Глава 2. Священный город

Владислав Крылышкин
                *

                Глава вторая.

                Священный город.

                Глава о совести  и дружбе.


      Священный Иерусалим встретил Вишну, едущего на осле, как и положено всякому современному городу: сигналами и выхлопами машин, пёстрыми плакатами реклам и беспросветной суетой на улицах. Вишну предусмотрительно подвязал мешочек под хвост Большого Уха, но, как бы местные власти не пытались следить за чистотой в городе, от удушающего чада машин не спас бы, наверное, и противогаз. В поисках пропитания и хоть какого-то общения с местным населением Вишну направил своего полу коня к затенённому оливами небольшому кафе. Там за выносными столиками сидела группа молодых людей, почти все курили и что-то бурно обсуждали, обмениваясь книгами и тетрадями. Один из них уловил на себе взгляд  путника и обратил внимание остальных на странного пилигрима, приближающегося верхом на осле. Пока молодёжь с ухмылками перешептывалась, Вишну спешился, привязал осла к стойке навеса, и, прихватив мешок с поклажей, сел за ближайший к студентам столик. Улыбаясь, он достал из мешка несколько тибетских украшений и аккуратно разложил их на свободной поверхности круглой столешницы. Привлеченная чудаковатыми сувенирами, к нему вскоре подошла вся весёлая компания студентов. Они попытались заговорить со странником на местном и других языках, но безуспешно, пока Вишну, подбирая в уме английскую версию речи, случайно не обронил несколько русских слов. И тогда в пытливой компании нашёлся светловолосый паренёк, который на ломаном русском объяснил, что его отец русский эмигрант, и он может более-менее перевести остальным то, о чём желал бы сказать путник. Вишну представился и объяснил, откуда он держит путь. Видя недоверчивое удивление на лицах, он заговорил на тибетском и странный акцент неизвестного языка показался тем, кто сомневался, более чем убедительным. Чтобы рассмотреть получше, молодёжь стала выхватывать  друг у друга экзотические украшения, сделанные из камня, кости и дерева. Это были большие и малые бусы для ношения на руках и шее.
          - Неужели настоящая «шамбала», атрибуты тибетских монахов? - восторженно спросил светловолосый парень.
          - Отчасти, да, - ответил Вишну, - но в основном такое носят тибетские миряне, в некоторых священных украшениях иногда присутствуют малые фрагменты костей их  предков, дабы оставалась неразрывной сакральная родовая  связь. В данных бусах использованы кости животных, как символ движения человеческого сознания через камни, растения и животный мир.
           Когда светловолосый студент перевёл своим друзьям сказанное Вишну, один из них, с маленькой тюбетейкой на макушке, фыркнул и, сухо что-то сказав, плюнул на землю. Вишну поинтересовался у своего переводчика, и тот ответил, что его сокурсник отказался брать в руки языческие атрибуты.
           - Тогда, почему он курит, – удивился Вишну, - ведь табак воскуривали индейцы, совершая так называемые языческие обряды?
           - Я спросил его, - через время ответил переводчик, - он сказал, что курение малый грех, по сравнению с нарушением десяти заповедей. Мол, привычка к сигаретам пусть и вредна, но только для его тела, и нисколько не мешает ему жить нравственно, с верой в справедливость законов Господа.
           - А как он понимает нравственность и справедливость? – с улыбкой спросил Вишну.
           Выяснив моральную позицию своего товарища, заинтригованный переводчик ответил:
           - Он сказал, что жить нравственно, значит исполнять Божьи заповеди, и тот, кто их нарушает, должен быть наказан. Не говоря уже о тех, кто посягает на здоровье и жизнь людей. «Око за око» - это справедливо, так он считает.
