Письмо четвёртое. Второй источник

     Письмо четвертое

 ВТОРОЙ ИСТОЧНИК ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ



ЗДРАВСТВУЙ, МОЙ ДОРОГОЙ ДРУГ!
Помнится, предыдущее мое письмо было посвящено конференции философов Бунгу-Вунгу на курсах повышения квалификации по теме основного вопроса философии, где, по причине невнятности председа¬тельской артикуляции,  вместо всеобъемлющего слова «БЫТИЕ», под которым подразумевается, я думаю, «МАТЕРИЯ», взялись мы анализировать понятие «БИТИЕ», которое включает в себя не столько СУБЪЕКТ, СУЩЕЕ, сколько ПРОЦЕСС . Другими словами, если в первом слове это обозначается именем существительным, то во втором  - почти что глаголом.
Неискушенный ум тут может не увидеть разницы, как не видел разницы Антисфен между вождем войск и погонщиком ослов,  но сравни гамлетовское «быть или не быть?» и гитлеровское «бить или не бить?» и ты усекешь разницу. Во втором чувствуется более выражен¬ное «Я»,»Эго», тогда как в первом - больше раздумий о глобальных проблемах существования…
Автором Гамлета был Шекспир,  автором Гитлера была немецкая демократия. И авторы, и их герои навечно вошли  в историю, ты знаешь в качестве кого.   
И  вот по воле случая, из-за невнятности произношения руководителя курсов, мы были вынуждены не только останавливаться на названных выше проблемах,  но и перейти к обсуждению несравненно более лиричного, если так можно выразить¬ся, более сокровенного вопроса, более трепетной и нежной темы: «Питие определяет сознание? Знак вопроса».
Что до меня, то, хотя и нельзя отрицать принадлежность этой проблемы к основному вопросу философии, любой ответ на него будет неполным. На мой взгляд,  не следует  отрывать питие от его неотъемлемого спутника - яства. Их обязательно надо рассматривать, эти два компонента, в единстве, иначе мы будем нарушать закон единства и борьбы противоположностей. Сам подумай: к чему приводит выпивка без соответствующей закуски? В какие филозофические рамки втиснешь ты пример, когда философ-теоретик выпивает трехлитровую банку вина, а в качестве закуски обходится всего лишь нюханием своего собственного рукава,  то есть рукава своей собственной   фуфайки? А то, что питие в совокупности с яством определяет сознание, а не наоборот,  я лично доказал в своем выступлении на конференции, приведя следующий бесспорный аргумент.
Я сказал так: «Уважаемые коллеги! Вы должны согласиться со мной в том, что есть большая разница, когда вы выпиваете энное количество коньяка и ваши щеки трещат от того, что вы трескаете печень трески, с одной стороны, и когда вы трескаете сковородку фасоли, запивая ее энным же количеств капустного рассола, - с другой.
 В первом случае, согласитесь со мной, ваше сознание будет несколько приземленным, если так можно выразиться - придиванным. Вас будут одолевать инстинкты сохранения рода и стремления к сексуальным подвигам.
 Во втором же случае ваши помыслы будут значительно более высокими, вы будете мыслить более масштабно. Вас будут волновать вопросы, касающиеся будущего всего человечества: сохранения озонового слоя планеты, Киотский протокол, парниковый эффект, потепление климата и так далее.
Вот, к чему может привести одно лишь употребление на ночь фасоли философом-теоретиком!»
Может быть, эти мои теоретические выкладки и не имели бы должного успеха, но откуда-то из последних рядов нашей аудитории раздался звук, напоминающий пушечный выстрел, правда, значительно, значительно меньшей силы.  Он не только отвлек внимание слушателей, но и убедительнейшим образом подтвердил правоту моих высказываний на практике.
Если же говорить только о «питии» в более широком плане, то нельзя упускать из виду то, что, в первую очередь, по-видимому, нужно обратить внимание на употребление воды, формула которой тебе известна: Н20. И это естественно, ведь организм человека по содержанию в нем воды мало чем отличается от обыкновенного огурца или там помидора, или морковки. Отсюда нетрудно догадаться, что чем качественнее употребляемая человеком вода, тем он бодрее, здоровее, энергичнее и, я бы сказал, филозофичнее.
