Ледяной меч

Ирина Кашкадамова
Ледяной меч.
О культе Белой лошади на Кавказе (Колхиде) известно со II тыс. до н.э. К культу Белой лошади относилась хорошо всем известная Медуза Горгона. Возможно, что этот культ имел школы своих последователей на Средиземноморье . Об этом свидетельствуют не только распространенные на побережье Средиземноморья защитные маски с личинами Медузы Горгоны, отгоняющей зло, но и распространённый культ Белой богини в архаичную эпоху . Тесные связи соединяли Кавказ с хатами, затем хеттами, потом Элладой и Этрурией. Всегда это были взаимовыгодные контакты, подкрепляемые совместными интересами жрецов разных стран.
 Племена, поклонявшиеся Белой богине в её зооморфном образе Белой лошади, изначально были людоедами . Это прослеживается в архаичных мифах Эллады в сказании о лошадях царя Диомеда  и других культовых ристалищах, связанных с лошадьми и претендентами на власть .  Культ Белой лошади связан с Зимой, хотя многие исследователи относят его к лунным культам, исходя из троичности фаз луны и троичности Горгон. С тем же успехом можно говорить, что Горгоны родственны Орам и как и они являются временами года. С самой же Медузой часто пытаются ассоциировать трёхликую лунную богиню колдовства Гекату. 
Сама же Медуза–Властительница была связана с Зимой, в русском понимании это Старуха Зима, превращающая всё, на что посмотрит в ледяные скульптуры. Возможно, её культ связан с зимним полнолунием, имеющим ритуально-магическое действие, связанное с игрищами демонов, духов и других сил, названных Христианством – “нечистыми“. К этому культу относится катание на колесницах, бывшее прообразом зимних троек - розвалень, где лошади (кобылы) ассоциировались с тремя Горгонами . На Кавказе зима имеет один месяц, поэтому в поздний период в сани с полозьями запрягалась только одна лошадь.
 
Жрец Медузы Горгоны  был вооружён “Ледяным мечом“. Жреческое имя носителя “Ледяного меча“, видимо, утрачено. Возможно, как и Медуза, он относился к Горгам . Видимо, он должен был неплохо управлять колесницами. Жреческим испытанием его было запряжение диких кобылиц в квадригу и гонка на этой квадриге с другими претендентами. Лошади для этого брались из диких табунов, последний такой табун разводился в Карабахе, назывался “Золотой табун Ираклия“. Эти лошади ещё в XIX в. не брезговали человечиной и кусались во время гонок. Согласно легендам, в древности неудачливых претендентов они могли не только разорвать, но и сожрать. В более позднее время заряжение в маленькую колесницу с полозьями и гонки на ней выявляли командира отряда .
 
Культ Медузы имел два артефактных меча: “Ледяной меч“ и Хрисаор. Если Хрисаор в IV в. н.э. поднимался на территории Ирландии, то “Ледяной меч“ – “Меч Белой лошади“ перешёл в христианство гораздо раньше. С этим мечом во II в. н.э. изображен Святой Михаил, выполненный византийскими мастерами. “Ледяной меч“ Святой Михаил держит в поднятом состоянии, так что хорошо видно его лезвие. Лезвие у “Ледяного меча“ обоюдоострое, а рукоять вместе с эфесом повторяет форму Креста Святой Нины. Рукоять “Ледяного меча“ выполнена из комля виноградной лозы . Рукоять артефакта была украшена золотом. Возможно, в древности она была оплетена женскими волосами . “Ледяной меч“ – двуручка, делавшаяся по размеру жреца .
 
Рукоять в стоячем положении доходит до солнечного сплетения у жреца, так, чтобы крест рукояти перекрывал грудину, и волосы  возлюбленной предохраняли его от враждебной магии . Так как этим артефактом в Грузии владели древние цари , то можно предположить, что волосы на рукояти принадлежали царицам. Здесь опять прослеживается связь с культом Медузы. Древние царицы, подобно змеевидным волосам Медузы, заплетали множество косичек, по длине доходящих до икр и скрывающих их фигуру от магии. Древние жреческие имена служительниц Богини Белой лошади – Лали , Нин-о-Нин , Тин-а-Тин . 
 
