Конец Времён

Дэвид Кристенс
В соавторстве David Kristens и Лютый зверь
Примечания: Написано на Фестиваль Масок 4, на форуме "Нейтральная полоса".
История случилась на самом деле на том же форуме, когда поспорили два юзера и назначили арт-дуэль. А вот взгляд на дуэль со стороны их творений.
Лютый Зверь написал на фестиваль альтернативное окончание, но в данной редакции обе концовки сведены в одну.

***
Вархан с Окрайны поправил повязку Рода и половчей перехватил алебарду Света. Ему не нравилось это место. Темно, тихо. Слышно лишь собственное сиплое дыхание. Только что он с соплеменниками отбивал родное стойбище от теней, колол без устали. Иррайа вырвалась вперёд, тени окружали её, а Вархан с братьями рвался на подмогу. Шумела битва... а теперь – тишина. Вархан послал импульс оружию. В ответ клинок разгорелся  солнечно-золотистым светом. Вокруг, насколько хватало света – лишь чернота.
«Неужели это и есть предсказанный Конец Времён?» – Вархан Окраинный нервно сглотнул. Слухи, что мир однажды даст жизнь Войну Поединка, исполнит своё предназначение и растает, ходили давно. Да и как им не ходить, когда то тени налетают, то реки вспять повернут… Уже пятнадцать лет Вархан защищал свой народ, не зная сомнений. Но сейчас он растерялся. Впервые за всю свою взрослую жизнь он обратился к своему богу: Священный Зверь, да где же все?!
–Прости, твоего мира больше нет.
Вархан развернулся, плавным движением перетекая в защитную стойку. Перед ним сидел Священный Зверь. Сам. Воин рухнул на колени.
–Прости... Весь твой мир существовал, чтобы породить тебя... Точнее, наоборот... Сначала я создал тебя для одной битвы. Но невозможно создать человека, не придумывая ему историю, окружение... Твоя реальность соткала себя из обрывков моих мыслей.
В трепете Вархан распластался на полу. Он был не готов поверить, что старухи и святоши говорили правду – вся реальность – лишь мысли Бога. Какой же чушью это казалось тогда!...
–Встань, подними взгляд,– голос Священного Зверя звучал слегка обескуражено: – Да, ты – плод моего замысла. Но ты для меня – живой человек, способный на неожиданные поступки. Помнишь, твоя маленькая сестра Лэйжа любила сочинять сказки?
В ответ Вархан только кивнул. Откуда он знает о Лэйже?! Ведь она... Впрочем, он же Бог.
– Ну вот,– Зверь кивнул и уселся, обвив лапы пушистым длинным хвостом:– Помнишь, как она говорила: я придумываю–придумываю, а герои всё по-своему делают. Потому что какими я их придумала, так они и поступают. А не как я хочу.
– Помню,– мрачно прогудел Вархан, не поднимая глаз.
–...Знаешь... Лэйжа ведь возникла только сейчас.
–Как это? Что за шутки?! – воин не понимал, что происходит. Лэйжи не существовало? Но он ведь столько нянчился с ней, столько времени провёл, пока...
– Я придумал её только что, во время нашего разговора. Чтобы показать тебе, как бывают независимы герои и миры. Я сказал лишь её имя и назвал её твоей сестрёнкой. Но любимая младшая сестрёнка оказалась именно тем, чего не хватало образу сурового вождя Окраинных.
Вархан тупо мотал головой. Что он такое говорит?! Что Лэйжи не было?! Но она же была! Была, он её помнит! А Творец продолжал:
– К слову, я сам не знаю, что с ней стало. Просто не придумал, фантазии не хватило. Подозреваю, что-то трагическое... Судя по твоему лицу: ты, в отличие от меня, точно знаешь, что с ней случилось.
–А тени? Их, правда, наслал Злой Бог?!
