Письмо пятое. Третья составная часть

Виктор Панько
Письмо пятое
 
ТРЕТЬЯ  СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

РАД ПРИВЕТСТВОВАТЬ ТЕБЯ В КАНУН НОВОГОДНИХ ПРАЗДНОВАНИЙ   И ПОЖЕЛАТЬ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ,  СКУЧАЮ, ХОТЕЛОСЬ БЫ БЫТЬ РЯДОМ С ТОБОЙ, НО - УВЫ!  Я ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСВАИВАЮ ТОНКОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ БУНГУ - ВУНГУ,  А ЗНАЧИТ -НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МНЕ НЕ ЧУЖДО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ.
Прошлое письмо я вынужден был прервать из-за присущего мне многословия, поэтому я не полностью раскрыл тему о том,  как ПИТИЕ влияет на СОЗНАНИЕ (или – наоборот). В мелочах, я забыл о главном.
 Скажите любому жителю Бунгу-Вунгу ничем не примечательное слово «БЕЛКА». И вы убедитесь: он сразу же поведает вам о том, что питие изменяет и модифицирует сознание таким образом,  что философ-теоретик, и даже политолог, и, тем более практик, могут в фазе делирия на совершенно голом месте усмотреть разного рода земноводных и пресмыкающихся: лягушек, змей, крокодилов и тритонов. 
Увидеть прямо перед глазами за обеденным столом маленького тритончика - высшее достижение такого рода измененного сознания. Тут сказывается объединение приземленного реализма с фантастическим символизмом. «Три тонны выпил ты вина  - вот тебе тритона на!» - как бы говорит тебе голос свыше.
В дальнейшем, измененное сознание, наступившее в результате пития, поступает, в зависимости от жития  - бытия – бития -  нытия, пережитых испытуемым до того как, а также - в зависимости от поведения самого тритона (жабы, змеи, крокодила). Вариантов тут множество: от лазания по отвесным стенам до попытки зарубить топором соседку, показавшуюся философу-теоретику в образе какого-нибудь гиппопотама. 
«Скорая помощь», смирительная рубашка и мокрые брюки - это наиболее благоприятные последствия «пития». Значительно хуже - захлебнуться рвотными массами, замерзнуть под забором, быть обездвиженным инсультом лет на двенадцать или отсидеть этот же срок в тюрьме за преступление, сделанное «по пьянке»,  о котором ты даже ничего не помнишь.
И вот, выслушав все это, разве сможет кто-нибудь,  даже окончивший уже курсы повышения квалификации, сказать, что «Питие» и «Сознание» не соотносятся друг с другом, то есть не зависят друг от друга?!
Что же касается третьей составной части и третьего источника основ¬ного вопроса философии,  то, - как я об этом не догадался раньше! - он заключается в том, что ДЫХАНИЕ 0ПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ (или - наоборот).
В самом деле, что мы должны делать в первую очередь, если человек потерял сознание?
Если речь не идет о том, чтобы добить его, то мы в первую очередь пытаемся восстановить ему дыхание. Приводим в движение легкие, делаем массаж, вдуваем ему воздух рот в рот и так далее.  Разве это не свидетельствует о том, что сознание может возвратиться к челове¬ку только с восстановленным дыханием?
Должен тебе сказать, что в Бунгу-Вунгу этими проблемами особенно  интенсивно занимается местное телевидение, но тут это выглядит как-то однобоко.  Вместо того, чтобы средствами телевидения пропагандировать идеи и методы приведения людей в сознание, оказания им помощи в экстремальных ситуациях, наподобие спасения утопающих, пораженных электрическим током, травмированных в авариях и разного рода пожарах и взрывах, здесь 90 процентов телепередач, особенно так называемых «боевиков», расска¬зывают, доказывают, демонстрируют и научают,  как можно человека утопить в ванной, поразить током, отравить цианистым калием, свернуть ему шею, сломать ее ребром натренированной ладони, устроить взрыв при помощи радиоуправляемой   бомбы, поджечь дом посредством бензина, оставшись при этом невредимым, устроить маленькую автокатастрофу,  ограбить уличного прохожего (я, кажется, отвлекся от темы).
