Религия и логика

Андрей Староверов
Видимо фамилия, как и унаследованная от предков культура, язык – к чему-то обязывают. Ну, по крайней мере, к тому, чтобы хоть чуточку, но разбираться в том кто ты, откуда и зачем живёшь на Земле. Мне с моим псевдонимом (некоторые правда считают, что с фамилией) с одной стороны повезло, с другой - …, с другой – есть сложности. Вот и вчера, имел беседу с одним весьма достойным человеком, точнее женщиной. Талантливый педагог, преподаватель русского языка, литературы, да ещё и очень хорошая поэтесса, с великолепным русским штилем. От чтения её стихотворений я получаю большое удовольствие. Долгий разговор о русском человеке, о русском языке… И во всём почти полное взаимопонимание. Но вот, я конечно же, ожидаю подобных вопросов, возникает вопрос: Не верю, но про Вас ходят слухи, что Вы сектант и у Вас анти религиозная позиция в отношении церкви?
Настолько у, назовём мою собеседницу Мария Ивановна, настолько у Марии Ивановны этот слух и впечатление от нескольких встреч не сходились в единый образ и это было видно по лицу моей собеседницы, да так, что я не смог как обычно, прямо в лоб заявить свою позицию по этому вопросу. Пришлось начать издалека.
- Ну, а какое Вы, Мария Ивановна, представляете отношение к церкви может быть у человека с фамилией Староверов?
- А что, фамилия как то влияет на Вашу позицию, - удивилась Мария Ивановна.
- В общем, фамилия конечно не должна влиять на позицию человека, но не в данном случае. У меня в роду с обоих сторон были староверы и я, естественно, изучал вопрос о староверах.

Как выяснилось, моя собеседница, хоть и весьма образованный человек, но о староверах, старообрядцах знает весьма мало, на уровне нескольких фраз из школьного учебника. Причём, она уверена, что староверы – это раскольники, т.е. староверы внесли раскол в церковь. В общем, довольно прохладно-сдержанное отношение к староверам на основе весьма примитивных знаний.