           - Хорошо, вот, например, кто-то из вас, раскалывая полено, по своей опрометчивости или из-за гневной мысли, за стлавшей глаза, случайно, отхватил себе на левой руке палец. Ради справедливости, следуя правилу «око за око», ему нужно будет отсечь тот же палец на правой руке, которая держала топор. Вы спросите, причём здесь правая рука, когда виновата голова? Действительно, но не отсекать же голову за палец?! Не лучше ли в этой ситуации простить себе свою оплошность, и, осознав её причину, больше не допускать невнимательности или слепой ярости? Общество – единый организм, и если в нём по какой-то причине нечто стало ущербным, неужели справедливо будет в ответ покалечить в живом целом ещё что-то? Если бы в многодетной семье по какой-то причине один сын убил другого, стали бы родители отплачивать виновнику тем же? Наверное, они постарались бы найти другой подход к исправлению поступка? Или Каина нужно было четвертовать? Причина того, что человек убивает другого, даже с каким-либо намерением, в неосознанности побуждений, в безумном наваждении желаний и непонимании насколько  в этом мире всё связано. Культурное общество должно нести ответственность за войны и то, что в её среде зарождаются убийцы, воры и подлецы, а не побивать камнями неугодных. Жить нравственно, или, как говорят, по совести, это не значит слепо выполнять предписания о том, что «хорошо», а что «плохо», это значит быть чутким и осознающим. Именно благодаря таким качествам возможна подлинная совесть - весть из нашей души о том, что всё едино. И «любовь к ближнему, как к самому себе» - это не универсальная инструкция поведения среди людей, а понимание и глубокое сердечное чувство, что все живые существа – манифестации единого Бога.
         Если молодой человек имел в виду десять Божественных заповедей, а также Второзаконие, так они больше похожи на установления человеческого ума, когда первая заповедь может корректировать последующие. Богу Моисея не чуждо человеческое, Он может быть таким же ревнивым, злопамятным и жестоким, какими бывают люди. Например, шестая заповедь «Не убий» из-за той же первой заповеди, не должна пониматься в широком смысле, а имеет отношение лишь к избранному народу, который верит в истинного Бога, остальные иноверцы заслуживают смерти и ограбления, пусть даже, если среди них будут единокровные отступники от подлинной веры. Однако только совесть, порождённая не человеческими наущениями, а природой осознания, несёт для всего человечества любовь и понимание.
           Пока светловолосый студент переводил для своих друзей сказанное Вишну, атмосфера в их кругу постепенно накалялась, они опять начали спорить и возмущаться. Парень с тюбетейкой на макушке, стиснув кулаки, начал злобно что-то говорить. По просьбе Вишну, переводчик сказал:
           - Большинство из них обзывают вас, и считают, что вы прибыли искушать их веру в истинного Бога, который искони ведёт иудейский народ путём подлинной праведности.
           - Я не против того, что Бог избрал именно иудеев для психологических экспериментов, наподобие испытаний Иова, и даже сочувствую этому талантливому народу. Я против человеческой гордыни, которая от лица Господа решает, кто достоин жизни и благодати, а кто нет, - твёрдо сказал Вишну.
          В этот момент подбежал запоздавший официант. Студенты, бранясь, ушли, побросав на стол отвергнутые тибетские украшения. Остались лишь двое молодых людей, один из них был переводчик, а другой, видимо, его друг, который всё время старался держать нейтралитет. Официант что-то сказал, и переводчик спросил у Вишну:
          - У вас есть деньги для заказа?
          - Нет, я хотел предложить украшения за еду, - смущаясь, ответил Вишну.
          - Тогда возьмите за них наши деньги, этого хватит заказать хороший обед. А я заберу себе на память вашу «шамбалу», - сказал светловолосый студент, и, уходя, добавил, - мне кажется, вы во многом были правы. Потом он немного помедлил, достал блокнот, что-то записал и положил вырванный листок на столик Вишну, шёпотом говоря:
           - Здесь записано название горы, расположенной за городом, там вы спросите у местных жителей о пещере отшельника Элохима, его знают все, кто живёт в том районе. Элохим говорит на разных языках, странствовал по Европе и бывал в России. Мне кажется, вам есть о чём поговорить друг с другом, если, конечно же, своенравный старик будет  расположен к разговору.
           Вишну поблагодарил светловолосого парня и его друга, а те, попрощавшись, перешли дорогу, и скрылись за потоком машин.