Почему это происходит именно так, то есть к чему этот крен в сторону насилия, а не наоборот - сколько бы ты ни размышлял, вряд ли сможешь ответить. То ли тут какие-то секретные планы или особые, неизвестные нам психологические рычаги положительного воспитания, то ли это - проявление элементарной глупости в сочетании с жадностью, притом глупости настолько тупой и дремучей, что ее и определить невозможно,  то ли тут еще что-то, не поддающееся объяснению...
Точно так же не поддается объяснению и то, почему человечество, безо всякого на то постороннего давления (совершенно добровольно) стремится превратить земной шар, с его атмосферой,  в огромную газовую камеру. Происходит  ли это в соответ¬ствии с каким-то заранее разработанным планом или это происходит опять же в результате дремучей тупости и жадности рода человеческого - понять очень трудно.
С одной стороны - человечество вполне могло бы обойтись без табакокурения. Мне, например, не известно еще какое-либо живое существо, кроме человека, которое употребляло бы табак как одно из якобы необходимых веществ  для своего организма. Все живое прекрасно обходится без дымопускания и - ничего!  Люди же, я имею в виду и туземцев Бунгу-Вунгу, выпускают в атмосферу огромные облака табачного дыма. А для того, чтобы должным, на их взгляд,  образом загрязнить воздух - отводят свои лучшие земли, на которых можно было бы выращивать бананы - под табачные плантации.
Я, когда еще был советником Его Величества Вождя, говорил им: «Мэй, вы понимаете, что курение - это замедленное самоубийство? Если вы хотите обязательно добиться в этом отношении поставленной цели, то вместо того, чтобы отводить такие большие площади под табак,  не лучше ли на одной десятой доле этой площади выращивать коноплю?
 Коноплю можно замачивать в речке. Затем стебли пропускают через специальное простое устройство, очищая нити от твердых примесей, потом из этих нитей можно плести тонкие, но очень прочные веревки. Останется лишь построить неподалеку маленький мыловарен¬ный заводик, и остальное - дело техники. Пилить сук, на котором мы сидим - это же так просто, естественно и обычно! Открыть продажу индивидуальных комплектов «веревка-мыло», оформить красочно упаковку с нарисованной шеей и надписью: «Минздрав предупреждает:  сочетание Вашей шеи с содержимым этого пакета вредно для Вашего здоровья!». После проведения соответствую¬щей   разъяснительной работы сами собой отпадут необходимости и в табаке, и в конопле...».
Встречал ли ты, мой друг, хоть какое-нибудь упоминание о том, что есть в мире хоть один врач, утверждающий, что курение полезно для нормального ребенка, женщины или даже мужчины? Я такого не встречал. И что? Дети начинают курить, еще не родившись, впитывая соки курящей матери, дышащей табачным дымом курящего отца семейства.
  Естественно, когда кто-нибудь из них потом заболевает,  возникает недоумение и стресс: ах – ах - ах! что делать?
А что ты теперь  можешь сделать? Поезд уже тронулся по знакомой колее. Лед проломился. Снежный ком покатился вниз. Ты шагнул не туда  на минном поле или по ошибке сдернул чеку с зажатой в руке гранатой, а выбросить ее невозможно, и она обязательно взор¬вется через секунду или через десять, в этом уже нет существенной разницы.
Короче – пиндец*! «Надо было думать раньше» - единственная идея, которая может прийти в таком случае в голову. 
«Хорошо, а кто же тогда должен думать раньше?» - спросишь ты. И философы-теоретики, и политологи,  и философы - практики, как мы знаем,  заняты совсем другими проблемами. Его Величество Вождь Омрэу - своими,  демократическая общественность - своими.
