Ночы на плябанских млынах ЛРублевской

Альжбэта Палачанка
Ночы на плябанских млынах ЛРублевской

Рассуждения

На литературном вечере купила книгу Людмилы Рублевской «Ночы на плябанскіх млынах». Там несколько книг было в продаже, и я бы купила их все. Но, увы, потребности никогда не совпадают с возможностями. И, выбирая книгу, я ориентировалась на качество издания: выбрала в твёрдом переплёте.

По дороге домой, в метро, начала читать.
Красивый язык, очень поэтический. Слова вяжутся и сплетаются в очень красивые предложения.
Увлёкшись красотой слов, я заметила, что совсем не уловила, о чём это. И начала читать сначала.

На сцену выступило сразу несколько героев. Некоторые сразу были на сцене, другие приходили, располагались, что-то говорили…
И теперь я запуталась в героях. Кто был, кто пришёл, кто что сказал…
И начала читать сначала.
Вот промелькнул «пан Беларэцки».
Судя по тому, что про него сказано «бывший стипендиат Императорской Академии, фольклорист и любитель частного розыска» - это явно тот Беларэцки, главный герой романа Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха».
Язык красивый и сложный, героев много, трудно читать.
Но, я думаю, это из тех сложных книг, которые захочется снова и снова перечитывать.
Так что, вперёд, в книгу и к приключениям.

***
…Да, действительно. Андрей Беларэцки – герой Короткевича. И в конце повести он убегает от «комиссаров в пыльных шлемах» не хуже, как убегал когда-то от дикой охоты.
«…Над верасовай пусткай гарэла вострая зорка, цені Дзікага Палявання слізгалі над зямлёй... Андрэй Беларэцкі здушыў крык і кінуўся бегчы ў лаўжы, што цямнелі побач. Цяпер ён не мог бегаць так хутка, як у маладосці. Ды і вочы, саслабелыя ад працы над неразборлівым почыркам сярэднявечных перапісчыкаў, нават поўню бачылі ў выглядзе светлай расплывістай плямы – нібыта паркалёвы каптур закінуты ў печку. Дом на Плябанскіх Млынах рабіўся сумным паданнем, ператвараючыся ў попел.
- Стой, гад! – Стрэлы за спінай ужо не турбавалі. Светлая беларуская будучыня была тут»

Да, внесла Людмила Рублевская некоторые коррективы в судьбу героя Владимира Короткевича.
Андрей Беларэцки в этой повести – вдовец, лет сорока трёх – сорока пяти.

А если внимательно прочитать у Короткевича первые строки его «Дикой охоты», то там он со своей женой жил долго и счастливо:

«…Я стары, я нават вельмі стары чалавек. І ніякая кніга не дасць вам таго, што на ўласныя вочы бачыў я, Андрэй Беларэцкі, чалавек дзевяносат шасці год...»
“...Яна была добрым чалавекам, і мы пражылі як у казцы ”доўга, шчасліва, пакуль не памерлі””
Ну, да ладно, не это главное. Главное, книга у Людмилы Рублевской получилась очень интересная. И чем-то по своей структуре напоминает "Шляхціца Завальню" Яна Баршчэўскага.