...Священный Зверь замолчал, казалось, пристыжено. Отвёл взгляд изумрудных глаз:
–Говорю же: прости. Во всём твоём мире есть только мы двое. Я: моё сознание и подсознание порождает тебя, как независимую систему. И ты – сущность, квинтэссенция этого мира. Ты – Воин Поединка. Твоё тело покрыто шрамами, так было задумано... Тени – лишь те, кто эти шрамы оставил. Их теперь тоже нет.
–Зачем?! Зачем тогда всё это?!– Вархан взвыл в ярости. Он понимал лишь одно: всё напрасно! Всё! Братья, окраинный народ!...Лэйжа! Иррайа!... Тени! Ненавистные тени!...Все они были лишь инструментом, чтобы Священный Зверь слепил из глины своих мыслей его, Вархана Окраинного. Война Поединка.
Священный Зверь, молча, застыл. Вархан, как ему казалось, кричал и ругался битый час. Но для Зверя прошли лишь мгновенья, пока он представлял себе реакцию созданного им Война на такое вот известие.
–Прекрати,– прервал Вархана Священный Зверь:– Ты не хуже меня знаешь, что нас сейчас ждёт.
–Поединок! – воин взял себя в руки. Наконец–то появится враг, на котором можно будет сорвать всю ярость, разрывающую его душу:– Поединок с детищем Злого Бога. Неясно, каким он явится, но я должен быть сильнее!
–Вот именно. Только поединки Творцов – другие. Мышцы в них не главное. Кто из нас победит: я, Священный Зверь, или он – Злой Бог, будет зависеть оттого, насколько реальны наши войны, сколько души в них вложено...И от воли других богов... А она для меня – загадка... Впрочем, это всё неважно... Ты готов?
Вархан кивнул. Конечно, он был готов! Именно сейчас! Ведь именно сейчас и кончилось время... Алебарда пылала солнечным светом, разгоняя темноту. Чувствовалась приятная тяжесть Небесного Камня Силы, вшитого в сапог на уровне колена. Сапоги из мягкой кожи, прочные лосины. Желтые  с синим пара лоскутов ткани на бедре и повязка – знаки Рода. И всё. Ничего лишнего
–Тогда иди и сражайся! – Священный Зверь встал на задние лапы и положил передние ему на плечи. В тот же миг Вархан оказался на Арене, похожей на Циркус из Южных Земель. Темно-синий, сумеречный свет, золотистый песок под ногами... А из полумрака на него двигалось, передвигая ноги без суставов, детище Злого Бога – дурная пародия на человека...
Вархан подобрался, оглядывая противника. Скривил губы в брезгливой гримасе омерзения. Не до этого сейчас. С такими тварями окраинному биться не приходилось. На что способна гротескная фигура? Дитя Злого Бога напоминало человека, только без костей, словно вылеплено из глины. Как у кукол, которых девчонки лепили на стоянках. Кривое лицо, искажённое сверх всякой меры самодовольной улыбкой. Голый торс, из которого под неестественными углами торчали бугристые, похожие на колбасу ручищи. В ручищах – два кривых меча. На ногах чудовища красовались невероятно широкие шаровары, в каких нормальный человек и шагу бы не ступил – покатился. Насколько урод быстр, ловок и силён? Вроде, такой и жить-то не должен. Ан – нет, даже сражается. Весь предыдущий опыт казался теперь Вархану бесполезным. Когда вождь окраинных чего-то не понимал… Он злился, сильно злился. Вот пьянящая ярость волной поднялась в груди, развела ребра и выплеснулась наружу боевым кличем.
Исчезли границы Арены, поблекло золото песка. Время замедлилось, а сознание прояснилось, как никогда. Монстр взвыл низко и глухо, словно боевая раковина – ответное приветствие. Медный звон гонга – началось.
Алебарда Света золотым серпом пронзила сумерки Арены. В воздухе, в полумраке, Вархан различал тени других Творцов. Создателей иных миров и вселенных. Они переговаривались между собой, казалось бы неспешно. Но непостижимым образом их речь всегда укладывалась в краткий миг тишины между ударами. Боги…
–Мне как-то больше первый нравится, у него и одежда побогаче и покраска лучше...–лениво заметил один из богов.
