Письмо первое. О пользе философии

Виктор Панько
ФИЛОЗОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА ДАЛЕКОМУ ДРУГУ

Письмо первое

О ПОЛЬЗЕ ФИЛОСОФИИ

Дорогой друг!
В первых строках моего письма спешу сообщить тебе, что я, как говорится, жив, здоров, чего и тебе желаю. Как много времени прошло со дня нашей послед¬ней встречи, как много воды утекло, как сильно изменилось все вокруг! Ты помнишь, в дни нашей молодости мы пытались, как можно глубже проникнуть в суть вещей, в закономерности окружающего мира, все для нас было интересным и неизученным...
Так и полагается юношам и мужчинам. Ведь именно они пробивают дорогу пытливой общечеловеческой мысли, выстраивая тоннель в твердокаменной породе общечеловеческой глупости. Мужчин гложет любопытство и любознательность, пусть это – одно и то же, и ради их удовлетворения они нередко способны идти на большие жертвы. И это, поверь мне, – достойное занятие! Ведь ум мудреца подобен раскаленному на костре острию бритвы, рассекающему напополам человеческую глупость как кусок искусственного сливочного масла по названию «маргарин» или «Коровка».
Как ты и сам не раз имел возможность убедиться, поле деятельности в этом направлении не ограничено, потому что человеческая глупость не знает предела, на что обратил внимание еще Эразм Роттердамский,* а также многие другие величины, в частности известный тебе Джонатан Свифт.** По объему континуум человеческой глупости может сравниться разве лишь с человеческой жадностью, которая даже более, на мой взгляд, безгранична, чем даже глупость. Поэтому настоящим мужчинам есть где применить свою любознательность. Некоторые из них напоминают первых мотыльков, стремящихся со всей силы своего полета к свету и теплу раскаленной электрической  лампочки и погибающих от столкновения с предметом своих вожделений, от удара об него.
Следующие за ними, за этими погибшими, мотыльки и мошки, наученные опытом первых, ведут себя значительно более благоразумно. Они летают вокруг лампочки по допустимому периметру и пользуются всеми благами тепла и света, радуясь жизни...
Но, друг мой, разве не безумству храбрых поем мы песню, как некогда провозгласил Максим Горький, при упоминании которого очень многие лица принимают кис¬лое выражение?*** По-видимому, эти лица считают, что и для храбрых такого рода найдется местечко в психбольнице, несмотря на обилие других страждущих и нехватку в этих учреждениях так называемых «коек». Поверь мне, я не принадлежу к этой славной плеяде прометеев и гераклов****, но, тем не менее, я восхищаюсь этими первыми мотыльками и мошками. Они - достойны песен больше, чем медведи, которые крутят земную ось*****, хотя этот труд довольно-таки утомителен. Именно мотыльки ценою своей жизни, здоровья, счастья и благополучия дают всей популяции крупицы опыта, пригодного для использования его ею на необозримый период времени впереди, именно они и заслуживают того, о чем говорит батюшка глубоким басом: «Вечная память... вечная память... вечная память...».
Кукиш-макиш! Как будто батюшка никогда не слышал о переименованиях улиц и о племени Бунгу-Вунгу!
Вообще-то сам факт наличия в человеческом обществе такого явления, как переименование улиц и городов, на меня в филозофическом****** плане производит гнету¬щее впечатление. Я понимаю: есть законы борьбы про¬тивоположностей, перехода какого-то количества в какое-то качество, понимаю, что, если ты не в состоя¬нии улицу заасфальтировать, то ее легче переименова¬ть в течение одной ночи, чем пахать десятилетиями. В том и в другом случаях след в истории будет оставлен. Ну, а дальше что? Ждать следующего переименова¬ния? Согласись со мной, тут что-то не совсем то. У юношества отбивается всякая охота к самостоятель¬ной  активной творческой  деятельности. Я даже сам было подумывал: вот сделаю несколько открытий  в филозофической  теории глупости, и моим именем назо¬вут тупик, в  котором я родился, рос и умер. А потом думаю: на хрена? Все равно этот тупик при нынешнем положении вещей назовут потом именем какого-ни¬будь  переименователя. Пусть лучше тогда законы глу¬пости останутся неоткрытыми!
 Ладно, я, допустим, соглашусь с тем, что исчезла улица Крупской Надежды и появилась улица Микле Вероники. У Вероники, говорят, были более привлекательные черты лица, прищур глаз и разрез губ, и вообще - она была красавицей. Смущает меня  лишь то, что ни та, ни другая не ступали ножками по улицам, названным в их честь. Я еще могу понять, когда улицу имени одного поэта называют (переименовывая) именем другого поэта, хотя, по свидетельству историков литературы в период их жизни и творчества они с глубо¬ким уважением относились друг к другу и ощущали вза¬имное влияние. Чего не бывает! Может быть, они на том свете поссорились, и это стало известно определенному кругу лиц... Да, но зачем же переименовывать проспект Мира!!! Значит ли это, что я должен этим самым быть морально и психологически готовым к восприятию на этом проспекте танковых колонн, стройных рядов морской пехоты и пахнущих солдатской кашей полевых кухонь?
«0, ум мой недалекий, плод недолгой науки», перефразирую я слова великого русского поэта Антиоха Кантемира. И добавлю: «Не умереть тебе от скуки...»
А ты говоришь «Вечная память»... Конечно, возможно, были допущены какие-то ошибки при первоначальном наименовании какого-нибудь тупика или проспекта. Но для решения этой проблемы есть выходы. Во-первых, не называть улицу именем той особы, которая  ни разу не ступала по этой улице. Во-вторых, для того, чтобы назвать какую-то улицу, тот, кто ее называет, должен сначала ее построить, а не пользоваться чужими трудами. В-третьих, имя улице должно присваиваться с согласия девяти десятых ее жителей. В-четвертых, в стране не должно быть двух улиц с одинаковым названием. В-пятых, приоритет в названиях улиц должен принадлежать не именам собственным, а именам числительным: Первая Авеню, Двадцатая Авеню, Девяносто Шестая Авеню...
 Представь себе, что администрация города, в котором все улицы пронумерованы, принимает решение:«Переименовать Восьмую Авеню в Сто Сорок Пятую, Сто Сорок Четвертую - в Двенадцатую, а Двенадцатую - в Восьмую» и т.д.
 Сразу же возникнет вопрос: «С какой стати? Что за белиберда?». А чтобы этих вопросов не возникало - запретить называть какие-либо улицы имена¬ми политиков, ввиду быстротечности, по сравнению с вечностью, их политической жизни, а также именами чужеземных завоевателей.
