Прочитав сотни произведений, рецензии и комментарии к ним, написав несколько, с моей точки зрения, неплохих текстов, я выделила для себя несколько пунктов, пользуясь которыми можно создать интересный для читателя рассказ. Конечно, стоит отметить, что это не научный труд, не серьёзный анализ, а наблюдения рядового провинциального жителя. И мои размышления касаются всех жанров, от «сельских», до фэнтези.
Итак, прежде всего читатель ищет в произведениях отдушину от суетливой, порой жестокой реальности, читает с удовольствием рассказы, где можно что-то узнать новое или посмотреть на известное с необычной стороны.
Считая себя современной, продвинутой, толерантной, креативной личностью, каждый читатель, на подсознательном уровне, тем не менее, желает видеть текст, написанный хорошим русским языком.
Для многих читателей нет большой разницы в том, насколько известен автор. Имеет значение только сама работа.
Наибольшее удовольствие читатель получает от реалистичной ситуации, где герои – живые люди. А вот постмодернизм, сюр, символика, философские эссе, хорор-мистика, насилие, расчленёнка, полит-памфлеты и полит-сатира интересны ограниченному количеству читателей или читаются «под настроение».
Теперь о главном герое. Персонаж и ситуация, в которую он попадает должны быть понятны читателю. Никакого потока сознания, поменьше зауми, побольше простых и ясных событий, которые укрепляют мнение читателя в том, что он и сам мог бы оказаться на месте героев.
Обыкновенный читатель хочет прочувствовать цель, которую старается достигнуть персонаж. И эта цель должна быть в наличии и ясно просматриваться. Положительный или отрицательный персонаж, но он, его поступки и намерения для читателя обязаны быть понятными, герою нужно сопереживать.
Сами герои должны быть симпатичными. Если у автора герой - пьяница, то нужно обладать большим мастерством, чтобы подать пьющего, приятным человеком. И даже если герой - супермен, то читатель должен представить себя этим суперменом.
Рассказ должен быть динамичным. Интересный герой тот, который не просто думает (размышляет), а умеет действовать и рисковать, лучше наперекор ситуации, событиям или людям. Персонаж должен чего-то хотеть и к чему-то стремиться.
Рассказ, однозначно, понравится, если захочется подумать о том, что было ДО описываемых событий, и что могло бы случиться ПОСЛЕ финала.
Не уверена в терминах, но рассказ хочется воспринимать несколькими уровнями, что ли:
- первый, собственно действие (на поверхности);
- второй, что же происходит на самом деле (это может так и остаться скрытым от самого героя);
- третий, некая мировоззренческая концепция, которая может открыться только после второго-третьего прочтения (читателю, герой к этому пункту вообще не имеет отношения).
Хорошо, если в рассказе точно отмерена плотность событий. Я как читатель не буду спать над текстом и не буду продираться сквозь этот текст. Плотность событий должна быть такой, чтобы осталось устойчивое ощущение, что я что-то пропустила. И мне (читателю) захочется вернуться к началу и прочесть ещё раз.
Теперь следующие пункты моих размышлений.
Рассказ должен нести в себе несомненный и очевидный позитив. Герой может погибнуть, но дело его должно победить. Это – как лозунг.
И эта победа должна быть объяснима: чёткое описание исходных условий, которые ведут героя к гибели (поражению), чёткое описание мер и действий, которые привели его к славе (победе).
Хорошо, если у читателя после прочтения останутся какие-то представления о навыках, которые могут помочь в похожей жизненной ситуации. Я бы назвала это познавательностью текста.
В начале рассказа, в завязке, желательна интрига, намёки на финал. Чтобы захотелось по прочтению воскликнуть: "Точно! я должна была догадаться!" А потом прочитать рассказ второй раз.
Ну и последнее. Хорошо, когда в тексте пишется буква "ё"! Над "е" две точки... пожалуйста, в порядке уважения к читателю.
Кого-то мои размышления возмутят, кого-то развеселят. Я, как блондинка, не замахивалась на серьёзную статью. Но, возможно, кому-то мои наблюдения пригодятся.
С уважением к читателям статьи, Ильти.
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213092401423
Обсуждение http://proza.ru/comments.html?2013/09/24/1423