Клинки вспороли воздух у самого лица Вархана, обдав ветром. Уворачиваясь, воин потерял равновесие, отчаянно взмахнул ногой.
–А по-моему второй лучше соответствует условиям дуэли. И возраст у него как обговорено, и анатомия вполне правильная. Он выглядит более опасным, как загнанная в угол крыса– звенящим как золотой колокольчик голосом высказалась рыжеволосая богиня. Священный Зверь шепнул тихо: "Спасибо, Инь". Колено угодило по длинной гибкой конечности – всполох света. Урод завизжал: Небесный Камень Силы, вшитый в сапог, обжёг его. Тут же Вархан присел в защитной стойке и надёжно упёр алебарду Света. Удар отбил, да ещё и заставил чудище отступить. Ничья пока. С помощью богини Инь, не иначе.
Алебарда не подпускала противника близко, Небесный Камень Силы заставлял монстра осторожничать, но Вархан уже чувствовал – конец близок. Урод оказался слишком быстр и непредсказуем. Стоило кому-нибудь из богов сказать хорошее слово о чудовище (обычно что-то вроде "оригинально" или "очень ярко"), как оно нападало, мощными ломовыми ударами двух мечей. Порой кто-нибудь и выступал в его, Вархана, защиту. Тогда получалось и от удара увернуться и хорошенько кольнуть урода. Да только где там у него сердце, где лёгкие? Куда бить-то? А тело вождя Окраинных покрывалось кровоточащими ранами. Золотой росчерк Алебарды Света вновь остановил ломовой удар меча в самый последний момент.
Священный Зверь не обманул: этот бой не походил ни на один другой. Бой Творцов. Он словно растянулся на долгие недели, даже месяцы...Казалось, от него и в самом деле ничего не зависит, на всё лишь воля богов. Но Вархан следовал приказу своего Бога, Творца его мира, и сражался. Сражался неистово, превозмогая боль и обиду... Другие боги поглядывали на Поединок как на потеху. Фразы, которыми они перебрасывались, подошли бы изнеженным сынкам рабовладельцев из Южных земель. Но не богам.
– Поединки Творцов – другие. Мышцы в них не главное, – всплыл в памяти голос Священного Зверя.
Лезвия снова мелькнули перед глазами. Жажда жизни отшвырнула в сторону, Алебарда очертила золотом границу. Выжить! Победить! Отстоять! Это не просто бой – это Поединок. Вархан не просто боец – он сила Священного Зверя.
Вархану стали безразличны и победа, и поражение. Жить или умереть – не всё ли равно теперь? Колено обожгло – Небесный Камень Силы словно проснулся. Ладони согрело золотым сиянием . Алебарда Света пела Песнь Смерти, требуя жертву.
Урод немыслимо изогнулся и заверещал на одной ноте. Перед глазами Война Поединка мелькнуло лицо Лейджи, реальное, живое…Лицо, которое бог не потрудился придумать. Творец создал земли, жизни и судьбы на тонком лезвии Алебарды Света. А держит её он, Вархан. Всё могущество Священного Зверя – лишь оружие в руках человека. Боги…Творцы… Как они беспомощны без одного – единственного человека!
У Злого Бога сдали нервы. Он ругался, он говорил те слова, о которых потом жалеют. Из-за этого некоторые боги помогали Вархану, войну Свещенного Зверя. Просто из чувства противоречия. Окраинному то как раз кстати пришлось, он уже был изранен, но с поддержкой богов к нему вернулась и сила... А Священный Зверь молчал. Его пятнисто-золотая шкура мелькала среди остальных теней, но и не более. Он поддерживал своё дитя без слов.
– Поединки Творцов другие, – беззвучно прошептал Вархан, но Священный Зверь его услышал. – Другие, но такие же незначительные…
"Ну вот, конец"– мелькнуло в голове Вархана, когда боги замолчали. Из последних сил он шагнул вперёд. Алебарда Света разбила доспех на горле чудовища и вонзилась в его тугую бесформенную плоть. Одновременно захрипев, они с Варханом повалились на золотистый песок арены.