 Думаю, что в таких случаях неразбериха с этой проблемой вечной памяти быстро будет снята.
 Вечная память!.. Это - самое страстное желание, за исключением разве лишь долларов и ЕВРО*******, какое толь¬ко можно придумать! Это - цель жизни для многих и мно¬гих из нас, кому не видеть ее достижения  как своих собственных ушей без зеркала, видеофильмов и других запечатлевающих хитроумных приспособлений! Разве что лишь у кого чересчур длинные уши...
Для продления памяти о себе одни строят особняки, другие - копают колодцы, третьи - сажают деревья…. Чет¬вертые же клепают детей. И -  дай им Бог здоровья и счастья! Потому что они не присваивают себе чужой труд, как это делают пятые. Не воруют и не грабят, как шестые. Не мошенничают, как седьмые. Не насилуют и не убивают, как восьмые. Не обманывают и не лжесвиде¬тельствуют, как девятые. Не обогащаются на взятках, как десятые и не предают своих единомышленников и дру¬зей  как одиннадцатые...
И вот, если ты вдумаешься, то согласишься со мной, что все они: и первые четыре категории, и все осталь¬ные, и не только эти,- страстно мечтают о вечной памяти. Разве это не удивительно?!
А еще удивительнее то, что, как я подметил, клеветники пуще смерти боятся быть оклеветанными, воры - быть обворованными, насильники - подвергнуться насилию и т.д.. Казалось бы, если ты когда-нибудь хоть что-нибудь украл (я не имею в виду тебя лично, знаю, что ты не такой, просто оборот речи), если ты украл, а потом тебя обчистили до ниточки, то ты должен бы радоваться успеху единомышленника. Так нет же! Тогда ты мгновен¬но вспоминаешь о принципах справедливости, правах че¬ловека и завоеваниях демократии. /Об этих завоеваниях мы поговорим с тобой попозже/.
Ты спрашиваешь, почему я тебе не писал так долго. Дело в том, что я в последнее время довольно продол¬жительный период был советником по внутренне-внешним делам одного из мелких вождей известного тебе племен Бунгу-Вунгу, о котором я писал тебе ранее.
Обязанности мои были нехитрые: по утрам будить его тело, а туда, к вечеру, когда он уже потихоньку просыпался и приходил в себя - будить его мысль, в основном путем сравнений каких-то предметов, явлений, процессов и приведения их к всеобщему эквиваленту.
Эквиваленты у нас с ним (его зовут Омрэу********) были разные. Я считал, что это - филозофические закономерности и открытия, он - что это - хрустящие бумажки долларов. До определенной поры это противоречие нам сильно не мешало. По утрам я будил его пинком сапога, а по ве¬черам мы мирно беседовали у костра, на котором тузем¬цы поджаривали какого-нибудь оплеванного ими бывшего Почетного Вождя¬, именем которого не так давно была названа ка¬кая-нибудь улица. Я тебе писал, что Бунгу-Вунгу - это племя, ведущее свое начало от каннибалов,
Неприятности, как ты знаешь, всегда приходят неожи¬данно. И их виной, оказалось, был ни кто иной, как я сам. Будил, будил его мысль и добудился!
Кто бы мог подумать, что этот идиот, этот тупица с умственными способностями осла, увидев оставленное на столе письмо Фрасибула Периандру*********, написанное в четвертом веке до новой эры, ни с того, ни с сего начнет его чи¬тать!
 Ну, ты помнишь это письмо? Если забыл, я тебе процитирую его полностью:
Фрасибул - Периандру. «Посланцу твоему я не дал никакого ответа, но повел его на ниву и стал при нём сбивать посохом и губить не в меру выросшие колосья, и если ты его спросишь, он ответит, что слышал и что видел. Ты же делай, как я, если хочешь упрочить свою распорядительскую власть: всех выдающихся граждан губи, кажутся ли они тебе враждебными или нет, ибо распорядителю власти даже и друг подозрителен».
Так вот, прочитав это письмо, этот дурак, осел и ту¬пица, я не могу его иначе назвать, вообразил, что это было не письмо Фрасибула Периандру, а - письмо Иосифа Сталина (Джугашвили) Адольфу Гитлеру (Шикльгруберу)********** от 9 мая 1945 года!
  То есть ошибка в хронологии у этого дебила составила более 2300 лет! И это - при том, что этот олигофрен умеет считать лишь до 20 и едва освоил в этих пределах таблицу умножения!
Но ты же знаешь мою преданность науке и мою беско¬рыстную любовь к истине! Конечно же, я немедленно воспротивился и стал показывать этому придурку книги древнегреческих философов.
К сожалению, я не нашел известное тебе сочинение Диогена Лаэртского***********, в котором он приводит полный текст письма Фрасибула Периандру, и, естественно, я ничего не смог доказать.
 В таком случае Глубокоуважа¬емый Шеф мой, Его Величество Вождь Омрэу пригрозил мне увольнением по служебному несоответствию и как не прошедшего курсы повышения квалификации в области философии.
Стремясь не накалять обстановку, я выразил мнение, что, возможно, Его Величество Вождь и прав. По всей ве¬роятности, может быть, что упомянутые некие Сталин и Гитлер жили раньше, чем Фрасибул и Периандр.  Можно, также предположить, и даже в дальнейшем подтвердить это историческими фактами из архивов спецслужб, что это происходило в пятом веке до нашей эры, а 9 мая 1945 года исчисляется не по нашему, а по цайтинскому (от немецкого слова «Цайт» - «Время». В.П.) календарю.
Я сказал об этом так убежденно, что и сам в это тут же и поверил.
 Периандр... Гитлер... Хрен их разберет. Главное - идея ведь та же самая. А значит - эквива¬лент не нарушен.
Его Величество Вождь, увидев, что я, подобно многим нашим академикам, способен отойти от ничего не дающего догматизма и ничего не стоящей свободы критики************ ко вполне естественному и разумному компромиссу и консенсу¬су, ласково улыбнулся, похлопал меня по плечу. Но все-таки меня от должности советника отстранил и отправил на курсы философов. Мой адрес теперь такой:
Повышение квалификации. Бунунга, 8-я улица, 2-ой дом от угла, Бунгу-Вунгу, Африка. Панько Виктору Дмитриевичу.
И вот у меня появилась возможности осмыслить окру¬жающую жизнь, а заодно и написать тебе несколько филозофических писем. Ведь правильно сказал, кажется, Антисфен: «Философией надо заниматься до тех пор, пока ты не поймешь, что между вождем войск и погонщиком ос¬лов нет никакой разницы».
Добавлю сюда недавно пришедший мне в голову афоризм: «Разница между мудрецом и идиотом заключается в способности отличить правду ото лжи». С недавнего времени я сочиняю афоризмы. Некоторые из них даже были опубликованы в районной газете!
Вот так-то, мой далекий друг.
Не знаю, сколь полезными для тебя будут мои эти письма, но прошу их сохранить. Может быть, они когда-нибудь понадобятся.
Ну, будь здоров!
С уважением,
 любящий тебя

