ЛЕНА И ЛЕВА

Владимир Арлюк-Шапиро
  Леве как раз сегодня исполняется восемьдесят, а Лена на пять лет старше Яши. Живут они в городе Ришон-Лецион в трехкомнатной съемной квартире вместе с бывшей женой сына – Олей. Их сын – Яша живет в том же городе со второй женой Ирой недалеко от их дома.
Сегодня  будний день.  Как всегда по утрам Оля занимает на полчаса ванную комнату и Лева, который встает минут на сорок раньше Оли и успевает привести себя в порядок, терпеливо объясняет Лене, почему ей не надо рваться в ванную. Наконец ванна освобождается,  и Лева запускает туда Лену, а сам отправляется на кухню, и пока Оля занимается в своей комнате туалетом, готовит ей утренний кофе. Кофе готов и вот к запаху свежезаваренного  черного кофе прибавляется терпкий запах французских духов. Из своей комнаты, в полном параде выпархивает Оля, энергичная женщина лет под шестьдесят.
- С юбилеем Левочка! – чмокает Оля Леву в щеку.
Она приступает к завтраку, который обычно состоит из чашечки крепкого кофе  и пары сухих печений.
После ухода Оли, начинают завтракать  Лена и Лева. Лена достает из холодильника творог, хумус, несколько кусочков нежирной индюшачьей постромы, и пару помидор. Лева обдает помидоры кипятком и снимает с них кожицу. Потом он приготавливает в тостере пару тостов. Лена намазывает на тосты хумус и сверху кладет  по ломтику пастромы.
- Знаешь, Лена мне сегодня снился удивительный сон. Будто я должен сдавать  какой-то экзамен. Приехал я на него с небольшим опозданием и вижу, что четыре дамы -экзаменационная комиссия, уже выходят из класса. «Все, все, экзамен закончен». И тогда я им говорю: «Я прошу прощение за опоздание, но я приехал издалека, из Ашдода, не так легко пожилому профессору добраться на автобусе из Ашдода в Ришон-Лецион». Одна из дам, самая симпатичная, сжалилась надо мной, и уговорила остальных принять у меня экзамен. Мы вошли в класс, дамы сели напротив меня, и та самая дама, что пожалела меня, задает мне вопрос, можете ли вы профессор, прочесть нам наизусть какие-нибудь стихи. И вот я во сне начал перебирать в памяти, что бы я мог им прочесть, вернее, чтобы я мог начать и кончить. Подумав немного, я начал читать Гумилева: «Ромул и Рем взошли на гору, холм перед ними был дик и нем…», прочел первое четверостишие, второе, а на третьем споткнулся, пытался вспомнить… и проснулся от чрезмерного напряжения.
- Левочка, ты померил давление, может быть у тебя высокое давление?
- Нет, давление еще я не мерил, но при чем здесь давление?
- Ты же сказал, что у тебя было чрезмерное напряжение и давление могло подскочить.
- Сегодня я чувствую себя неплохо. Лена, ты помнишь, что сегодня у меня день рождения и вечером придут дети, может быть кто-нибудь еще придет.
- Подожди, подожди, у тебя же день рождения в сентябре, четвертого сентября.
- Сегодня и есть четвертое сентября.
- Разве сейчас уже сентябрь?
- Да, Лена, мы же вчера с тобой говорили, что первого сентября у Левы начались занятия.
- Да, да, конечно помню, я же знаю, что наш Яшенька учитель, и что первого сентября у него начинаются занятия, я только не помню, он, что в Израиле тоже работает учителем?
- Конечно, он работает в школе учителем, преподает математику, первый год после нашего приезда ему пришлось поработать метлой, а потом его взяли на работу в школу.
- И сейчас он работает в школе?
-Он уже шесть лет работает в школе. А сегодня он вместе с женой Ирой и нашим внуком Борей придут к нам вечером поздравить меня с днем рождения.
- А Оля? Она не будет недовольна?
- Лена, о чем ты говоришь? Оля уже давно примирилась с тем, что Ира бывает у нас в доме. Во всяком случае, она ведет себя с ней всегда достаточно корректно. И знаешь, я рад, что по праздникам вся семья собирается у нас. Оля не должна себя чувствовать в нашей семье изгоем. Почти тридцать лет мы живем вместе. И вспомни, ведь это ты настояла, чтобы после того, как они с Яшей развелись, он ушел от нас, а Оля осталась.
- Не знаю, правильно ли я тогда поступила?
- Ну, над этим, сейчас уже не имеет смысла  задумываться, что, сделано, то сделано.
- Да, ты прав.
