в гости приехала её дочка Алина. У молодой начинающей журналистки возникли какие-то душевные проблемы, и она приехала к маме если не за помощью, то за сочувствием. Мама же за своих детей готова была на любые подвиги. В этом она полностью напоминала мне героиню американской писательницы Маргарет Митчелл из её книги «Унесённые ветром». Наташа по характеру, на мой взгляд, была точной копией Скарлетт О*Хара. Как и Скарлетт она ни в чем не хотела уступать мужчинам. Очень скоро она доложила мне, что фигуру «крокодил» из йоги она делает не хуже меня. А сделать это не могли абсолютное большинство молодых крепких мужчин на нашем пляже. Когда я на нашей даче по старой памяти красиво и удачно метнул в старую черешню остаток немецкого штыка времён войны, Наташа не могла это переживать долго. Через некоторое время она успешно поражала «вражеского часового» в шести случаях из десяти. Дочку свою она привезла на свою съёмную квартиру и утром взяла с собой на работу. Алина прокатилась на катере, прослушала мамину лекцию, но гулять в Приморском парке до конца маминой работы не захотела. Мама плюнула на конспирацию, позвонила мне и попросила отвезти дочку на наш пляж. Тут я с Алиной и познакомился прямо у Графской пристани. У мамы я спросил, могу ли я зайти с дочкой в кафе и, получив согласие, повёл Алину на Большую Морскую. Зашли мы с ней в очень уютный винный погребок аккурат напротив кафе «Источник». Молодой бармен Дима был в прошлом рижанином, и он охотно согласился показывать Севастополь моей внучке, как я отрекомендовал Алину. А наш пляж я показывал сам, пока не приехала Наташа. Алина к приезду мамы качалась в гамаке, а мама в форме капитан-лейтенанта кормила её вкусными блинами и вкусной ежевикой. Идиллия. Позже Алина неоднократно фотографировала нас с Наташей на нашем пляже. Смотрелись мы с её мамой очень даже не плохо. Однажды Алина свезла нас с её мамой на редкий для Крыма пляж с мелкой галькой в Любимовке, где я за многие годы ни разу не был. Там я фотографировал их своей верной старой мыльницей. Выглядели они обе замечательно и казались счастливыми. Название своё пляж оправдывал.

Рассказывая мне как-то раз о трудных годах своей предпринимательской деятельности, Наташа выдала очень ёмкий афоризм. А их у неё всегда было в достатке. Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик. Возможно эта ситуация тоже напоминала Скарлетт, но мириться с этим я никак не мог. Вскорести Алина поехала домой в Запорожье. В гости к Наташиной подруге Наде приехал из Киева бравый суворовец-внук, и Надя предложила своей подруге перебираться на дачу к Борису. Собственно перебирался только её чемодан. Все остальные нужные предметы уже давно были у нас на даче. Спутник деловой женщины ноутбук на нашей даче сигналы интернета практически не принимал, но зато мог воспроизводить приятную музыку, под которую мы с удовольствием танцевали при свечах. Наташе же регулярно необходимо было связываться с Запорожьем. Молодые симпатичные девушки в кафе «Источник» любезно предоставляли нам розетку и столик. Попутно с бокалом шампанского они выдавали разные интересные пожелания, специально отпечатанные для посетителей. Иногда эти пожелания попадали в точку. Наташе в пожелании было предсказано получение финансов, и она их почти сразу получила, что её приятно обрадовало. В моем было написано: «Ты – человек, притягивающий любовь!». Меня это тоже радовало. Тем более что для подтверждения этих слов Наташа сидела рядом. Для проверки чувств не хватало только повседневности. Можно водить любимую в кафе, дарить цветы, но этого все же недостаточно. Ухаживать за женщиной, как учили в нахимовском, надо ежедневно и постоянно. Настоящая женщина это обязательно оценит. Оценила, когда каждый день к приходу с работы её ждал горячий ужин, горячий душ и душевный разговор. Говорить с Наташей было одно удовольствие. Причем на любые темы. Голова у нее была не только для шляпы. В ней полно было самых разнообразных знаний. Некоторые мне приходилось догонять. Особенно в вопросах религии. Возражать ей почти не приходилось. Знания ее, как правило, были очень прочными. Когда вечера стали темнее и прохладнее, воду для летнего душа я грел на костре и бежал встречать Наташу на остановке. В очередной приход у Наташи появилась температура. Душ отменялся и ночью я согревал ее своим телом. Называлась эта лечебная процедура «грелкой на все тело». Назавтра у моего соседа Юры я затопил баню, устроил любимой настоящую парилку и старательно долго охаживал ее разными вениками. С удивлением услышал, что в такую парилку она попала первый раз в жизни. На второй день лечение парилкой продолжилось, и больная резко пошла на поправку. Практика боевого санитара давала себя знать. Через неделю я услышал от Наташи, что она, наконец, почувствовала себя женщиной. Меня это очень обрадовало. Похоже ее тоже. К нашей радости вскоре добавилась еще одна. У Наташи в семье сына появилась долгожданная внучка Сонечка. Наташа засобиралась домой помочь молодой семье няньчить дитя. Мне было грустно и радостно одновременно. Грустно от того, что мы на время расставались. Радостно оттого, что моя любимая теперь будет носить почётное звание молодой бабушки.