           Через некоторое время официант принёс целый поднос овощей и фруктов. Вишну основную часть заказанного сложил в вещевой мешок, и, после произношения четырёх святых обетов, приступил к трапезе.  Когда она уже заканчивалась, за соседний столик присели две солидные дамы, лет так за сорок, они заказали по чашечке кофе и заговорили между собой на русском языке,  видимо, думая таким образом избавиться от лишних ушей. Сначала они обсудили соседа, этакого странного пилигрима, питающегося травой и фруктами, а затем заговорили о насущном. Вишну невольно отметил для себя, что на Обетованной земле больше русских и других иностранцев, почувствовавших свои еврейские корни, нежели коренных иудеев. Женщины вскоре закурили и углубились в общение, перейдя от общих социальных проблем к личным:
            - Сегодня была в банке, взяла под свой бизнес ещё один кредит, - сказала рослая черноволосая дама низенькой пышной блондинке.
            - Как тебе удаётся продвигать свои дела, чтобы успевать выплачивать каждый месяц за дом, машину, а также свою страховку? – тоненьким голосом спросила удивлённая подружка.
            - В том-то и дело, что не успеваю, поэтому приходится брать очередной кредит, в надежде, что мой ресторанчик, построенный на бойком месте, станет более посещаемым клиентами. Я уже молчу сколько крови из меня выпил сбор разрешений от всевозможных инстанций на строительство и открытие ресторанного бизнеса!
            - Ты же сильно рискуешь обанкротиться из-за набегающих долгов по выплатам  процентов за банковские кредиты, они тебя сожрут с потрохами! Разве тебе не страшно остаться в нищете, или, того хуже, в тюрьме?
             - Будь, что будет. Уже пере боялась, когда я, по-молодости, в поисках лучшей жизни,  согласилась на сомнительное предложение трудоустройства в этой богатой на лукавство стране и еле вырвалась из волосатых лап сутенёров. Конечно, постоянное мытьё посуды в захудалом ресторанчике, а также брак с моим старым жмотом, оказались не меньшим рабством, чем быть девочкой по вызову. Однако это уже было добровольным рабством, и, в отличие от вынужденного, у меня появилась хоть какая-то перспектива. Я не теряла время зря, и, будучи десять лет посудомойкой, хорошенько изучила ресторанный бизнес изнутри, со всеми его подводными течениями. Когда же мой благоверный отправился к своим праотцам, у меня появился шанс за унаследованные от него сбережения открыть со знанием дела свой бизнес. Теперь я чувствую, что двигаюсь к свободе, пусть хотя бы и слишком относительной, но вполне ощутимой. У меня сейчас, среди бела дня, в руках не губка с грязной тарелкой, а сигарета с чашечкой кофе!
           - Но ведь это всё обманчиво, - не успокаивалась писклявая подружка, - уже через месяц или год, ты можешь лишиться своих маленьких радостей. Чем плох телесно-размеренный, ежедневный труд, по сравнению с хроническим напряжением мозгов и бессонной тревогой в один момент лишиться всего?
           - Тебе легко так говорить, - низким голосом ответила брюнетка, - потому что ты в другой ситуации. У тебя состоятельный любящий муж, куча детей с няньками, просчитанные заботы и спланированный досуг. Ты довольна положением обеспеченной домохозяйки, и у тебя не болит голова за день послезавтрашний. Тебе вообще не нужны далёкие перспективы и свобода тоже ни к чему, тебя всё устраивает, не так ли?
         Пышнотелая подруга вздохнула и призналась:
         - Иногда я завидую тебе, и потому спрашиваю, как тебе удаётся не терять самообладание и смело глядеть вперёд, когда, по сути, твоя затея с ресторанным бизнесом, на мой взгляд, сплошная авантюра?
