Стойкий старый холостяк

Людмила Замятина
 К семнадцати годам Саша Никитин из пухленького мальчика и полноватого подростка превратился в высокого симпатичного юношу с тёмно-карими внимательными глазами и быстрой скептической усмешкой на полноватых, розовых, обычно плотно сжатых губах. Его отец, с незапамятных времён обожаемый всем посёлком учитель математики, славился острым умом, неизменно хорошим настроением и ярким  учительским талантом. Запросто обучал он математике всех, кто оказывался за партами его класса, бывшие двоечники начинали показывать чудеса математического мышления. Не одно десятилетие Никитин-старший был идеалом мужчины для старшеклассниц. Когда на вечере выпускников постаревшие бывшие школьницы говорили об этом во всеуслышание, он лишь самодовольно усмехался. Являть собой идеал, концентрировать внимание на себе было частью его профессии. Дистанцию между собой и учениками он тоже держал мастерски. Ни одна девчонка, вероятно, не посмела состроить ему глазки. Впрочем ас педагогики нашёл бы выход из любой школьной ситуации. Сын его, по всем приметам, обещал стать таким же неприступным  сердцеедом, как и отец.                Так, вероятно, и было бы, если бы он, по примеру отца, пришёл работать в школу. Но Александр выбрал профессию инженера и смолоду целые дни проводил, уткнувшись в кульман. Конечно, оставались ещё вечера и ничто не предвещало ему в юности холостяцкой судьбы. Но так случилось, что Александр полюбил замужнюю женщину. Почти вся жизнь его ушла на роман без перспективы на семейное счастье, ибо дама сердца, ответив на чувство взаимностью, не пожелала развестись с мужем.               

 Впрочем, об этом Александр не жалел. Будучи по природе скептиком, если не сказать пессимистом, он считал, что вполне удобно устроился в жизни. Дело в том, что детей он решил не заводить ещё в юности, когда тяжко болела, а потом умерла от диабета его мать. Александр полагал, что с такой наследственностью заводить детей преступно. Ему хватало тайной любви его избранницы, ревностью он не страдал. Мало того, в молодости необходимость скрывать свою страсть придавала их свиданиям пикантный оттенок приключений.

 С годами их связь стала привычкой, как и всё на свете становится со временем привычкой. Александр до конца так и не понял, почему любимая не хочет оставить мужа ради него, но с годами перестал задумываться об этом. Ему тоже так было удобно: много времени он мог посвящать себе, отцу, сестре и племянницам. С удовольствием занимался он старым родительским садом. Никого не стесняясь, приносил в своё холостяцкое жильё букеты осенних цветов, которые очень любил, они напоминали ему детство, когда ещё была жива мама. Вообще, он легко уживался с самим собой, справлялся с домашними делами, содержал жильё в чистоте и уюте, вкусно готовил и никогда не скучал.               
 Так бы и прошла его жизнь ни шатко, ни валко. Но его дорогая сестра, вышедшая замуж совсем молоденькой, рано родившая двух дочерей, оказалась несчастлива в браке. Лет через десять после свадьбы зять начал погуливать. Нет, жену и детей он не бросал, копейку в дом старался нести. Но в строгой семье Никитиных его поведение ощущалось, как глубокое, тщательно скрываемое от посторонних, несчастье. Сестра Саши, добрая, милая Таня жила для детей и ранних же внуков, мужа не корила, но и обожать его, естественно, не могла. Саша, считавший свою жизнь вполне устроенной и комфортной, очень переживал за сестру. Всё в доме вокруг неё и вращалось, вокруг тихой, неторопливой и надёжной Тани.               

 Именно к ней обратилась однажды её бывшая одноклассница, а ныне разведённая женщина, Наташа Саурина. Спросила она Таню о брате, которого помнила вежливым юношей, красивым и неприступным. Таня не знала, что и сказать, как назвать его семейное положение? В конце концов, уточнять его матримониальный статус она не стала, тактично обошла в разговоре этот вопрос. Просто пообещала спросить брата, не против ли он встретиться с Наташей Сауриной. Через два дня Таня сообщила, что Саша просил извиниться, поскольку не сможет сейчас встретиться с Наташей, причины он  не хотел бы уточнять.                Наташа обиделась, но вскоре позабыла про неприятный инцидент. Жизнь её неслась, как гоночный автомобиль по шоссе. Родители, дочь, работа, подруги, поездки, учёба. Как стритрейсер, Наталья успевала реагировать на текущий момент, отвлекаться на что-то ещё было невозможно. Мысль о Саше Никитине пришла ей в голову во время случайного недельного отпуска и ушла, когда отпуск кончился.               