- Лена, Оля, купит торт на вечер, да и ребята что-нибудь принесут, а мы с тобой давай приготовим печеные яблоки в меду.
- Печеные яблоки, а что разве у нас будут сегодня гости?
- Лена, ну мы же с тобой только что говорили о том, что у меня день рождения сегодня, я бы ничего и не устраивал, но дети же обязательно придут.
- Левонька, я не помню, у тебя есть новая рубашка, ведь ты должен надеть костюм, и хорошо бы купить новый галстук. Я всегда, кроме подарка покупала тебе на день рождения новый галстук.
- Рубашка новая, думаю, что есть. А галстук придется повязать из тех, что имеется в наличии.
- А может, мы выйдем и купим тебе галстук, я хочу выбрать для тебя новый галстук.
- Лена, я не знаю, ты уже давно не выходишь на улицу. У меня есть вполне приличные галстуки. Мы сможем выбрать.
- Но я хочу выйти на улицу и купить тебе галстук. На следующий год я уже вряд ли смогу  это сделать, а сегодня мне кажется, что я дойду до магазина. Ведь это не так далеко.
-  Ну, давай попробуем. Лена, только ты учти, что у нас не так много времени,  я помою посуду, а ты начинай одеваться.
- Хорошо, дай мне полчаса на сборы, только раньше я должна погладить тебе рубашку.
- Лена, рубашка совершенно не мятая, ее можно одеть. И вообще, кто в Израиле гладит рубашки?
-  Ну, Левочка, я же вижу, что сзади рубашка совсем мятая.
- Как ты это можешь видеть, когда ты жалуешься, что плохо видишь даже то, что показывают по телевизору.
- Ах, Левочка, я не так плохо вижу, что показывают, я плохо понимаю, что показывают. А рубашку, я тебе все-таки поглажу. Это не так долго.
Часа через полтора Лена и Лева вышли из дому. В магазине Лена долго выбирала галстук, такой, чтобы был не очень ярким, но достаточно нарядным. Потом они вернулись домой. Лена почистила яблоки, а Лева оперировал с духовкой. Печеные яблоки фирменное Левино блюдо. А потом пришли гости. Оля купила в кондитерской Капульски замечательный торт. Ира принесла с собой несколько видов очень вкусных салатов и мясных деликатесы. Яша позаботился о шампанском. Были тосты, пожелания до 120. Даже Лена пригубила шампанского. Внук, Боря, побыв для приличия в компании взрослых полчаса, убежал по своим делам. Пожилая пара, давних Левиных знакомых тоже вскоре откланялась, сославшись на то, что им трудно передвигаться в темноте. А затем  Оля и Ира затеяли нескончаемый спор на политические темы. Оля темпераментно выступала в защиту левых, Ира защищала поселенцев и доказывала, что нельзя отдавать врагу ни кусочка нашей земли. Яша молча налегал на салаты и некошерные мясопродукты. Лева скорее относил себя к левым, чем к правым и тоже хотел выразить свое отношение к обсуждавшейся проблеме, но дамы так были увлечены спором, что не было никакой возможности приобщиться к разговору. К десяти часам гости разошлись. Оля пошла в свою комнату смотреть телевизор. Лева и Лена в салоне вытирают вымытую посуду, сервизные чашки и тарелки, извлеченные из мебельной стенки по случаю торжества.

*   *    *
- Послушай, Левочка, я так и не поняла, о чем спорили Оля и Ира? Левые, это как в России, - коммунисты?
-  Нет, Лена, ты же знаешь, мы с тобой об этом много раз говорили, ты просто забыла, что в Израиле левые и правые различаются только по отношению к судьбе поселений.
- Я помню, Левочка, ты не сердись,  а поселения - это ведь наши - еврейские?
- Ну, конечно еврейские, только арабы считают, что поселения находятся на их территории.
- А как же так получилось, Левочка?
- Лена, сегодня уже поздно, а разговор на эту тему может быть длинным, поговорим об этом завтра на свежую голову, я тебе все объясню.
- Лева, а по какому поводу у нас сегодня были  гости?
- Лена у меня же сегодня день рождения.
- Да, да, а, сколько же тебе стукнуло?
- Лена, мы же с тобой это сегодня несколько раз обсуждали, мне 80, мне уже 80 лет, Лена.
- Постой, постой, но я всегда знала, что я на пять лет старше. Так что же, мне уже 85?
- Да, Лена, получается так.
- Ну, тогда не удивительно, что я все забываю!
-  К сожалению, в нашем возрасте мы уже что-то забываем, пошли спать.