И именно положение дел с питием воды в Бунгу-Вунгу натолкнуло меня на мысль о начале конца всемирной классической философии.
Дело в том, что здесь уже на протяжении нескольких десятков лет решили пойти своим особым пу¬тем.
Вместо постоянной борьбы за улучшение качества питьевой воды, чистоту ее наземных и подземных запасов, в Бунгу-Вунгу решили  интенсивно заняться приспособлением организмов туземцев к особенностям загрязненной воды. Ну, наподобие того, как колорадский жук адаптируется к всевозможным «децисам» и «карате». Так, посчитали философы-практики, житель Бунгу-Бунгу может приспособиться к любому составу воды, а, поскольку подземные источники здесь были первозданной чистоты, речки были прозрачными, как самогон после двойного перегона, и то же самое было в колодцах, и все это было только чуть-чуть загрязнено, то какой тут был выход из положения?
С молчаливого согласия философов-теоретиков, в поймы речек и к берегам прудов послушное население начало свозить разного рода мусор. Это - экскременты крупного и мелкого скота, битый кирпич, осколки стекла, поеденные ржавчиной вышедшие из употребления металлические изделия, наподобие ведер без дна  или протекающих корыт, пластиковых бутылок из-под олифы и разного рода  красок и так далее.
 Имелось в виду, что, если это все богатство будет постепенно разлагаться и стекать в ручей или речку, или пруд, то туземец, подобно колорадскому жуку, будет привыкать к воде нового состава, и поэтому его в дальнейшем не возьмет никакая отрава, может быть, даже - химическое оружие массового поражения.
Как тебе идея?
Параллельно с этими мероприя¬тиями проводились и другие.
 Если раньше фермы крупного рогатого скота были крупными и находились в отдалении от населенных пунктов, то после  определенных реформ все коровы, телки, бычки, а также козы, овцы и свиньи были перемещены в населенные пункты, поближе к колодцам. Это соответствовало целям, намеченным философами Бунгу-Вунгу, а именно - загрязнению почвы мочой и калом, которые, стекая постепенно в подземные источники, ускоряют этот процесс.
Я не располагаю достоверными сведениями о том, были ли изданы какие-либо законодательные акты о поощрении тех туземцев, которые усиленно загрязняют воду. Но, судя по тому, как чиновники разного рода служб с безразличием взирают на замусоривание придорожных насаждений, лесов и лесочков, на появление там мешков с битой посудой, строительным мусором и прочим хламом, здесь можно усматривать определенную стратегическую линию.
Не думаю, что  Его Величество Вождь Вунгу-Вунгу Омрэу издаст указ о присвоении особо выдающимся деятелям званий, наподобие «Лучший загрязнитель природы» или «Спящий эколог Первой  степени», но к чему-то подобному туземцы близки по духу.
Результатом всех этих мер стало то, что в колодцах населенных пунктов, нахо¬дящихся за пределами Бунунги, столицы этой страны, вода, если сравнить ее с нашими стандартами, превышает по загрязненности допустимый уровень, если не по нитратам, то по бактериальному составу, если не по бактериям - то по содержанию фтора и так далее.
Вот об этом мы и говорили на конференции, пока председательствующий спал. Питие определяет сознание или - не определяет?
С одной стороны, вода имеет склонность к загрязнению . С другой - качество водочных изделий и их разнообразие, а также их валовое производство и объем продаж населению в Бунгу-Вунгу растут. Каждый второй мужчина и каждая третья женщина, не дожившие здесь до пенсионного возраста, (по непроверенным данным) умерли от алкоголизма или болезней, вызванных употреблением спиртных напитков.
Мне лично пришлось видеть в одном туземном селении нынешним летом в совершенно будний день спящего в придорожной канаве туземца,  а через метров двести - туземку. Так что пусть феминистки, ратующие за равные права мужчин и женщин, умерят пыл своей борьбы! Один лишь этот пример красноречиво подтверждает равноправие полов в Бунгу-Вунгу!