Тишина. Вархан не слышал больше звука, к которому привык с самого рождения– биения собственного сердца.
"Неужели – ничья"?! – крикнул кто-то. И рассмеялся. Боги заволновались. Слово взял Верховный Судия. Вот его облик оказался подобающим богу: перья в смоляных волосах, пончо с родовыми узорами...Вархан решил: что бы ни постановил Судья, он примет его волю. Пусть даже это будет последней волей.
–Если моё слово Судьи хоть чего-то да значит... – боги дружно закивали– то я даю два голоса второму войну. Просто за спортивное поведение его создателя. Есть возражения?! Нет? Пусть будет так!
И всё изчезло.
Когда Вархан очнулся, он увидел небо. Диуо – великое Синее Небо. Ему поклонялись, даже зная, что оно – лишь колпак над миром. Что ему бесполезно молиться и жертвовать, что оно беспристрастно. Не даёт ни помощи, ни блага, ни беды. Для Окраинных людей Диуо – то, что есть всегда. Кусочек вечности. Ведь это уже – немало.
Вархан сел. Он жив? Или это уже Поля Небесной Охоты? Кругом, насколько хватало взгляда – небо. Под ним – чуть прохладный серый камень, круглая площадка.
–Мы победили,– без какого-либо торжества сообщил возникший из ниоткуда Священный Зверь.
Победили. Вархан кивнул. Победили – что теперь? Нужен ли богу этот мир? Ведь он создавал его с одной – единственной целью: породить Война Поединка. Поединок прошёл. Значит, мир теперь– не имеет ни Цели...ни Формы– ведь он уже исчез...Ни Сути– ведь Сутью его и был как раз Поединок.
–Ради чего мы сражались? – спросил Вархан. Ну в самом деле, что же послужило причиной...всего?
–Нуууу... –Священный Зверь опустил взгляд: – Вот если совсем честно...На форуме, куда я часто захожу, однажды завёлся новичок и стал хвастаться своим умением созидать...Хотя получалось у него..ну ты его Война видел, да? Ну вот... Я указал ему на его место. Слово за слово поругались, так, что треск на весь форум стоял... Да он ещё девушку, которая им "посмела не восхищаться" оскорбил. Ну, сам понимаешь, как я мог ему с рук спустить оскорбление дамы?! Вот и вызвал на дуэль...
Вархан не верил своим ушам! Весь его мир родился и умер из-за глупой склоки двух молокососов! Даром, что молокососов из реальности более высокого порядка... Глупые цыплята! Создают миры и вселенные лишь ради забавы! Даже не думая, что в этих мирах живут, любят, сражаются – и всё из-за них!
–Я знаю, о чем ты думаешь. И...полагаю, как мы решим сейчас, так и будет с твоим миром.
Вархан молчал.
–Как по-твоему, что происходит с героями сказок, когда рассказчик произносит последнее слово?
–Ну...в зависимости от слова, так? Или они живут долго и счастливо, или в один день уходят в Поля Небесной Охоты...
–Именно! – Зверь кивнул,– а если сказку забывают, то она просто растворяется в мире.
Вархан помрачнел. Бог поспешил его успокоить:
–Ты ведь всё-таки победил. Я обещаю, что не буду забывать тебя. Напишу о твоём сражении рассказ, буду время от времени его перечитывать. Может, что-то новенькое ещё придумаю.
Слабое утешение. Но уж лучше, чем ничего.
–А что теперь там?– Вархан кивнул на край абсолютно круглой площадки. Подул ветер, похоже, площадка на значительной высоте.
–Вот здесь, с краю есть лестница. Спустись по ней. А уж там...Твой мир теперь свободен от меня. Там будет только то, что ты хочешь видеть. Что ты в силах представить.
Вождь Окраинных улыбнулся и стал спускаться. Внизу его, конечно же, ждали. Ждала Иррайа и братья. Ждала, живая и невредимая, маленькая сестрёнка Лэйжа. Может, и ещё кто-то. Тебе, читатель, это лучше меня известно. Ведь ты тоже – бог.