 Через несколько лет Саша, увидев Наташу в зале ожидания на вокзале, сел напротив с явным намерением поговорить. Но она в тот момент была смертельно уставшей, скользнула по нему равнодушным взглядом и уткнулась в детектив. Разумеется, заговорить он не решился. Однако, само намерение пообщаться с посторонней женщиной возникло у Александра неслучайно.               

 Дело в том, что его жизнь за последнюю пару лет существенно изменилась. Несчастье сестры заставило Александра оценивать своё брачное поведение, как неправильное. Какой-то период он отчаянно сопротивлялся таким мыслям, дескать, там одно, а тут совершенно другое. Но неумолимая логика припирала его к стене. Ему было стыдно за себя и ту женщину, которую он любил многие годы. Исподволь их отношения становились всё прохладнее. Наконец, Александр оказался абсолютным холостяком, даже не испытав при этом сколько-нибудь значительного потрясения. Просто однажды дама сердца сказала ему: « Давай, расстанемся. Я больше не приду.» «Хорошо,» - спокойно ответил Александр. Он давно понимал, что тоненькая ниточка их приязни вот-вот порвётся. Всё же его покоробила будничная, простая, лаже скучная сцена, завершившая роман всей его жизни: женщина просто ушла, а ему не хотелось даже глянуть ей вслед...               

 Вероятно, ранняя потеря матери ощущалась Сашей, как трагедия всю жизнь. С одной стороны, болезнь матери научила всю семью стойкости и терпению. С другой стороны, всё, переживаемое сейчас взрослыми её детьми, казалось им сущей безделицей по сравнению с тем, давним уже, горем. То, что Никитины продолжали держаться вместе, очень их согревало. Может быть, крепкая дружба в семье оказалась их главной удачей в жизни. Зять не в счёт, он попал в семью Никитиных случайно.               

 Наташа Саурина тем временем жила своей жизнью, лишь изредка вспоминая, как давным-давно в коридоре школы с разбегу ударилась она носом в грудь Саши Никитина. А он не рассердился, не накричал, как сделал бы любой другой старшеклассник, даже сказал что-то смешное и доброе. Она тогда, помнится, даже влюбилась в него недели на две.                Сейчас жизнь её сбавила обороты. Постаревшие родители уже почти не воспитывали свою трижды премудрую дочь. Она сумела содержать семью в достатке. Выдала замуж дочь и оплатила её учёбу в столичном ВУЗе. Относительное благополучие близких далось Наталье тяжким трудом, потребовало немалого ума и отваги. К старости она сочла возможным подумать и о себе. Вновь вспомнился Саша Никитин. Может быть, с ним неплохо будет провести оставшиеся годы? Пять, десять, двадцать - сколько их? Неизвестно. Хочется, чтобы на закате жизни рядом был добрый, порядочный и нескучный человек твоего поколения, с похожими воспоминаниями.               

 Думала Наталья, думала, да и принялась разведывать, нельзя ли где-то встретить его, будто случайно. Смолоду мужчины, достойные её внимания, казались ей дичью. Охоту на них следовало вести по всем правилам охотничьего искусства. А что, разве не так? Наталья же попыталась однажды поступить вопреки традициям, попросила его через сестру о свидании. И что? - Вежливый, но безапелляционный отказ. Нет, больше она на грабли не наступит. Интрига, только интрига- вот извечное оружие женщины в борьбе за сердце дорогого ей мужчины. Женщину должна окутывать тайна, то есть, в понимании Наташи Сауриной, хорошо организованная конспирация.               