Появление на свет Сонечки мы конечно торжественно отметили, потом стали готовить к отъезду Наташу. Она захотела для мамы взять саженцы болгарской ежевики и рекламируемого моим другом Романом китайского растения под названием зизифус. Все это я аккуратно упаковал, чтобы моя потенциальная тёща оценила мои старания, хотя она о моем существовании и не догадывалась. Но всегда надо стараться действовать на перспективу.

Карты этим летом складывались для меня очень удачно. На отдых в Севастополь прибыл мой хороший старый друг по рижскому нахимовскому Юра Егоров. Конечно, он привёз интересные материалы по службе на Северном флоте, фотографии нахимовских времён и интересную книгу «ВикиЛикс. Компромат на Россию», изданную в Москве в 2011 году. Юра, как и прошлым летом, отдыхал в военном санатории на Северной стороне. Встречаться с ним мне всегда приятно, но скоро должна была уезжать Наташа, а мне хотелось их познакомить. Отправились мы на катере на Северную. В номере у Юры для дамы были приготовлены вино и фрукты, а мы пили очень интересную крепкую российскую настойку. Юра, как учили, заботливо ухаживал за Наташей и попутно рассказывал нам всякие интересные российские новости. Между прочим, курсант Юра Егоров в годы молодые принимал участие в строительстве скрытной базы подводных лодок в Балаклаве. И сегодня он не прекращает строительные работы в Питере. Знакомство состоялось. Позже Наташа выдала мне характеристику Юры и отметила, что галантность нахимовцев, по её мнению на порядок выше, чем у курсантов высшего военно-морского училища имени Нахимова. Спорить с женщинами не рекомендуется. На мой взгляд, рижские нахимовцы умеют лучше курсантов управляться с парусами, лучше умеют выполнять такелажные работы, умеют пользоваться флажным семафором. Эти знания привиты нам на всю оставшуюся жизнь.

После отъезда Наташи мы с Юрой часто и подробно обсуждали откровения знаменитого австралийского хакера Юлиана Ассанджа, который не только подорвал репутации целого ряда политиков, но и разрушил в массах доверие к американской дипломатии по всему миру. В книге он высказывает свой основной философский принцип: возможность свободно обмениваться информацией – верховное право любого гражданина. Любые права человека, да и законы вообще, - лишь производная от обмена информацией, без которого мы бы ничего о них не знали. С этим просто невозможно не согласиться.

Этим летом серьёзный удар сказкам о ценностях американской демократии нанёс молодой гражданин США Эдвард Сноуден являвшийся попутно и сотрудником ЦРУ. Часть своей ценной информации он слил сотрудникам американских и английских газет. Шум поднялся серьёзный. Спецслужбы США быстро определили находящийся в Гонконге источник утечки информации, но власти Китая выполнять приказы из Америки не очень торопятся и позволили Сноудену вылететь в Москву. В аэропорту Шереметьево по формальным признакам Сноуден был вынужден некоторое время пребывать в таможенной зоне. Паспорт его был недействителен, т.к. спецслужбы США его быстро аннулировали. А вот информация в ноутбуке Сноудена была действительной и ценной. Американский президент Б.Обама обратился с личной просьбой к президенту России В.Путину, чтобы тот отдал ему американского шпиона. У Путина в козырях была масса примеров невозвращения американцами советских и российских шпионов, и крыть Обаме было нечем. К тому же Путин, как принято на Руси, прикинулся «шлангом» и объяснил Обаме, что в России (Сноуден ещё пребывал в таможенной зоне) спецслужбы со Сноуденом даже и не работают. В преддверии плановой встречи «Большой двадцатки» в сентябре в Санкт-Петербурге намечалась и предварительная встреча в Москве двух президентов. Обиженный отказом Обама полетел в Санкт-Петербург через Швецию. Вольному – воля, как гласит русская пословица. А саммит состоялся. Правда, на нем похоже больше внимания уделялось не вопросам экономики, а ситуации в Сирии, по которой руководители крупных государств не могли договориться уже длительное время. Все имели разные мнения и разные интересы.