- Ну так и как же Ваша фамилия связана с отрицательным отношением к священникам, Андрей?
- Как!? Ну, а Вы в курсе, что староверы после раскола, который внёс, ни кто иной, а именно сам патриарх Никон, подверглись физическому уничтожению и страшным гонениям. И если уж говорить о вере, то именно староверы показали себя настоящими верующими людьми. Они не отказались от своей веры, ни на йоту не пошили на компромисс с властью и новой, никонианской церковью. Под страхом смерти они не соглашались предать веру своих предков, их не только казнили, но они и сами убивали себя, многие уходили в глухие леса. И по сей день в сибирской тайге есть староверческие поселения. А вот среди последователей Никона отдающих жизнь за новую веру у более не находилось.
- Ну уж не надо, Андрей, в революцию и после многие пострадали за свою веру, возразила Мария Ивановна.
Тут я, к своему удивлению, впервые обнаружил откровенный штамп в мышлении моей собеседницы. Оказывается, что в революцию за веру христианскую людей казнили и после революции. Это говорит мне вывший работник райисполкома, бывшая комсомолка и член коммунистической партии. Оказывается частно-шкурнической идеологии не было у противников революции, все такие безсеребренники и за веру в Христа страдали. Получается, что всех верующих в Христа должны были бы большевики казнить. Но ведь не казнили же всех… Значит не вера в Христа была опасна для коммунистов, а нечто другое. Потом, как можно не отличать ситуацию, когда человек может избежать смерти если откажется от веры своей или предаст товарищей, как во Время Великой Отечественной, но он всё же добровольно выбирает смерть и не идёт на уговоры врагов веры или Отчизны. И ситуацию, когда его убивают только за принадлежность к религии или к государству. Как, например, гибель от взорвавшейся в тылу бомбы вражеской бомбы. Тут у него выбора нет, ему никто не предлагает компромисс, так что, героическим поступком такую смерть нормальные люди не называют. Но, об этом я беседовать не стал, чувствуя некую настороженность и  волнение в психике Марии Ивановны.
- Мария Ивановна, я говорю, не о временах отдалённых от раскола, а непосредственно о том времени. Не было случая, когда староверы под страхом смерти требовали от никонианцев отречься от своей ереси. Не было случая, чтобы староверы казнили никонианцев. А сами никонианцы не лишали себя жизни за веру, не уходили в дремучие леса. Так, что никонианцы, под руководством своих попов действовали жестоко в одностороннем порядке. А это, согласитесь, как то не по-христиански?
- Неужели всё это является причиной Вашего отрицательного отношения к священникам?, - попыталась продолжить Мария Ивановна.
- Во- первых, если бы никонианцы читали своё священное писание – Библию, то знали бы, что их бог – Христов лечил безвозмездно, тобишь дадом. А современные попы, Вы, Мария Ивановна не путайте их со священниками, попы не могут ничего делать без денег, даже подумать, что за их проповеди им никто не заплатит, они не в состоянии.
- Если Вы такой противник денег, то и создайте свою общину, где будете жить без денег, - начала слегка сердиться, Мария Ивановна.
- Не, дорогая, моя, я такую общину создавать не буду – в современном мире, в том числе, построенном никонианцами – это просто не возможно, если только не уйти в леса. Все обычные люди, которые могут что то важное сказать другим людям и тем самым им помочь, обезопасить от возможных ошибок это делают абсолютно безвозмездно, зная что Добро несут людям и мечтать об оплате в этом случае как минимум глупо, если не сказать грубее – подло. Но мы же с Вами речь ведём не об обычных людях, а о попах, которые заняли самостоятельно позицию посредника между отцом вашим небесным и вами, вещают о самом, казалось высоко духовном, призываю жить по заповедям божьим, а сами без бабла палец о палец не ударят, сами, естественно, по этим заповедям не живут и получается, олицетворяют собой двуличное исчадие ада. Последнее, что формирует моё отношение к иерархии попов, так это то, что староверы, относящиеся к безпоповцам уверены, что наличие попа среди верующих – это признак наличия дьявола. Да, такую позицию имеют не только староверы, но и очень многие старенькие бабушки из никонианского течения. У меня есть несколько знакомых воцерковлённых по никонианскому обряду, но не зазомбированных и посему мы часто беседует на подобные темы. Так они мне и рассказали, что у них их старенькие бабушки, говорили, сынок в церкви делать нечего, там попы, а они служит сатане. Видимо не случайно одежды у них чёрные. Если же говорить о священниках, то помните на Никандрвских чтениях, где мы встретились первый раз, покойный «отец» Михаил показывал документальный фильм о священнике, служившем с соседней деревне после войны.
- Да, да, замечательный фильм об отце Евлампии.
- Так вот, в этом фильме корреспондент спрашивает отца Евлампия, а как с доходами у вашей церкви? И то отвечает: - Какие доходы!? В деревне осталось восемь старушек, живущих впроголодь. Я сам, как крестьянин в поте лица добываю хлеб насущный, а в свободное от труда время веду проповеди для бабушек.
- Но Вы, же уже весьма старый человек, что же будет с церковью, кода Вас не станет?
– Это меня и волнует, молодёжь на моё место не пойдёт, им деньги нужны…
- Мария Ивановна, Вам не кажется, что эта последняя фраза, можно сказать последнего священника, является приговором современной поповской иерархии!?
Мария Ивановна, удручённо потупила взгляд и многозначительно промолчала. Потом всё-таки одумалась и сказала: А как Вы предложите церкви существовать без денег!?
- Я им не советчик, это их проблема и они её весьма успешно решают, но мне с ними не по пути. Особенно мне противно даже думать как может себя чувствовать человек, которому наивные старушки принесли деньги, как они думают для бога, на иконы там, свечки… А поп собрал денежки, посчитал, волюнтаристским решением (безсовестно) разделил примерно на три кучи: 1- это жене на сапоги, 2- это на иконы со свечками, 3 – высшему руководству, а те регулярно спрашивают попов, «где деньги Зин»? Тьфу, не знаю как Вас, а меня от этого стошнило бы!
Марию Ивановн, потихонечку начало пробирать.
- Да, действительно я о староверцах мало знаю, - продолжила Мария Ивановна, зачем то, переиначив староверов на староверцев, - и я даже в чём-то завидую им и Вам, Андрей.
- А мне-то почему, я то ведь старовер условный, только по фамилии!?
- Тому, что в вас есть гены староверческие.
- Мария Ивановна, так ведь и в вас староверческие гены так же есть, предполагая, что Мария Ивановна понимает, что до раскола все были староверы и все русские святые так же были староверы, ответил я. Что пронеслось в это момент в душе Марии Ивановны, но доля замешательства была. Причём, замешательства в хорошем смысле. Но она справилась с собой.
- Нет, во мне таких генов нет, уверенно заявила она.
- Как нет, это же не возможно!, - воскликнул я. И хотя искреннее моё восклицание произвело впечатление, но позиция уже была выработана и её надо было как то отстаивать.
- Но Вы знаете, Андрей, ведь был геноцид…

На этом беседа наша закончилась.

Что тут скажешь, очень всё запущено, очень. Воистину, как в Библии написано: «Многие знания – многие печали». Геноцид штука конечно серьёзная, но меня больше интересует ответ на вопрос: В принципе совместима ли логика с религией?