 Для начала Наталья кое- что подновила в одежде и причёске, ведь импозантная внешность придаёт женщине уверенности. Затем она вычислила места, где бывает Александр. Их оказалось немного. Обитал он где-то на улице Привокзальной, посещал иногда родных в Караваеве, где с детства жила и Наташа. В Караваеве изредка ходил на родник за водой, ещё реже сидел в кафе на своей Привокзальной. Наташа просто припомнила, где видела его в течение последних двадцати лет. Расспрашивать кого- либо она посчитала излишним, во избежание сплетен. Перебирала она в уме и варианты начала разговора, но все они казались ей слишком прямолинейными. Впрочем, начать разговор можно как угодно, было бы с кем. Так завершила свои размышления Наташа и принялась ждать случая. Почаще, чем раньше, ходила она к роднику, посиживала в том же кафе, где изредка появлялся предмет её внимания. Но ей не везло.                Увидев однажды Никитина в Караваеве на автобусной остановке, она, как была с бидоном молока в руках, села в тот же автобус и проследила его путь до дома в Костроме. Потом пару раз Наталья приезжала в тот район, слонялась, вблизи сашиного дома, присматриваясь, как бы легализоваться на данной территории. Вскоре ей повезло: она встретила пожилую женщину, доставлявшую местную газету в ящики читателей. Женщина едва передвигала распухшие ноги, но крайняя нужда заставляла её трудиться. Легко уговорила Наташа больную женщину позволить ей, незнакомой, разносить газеты в сашином доме и двух соседних. Разумеется, плату за труд, по-прежнему, должна была получать старушка. Ната, не таясь, рассказала ей о своих планах. Баба Зина, стремясь помочь Наташе, стала собирать информацию о холостом мужчине из квартиры номер семь и быстро выяснила, что всю жизнь к нему ходила некая «мымра», по словам досужих соседок, а года два, как пропала. Теперь к нему не ходит никто. Ничего плохого о нём припомнить не смогли: нелюдимый, но вежливый.   

 Носила Наташа газеты, носила и вот, случилось: держа в охапке здоровенную пачку газет, она столкнулась с Александром в его подъезде нос к носу, один на один. Удивлённо приподняв брови, она воскликнула: «Здравствуйте! Вот не ожидала встретить здесь караваевских! Надеюсь, вы ни кому не расскажете, что я работаю за такие гроши, даже Тане? Понимаете, зять потерял работу и я вынуждена помогать дочери, хоть и неловко, имея профессию, заниматься бог знает чем.» « Почему же вы не работаете по профессии?» - Полюбопытствовал Александр. «Так тяжелее намного, а деньги почти те же. Никто ведь не знает реальных зарплат медиков, люди полагают, что мы много получаем. А у нас только иллюзорные блага: статус и кураж, в смысле, всплеск энергии при возможности выполнить своё предназначение. Да, надеяться на справедливость я давно уже перестала... Ох, ноги гудят, набегалась,» - вздохнула Наташа, закончив исповедь. Главное на данном этапе свершилось: он пошёл на контакт. Хоть и сдержан, закрыт, но всё же... Когда- нибудь, надеялась Наташа, он сделает следующий шаг. «Положите газеты на подоконник, что вы их держите?» - Сказал Александр. «Спасибо, как- то не догадалась,» - мягко улыбнулась Наташа. Свалила кипу газет на подоконник и принялась сноровисто рапихивать их по ящикам. Она очень боялась спугнуть свою осторожную дичь чрезмерным вниманием. Александр, пробормотав непонятное слово: «Однако, » -  пошёл прочь из подъезда. « До свидания!» Доброжелательно сказала Наташа ему вслед.

 Даже для одного единственного слова она постаралась выбрать верную интонацию, без отклонения в сторону излишней заинтересованности, либо, наоборот, равнодушия. Интонацией можно передать человеку любовь и тепло, придать ему уверенности и хорошего настроения. А вот смысл фразы в данной конкретной ситуации должен быть исключительно нейтральным - так говорил богатый жизненный опыт Наташи Сауриной. Нельзя навязываться, но можно найти подход. « До свиданья!» - Откликнулся ей Александр вежливо и, кажется, равнодушно.               