         - Знаю, дорогая, каким бы райским не было болото, а на птиц, парящих в небе, смотришь с завистью. В какой-то момент меня убедили не бояться брать кредиты, мне уже кажется, в мире жесткой конкуренции, это вообще единственно верное и разумное решение. Всё вокруг быстро меняется, население растёт, и, соответственно, надо построить бизнес так, чтобы он развивался на опережение долгов по кредитам. Вливание новых денежных займов будет только ускорять геометрический рост прибыли. Такова общая ситуация, как в лесу, останавливаться нельзя, иначе окажешься в чьей-то тени, и тебе в безнадёжных поисках малейшего света останется только чахнуть. Можно, конечно же, пойти твоим путём, найти мощное дерево и, как лиана, обвить его, но таким образом ты полностью наследуешь прихотливую судьбу своей опоры. Я же хочу зависимости лишь от себя, на кого-то жаловаться – судьба рабов.
         - Ну, спасибо, удружила, доходчиво обрисовала мою жизнь, - чуть не плача, огорчилась блондинка.
         - Если ты счастлива, зачем париться моими проблемами, а если нет, то надо, подруга, что-то менять в своей жизни. Причём не так, что ты пойдёшь и купишь себе новую кофточку, компенсируя душевное расстройство, нужны изменения кардинальные.
          - Но разве твои усилия по развитию бизнеса можно назвать движением к свободе? Скорее ты разобьёшь себе голову, вместо того, чтобы достичь света в конце туннеля!
          - А и пусть! Когда идешь в лес, не знаешь, что тебя там ждёт. Риск есть всегда. В моей ситуации я могу немного просчитывать наперёд и властна менять, хотя бы что-то, нежели заглядывать в рот судьбе.
           - Ну ладно, хорошо, ты не заглядываешь в рот судьбе, - сквозь зубы прошипела скисшая блондинка, - однако ты заглядываешь в клюв банкирам. Ну и что с того, что ты берёшь кредит под свой бизнес и вложенные в него свои деньги, теперь это уже не только твой бизнес и не от тебя зависит скачущая ценность вложенных радужных бумажек, а также выбор клиентов идти именно в твой ресторан. Сколько можно жить в иллюзии благополучия, когда на самом деле прибыль от бизнеса похожа на затяжные и болезненные роды?
           - Да, мне тяжело, - опустив голову, ответила брюнетка, - я бьюсь изо всех сил, как рыба об лёд, но у меня есть надежда, что в моей жизни возможны изменения. То, что пью сейчас рядом с тобой чашечку кофе, не пир во время чумы, а уже некоторые достижения моих усилий. Я могу позволить себе свободный график работы. Хоть  и схожу с ума по ночам от навалившихся проблем, однако утром я встаю, когда захочу или посчитаю нужным. И  эти,  пока ещё маленькие свободы, я никогда уже не променяю на золотой ошейник рабского благополучия.
           - Вы сейчас окончательно поругаетесь и расстанетесь каждая при своём мнении, в душе обижаясь и осуждая друг друга, - сказал подошедший к дамам Вишну.
           Удивлённые подруги, повернувшись к чудаковатому страннику, захлопали накрашенными ресницами.  Не находя слов, женщины оцепенели,  их щёки зарделись от возмущения и стыда. Но Вишну спокойно продолжал говорить:
           - Моя жена из прошлой жизни любила в разговоре так же, как вы, непреклонно гнуть свою линию, и в итоге мы расстались, ибо не смогли стать друзьями. Ведь дружба тем и отличается от других видов общения, что в ней каждая сторона всеми силами, без  осуждения, пытается понять другую.
          После этих слов блондинка неожиданно разрыдалась, а брюнетка с нежными чувствами начала успокаивать её,  при этом сама, роняя слёзы и размазывая платком краску на глазах. Успокоившись, женщины пригласили Вишну сесть рядом и попросили помочь  разобраться в их сомнениях.
           А тем временем Большой Ух, медленно пережёвывая  ветку  лаврового куста, растущего возле летнего кафе, внимательно наблюдал за лохматой дворняжкой. Она мельтешила вокруг  столиков, и всё никак не хотела уходить, надеясь на вкусное подаяние.
           - Да, да, это опять я, - послышался ослу знакомый голос,  исходящий от собаки, - ты мне скажи, о чём так мило беседует Вишну с почтенными дамами?