Рано утром 21 августа в пригороде Дамаска Гута была осуществлена химическая атака с применением ОВ, в результате которой погибло 15 мирных жителей. Правительственные войска и повстанцы обвиняют друг друга в применении отравляющих газов. Точных данных о конкретных исполнителях этой акции ни у кого нет, но повоевать многим хочется. Получивший Нобелевскую премию миротворец Б.Обама вместе со своими европейскими сателлитами готов немедленно начать военные действия против Сирии. Немного сдерживают его воинственный пыл только выступления в Совете Безопастности ООН России и Китая. Много усилий для политического урегулирования кризиса прилагают персонально Путин и Лавров. Для подкрепления политических усилий руководства страны в Средиземное море подтягиваются сменные отряды кораблей всех флотов России. США вводят в Средиземное море армаду кораблей во главе с атомным авианосцем. В Комитете начальников штабов США уверенны, что перед такой армадой отряду кораблей России не устоять. Главное надо получить убедительный повод для начала военных действий и создать в Сирии военный хаос. Военные моряки на Украине поделились интересной информацией по поводу создания такого хаоса с помощью ракетного обстрела территории Сирии «неизвестным» государством северного побережья Средиземного моря. Военные корабли России с помощью новых технических возможностей сумели нейтрализовать полет на Сирию двух крылатых ракет. Надо отдать должное и мужеству сирийского лидера Башара Асада, который до сих пор сопротивляется натиску США. Все эти события мы с Юрой подробно обсуждали, пока не закончился его отпуск. Проводы его мы отметили в кафе «Источник», которое через несколько дней отмечало свой двадцатилетний юбилей. В этот торжественный день я оказался там и от имени руководства дружественной Латвии и от себя лично поздравил руководителя этого замечательного коллектива Людмилу Ивановну с этой знаменательной датой и пожелал коллективу дальнейших успехов.

А некоторые районы Дальнего Востока России в эти дни заливало гигантское наводнение. Достаточно хорошо информированный еженедельник «АиФ» в сентябре выпустил большую статью, косвенно связанную с этим событием. Называлась она «Одинокий Зевс» и писалось в ней о талантливом российском инженере и изобретателе Алексее Смирнове, который в 1993 году получил патент РФ «Способ активного воздействия на атмосферу». Говорилось в статье о технических способах управления погодой с помощью генератора электромагнитных сигналов определённой формы и частоты, которые с помощью специальной антенны направляются в расчётную зону ноосферы Земли, где они создают условия для изменения погоды в заданном районе земного шара. Ежу понятно, что инженер этот мог работать только с относительно маломощным генератором. У многих технических специалистов не могла не возникнуть мысль, что огромная, мощная и очень засекреченная американская станция на Аляске по разным причинам может вызывать масштабные условия для изменения погоды в обширных районах земного шара. А если коллектив специалистов на Аляске не очень вникал в суть научных работ выдающегося русского учёного академика В.И.Вернадского, то результаты работы этой огромной станции могут далеко не всегда совпадать с планируемыми прогнозами. Если же к обсуждению этой проблемы подключить не технических специалистов, а гуманитариев, то может получиться такая «картина маслом», что задрожат коленки даже у многих руководителей крупных государств. Официальная версия этот природный катаклизм объясняет сильными муссонными дождями. Мой друг Боря Сиротин, который долго служил в тех краях, к этой версии добавляет недостроенную Чубайсом гидростанцию и нерегулярные дноуглубительные работы на фарватере реки Амур. Есть повод к размышлениям о причинах наводнения.