Виктор Панько

10.11.2007


ПРИМЕЧАНИЯ

* Имеется в виду книга Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

** Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера», по моему мнению – величайший сатирик планеты. Особенно мне нравится «Путешествие в страну Нгуингмов», где взрослый и вдумчивый читатель может найти много интересных размышлений о человеческой природе.
*** Произведения этого великого писателя девятнадцатого и двадцатого веков почему-то не пользуются популярностью в современном «демократическом» обществе постсоветского пространства. Не потому ли, что он написал когда-то «Город желтого дьявола» и прославил смелость Буревестника?
**** Именно Прометей, добывший человечеству огонь, и Геракл, совершивший множество подвигов, (а среди них особенно достоин восхищения труд по очищению конюшен от навоза, чем заняты сегодня миллионы бедных несчастных низкооплачиваемых крестьян)  были среди первых, достойных уважения и почитания, героев всех времен.
***** Была такая песня: «… трутся об ось медведи, вертится Земля. Ла-ла-ла-ла-ла-ла, вертится Земля…».
****** Слово «филозофический» использовалось в русской литературе и раньше, кажется у Чаадаева. К тому же по-молдавски (румынски) выражение «Философские письма» звучало бы «Скрисорь филозофиче» («Scrisori filozofice»).
******* Это такие денежные единицы.
******** Ом - по-молдавски (румынски) – человек, рэу – плохой. Поэтому в Бунгу-Вунгу это имя понятно всем.
********* Фрасибул и Периандр – древние цари.
********** Сталин и Гитлер – «древние» полководцы.
***********  Имеется в виду книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
************ Была когда-то такая философская работа, о догматизме и свободе критики, но она давно забыта.