“Ледяной меч“ это прежде всего артефакт правителей культа Белой лошади. Восходя на престол, правитель с этим мечом объезжал территорию государства, а меч являлся свидетельством его законной власти. Считалось, что лезвие артефакта в руках истинного правителя должно было сиять подобно снегу  в свете яркой луны. Также, как белый крылатый конь, меч ассоциировался с зимним временем года, Луной и чистотой помыслов, подобной кристаллу льда. “Ледяной меч“ считался защитой государства от враждебной магии, которую он должен был отвращать, подобно маске Медузы Горгоны. Действие его должно было напоминать процессы, происходящие в воде, являющейся проводником энергии и информации, и замораживать (вымораживать) любое негативное воздействие, подобно льду.  Грузию охраняло яркое солнце, отражённое от снега. Шах Абаз не смог разграбить горные монастыри, ослеплённый выпавшим ночью снегом  и отражённым в нём солнцем. Также должен был слепить врага и “Ледяной меч“.

Кроме меча, был сохранён трон культа Белой лошади, трон, на котором сидел и умирал Правитель. Подобно этому трону, были погребальные троны правителей культа Белой лошади, могилы которых вырубались в скалах или ледниках, и на них восседали мёртвые Правители, чтобы достойно войти в Царство мёртвых и предстать перед очами Белой богини. Трон имеёт колоннаду в виде ног лошади, обрамленных копытами. В христианское время к нему было приделано навершее в виде храма, видимо, заменившее древнее. Возможно, древнее навершее имело изображение Пегаса или личину Медузы Горгоны .
 
Символ белой крылатой лошади , летящей вверх к звезде из Колхиды, распространился через Имеретию в объединённую Картло-Каахетию. Пегас, как третье порождение погибшей Медузы Горгоны, объединил под собой всю Иверию. Бордовый фон, на котором он изображается, возможно, являлся памятью крови Медузы, из безголового тела которой он выпорхнул. Бордовый цвет является символичным цветом всего этого культа, а, следовательно, и “Ледяного меча“. 
 
Культ Белой лошади наиболее сильно и отчётливо прослеживается на Британских островах, в Исландии, Польше, Скандинавских странах и Испании. С этим культом также связана и Дикая охота.

P.S.   Богиня Деметра тоже относится к зооморфизму лошади.
  В Беотии было найдено изображение Медузы Горгоны с лошадиным торсом.
  Возможно, именно эти племена Геродотом названы гипербореями.
  Диомед фракийский царь, кормивший мясом чужеземцев своих лошадей.
  Энциклопедия “Мифы народов мира“, М. 1980.
  Зооморфный образ – белая сука.
  На Руси зима заключает в себя три фазы, это три сестры Метель, Пурга и Вьюга.
  Возможно Мороз. Жрец Медузы Горгоны послужил прообразом для возникновения образа Деда Мороза, совместив в себе культ Медузы и культ Аида.
  Видимо, с этим связано царское прозвище царей Иверии – Горгосал.
  Вахушта “История Грузии“, книга 3. Описаны гонки при царице Русудан – женские гонки. Последний участвовавший в мужских гонках – полководец Захария.
  Возможно, что при ударе по рукояти, подобно Кресту Святой Нины, из него источается жидкость, напоминающая кровь.
  В культах людоедских племён (единорогов),  относящихся к зооморфизму Белой лошади, очень сильна магия женских волос. Женщины своими волосами спасают любимых. Из женских волос ткали обереги для любимых. Женщины для любимых плели волосяницы, чтобы предохранить их от стрел.
  Возможно, что жрецы–носители должны были выделяться по определенным внешним параметрам, так как вряд ли меч перековывался каждый раз под носителя.
  Волосы в древности считались не только проводником магии, но и носителями одной из душ человека, почему и практиковали снятие скальпов у поверженного врага. Волосы это сила человека, их посвящали богам, на них давали обеты, лишение волос приравнивалось к рабскому состоянию.
  О культе посвящения волос у гипербореев Геродот “История“  Мельпомена, 34.
  Древние цари, одним из которых был Парнаос
  имя белой крылатой лошади – Пегаса.
  Имя имеет шумерские корни – Госпожа (Хозяйка)- Госпожа
  имя имеет персидские корни, значение такое же, как Шах-ин-Шах
  Монастырь над входом имел оленьи рога.
  Подобно тому, как в Этрурии на храмах ставили антефиксы с личиной Медузы Горгоны.
  Р.Грейвс, считает, что Пегас из-за своих подков, в форме луны, был священным животным лунной триады богинь. З.Грейвс “Мифы древней Греции“, М.1992, с.10.