Отдых мой в Севастополе подходил к концу и размышления переключались на другие темы. Огорчения в связи с отъездом Наташи первое время не очень и ощущались. Каждое утро и вечер на моем мобильнике высвечивался установленный ею её портрет, и мы долго и приятно общались. Немного волновать меня начали массовые желания панамских родственников Романа перебираться на жительство в Севастополь, но Роман решительно заявил: «Пока я жив, никто твою дачу не отберёт». Слова эти меня успокаивали, тем более что права Романа были нотариально заверены. Сам он в очередной раз собирался ехать в российский город Каменск и буквально ошеломил меня известием, что он собирается принять гражданство Украины. Похоже, впредь мне придётся обращаться к моему другу, как капитану першого рангу. За годы перестройки и развала Союза мы и не то видали. Главное сохранять старую дружбу. Провожали в дорогу Романа мы с Эммочкой. Супруга как всегда полностью собрала Романа, но в доме не оказалось чайных пакетов (называется у нас это «чай в колготках») и мне пришлось бежать за ними на свою дачу. В суматохе вместе с чайными пакетами я отдал и свои ключи от дачи. Автобус повёз Романа с Эммой на вокзал, а я с тачкой пошёл на дачу, где меня встречал замок. Ключи с Романом ехали поездом на Симферополь, а я слонялся по кооперативу «Гидрограф» в непотребном одеянии и выслушивал сочувствия соседей. Запасные ключи были у бухгалтера кооператива, но ехать к ней в городском транспорте не позволяла одежда, да и денег на проезд в ней не было. Эмма приехала после обеда, и мы с ней долго пытались нарядить меня в одежды Романа. Габариты у нас были заметно разные и эту затею мы были вынуждены оставить. Пришлось мне натягивать джинсы Эммочки с богатой вышивкой, которую мы скрыли рубашкой навыпуск. Ещё мне оставалось оплатить своевременно оформление участка в едином регистрационном центре. С отъездом Романа мне пришлось обратиться за помощью в оформлении этих бумаг к замечательной женщине по имени Наташа. На Наташ этим летом мне определённо везло. Главная моя Наташа в это время скучала, по её выражению, в своём городе и занималась не только внучкой, но и дочкой. Аккурат в день моего отъезда в аэропорт Симферополя 9 сентября у мамы Наташи, как я уже знал от неё, был день рождения, и они с Наташей отмечали это важное событие. Я позвонил Наташе и просил передать мобильник маме. Марию Петровну я поздравил с её персональным праздником и поблагодарил за то, что вырастила и воспитала такую замечательную умную дочку. Мне показалось, точнее я почувствовал, что мама Наташи с этим была полностью согласна. Как человек с большим жизненным опытом, махнув рукой, она согласилась и на выбор своей любимой дочки. Правда при этом она произнесла свою любимую пословицу: «Бачылы очи, шо бралы, иште тепер, покы вылизуть». Про себя я отметил, что мою маму тоже звали Марией. Подобных совпадений в наших с Наташей жизнях я насчитал не менее трёх десятков. Главное же у нас совпадали жизненные позиции по многим вопросам бытия. Оба терпеть не могли ложь и предательство. Старались не подносить окружающим такие отрицательные поступки, которые они могли бы подарить и нам.

По давно заведённой у нас традиции в конце отдыха положено делать «отвальную». Закупаться Роман с Эммой отвезли меня в классный, по их мнению, супермаркет «Метро». В Риге подобных магазинов - близнецов достаточно много и они давно работают. По моим наблюдениям, цель их конкурировать с ценами на местных рынках и подрывать эти рынки. Тем более что выручка этих супермаркетов в большинстве случаев не попадает в бюджет страны. Руководство Украины, как и руководство Латвии, подобные проблемы не интересуют. Нас они не касаются, но отоварились в «Метро» мы очень содержательно: вино японское, водочка двух сортов и всякие гастрономические изыски. И все это по ценам ниже, чем в обычных магазинах и на рынке. Проблема возникла там, где её не ждали. Гостей на все это изобилие было не собрать. Мои соседи – морские офицеры Юра и Сергей трапезу с нами разделить не захотели и предложили организовать мне проводы в своём любимом шалманчике рядом с цветочным рынком. Там этих завсегдатаев любезно встречали две молодые хозяйки Лариса и Инесса, которые работали посменно. Отказать этим бывшим подводникам СФ я никак не мог, и после отвальной у Романа и Эммы пришлось организовывать свои проводы в указанном шалманчике. Одна из хозяек этого заведения из уважения к завсегдатаям без возражений нарезала нестандартные для заведения бутерброды и даже наливала напитки. Зато во время мужского душевного собеседования я заслушал интересный рассказ Сергея о подлёдном перегоне ПЛ с Севера на Камчатку. Такое вряд ли удастся где-то прочитать. Затронули мы в беседах и трагическую судьбу защитников 35-й батареи.

Перед моим отъездом позвонил из Риги мой друг Анатолий. Уточнил, что я прилетаю 10-го и просил на 13-е сентября ничего не планировать – будем женить его сына. Как член этой семьи пропустить такое важное событие я не мог. На свадьбе я танцевал с мамой Анатолия и её правнучкой Дашей. С Дашей мы с удовольствием танцевали на многих семейных торжествах. Через неделю в семье моего друга настало ещё одно важное событие – маме исполнилось 90 лет. Этот возраст незнакомые с ней люди никогда дать ей не могли, и на торжествах она выглядела молодо, как английская королева. Даша, осваивая подготовительный класс к школе, на праздник своей прабабушки немного припоздала. Увидев меня, она подбежала, поцеловала и прошептала на ушко: «Я тебя люблю». Вот это любовь! Жаль, что взрослея, некоторые женщины меняют свою философию по пословице «Что имеем, не храним...». Лишний раз пришла в голову давняя мысль, что бескорыстную любовь ко мне питают собаки, маленькие дети и пожилые женщины. Все эти живые существа глубоко чувствуют любовь и искренность.