 Вечером, сидя в одиночестве на кухне, попивая душистый, янтарно- жёлтый липовый чай с цветочным медком, Наталья перебирала в уме каждый момент встречи с Александром. Она, что называется, спинным мозгом чуяла, что интересна ему. Что же мешало Александру обозначить свой интерес, взять на себя инициативу, наладить отношения с Наташей? Робость? - Отнюдь, Александр никогда не был робким. Сдержанным - да, но не робким. Другая женщина? - Нет. По агентурным данным бабы Зины, её не существовало. Воспоминания о ней? - Вряд ли. Ведь тогда, на вокзале, он готов был заговорить с Наташей, целью того несостоявшегося разговора могло быть только установление определённых отношений с ней. Что же ещё могло его сдерживать? Привычка к холостяцкой жизни? - Странно, он ведь неглупый и опытный мужчина, прекрасно должен бы понимать, что между двумя людьми почти всегда можно установить дистанцию, удобную для обоих. « Пожалуй, сыграла роль неожиданность  встречи и его привычка планировать своё время. Эта привычка бытовала в семье Никитиных. Хорошая, вообще- то, привычка, позволяет многое успевать, сохраняя при этом здоровье. Но установлению незапланированных контактов не способствует, « - к такому выводу пришла, по разиышлении, Наташа. Отличная логика, неправда ли? Недаром математике её учил Никитин старший!               

 Наташа решила появляться в сашином подъезде чётко по расписанию. Через неделю она, уходя от его дома, затылком почувствовала взгляд. Оглянувшись через плечо, заметила мужской силуэт в окне второго этажа. Окна сашиной квартиры она, разумеется, вычислила давно. Да, это он пристально смотрел ей вслед! Сердце Наташи на несколько секунд замерло, а потом заметалось, стремясь вырваться из груди. На дрожащих ногах с негнущимися коленями уходила она от его дома. « Лёд тронулся!» - Вспомнились ей слова Великого Комбинатора.               
« Интересно, что сказала бы дочь, узнай она, что я веду себя, как девчонка- подросток?» - Подумала Наташа несколько позже и весело рассмеялась, так что встречная старушка посмотрела на неё с недоумением. С того момента Наталья отправлялась разносить газеты, тщательно нанеся нежный, почти незаметный макияж и чуть- чуть сбрызнув меховой воротник пальто дорогущими духами со свежим и терпким ароматом клюквенного болота. Наташины домочадцы не догадывались о предпринятой Наташей экспедиции с целью добычи редкого и осторожного пушного зверя со смешным названием «холостяк». Лишь дочь однажды, уловив запах духов, взглянула на неё с любопытством, Наташа в ответ весело подмигнула, дочь понимающе улыбнулась.                Веселье продлилось недолго. «Пушной зверь» скрылся в норе и залёг в спячку. Для Наташи время между днями раскладки газет тянулось всё медленней, сердце в сашином подъезде стучало всё громче, пару раз ей даже пришлось присесть на подоконник, чтобы отдышаться. Прошёл месяц, Александр не показывался. На Наташу навалилась тоска. Она решила, что ошиблась в рассчётах, и ходила разносить газеты уже просто из жалости к старенькой бабе Зине, с которой успела подружиться. Да и переключиться на другой предмет никак не получалось, хотелось ещё разок побывать в том подъезде. Её чуткая дочь присматривалась к ней с тревогой, выбирала момент для разговора, желая поддержать погрустневшую мать. Но этого не потребовалось.               


