Химера по имени нейтрино!

Михаил Глибоцкий
      ХИМЕРА ПО ИМЕНИ  НЕЙТРИНО


Это слово имеет три значения.  Первое, в древнегреческой мифологии им называют дочь Трифона и Ехидны, представляющую собою  чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Второе, в средне – вековом искусстве оно означало скульптурное изображение фантастических чудовищ. Под третьим, переносным значение этого слова, участники научных  дискуссий подразумевают фантазию оппонента, неосуществимую мечту!      
В 1931 году  швейцарский физик В. Паули  теоретически предсказал  существование очередной в ядерной физике химеры по имени нейтрино. Она без труда проникает-де сквозь Земной шар, поскольку представляет собою нейтральную  частицу со спином  h/2, нулевой массой  m=0  и нулевым магнитным  моментом. Необходимость придумывания такой частицы вытекает из энергетического рассмотрения процесса бета-распада. Нейтрино (что  переводится по предложению Э.Ферми с итальянского языка на  русский словом «нейтрончик») должно испускаться радиоактивным ядром атомов одновременно с электроном (или позитроном), чтобы выполнялись законы сохранения энергии и момента количества движения. По этой же причине и распад нейтрона, дескать,  тоже сопровождается испусканием нейтрино (точнее говоря, антинейтрино).
        Ввиду особых, фантастических, свойств нейтрино чрезвычайно трудно наблюдать экспериментально, поэтому физики  последующие 25 лет  располагали   лишь гипотетическими доказательствами существования этой частицы. Прямой, якобы, опыт по её регистрации был поставлен только в1956 году учёными Рейнесом  и Коуэном. И это  в условиях, когда так и остался неизвестным способ получения мощных потоков нейтрино.   Правда,  с последующим развитием атомного реакторостроения  в распоряжении физиков появились мощные источники антинейтрино. Известно, что осколки от деления тяжёлых атомных ядер, перегружены нейтронами и, следовательно, испытывают бета-минус-распад,   который  и сопровождается испусканием антинейтрино в количестве 5-6 фантастических частиц В.Паули  на каждый акт деления ядер. Образующиеся после бета-распада осколков новые ядра также оказываются бета-радиоактивными до тех пор, пока обе цепочки их не закачиваются стабильными ядрами. В связи с этим с помощью атомных реакторов большой мощности можно получать весьма интенсивные потоки антинейтрино.       

       Какой же  установкой вышеуказанные умельцы сумели уловить неуловимую частицу? Оказывается, чудо экспериментальной  техники состояло  из трёх больших (1,9 х 1,3 х 0,6  м) баков-детекторов Д-1, Д-2 и Д-3, разделённых двумя баками-мишенями М-1 и  М-2 толщиной  7 см.   И этой примитивной установкой экспериментаторы решили ловить несуществующую частицу, для которой Земной Шар – не преграда! В качестве мишени использовалась вода, содержащая растворимую соль кадмия (Cd 48), в  качестве  же детектора -  сцинтилляционная жидкость, объём которой просматривался 110-ю фотоумножителями. Для защиты от нейтронов и гамма-излучения вся система из баков была заключена в свинцово-парафиновый ящик и глубоко закопана в землю.       
Взаимодействие мифического антинейтрино из ядерного реактора, вблизи которого находилась опытная установка, с одним из протонов ядер мишени приводит-де  к образованию нейтрона и позитрона по схеме: y + p >  n + e+          Умельцев не смутило, что масса покоя нейтрино равна нулю, масса протона - 1836,09 условных единиц массы в левой части уравнения, а народившийся нейтрон   имеет  1838,63 уем,  да плюс к ним масса позитрона   в 1 уем – в правой.  Откуда, спрашивается, в результате гипотетической  ядерной реакции   появились  лишние  3,54 уем? Немыслимое нарушение закона сохранения массы и энергии!         

        После этого стоит ли читать далее путанный и неубедительный отчёт горе -экспериментаторов  о регистрации ими каких-то гамма – квантов после аннигиляции позитрона, но никак не самой химеры по имени нейтрино.