По прилёту в аэропорту меня встречал сын и повёз к себе домой. Там он выдал мне неожиданный, он очень приятный сюрприз. Меня встречали две замечательные женщины – мои новые родственники: невестка Кристина и чудесная во всех отношениях внучка, которую я стал звать для краткости Габи. Это маленькое чудо радовало своим поведением не только своих родителей, но и всех окружающих. В бассейне меня встречали многочисленные друзья по спорту и молодая тренер по имени тоже Кристина. Спортсмены – пенсионеры лёгким гулом, похоже, выражали своё удовольствие от встречи после долгого перерыва. Один из них без лишних слов спросил, когда я сдам школьное сочинение на тему: «Как я провёл лето». Пришлось заверить, что как только, так сразу. Мой генерал обрадовал сообщением, что на мой день рождения он дарит мне свой генеральский холодильник. Люди моего поколения давно научены, что дареному слону в хобот не смотрят. Подарок я принял с благодарностью, но волновала мысль, чем я его буду заполнять.

Тёплое во всех отношениях лето заканчивалось. Наступал месяц рождения очень симпатичных для меня октябрят: В.В.Путина и моего внука Георгия. Оба они занимались дзюдо, но со временем сменили пристрастия. Внук стал успешно осваивать спортивные танцы, а Владимир Владимирович увлёкся политикой. Оба октябрята были ребятами старательными и добились определённых успехов каждый в своей области. На дне рождения внука было полдюжины ребят и две девочки. Гуляли они от души, и взрослые родственники скромно жались по углам. Их праздник, стараниями моего сына, удался. В середине октября сын провёл ещё два важных мероприятия. В субботу в маленькой православной церквушке на Взморье, в Кемери крестили мою маленькую симпатичную внучку Габриэлу. Крестной выступала школьная подруга мамы с одинаковым именем Кристина, а крестным был муж моей дочери Андрей. Службу вёл очень представительный молодой батюшка с роскошной бородой. На крестинах я познакомился с родителями моей невестки. Очень симпатичные душевные люди. На следующий день сын устроил мне и моим старым верным друзьям банкет по случаю моего рождения. Все это происходило за городом в живописном месте на берегу озера. Все остались очень довольны и хвалили моего сына и меня соответственно. Мои друзья – моё богатство. А моя любимая из Запорожья ещё раньше прислала три очень красивых открытки с очень содержательным текстом. Делать подарки она любила и умела. Так заканчивалось моё лето 2013, а мировой кризис заканчиваться никак не хотел. В Риге по приезду меня ждала газетная статья д.э.н. и бессменного руководителя известной на весь СССР парфюмерной фирмы «Дзинтарс» Ильи Герчикова. Он считал кризисы естественным порождением капитализма и предрекал скорое наступление очередного кризиса. В отличие от теоретиков экономистов он, как руководитель производства, был ещё и практиком, который последствия кризисов испытывал на собственной шкуре. В понедельник 14 октября мне удалось попасть на очередную встречу международного медиа форума «Формат А-3». Выступал молодой и интересный российский тележурналист Константин Семин. Говорил о глобализации и порождаемых ею кризисах. Чувствовалось, что предмет своей лекции он изучил очень полно. Несколько лет учился и жил в Америке. Этот источник демократии, финансовых и экономических кризисов знает не понаслышке. К тому же он демонстрировал фильм, съёмки которого проходили во многих странах мира. Все это позволило сделать вывод, что государственные структуры во многих странах отданы на откуп представителям финансовых корпораций. А главная задача олигархов во всем мире – максимизация прибыли. Настолько аргументированно объяснил аудитории, что никак нельзя равнять Сталина и Гитлера, что журналистам латышских СМИ оставалось только задавать вопрос об украинском голодоморе, который не задавал даже присутствующий на встрече журналист из Украины.

И хоть не боимся мы волка и совы, но к кризисам надо быть готовыми. Самый распространённый способ выхода из глубоких кризисов в условиях капитализма, как показывает мировой опыт, это война. И к этому тоже надо быть готовыми. Избавить человечество от этого не может никакой Пан Ги Мун и никакая ООН.