Остается, (представь себе какой груз ответственности!  какое огромное... призвание, какое... даже не могу выразиться) - все это предстоит сделать только одному мне - Виктору Панько, потому что никто этого, кроме меня, не видит и не чувствует, ты представляешь!? А  ведь я еще даже не окончил курсов повышения квалификации философов! Не знаю, что и думать, как оно пойдет дальше. 
Я не говорю уже о выхлопных газах автомобилей. Разве непонятно, что излишнее стремление к комфорту, всепоглощающая жадность и неумение разглядеть опасность под самым своим носом, присущие в полной мере человечеству, ни к чему хорошему при¬вести не могут?   Вместо того, чтобы всем народам и племенам объединиться в едином стремлении к очищению окружающей среды и внутреннего мира, они предъявляют друг другу тысячи претензий и чуть что - объявляют друг другу войну или нападают безо всякого предупреждения с целью что-нибудь разру¬шить, кого-нибудь проучить и что-то захватить.
 Кто из воюющих сторон прав, а кто виноват - очень трудно понять, потому что и у напавшей, и у обороняющейся страны  все - равно называется «министр обороны». Но какая же стра¬на назовет своего министра «министром нападения»?! А ведь кому не известно высказывание о том, что нападение – наилучший способ обороны? Поэтому и приходится мучиться в предположениях: один министр обороны напал на другого минист¬ра обороны, как тебе нравится?
Сколько в таких случаях бывает взрывов, пожаров, продуктов гниения и тому подобных  загрязнений воздуха!
Я недавно слышал, что Израиль разрабатывает проект организации туристичес¬ких космических полетов, своего рода экскурсий в космос, чтобы взглянуть со стороны на нашу Землю. Я думаю, что, если это сделать, то человечество выглядит, если смотреть на него из космоса, беспомощным, глупым, достойным сожаления и презрения скоплением живых существ. 
И поэтому мировой классической философии, в свете достижений филозофической мысли Бунгу-Вунгу позавчера вечером наступил конец, а новая мировая классическая философия еще не родилась. 
Поэтому впе¬реди - темный лес.  Это плохо.
Но зато впереди - куча возможностей. Это - хорошо. 
Как тебе известно: нет худа без добра.
Если же продол¬жить эту мысль,  то нет и добра без худа. Я даже скорее склонен ко второму.  Потому что каждый плюс имеет два минуса:  один - горизонтальный, другой - вертикальный.
На этом я заканчиваю свое письмо и отвлекаюсь на небольшой перерыв. Повышение квалификации требует напряжения умственных способностей, но, если я эти способности выложу в письмах тебе, то - что тогда останется для Бунгу-Вунгу?
Еще раз поздравляю тебя с наступающим Новым, 2008, годом!
А относительно курения расскажу недавно услышанный анекдот.
Один любитель песен, которые он исполнял, будучи «под мухой», жил недалеко от кладбища.   Тропинка, которой он обычно шел домой, вела че¬рез кладбище. Идет ночью - поет песни. Раз, другой, третий...  Надоело это покойникам, собрались скелеты в кружок, думают, что делать?
-Давайте его напугаем, - говорит один. - Выйдем, станем вдоль тропинки.
Так и сделали.  Стали несколько скелетов рядом с тропинкой, костями щелкают. 
Тот - ноль внимания, только махнул им рукой в знак приветствия: «привет, мол, пацаны », и пошел себе дальше.
Опять собрались покойники:
-Не так его надо пугать,  надо так, как обычно пугают хулиганы. Надо попросить закурить. Подойти, дай, мол, закурить...
Так и сделали.
 Подходит к  этому поющему самый страшный скелет и говорит:
«Дай закурить!».
Дал прохожий сигарету, да еще и огоньку предложил.  Вспыхнула зажигалка,  осветила страшный скелет:
-Э - э- э, друг, - говорит прохожий скелету, - да тебе уже давно бросить курить пора...
Страшноватый, но симпатичный, анекдот.
Так что, если ты не бросил - бросай!

Твой ВИКТОР.

25.12.07.



ПРИМЕЧАНИЕ

* «Пиндец» - от слова «пиндюк».