           - Ну вот, мы снова можем пообщаться, я уже начинаю привыкать к твоим перевоплощениям, - сказал Большой Ух и радостно продолжил, - он говорит с дамочками о том, что такое в его понимании подлинная дружба. Мол, искреннее стремление понять друг друга равносильно чувству любви.
           - Вишну повзрослел духом, раз начал глубоко смыслить в природе человеческих взаимоотношений, - констатировала дворняжка, усевшись на задние лапы перед столиком благожелательных собеседников. Глядя в просящие глаза собаки, высокая дама щелкнула пальцами официанту и заказала чай с оладьями.
            -   Всё собираюсь, но не успеваю  спросить, ты же говорил, что общаешься со мной, как с посредником между твоей сущностью и людьми, а как же тебе стало известно, ещё тогда, в тибетском монастыре, о чём думал Вишну, когда он пытался сориентироваться в многомерности и вариабельности бытия? – удивлённо спросил собаку осёл.
            - Я слышу людей,  когда они пребывают в медитации, а так я могу лишь читать их эмоции, выраженные на лицах и в характерных позах, - не шелохнувшись, ответила дворняжка.
            - Подожди,  разве настоящая медитация это не свобода от мыслей и даже от образов? Так думают многие земные специалисты и знатоки восточной мудрости.
            - Пусть они предполагают, как им заблагорассудится, но отсутствие всего - это глубокий сон, либо ожидание перехода в другое воплощение. Если же их тешат в медитации лишь бесформенные ощущения, то их можно поздравить с чувствами медузы в морских водах.
        - Тогда чем отличаются медитативные мысли от научных или каких-либо других человеческих размышлений?
        - Они отличаются высотой вибрации, их ритм настолько быстр, что они выглядят мощным потоком Божественного откровения. Входя в подлинную медитацию, человек приобщается к сознанию Околооки. Тонкие границы между памятью его тел на время медитативного состояния исчезают, и она воссоединяется с великим содержанием Разума бытия. Это подобно капле, упавшей в океан.
       - Понятно, человеческие мысли, идущие лишь из индивидуальной памяти, равносильны попытке увидеть в капле отражение всего океана. Поэтому ты не слышишь их, так как они отягощены плотной средой земного опыта, и только мне, на волне эмоций, становится известным то, о чём люди думают, - вздохнув, сделал вывод Большой Ух.
        - Да, но тяга людей к дружбе, как желание глубоко понять ближнего, а так же стремление пробудить в нём и в себе память единства – это уже приближение к медитации, ясновидение того, что все мы капли одного Океана. В таком чувстве дружбы все тела человека сближаются,  мне тогда становится понятен и язык дружеского соучастия, - согласилась собака, едва успев увернуться от острого носка лакированной туфли официанта. И когда тот ушёл, дворняжка получила от высокой дамы оладий в сметане.
           - Ты хочешь сказать, что в настоящей дружбе и медитации есть одно и то же чувство любви? О да, любовь – это высшая эмоция, охватывающая все разумения и положительные восприятия, когда мысли и чувства становятся чем-то единым, а  сознание - безграничным! – вдохновился осёл и восторженно продолжил своё откровение, - Люди пытаются умом поделить любовь на восходящие, нисходящие и равные чувства. Они говорят о благоговейной любви к Богу или своим родителям, а также о любви-жалости Бога к человеку и родителей к своим детям. И ещё люди считают любовь между мужчиной и женщиной, как взаимность в равных долях.  Разве можно постичь любовь умом? Но люди продолжают делить и дружбу, они говорят о ней, как о родстве интересов, стремлении к общим целям, личной симпатии, доверенном лице и безотказном терпеливом товарище. В таких понятиях погибает  настоящая дружба, ибо не какая-либо материальная, или духовная выгода ведёт к истинной дружбе, а стремление приобщиться своей душой к другой душе, узнать вкус единства! Дружба и любовь – это одна душа на весь мир!
      - Я рад, что ты понял меня. На языке любви разговаривают все уровни  Бытия. Мы и есть тот Океан, что разлетается брызгами душ по всей Околооке и вновь возвращается к своему единству через любовь, - согласилась дворняжка и побежала вдоль шумной улицы.