 Однажды Наташа прибежала домой весёлая, быстрая, румяная, как девчонка, и сама рассказала дочери об очередной победе в трудной борьбе за тёплое местечко в сердце одинокого мужчины. Что же случилось? Неожиданно вслед за Наташей, несущей очередную кипу газет, в подъезд вошёл Александр с портфелем, поздоровался и тем же будничным тоном пригласил Наташу в кафе. Так и сказал: «Приглашаю вас в кафе, тут неподалёку. Вы не против?» «Я не против, « - удивлённо сказала Наташа, забыв на секунду про пачку газет на окне. В следующий момент она, слава богу, осознала необходимость держаться в рамках роли разносчицы газет и робко сказала: «Но вы же видите, сколько мне ещё разносить.» Должно быть, выглядела она при этом несчастной. Доброта Александра, тщательно скрываемая от посторонних, пробилась наружу. Он воскликнул: « Сейчас я вам помогу! Только портфель домой занесу.» Быстро прошёл к дверям своей квартиры, открыл их, поставил портфель в прихожую и запер дверь. И они с Наташей быстренько, с шуточками и смехом рассовали по ящикам все газеты. Вздохнули, переглянулись, Александр галантно преложил руку, Наталья с удовольствием на неё оперлась. Так чинно, под ручку они и отправились в кафе, очень довольные собою и друг другом.                Попивая горячий шоколад, Наталья, улыбаясь, слушала, как Александр, смеясь, рассказывал ей о своих подозрениях: «Я, было, подумал, что ты ко мне клинья подбиваешь. Уж извини, был не прав, но не одобряю, когда женщина навязывается, да и сам навязываться не люблю. А потом смотрю: неделя, другая - месяц! Нет, думаю, невозможно столько притворяться! Да и ради чего? Ведь я не настолько богат, чтоб красотки за мною охотились. Нет, думаю, не глупи, Александр. В твой подъезд, волею судьбы, регулярно заходит красивая женщина, пригласи же её в кафе!» « А ты забавный!» - Только и сказала на это Наташа, весело улыбаясь, чёртики в её зелёных глазах так и плясали.                Потом он вспомнил, как она чуть не сбила его с ног, неожиданно выскочив из-за поворота в школьном коридоре много лет назад. Он тогда даже немножко влюбился и всю жизнь потом вспоминал её огромные зелёные глазищи, ни у кого больше таких не видел.                С того дня Александр и Наталья не расставались. Авантюрный характер и холерический темперамент Наташи давали массу поводов для конфликта. Но сашин талант миротворца всегда побеждал. Не спеша, подумав, он логически раскладывал на составные части очередной клубок наташиных претензий, сомнений и предчувствий, отчего энергия конфликта улетучивалась, им становилось весело.               
Некоторые наташины авантюры Саша поддерживал. Например, вечером двадцать первого мая, в соловьиный день, она захотела пойти к роднику, что на горе, причём , напременно в сумерки.

 Подумайте, дорогие читательницы, кто из знакомых вам мужчин отправился бы с вами слушать в сумерках соловьёв? Что? Не припомните таких? - То-то! А вот старый холостяк Никитин, сухарь и нелюдим, на поверку оказался романтиком и с радостью пошёл с любимой женщиной впотьмах на гору Ветродуй. По таким  же, как много лет назад, брёвнышкам перебрались наши герои через речку Сендегу и вступили в царство цветущей черёмухи. Журчал ручей, быстро сбегавший к речке с высокой и очень крутой, почти отвесной горы. Петляла вдоль него освещённая полной луной тропиночка к роднику. Бесчисленные соловьи в зарослях черёмухи пели так прекрасно, что казалось, будто это сама весенняя ночь ликует и захлёбывается страстью.                Уверяю вас, дорогие читатели, для того, чтобы получить незабываемые впечатления, вовсе не надо куда- то ехать, выправлять загранпаспорта и покупать билеты. Попробуйте послушать соловьёв тёплой весенней ночью у ближайшего родника, вдохнуть прохладный, сладкий аромат черёмухи, а потом посмотреть с высокой, объятой мраком, горы на освещённые тёплым жёлтым и оранжевым светом окна родного посёлка, найти среди них свои самые уютные, за которыми коротают вечер ваши родные. И тогда, я уверяю вас, место, где вы живёте, покажется вам лучшим на свете. А если рядом с вами будет в этот вечер любимый человек? Неужели что-то ещё может быть нужно для счастья?!                Да, Саша с Наташей были очень счастливы. Но регистрировать брак они не спешили. Не хотели осложнять молодому поколению вопросы наследования в дальнейшем. Юные родственники, напротив, впали в консерватизм и потребовали официальной регистрации брака. «Чтобы людей не стыдиться!» - Хором заявили сашины племянницы и наташина дочь. Супруги Никитины благополучны по сей день. Иногда я думаю, если бы они поженились молодыми, то наверное, не ценили бы так высоко друг друга и отпущенное им время для счастья. Дай бог и вам так жить, дорогие читатели! Да, вот ещё что я хотела сказать: интригуйте, дамы, интригуйте! Организуйте себе, наконец, личное счастье, помните, лучшие из мужчин не способны к интригам.