После конференции, прояснившей для меня, по крайней мере, многие вопросы, стало понятным: питие определяет сознание! Иначе – количество баров и других питейных заведений не опережало бы по темпам роста количество грибов после дождя, количество автомобильных аварий никак бы не соотносилось с фактами пития спиртного, хулиганы, насильники и дебоширы доставлялись бы в полицию трезвыми как стеклышко, а радио Бунгу-Вунгу не передавало бы песен, наподобие этой:
«Хочу пить, хочу пить, хочу с друзьями все пропить, до последнего бунга»* или: «Выпью я стаканов семь, а потом начну плакать о своей судьбе».
Определяет ли сознание питие вина  - конференция так и не решила.
 С одной стороны, последствия от употребления этого божественного напитка - те же, что и от пития  неочищенного свекольного самогона, включая дебош в семье, сон в канаве, мокрые брюки в определенных местах. Все дело в объеме выпиваемого, в культуре, так сказать, потребления, в умении контролировать полет своей фантазии, не отрываясь от реальности. Поистине тут незаменим филозофический подход, учет закона о переходе количественных изменений  в качественные !  Если ты недобрал - белая ворона,  добрал до нормы - ПОЭТ, пере¬брал - осел и свинья одновременно.
С другой стороны,  если употребление вина было известно еще с самых древних времен в такой высококультурной стране, как Эллада, имевшая даже весьма почитаемых богов Бахуса и  Вакха, то почему Бунгу-Вунгу должна отмежеваться от этого явления, приносящего обществу, кроме всего прочего, еще и существенную прибыль?
Даже в Библии сказано: «Каждый должен возделывать свой виноградник». Виноградник! Не какие-нибудь кокосовые пли абрикосовые сады, хотя и из их плодов можно, я думаю, гнать превосходный самогон, но - виноградник! И это в тех условиях, когда отсутствовали холодильники, десятилитровые бутыли, металлические или пластмассовые крышки и закаточные машинки, то есть все, что могло превратить плоды виноградного куста в превосходный, ароматный лечебный сок.
О других ассоциациях, связанных с вином, я не буду тебе рассказывать, но, особенно теперь, после конференции, осознаю сам и тебя прошу осознать: соблюдай  меру! А мера, как ты помнишь из  философии,  есть оптимальное соотношение между количеством и качеством.
Будем ПОЭТАМИ!
И вот, размышляя над итогами конференции, и вообще - просто размышляя - нельзя не наткнуться - прямо носом! - на такую проблему или, иначе сказать вопрос:  «Мы такие, потому что так оно идет?» или «Оно так идет потому, что мы – такие?». 
Поверь мне, если в плане общефилозофическом основной вопрос давно сформулирован, (я не утверждаю, что он может быть когда-нибудь решен), то в плане реально-бытовом  вот он тебе, основной вопрос: «МЫ ТАКИЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАК ОНО ИДЕТ? ИЛИ ОНО ТАК ИДЕТ ПОТОМУ, ЧТО МЫ  - ТАКИЕ?».
Как видишь, тут не один, а два вопроса, две задачки. Какую из них выбрать для решения - дело предпочтения каждого. Хотя, в принципе, я не исключаю, что эти два вопроса, или, если заменить вопросительные знаки восклицательными, эти два ответа настолько тесно взаимосвязаны, что их вообще невозможно отор¬вать друг от друга, как у постоянного магнита невозможно оторвать минус от плюса.
Вот, что я хотел сообщить тебе в моем очередном письме. Написал бы еще больше, но чувство меры нужно соблюдать и в многословии, иначе, переборщив, можно надоесть.  Поэтому закругляюсь.
Желаю тебе радостных рождественских и новогодних праздников, здоровья и благополучия.
Твой навеки,  Виктор.

 Постскриптум:
 Работая над темой, вспомнил несколько прикольных фамилий, придуманных любителями фольклора. Среди них - две литовских: «Нинапивайтис» и «Ниматюкайтис». Есть в этой коллекции и другие, но эти меня просто поразили.
До чего изобретателен человеческий ум!

Виктор ПАНЬКО

16.12.07.




ПРИМЕЧАНИЕ

* Бунг - денежная единица в Бунгу-Вунгу. Примечательно, что здесь этими монетами дети играют, как мы когда-то играли металлическими пуговицами.


Рецензии